+7 495 120-75-76 пн-пт с 9 до 18, сб с 10 до 18, время московское

8 800 500-54-29 междугородний, звонок бесплатный

Осуществляем доставку по всей стране

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Изготовление корпуса адмиралтейской модели Salamander по чертежам издательства Ancre

Теги: адмиралтейская модель

Адмиралтейская модель – записки начинающего "адмиралтейца"


Так или иначе, но я пришел к мысли, что пора сделать адмиралтейскую модель. Не буду останавливаться на вопросах выбора модели, поиска чертежей, рысканий в интернете и по библиотекам и пр. Хочу только высказать благодарность всем тем, кто оказал мне помощь в этом (Демину,  FreeLander, Юрию и особо Richie). В конце концов остановился на модели Salamandre по чертежам издательсва Ancre Жана Будрио.

Начитавшись и насмотревшись, я, естественно, стал следовать тем методам, которые рекомендовались ассами-адмиралтейцами.

Перво-наперво я решил начать со шпангоутов, т.к. их очень много и во время их изготовления (думалось мне) можно будет ''теоретически подковываться''. Для  шпангоутов использовал ясень, т.к. имел в наличии четыре доски, купленные пару лет назад. Предстояло заготовить метров 15  пятимиллиметровых планок шириной 75-80 мм. Для пробы сделал полуметровую планку и понял, что это начало очень пыльной работы. Напечатал на принтере несколько шпангоутов (по два экземпляра, т.к. шпангоуты двойные), вырезал и наклеил на планку таким вот образом:

 

Адмиралтейская модель парусника Salamandre

 

Затем аккуратно выпилил. Таким образом сделал заготовок на семь шпангоутовтов и решил начать их обработку и сборку, дабы не накапливать отдельные кучки деталек. И вот тут-то начались первые ''ухабы'' – торцы каждой деталюхи надо было подгонять с большой точностью, чтобы вписаться в контуры на чертеже. Но так как реальная деталь сделана с припуском, то на чертеже пришлось нарисовать утолщенные шпангоуты. Ладно бы одинарный, но шпангоуты то  двойные, короче говоря, промучившись с одним почти целый день, я бросил это занятие. Порывшись в памяти и интернете, я вспомнил, что читал о другом методе изготовления  шпангоутов, но я его откинул и забыл, так как там шла речь об огромном расходе материала. Сопоставив оба метода,  пришел к выводу, что расход материала (хоть на пять досок больше) просто несопоставим с потерями времени, труда  и нервов.

Начал новую заготовку планок (более узкие по толщине досок). Роспуск  доски на планки, калибровка в размер, отрезание на отдельные кусочки, склеивание между двух стекол этих кусочков. Но т.к. шпангоуты двойные, то обе половинки склеивал отдельно и так, чтобы швы были вразбежку, а затем склеивал в одно целое, что и показано на фото:

 

Адмиралтейская модель парусника Salamandre

 

Затем, приложив чертеж, выпиливал сею деталь на ленточной пиле (пробовал электролобзиком, но показалось нудно и долго):

 

Адмиралтейская модель парусника Salamandre

 

На этом этапе особых сложностей не возникало, просто нудная однообразная работа. Чтобы отвлечься  от этого (смена труда есть отдых, как говорится), решил заняться носовой частью модели.

На нашем сайте я вычитал про два метода изготовления носовой части (гасписы), кажется перевод с французского, но я думаю, что в реальности этих  методов больше. Я выбрал метод то ли Артура, то ли Eric – точно не помню. Собственно методика такова: делается заготовка первого гасписа и приклеивается к шаблону, Затем,  опять же по шаблону,  сошкуривается соответствующий угол у приклеенного гасписа и к нему приклеивается второй и т.д.

