+7 495 120-75-76 пн-пт с 9 до 18, сб с 10 до 18, время московское

8 800 500-54-29 междугородний, звонок бесплатный

Осуществляем доставку по всей стране

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

HM Bark Endeavour (Jotika)

Теги: Эндевор, Endeavour, Jotika, gm193

Часть 1  Часть 2  Часть 3

Не хватайтесь за чужие талии,
Вырвавшись из рук своих подруг.
Вспомните, как к берегам Австралии
Подплывал покойный ныне Кук.
(В.Высоцкий)

Модель в масштабе 1:64 английского барка Endeavour (бывшая угольная баржа), на котором капитан Кук отправился в свою первую экспедицию.

Вместо предисловия

Мы выбираем, нас выбирают.
Как это часто не совпадает.
(Песня из к/ф «Большая перемена»)

История этой модели началась еще лет 8 назад, когда я еще только узнал о существовании наборов деревянных парусников и присматривал для себя в Интернете первую модель. Попадавшийся Endeavour сразу мне не понравился своей тупорылостью и гневно отметался, ведь было столько других прекрасных парусников с пышным декором в сложным такелажем. У меня был тогда настоящий "журнальный" период, когда вещи оцениваются исключительно по красивым картинкам. Но здравый смысл восторжествовал и потом были 4 модели попроще, на которых я осваивал азы судомоделизма, собирал инструмент, станки, учился ими пользоваться, знакомился с опытом мастеров и менее известных коллег моделистов. Благо, сейчас в мире Интернета удается почерпнуть самое ценное — знания.
Пройдя такую школу с заочными лекциями и индивидуальными практическими занятиями, я уже совершенно другими глазами смотрел на модели, их прототипы и на производителей наборов. А заполучив "Анатомию"  Эндевора, автором которой является легенда судомодельного мира К.Марквардт, я просто влюбился в этот корабль. Что еще очень важно, Эндевор имел вполне счастливую судьбу и долгую по меркам корабля интересную жизнь. Кстати, пока капитан Кук плавал на нем, его не пытались съесть аборигены :) - с мистической составляющей у прототипа все в порядке. 

Автор со своим флотом


В это же время в продаже в России появились наборы фирмы Jotika — по слухам лучшего европейского производителя. Получив же успешный опыт строительства кеча, с почти корабельным такелажем (без фок мачты), внутренний голос-искуситель стал нашептывать "ты сможешь".
Дело в том, что по иронии судьбы такелаж — элемент корабля, лучше всего освещенная в литературе и более всего интересная мне теоретически, однако именно он вызывает во мне сильнейшее отвращение во время изготовления моделей. Но все складывалось в пользу Эндевора и я решился на корабль (здесь "корабль" в смысле трехмачтового полного парусного вооружения).
Как водится, мы замечаем изменения в себе позже, чем окружающие в нас. Так и случилось на этот раз. Еще по завершении кеча, мне был задан вопрос, а не хочу ли я поскрэчить (сделать корабль с нуля, а не из набора). Тогда этот вопрос я воспринял как необоснованный комплимент... а зря. Так оно и вышло. Из набора был собран только болван корпуса с черновой обшивкой и использованы рейки для обшивки днища и немного готовых фитингов и фототравленных деталей, и то от спешки и лени. Но набор я все же опишу, ибо мне есть с чем сравнивать и, возможно, мой опыт поможет сориентироваться на рынке начинающим моделистам.

Набор

Ой, полным полна коробушка,
Есть и ситец и парча.
(народная песня)

