Обзор постройки модели Драккара
Обзор постройки модели корабля викингов (драккара)
Вступая в ряды драккаростроителей, подсознательно пытаешься походить на образы суровых северян нарисованных воображением. Викинги считались одними из лучших в Европе рассказчиками, саги которых продолжают очаровывать современных читателей. Одной из отличительных черт древнескандинавской поэзии, легенд и саг является черный юмор (юмор висельника). Обычно, когда в сагах о викингах кто-то из героев озвучивает подобную шутку, это становится дурным предзнаменованием, в подобных произведениях таких шуток гораздо больше, чем можно было бы предполагать. К сожалению, современному человеку трудно выдержать подобную литературную конкуренцию, тем более в рамках короткой статьи.
Впрочем, это касается и корабельной составляющей, учитывая, что в те далекие времена существовали мастера высочайшей квалификации, способные даже и "на глазок" выстроить отменно остойчивый и быстроходный корабль. Такого мастера сопровождала целая бригада различных специалистов: древознатцев, мастеров по выделке досок, резчиков по фигурным деталям и кузнецов, а также некоторое число подсобных рабочих. К счастью, мне предстоит построить кораблик в пять десятков раз меньшего размера, поэтому трудовой коллектив ограничивается кошкой Дашкой, да заморским древознатцем Proxxon-ом.
Учитывая, что обзор постройки модели драккара от итальянской фирмы Amati не является уникальным в модельном сообществе, поэтому постараюсь быть более-менее кратким и делать акценты не на общих планах, а на мелочах и нюансах.
Начну с коробки и содержимого. Оно полностью соответствовало заявленному. Разве что некоторая разорванность угла крышки коробки вызывала эстетическую неудовлетворенность, но 10-ти процентная скидка продавца ("Верфь на столе") полностью ее компенсировала. Бумажная составляющая содержимого представлена на фото. Претензий к качеству чертежей и инструкций как стандартной, так и переводной русскоязычной не возникает.
С большим трудом победив в себе извечное желание моделиста собрать как можно быстрее остов корабля для его скорейшей 3D визуализации, я занялся проработкой фанерного вопроса, по-моему, вечного для европейских производителей. Начав с оклейки торцов шпангоуто-топтимберсо-бимсов (нужное подчеркнуть) и киля, продолжил двукратным клонированием выше подчеркнутых элементов. Клеил липовый (в хорошем смысле этого слова) шпон толщиной 0,5 мм на изгибах с помощью паяльника, лишив себя перекуров на период высыхания клея, так как процесс происходил почти мгновенно. Бимсы, обработанные с двух сторон, имеют толщину 3 мм, что после не хитрых подсчетов, дает толщину в 15 см натурального размера, что может и не совсем правильно, но и не фатально.
Кроме этого, с помощью нехитрого приспособления для гравировки (между прочим очень легкого и удобного) от Proxxon-а сотворил типа резьбу по дереву на заранее запланированные части киля. Слово "типа" употребляется, чтобы разграничить настоящую резьбу, и ту примитивную, полунаскальную живопись, исполненную мной. Вот когда я пожалел об отсутствующих резчиках по фигурным деталям, упомянутых выше. Единственное, что могу сказать в свое оправдание, подобный "изысканный кубизм" встречается на шее и частично голове дракона, украшавшего штевень корабля, найденного в устье реки Шельды.
Разбудив в себе дух анималиста-садиста, я без зазрения совести отпилил потенциальному дракону его странноватого вида собачий хвост из пресловутой фанеры, и, насколько позволяют мои таланты, вырезал новый, более элегантный из яблони (кстати, материал для резки просто замечательный), после чего срастил его на штифтах с "туловищем".
Закончив с подготовительными работами, довольно быстро и беспроблемно собрал "скелет корабля" из киля и шпангоутов. Малковка также прошла без эксцессов, причем снимал "лишнее" со всех шпангоутов, а не только трех ступенькообразных, указанных в инструкции. Еще один нюанс заключается в невозможности обработки обшивки снаружи, потому как бескомпромиссная в своей безальтернативности фанера имеет три разноцветных слоя, которые по мере воздействия напильника или наждачки празднично и радостно демонстрируют себя окружающему миру.
В результате идеально совместить обшивку не удалось. То ли по причине кривого лазера Amati, то ли аналогичного дефекта моих рук. Правда, один момент слегка воодушевляет: корпус получился удивительно крепкий и стойкий к деформации, особенно после предпринятой мной операции гвоздевания. Очередной раз описывать это действо смысла не вижу, отмечу только, что между нагелями расстояние 4 мм и количество несчетное.
Это шутка. Двух упаковок по 600 штук вполне хватило (при моей лени использовал только заточенные с двух сторон кончики, "тушки" оставил на будущие токарные эксперименты), зубочистки оказались бамбуковые и довольно тяжелые в обработке, поэтому приготовленная шлифмашинка оказалась почти бесполезной для наружных работ, зато полностью себя реабилитировала при обработке обшивки изнутри. В общем, чтобы сэкономить наждачку и не продемонстрировать окружающим ваш богатый запас неприличных слов, лучше пользоваться березовыми нагелями.