Я взял за основу  этот метод, но механизировал ручной труд, что и показано на следующих фотографиях:

 

Адмиралтейская модель парусника Salamandre

 

На фото правая и левая половинки первых ( вернее шестых по чертежу ) гасписов, приклеенных к шаблону по контуру первого шпангоута. Приклеивать надо только на две маленькие капельки клея, но чтобы не оторвались при дальнейшей обработки. На фото видны линии малковки, от которых далее надо срезать угол для приклейки следующего гасписа:

 

Адмиралтейская модель парусника Salamandre

 

На этом фото показан процесс срезания нужного угла настольной пилой  (у меня стационарная). Шаблон прижимается к упору под прямым углом. Срезать надо понемногу, помятуя о том, что всего две капли клея. Когда угол среза станет у очередного гасписа более 45 градусов, следует поменять положение шаблона на горизонтальное (у станка мах. угол 45), что и показано на след. фото:

 

Адмиралтейская модель парусника Salamandre

 

Адмиралтейская модель парусника Salamandre

 

На последнем фото показан окончательный рез на 90 градусов. Затем надо аккуратно отодрать от шаблона готовую заготовку и ободрать излишки (малковать) снаружи и изнутри.

 

Адмиралтейская модель парусника Salamandre

 

И вот что получилось. По чертежику внизу слева определялся угол среза. Несколько рекомендаций из личного опыта: толщину заготовки каждого гасписа сделать на 1 мм больше, заготовки выпиливать на 1,5 – 2 мм шире по сравнению с теоретическим чертежом, после каждого реза прорисовывать линию малковки и следующий рез делать, чуть захватывая эту линию, чтобы следующий гаспис перехлестывал предыдущий.

 

Для тех, кто не понял этот способ из приведенных выше фотографий, посмотрите на схемы:

 

Адмиралтейская модель парусника Salamandre

 

Адмиралтейская модель парусника Salamandre

 

Адмиралтейская модель парусника Salamandre

 

Адмиралтейская модель парусника Salamandre

 

Сделав пробную носовую часть (гасписы), продолжил делать заготовки шпангоутов:

 

Адмиралтейская модель парусника Salamandre

 

В качестве перерыва занялся килем. Его я решил сделать из бука и в упрощенном виде, т.е. без фальшкиля, резенкиля,  и пр. премудростей. Составной только в носовой части, а в средней части сделал имитацию соединения. Паз для внешней обшивки в килевом брусе решил сделать так:

 

Адмиралтейская модель парусника Salamandre

 

А в носовой части так:

 

Адмиралтейская модель парусника Salamandre

 

Фрезу использовал от раутера, но ее можно сделать из гвоздя, заточив как перку под 45 градусов и обычный сверлильный станок (обороты на мах.). Направляющие обязательны, а для радиусного фрезерования – любую окружность подходящего диаметра в качестве упора. У себя, кстати сказать, я этот паз так и не сделал (попросту забыл, а когда вспомнил, уже были приклеены фальстем, старн-пост и кница).

Далее я приступил к корме. Довольно долго разбирался с методами ее сборки, но так и не уяснил для себя до конца, что и как. Всякого рода шаблоны и пр. как-то не внушали мне доверия, и тогда я начал с простого: сделал транцы и поприклеивал к старн-пост, прилепил части последнего шпангоута и... дело застопорилось:

 

Адмиралтейская модель парусника Salamandre

 

На чертеже ниже красным обведена деталь, для которой нет отдельного чертежа, а она имеет трехмерную конфигурацию:

 

Адмиралтейская модель парусника Salamandre

 

Четыре попытки изготовить ее были пустой тратой времени...

 

Адмиралтейская модель парусника Salamandre

 

....и вот почему. Ее надо выставлять и подгонять в трех плоскостях, не имея практически точки опоры. Малейший перекос нижней пятки или чуть больше срезал при подгонке - брак готов. В конечном итоге моего терпения не хватило, и я взял кусок деревяшки, подогнал ее до прилегания к двум плоскостям (задняя сторона шпангоута и верхний транец). Затем прорисовал во всех плоскостях поочередно нужные очертания, выпилил каждую сторону в соответствии с чертежом. Правую сторону делал в зеркальном виде. Потом  пошло попроще и вот что получилось...

 

Адмиралтейская модель парусника Salamandre

 

А далее.... угадали, опять заготовки шпангоутов, но уже вероятно последняя партия. Пропускаем этот период и начинаем вырезать их. Вырезал я на ленточной пиле (ширина ленты 12 мм – меньше не оказалось в наличии). Шкурил внутри и снаружи барабаном со шкуркой в сверлильном станке. Пыли и отходов набралось почти полное ведро. Малковку пока делать не стал – решил сперва сделать стапель. 