Должен признать, что набор действительно лучший из тех, что я видел. Неплохая древесина (кажется и в достаточном количестве). Очень хорошие и разнообразные фитинги (мелкие деталюшки), даже есть лонг-такель блоки. Приличного качества нитки разных диаметров (кроме якорного каната — просто кусок бельевой веревки :( ). Инструкция по сборке. Все это очень плотно упаковано в простенькую коробку без единого кубического сантиметра воздуха (видно дефицит его в Англии). Не смотря на такую компактность, все сложено очень аккуратно и сохранность всех деталей и заготовок отменная. Вся мелочь, расфасована по мешочкам и  живет в маленькой картонной коробке, что делает удобным ее поиск и обеспечивает сохранность, как во время транспортировки, так и в процессе работы.
Отличает наборы Jotika способ раскроя листового дерева. Здесь использована фрезеровка вместо лазерной резки. Говоря по чести, я не нашел особой разницы в конечном результате. Ну только, что не пачкается, но это плюсик более чем скромный. Воздержусь от оценки.
Модель задумана достаточно полной, то есть количество упрощений по дельным вещам и такелажу минимально и в целом построена под явным влиянием упомянутой «Анатомии», что также выделяет ее из других наборов.
Теперь полторы ложки дегтя. Первая состоит в том, что чертежей нет. Есть подробные схемы, но это, извините, не чертежи. А важность их, по крайней мере для меня, огромна. Хорошие чертежи - это тот материал, который вдохновляет на работу, поддерживает в периоды  упадка сил, восстанавливает интерес к модели. Это тем более странно при наличии великолепных чертежей Марквардта для этот корабля и живых реплик, в том числе и в Англии. Любая коробка от Model Shipways с ее липовыми (в прямом смысле слова) моделями даст фору европейцам именно благодаря великолепным чертежам. Короче — жирная двойка. Составив такой набор, не приложить к нему хороших чертежей — преступление. Если этот обзор когда-нибудь прочтут составители наборов, мне бы хотелось, чтобы они обратили внимание именно на этот абзац.
И еще пол ложечки по мелочи.
Тонкие ореховые листы с деталями фанерные. Фанера, конечно лучше, чем у Amati (у последней орех-береза-орех), но все равно без краски не обойтись, что сразу сужает выбор вариантов отделки.
Реи по задумке составителей набора толще в 1.5 — 2 раза, чем положено. Мачты при этом нормального размера. Если сделать, как рекомендуют, модель будет выглядеть тяжеловесной.
И еще пол ложечки по мелочи.
  • Вопиющее с моей точки зрение издевательство над историей и здравым смыслом — круглые дырки в эзельгофтах для надевания на шип мачты.
  • Уменьшена по сравнению с Анатомией длина главной палубы, что приводит к сложности в размещении лодок. Мне показалось, что это промах на величину толщины фанерного шпангоута (не в ту сторону от теоретического шпангоута повернули фанеру).
  • Фитинги очень крупные, а бейфуты к тому же литые. Переразмеренность придаст тяжеловесности и без того неуклюжему кораблю, а промышленность выпускает деревянные бейфуты, которые вполне можно было бы положит в набор такого класса.
  • И еще немного промахов по мелочи.
Я очень хорошо понимаю откуда растут ноги у таких огрехов — нужно улучшить собираемость наборов, профанировав его до уровня среднего обывателя. Увы, это тренд нашего века, когда миром стали править бухгалтеры, отстранив от руля инженеров.
Все взвесив, в итоге имеем очень благоприятное впечатление от набора и я готов порекомендовать его в качестве второй-третьей модели для тех, кто еще не накопил достаточного инструментального парка для самостоятельного изготовления сложных деталей. А «отсутствие» чертежей очень желательно компенсировать приобретением Анатомии.

Начало пути

Я тебя слепила из того, что было.
(А.Апина "Узелки")

Корабль изначально строился из коробки. Благодаря плотной упаковке килевая рамка была почти прямая, но чуть-чуть попарить ее утюжком пришлось, хотя этот перекос устранился бы просто правильной сборкой. Шпангоуты сели очень хорошо, и в целом выравнивать геометрию корпуса большим снятием или добавлением материала не пришлось. Без заметной подгонки (только один шпангоут) легла и палуба. Крутизна носовых обводов не оставила сомнений в необходимости заполнения крайних шпаций бальзой. То же самое сделал и в корме, но поленился заполнить третью шпацию, что, как выяснилось во время обшивки, было не очень разумно. Как минимум подводную часть надо было заполнить, там еще довольно крутой изгиб.

Начало пути. Каркас собран

Кормовые шпации заполнены.
По уму нужно было и третью шпацию заполнить

Сразу сделал степсы для мачт

Носовые шпации заполнил бальзой.
Это критично при таком тупом носе


Черновая обшивка легла без особых проблем. Липа в наборе хорошая и в сочетании с заполненными шпациями в носу при минимальном пропаривании легко ложится с нужной крутизной изгиба.

"Болванчик" готов


Но вот тут-то началось самое интересное. Анатомия вырубила чистым нокаутом непривлекательные наборные "чертежи" у меня в голове. И с тех пор схемы из набора больше ни разу не доставались. А Анатомия прочно заняла почетное место у рабочего стола. Естественно, что после такого решения болван корпуса подлежал тщательным замерам, которые выявили два существенных несоответствия.
Первое — слишком короткая главная палуба. Некоторое время спустя эту проблему я частично исправил, переставив верхнюю часть шпангоута, с которого начинался квартердек, немного назад. Бак трогать не стал, ибо там и сдвиг был небольшой и разместить все можно было нормально. Самое главное, что мачты были расставлены правильно по длине корабля.

Раз уж скрэтч, то по анатоми квартадек должен быть короче, а полуба длиннеее. иначе шлюпки не влезут. Пришлось переделывать пересталением шпангоута.


Второе слишком узкий (или слишком широкий — уже не помню) транец. Это означало, что придется вручную подгонять и слегка масштабировать декор на транце. Решил с переделкой болвана не связываться.

Долго выверял симметричность. На палубе следы разметки.