После нагелизации бамбуком пришло время установки палубы, точнее 4-х ее составных частей, а также недостающих бимсов, при странном стечении равном количеству достающих. Установив все вышеперечисленное, а также некоторые дополнительные элементы на форштевне и корме, перешел к следующей логической операции - к настилу палубы. Для этого сначала пришлось победить свою врожденную лень и решиться застилать не сплошными палубными досками, а, как и положено, небольшими половицами, лежащими на Т-образных бимсах, которые не будучи ничем закреплены и, естественно, без всякого гвоздевания,- для доступности на случай каких-либо трюмных заначек суровых северных мужиков, а также исполнения малопривлекательной, но такой необходимой работы по вычерпыванию темных трюмных вод. Для этой работы очень пригодились два инструмента: вышеупомянутая в неравной схватке с бамбуковыми зубочистками - шлифмашинка и мини-утюжок для пэчворка, идеальная штука для приваривания планок на клей ПВА.
После недолгих раздумий решил я делать это судно не каким-то там "ветреным" (в смысле исключительно паруса), а таким же могучим, как и природа Скандинавии, то есть идущим на веслах наперекор бурлящим северным водам. Весла вставлялись не в уключины, а пропускались сквозь специальные отверстия - "гребные люки". Следовательно, крышки их закрывания пришлось сделать в открытом положении, кстати, сами крышки - не что иное, как остатки "черепицы" с кормы Черной Жемчужины, благо нарубил я этих кругляшей из лощеного картона, покрытого битумным лаком, с огромным запасом.
Появление гребных люков направило творческий потенциал на следующий шаг: на то, что в них должно собственно входить и грести. Не скажу, что эта часть работы была самая интересная, но 7 видов весел, по четыре штуки каждого, были изготовлены в течение недели. Каждое весло для облегчения работы состояло из трех деталей (см. фото) одна из которых фанерная, изначально вызывала внутренний протест, но после экспериментов с битумным покрытием, протест сошел практически на "нет".
Решением следующей логической проблемы стал вопрос, касающийся гребли: где, собственно, сидели гребцы. При раскопках кораблей викингов скамей для гребцов обнаружено не было, однако высота, на которой расположены уключины по отношению к половицам, исключает возможность того, что гребцы стояли. Некоторыми учеными было высказано предположение, что они сидели на своих матросских сундучках, а таких сундучков на корабле найдено не было потому, что они были личной собственностью моряков, а не частью корабельной оснастки.
Спорить с археологами дело долгое и туманное, проще и быстрее изготовить необходимое количество сундучков, тем более команда гребцов, сидящая прямо на палубе, выглядит довольно комично.
После 28 предметов личной собственности моряков сделать еще несколько, уже общественной, не составило большого труда. На фото легко можно отличить самострой и самодел, от предметов "музейного качества" Amati.
Переделка коснулась также и более сложных деталей корабля. Например, "мачтовая рыба" или мачт-фишерс, или "старуха", или керлинг, уж не знаю, как эту деревяшку еще назвать. Проблема оказалась в том , что производитель кита почему-то решил сделать ее железной, что совсем не вызвало у меня восторга. Все-таки выражение - железная деревяшка звучит как-то странно. Думаю, что и на этом фото видна разница между изделием итальянских мастеров и тем, что получилось у меня, после двухчасовой возни с куском спинки бывшей детской кроватки из непонятного дерева, ну и дополнительно крышки-стопора для мачты из ореха.
Подробно описывать следующую операцию особого смысла не вижу. Разве что небольшое литературное отступление... Рассматривая рисунки и чертежи, легко убедиться, что руль у кораблей викингов располагался не по осевой линии кормы, как мы привыкли, а сбоку, на специальном креплении. И пробные современные плавания доказывают, что даже при жестоком ветре и сильнейшем волнении, судном при помощи этого бокового руля без труда управлял всего один человек!
После покрытия палубы льняным маслом, а всего остального разведенным битумным лаком, пришло время разместить всякие "приятные мелочи" - бочки, мешки, сшитые лично из "парусины", бадью с водой, а также лук с тетивой из мононити и топора. Почти все фиксировал клеевым пистолетом. В принципе понравилось, единственное, что скорость остывания очень большая, это не дает время на лишние размышления.
История умалчивает, по крайней мере, от меня, был ли известен викингам узел "рыбацкий штык". Но именно им по уже сложившийся традиции и был прикреплен якорь к канату (якорная цепь, предусмотренная для этого производителем, как-то не стыкуется ни с самим судном, ни с временем его существования).