Маленькое замечание – после выпиливания шпангоута я заметил, что он как бы раздался вширь, т.е. увеличилась его ширина на пару мм. Так ли это, «адмиралтейцы» со стажем? Причем это характерно для почти всех шпангоутов (очевидно, какие-то внутренние напряжения высвобождаются).

 

Ну а теперь – стапель.

Стапель решил делать в виде этажерки с двумя полками (классический вариант) и, естествено, следовал всем  рекомендациям ''бывалых'', не задумываясь о применимости к конкретной модели. И как результат – очередная портачка (обычно я прокручиваю мысленно предстоящий процесс или методу и стараюсь досконально продумать предстоящий этап).

Дело в том, что я не учел значительную седловатость (прогиб) самой модели и для вехней полки использовал фанеру 1/2 дюйма (12мм) толщиной, которую не сумел изогнуть по нужному контуру (мочкование, распарку и утюжку делать не стал, т.к. допустил еще одну ошибку – нарезал коротких болтов). А по сему, оставил все как есть и решил в кормовой части сделать дополнетельную надстройку. Пазы для установки шпангоутов делать не стал, т. к. посчитал это довольно муторной работой и решил просто делать вставки , приклеивая их  к стапелю (на бумажную разметку).

По мере вырезания, предварительной обработки шпангоуты временно ставил в стапель:

 

Адмиралтейская модель парусника Salamandre

 

Со шпангоутами я немного смухлевал – решил делать их через один (уж больно их много) и только в носовой и кормовой частях полностью. К тому же наружную обшивку думаю делать только сверху, с тем, что бы было видно внутреннее устройство конструкции корабля.

МАЛКОВКА – как вспомню, так вздрогну. Для постановки и приклейки кормовых и носовых шпангоутов их предварительно надо обработать в соответствии с обводами  корабля (эта операция – малковка). Купленный для этой цели станок не оправдал моих надежд....

 

Адмиралтейская модель парусника Salamandre

 

Попробовал, но линий малковки не видать как бы не поворачивал шпангоут и, боясь запороть, стал обдирать обычной бор-машинкой. Никакие маски не помогали от всепроникающей пыли. Ее было столько, что я не нахожу приличных слов для такой работы. Вся мастерская насыщена пылью. Столько пыли не было даже тогда, когда я делал полный кухонный гарнитур, спальную мебель, стенку и прочую мебель, вместе взятую. У меня просто в голове не укладывается, как это некоторые умудряются делать адмиралтейские модели в простой квартире. Извините за столь нелирическое отступление.

С горем пополам и с матом, малковка таки была сделана. В ходе подготовительных работ меня постоянно мучил вопрос о закреплении шпангоутов в стапеле для того, чтобы после сборки надежно ошкурить нутро корпуса. В конечном итоге я решил меж шпангоутов вклеивать вставки, которые к стапелю приклеиваются через бумагу, а к шпангоутам – малюсенькими каплями клея, чтоб легко отодрались в будущем. На том и порешил, стал поочередно окончательно подгонять и вклеивать шпангоуты, начиная с кормы. Не доходя до середины, перешел к носовой части, чтоб возможно было контролировать вертикальность установки угольником.

Немного помучившись с установкой первого шпангоута, решил сначала приклеить детали, собранные из гасписов, и приклеил одну из половинок к шпангоуту. Потом что-то меня отвлекло, а когда вернулся, клей уже схватился. Приставив эту  деталь к месту, обнаружил, что шпангоут не хочет становиться вертикально. Я ни как не мог понять причину такого поведения шпангоута. Решил, что дело все в неверной подгонки сборки из гасписов (а она приклеена, и довольно надежно), но так как другой причины не видел, то пришлось аккуратно, прорезая тонким лезвием шов, расщеплять. Проверяю, меряю – все нормально. Обратился к чертежам и внимательно просматриваю и оказалось, что гаспис #1 заходит на стем почти на 3 мм больше, чем это сделано у меня  (я полагал, что он крепится к более тонкому фальстему).  Для  правильной стыковки необходимо было каким-то образом сделать выборку в стеме и сравнять по толщине с фальстемом, причем с обеих сторон стема. Короче говоря, удалось  эту выборку  сделать бор-машинкой с тонкой фрезой и огромным терпением. Ну а затем приклеить на место.