Вот, новый поворот

Революция, ты научила нас
Верить в несправедливость добра.
(ДДТ)

Главная проблема сегодняшнего дня для подавляющего числа людей и социальных групп — отсутствие стратегии в любом деле. Эта болезнь охватила, кажется, весь мир, от беспомощных поисков национальной идеи в государствах до невозможности получить внятное объяснение у инженера зачем делается та или продукция. Все живут как во сне и не задумываются о том, чего же в конечном итоге хотят добиться. При всей кажущейся надуманности и несущественности этой проблемы, она приводит ко многим печальным последствиям. Но если вдруг удается сформулировать стратегическую цель, то сразу ощущается уверенность и огромное количество вопросов решаются сами собой вполне очевидным образом.
К счастью озарение пришло, когда я в очередной раз листал Анатомию и поглядывал на сиротливо стоящий белый болванчик. Предельно четко сформулировались ряд принципов, которые все 4,5 года вели меня к готовой модели через все терни, сомнения и приступы апатии. Вот они:
  1. Я должен проверить себя на готовность к полному, с нуля, изготовлению модели.
  2. Модель должна быть достроена. Если что-то не смогу — всегда есть наборная замена, а значит - нет оправданий.
  3. Каждую операцию надо сделать на пределе возможностей, но не впадая в фанатизм и избегая циклов переделки (лучшее — враг хорошего). Переделывать разрешается только сломавшееся. Иначе долгострой всей жизни неизбежен.
  4. Стиль построения модели - «соответствие материалов». Это означало, что все железное на реальном корабле я делаю на модели из латуни, все деревянное — из дерева, все пеньковое из ниток. Такое решение исключало возможность применения бумажных имитаторов оковок, но давало возможность использовать нечерненную латунь, что очень мне нравится в эстетическом плане и позволяет избежать муторной и ненадежной операции чернения.
  5. Не использовать краску и лак. Все деревянное покрыть маслом. Все металлическое оставить стариться естественным образом. Единственное исключение — чернение дерева морилкой или тушью — было сделано из-за отсутствия на начальном этапе среди доступных мне материалов черного дерева. 
Забегая вперед, скажу, что следовал этим принципам до конца, ни разу в них не сомневаясь и они мне очень помогали. Слабость проявил только взяв все подходящие, по моему мнению, фототравленные детали из набора (оправдание — технологией владею, а все неподходящее сделал сам). Второе — использовал юферсы из набора. Думаю, что смог бы и их сделать, но меня вполне устроил вид промышленных, хотя дырки в них оказались великоваты и приходилось делать слишком крупные кнопы, но ничего изменить уже было нельзя (смотри пункт 3).
На первый взгляд этот параграф не имеет прямого отношения к модели, но для меня и модели изложенное в нем оказалось важнее всех технологических приемов, пусть самых хитрых, но частных.

Незнакомая дорога

Ход за мной. Что делать? Надо, Сева!
Наугад, как ночью по тайге...
(В.Высоцкий)

Итак, стратегические решения приняты, надо их воплощать на практике. Для корпуса это означало следующее. Днище до бархоута обшивалось орехом, имеющимся в наборе. Это не экономия, а соответствие цвету состава, который использовался в Англии 18 века для покрытия днища кораблей, не состоящих в ВМФ. Обшивал до бархоута по соображениям простоты — изготовление стыка по ватерлинии — высший пилотаж, доступный Мастерам с большой буквы. Кроме того, у меня нет полной уверенности в том, что в те годы на малых невоенных судах вообще отбивали ватерлинию. Во-первых, не было понятия номинальной загрузки судна (и где она ватерлиния?). Во-вторых, в плавании судно испытывало килевую качку и при хорошем попутном ветре вообще зарывалось носом. В-третьих, согласно описанию, днище Эндевора было обшито еловыми досками поверх обшивки (бюджетная замена меди или свинцовосодержащей обмазки), и я никогда не поверю, что обшивали только до ватерлинии. В-четвертых, у Эндевора низ бархоута и ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ватерлиния очень близки. И наконец, в-пятых, вспомним, что обмазывали не для красоты, а для защиты от морского червя в тропических водах. Так я себя убедил, что обшивка до бархоута коричневым деревом будет вполне исторична.
Раскладку досок делал "как по-настоящему". Это чуть более утомительно, чем обшивка одной или двумя рейками вдоль всего корпуса, но мне просто нравится делать что-то по технологиям старого времени. Это приобщает к инженерной мысли прошлого и подчас дает самые простые решения! Второе обстоятельство не касается рассматриваемого места, поэтому будем считать, что я просто получил удовольствие от процесса.
 

Обшивка днища. Хорошо видна раскладка досок обшивки.