Отдельной темой являются покрасочные работы. Во-первых - щиты, во-вторых — голова дракона. И то и другое очень ярко описано в латинском тексте о флоте викингов, который привел Кнут в Англию в 1015 году: "Столь великолепно были украшены эти корабли, что они ослепляли смотрящих, и тем, кто смотрел издалека, казалось, что сделаны были они из пламени, а не из дерева. Ибо каждый раз, когда солнце проливало на них сияние своих лучей, в одном месте блистало оружие, в другом — сверкали подвешенные щиты. На носах кораблей пылало золото и искрилось серебро. Воистину, столь велико было великолепие этого флота, что если бы его господин пожелал завоевать любой народ, то одни корабли устрашили бы врага еще до того, как воины смогли бы вступить в сражение..."
Думаю, что добавить что-то, для выбора цветовой палитры рогатой головы представителя древней цивилизации из созвездия Сириуса, довольно сложно...
Щиты, в свою очередь, раскрашивались по-разному, в зависимости от вкуса владельца. Они могли быть окрашены полностью одним цветом, либо сегментами. Учитывая, что владельцем всего этого всего богатства, является ваш покорный слуга, то раскраску я отдал на откуп своему мнению, естественно в пределах разумности и уместности, стараясь при этом создать некоторую подержанность и состаринность.
Гораздо больше вопросов о белом обороте щитов. Не буду приводить здесь довольно горячий научный спор уважаемых ученых о вымысле или реальности существовании в скандинавских мифах — белой внутренней части щитов на случай "дипломатических переговоров", рогов на шлемах воинов, наконец, красно-белой полосатости паруса. Уже не говорю про дискуссию о времени возникновения самих сказаний, речь идет о разнице в десятки столетий. Со всем этим при желании, можно ознакомиться в интернете. Принимая во внимания некую мифичность историзма принял волевое решение: белым щитам и полосатому парусу быть...по-крайней мере с художественной точки зрения это интересней.
Пришло время уделить некоторое время, тому самому, несколько раз упомянутому парусу. Производитель кита предлагает сделать довольно странную конструкцию — на цельное полотнище наклеить по диагонали крест-накрест 3-4 мм полоски из него же. Снова не буду здесь приводить прямо противоположные мнения уважаемых людей о камнях с Готланда с изображениями кораблей, плывущих с развернутым парусом. Где паруса, как правило, покрыты узором из ромбов, в то время как письменные источники утверждают, что паруса раскрашены полосками контрастных цветов. То ли готландцы предпочитали другие узоры, то ли, что более вероятно, ромбы изображают сеть из канатов или кожаных ремней, которая покрывала поверхность слабо сотканного паруса, укрепляя его. Окунувшись в массу предположений и гипотез, я понял одно, раз нет точных фактов, то базироваться буду на тех, которые получили наибольшее распространение. К тому же основные сведения для себя я почерпнул из книги "Суда викингов" Иохена фон Фиркса, поэтому и буду продолжать основываться на заключениях автора. Это, в частности, касается полосатого паруса, сшитого из шерсти. Решив для себя отказаться от шерсти, но не от красно-белых полос, долго решал, как этого добиться. Сшивать разноцветные полосы, пусть и в 50-ом масштабе, по мне так не очень, швы при любом раскладе будут не масштабные, да и добиться ровности, с моим зачаточным мастерством швеи, большая проблема. После нескольких экспериментов я все-таки нашел выход. Красным карандашом нарисовал на ткани необходимый рисунок, затем разукрасил его акриловой краской с двух сторон. После высыхания ткань подверглась и механическому воздействию и лежанию в горячем крепком чае, но показала очень хорошую стойкость окраски. После чего осталось лишь сделать имитацию швов прострочкой на швейной машинке по краям нарисованных полос.
Писать об изготовлении мачты, реи, шпиртов особого смысла не вижу, все стандартно: на конус. Шпирты чуть сложнее, у них с одного края еще и своеобразная вилка делается. Финишная обработка – битумный лак и льняное масло.
О такелажных работах тоже, особенно не распространишься, в сравнении с любым одномачтовым судном, хоть с косым, хоть прямым парусом. Здесь все еще проще, и, не побоюсь этого слова, иногда даже примитивно. Нитки мотал сам, китовые традиционно вызывают лишь грусть.
Вопрос о подставке давно витал в воздухе и периодически не давал спать, а когда установив руль, понял что корпус стоять сам по себе, пусть и, переваливаясь с боку на бок, уже не может, он стал-таки просто самым актуальным. Честно говоря, было сделано несколько вариантов, но художественный совет прошла лишь одна, та, что на фото. Не могу назвать это произведением искусства, особенно учитывая, что держалка для корабля оставалась одна (затевать историю с интернет покупкой еще одной не хотелось), а выходить из положения как-то было нужно.
Вот вроде бы и все. Финальные фото.
Конечно, до идеальной модели далеко, но это даже хорошо, есть перспективы дальнейшего роста мастерства. Рекомендую для тех, кто не очень любит возиться с многочисленным такелажем и интересуется историей Северных народов, а также для любителей экзотики, кому приелись европейско-американские парусники, которые, как не крути, по устройству очень похожи друг на друга.
На этом прощаюсь, надеюсь до скорых встреч…
© www.shipmodeling.ru, 2014
© Александр Смыков, 2014
Я в Google+