 

Адмиралтейская модель парусника Salamandre

 

Кто-то может возразить, что, дескать, не по правилам, гасписы надо ставить апосля, но я привык делать так, как считаю это удобным для себя.
Ниже на фото кормовая часть с приклеенными шпангоутами:

 

Адмиралтейская модель парусника Salamandre

 

После приклейки всех полных шпангоутов занялся изготовлением четвертушечных, которые ложатся между основными (в моем случае).

Установка шпангоутов довольно точная и кропотливая работа, требующая  в первую очередь точного изготовления пазов в них. Для более двух третей шпангоутов, глубина паза одинакова и только в носовой и кормовой частях они имеют разброс по глубине и форме. Так вот для этих 2/3 (более 30 шт) я использовал  сделанную несколько лет назад не для модельных целей, простую приспособу:

 

Адмиралтейская модель парусника Salamandre

 

Она сделана из листа 5мм  фанеры, к которой закреплены  передний и задний упоры. Снизу приклеены две направляющие рейки, которые свободно (но без болтанки) перемещаются по пазам стола пилы. Необходимо соблюсти  перпендикулярность перемещения этой конструкции по отношению к лезвию пилы (или параллельность, кому как угодно).

Далее на чертеже шпангоута рисуем базовую линию (отмечено красным)…

 

Адмиралтейская модель парусника Salamandre

 

Клеим на заготовку шпангоута, обрезаем заготовку по базовой линии поточнее ( или пришлифовываем на дисковой) и приставляем эту заготовку к заднему упору приспособы (в качестве примера использовал кусок планки, т.к. вовремя не сделал фото):

 

Адмиралтейская модель парусника Salamandre

 

Слева внизу видны зубья пилы, вылет которой выставляется по глубине паза шпангоута. Придерживая заготовку, продвигаем  на себя приспособу при включенном станке. Вторым проходом расширяем паз до нужного размера, сдвигая заготовку влево. Таким образом делаем  пазы на всех тех шпангоутах, которые садятся непосредственно на киль. На фото ниже показан образец шпангоута с пазом, посаженный на образец килевого бруса.

 

Адмиралтейская модель парусника Salamandre


Изготовив за пол часа эту несложную приспособу, вы сэкономите массу времени в дальнейшем.

Маленький совет. Ставьте все шпангоуты вначале на сухую и только после окончательной подгонки и выверки соответствие установки шпангоутов линиям обводов корпуса, приклеивайте. Почему я об этом говорю? Да потому, что из-за невнимательности я умудрился два соседних шпангоута, расположенных ближе к корме, перепутать местами, а другой не досадил до уровня соседних. Хорошо, что клей растворим в воде и, пропитывая места склейки, поддевая тонкой стамесочкой из надфиля, удалось отодрать эти шпангоуты и исправить плюхи. Еще разок проверил и приклеил! Результат на фотографиях ниже:

 

Адмиралтейская модель парусника Salamandre

 

Мне думается, что моделист, сумевший довести постройку модели до этого этапа, обязательно достроит ее до конца, так как далее вас ожидает более интересная и увлекательная работа. Всего Вам доброго и успехов.

© Чингис Баязитов, 2008

© www.shipmodeling.ru, 2008


Статьи на тему:
21.01.2013Перевод книги Джона Франклина "Адмиралтейские модели кораблей 1650-1750"
19.09.2008Изготовление шпиля для модели парусника
20.06.2008Постройка адмиралтейской модели корабля Royal Caroline
21.09.2003Изготовление наборного корпуса с помощью матрицы. Часть 6
21.09.2003Изготовление наборного корпуса с помощью матрицы. Часть 2
21.09.2003Изготовление наборного корпуса с помощью матрицы. Часть 5
21.09.2003Изготовление наборного корпуса с помощью матрицы
21.09.2003Изготовление наборного корпуса с помощью матрицы. Часть 4
21.09.2003Изготовление наборного корпуса с помощью матрицы. Часть 3
28.08.2003Изготовление наборного корпуса адмиралтейской модели. Часть 5
Мы работаем по субботам