Вид с носа

Обшивка под бархоутом готова


Бархоут делал из  трех длинных и относительно толстых пиленых реек. Во-первых, поскольку  толстую рейку трудно гладко стыковать, и, во-вторых, стыки на бархоуте были сложной формы — с замками. На палубе такое я смог повторить, но на выгнутой поверхности не решился. Пришлось имитировать насечками. У меня еще не было черного граба и бархоут сделан из груши, окрашенной морилкой. Водная морилка ложилась плохо, и в конце концов, перед самым покрытием маслом все мореные черные деревяшки пришлось дополнительно покрыть тушью. Такое поведение с морилкой в равной степени свойственно и груше, и ореху.

Бархоут. Крашеная груша (тогда о черном грабе я еще не знал)

После приклейки в носу пришлось еще раз пройти морилкой


Выше бархоута корпус обшит грушевым шпоном короткими досками. Имитация расшивки на шпоне сделана только на внутренней стороне фальшборта на баке. Очень уж там сложный изгиб и продольные щели были бы более чем вероятны.

Выше бархоута обшивка грушевый шпон и пиленая рейка в утолщении


Зашиваем корму правильно


Палубу решил сделать точно по чертежу, что предусматривало изготовление сложных замковых стыков в силовом поясе. В сочетании с имитацией стыков черным ватманом, это обещало немалых хлопоты. Но особых принципиальных трудностей не возникло. На палубе я опробовал новый для себя материал — клен. Остался очень доволен — приятный светлый цвет с мелкой фактурой и очень твердое дерево, с легкостью выдерживающее падение на палубу тяжелых предметов в виде инструмента во время сборки. Пилится на циркулярке клен очень легко и гладко.

Клен очень понравился на палубу. Но со стыками пришлось повозиться


Ватервейс. Нехитрый фрезерованный профиль


Очень ровно вышло. Нестыковки досок не более 0.1 мм. Легкая циклевка все выровняла


Поскольку планширь все равно чернился, решил взять его из набора. С учетом фрезерованных четвертей фанеры совсем не видно, но орех под водной морилкой очень сильно ворсился. Пожалел, что не сделал это из груши, однако переделывать не стал. Масло в конечном итоге сильно улучшило ситуацию. Релинг (поручни) по бортам сделал из орехового шпона, т.к. не смог напилить тонких грушевых пластин достаточной ширины, а рейсмуса тогда еще у меня не было. С ореховым шпоном та же волосатая беда вышла. Зато стойки релинга и кнехты из груши хорошо покрасились и вообще удались.

Релинги и кнехты


Транец сделал методом бутерброда из грушевого шпона. Так удалось надежно закрепить стекла и установить рамы окон. Но с рамами я схитрил и взял фототравленные из набора, тем самым нарушив принцип соответствия материалов. Поэтому при сборке пришлось ставни установить закрытыми, сокрыв свое отступничество. Ибо сказано, что бесплатный сыр только в мышеловке.

Слоеный пирог для изготовления транца. Грушевый шпон 0.6 мм


Транец. Ошибкой было использовать наборные рамы. Потом прикрыл все ставнями


Декор резал из кизила. Он по плотности почти как самшит, но все же имеет более грубую фактуру. В результате в резьбе визуально теряются мелкие детали. Но самшита тогда у меня еще не было, да и резчик из меня... ну скажем начинающий, поэтому материал вполне соответствовал мастеру. Сложностей особых не было. В резьбе угадывается то, что и должно угадываться. А принцип соответствия материалов был соблюден. В итоге резьба смотрится гораздо лучше чем наборное литье из припоя.

Резьба. Самшит был куплен позднее, поэтому кизил. Грудастые монахи или женщины с бородой?


Устанавливая опоры фальконетов столкнулся с тем, что обручи просто согнуть недостаточно Надо их спаивать серебром в замкнутые кольца (или квадраты). По слабости человеческой подумывал даже от отказа от принципа соответствия, но сдержался. И не зря. Работы это не сильно прибавило, а надежность и прочность конструкции, такие необходимые в процессе окончательной сборки модели, обеспечило. У меня не было ни единого разрыва паяных соединений. Нет, вру. Когда гнул один вант-путенс по шву, он там и сломался. Ибо головой надо думать где гнуть :)

Установлены опоры фальконетов.
Оковки согласились держаться только после того как
были спаяны серебром в замкнутые контуры

Все тоже в носу. Это проще


Корпус в целом был готов и я решил месяцок отдохнуть, что вылилось в более чем полугодовой простой. Вкупе с более короткими перерывами набралось более года безделия. И еще раз спасибо Анатомии и низкий поклон лично немецкому товарищу К.Марквардту, после таких "каникул" я всякий раз возвращался к кораблю.

Часть 1  Часть 2  Часть 3

© www.shipmodeling.ru, 2013   
© Евгений Моторный (aka gm193),  2013


Мы работаем по субботам