7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Устройство галеры. Устройство бака и рулевое устройство

Устройство галеры. Устройство бака и рулевое устройство

Теги: галера

Содержание.

Галеры раннего средневековья, по-видимому, имели на баке боевую платформу, взятую от военных судов античности (рис. 3 и 4). В XIV в. эта боевая платформа выходит из употребления (ил. 3 и 4). Таран большей частью становится коротким и широким, в результате чего он может использоваться как абордажный мостик, как это имело место и на русских галерах (ил. 27).
С введением пушек бак получает новое значение, так как именно здесь стали устанавливать орудия, как в средневековье на больших галерах, только здесь раньше стояли камне- и копьеметательные машины и трубы для <греческого огня>.
Сперва перед первым рядом гребцов была сооружена платформа, на которой и было установлено большинство еще очень малых орудий (ил. 22, слева). В начале XVI в. боковые стенки бака поднимают, чтобы канонирам обеспечить лучшую защиту, а около 1550 г. <пушечный бак> сверху закрывают крышкой (ил. 5, с. 20), которая вскоре превратилась в боевую платформу для стрелков из мушкетов (ил. 7). Одновременно с этим таран превращается в шпирон, становится длинным и узким и уже не годится в качестве абордажного мостика, тем более что для перехода на другое судно солдатам необходимо было пробираться между пушками и канонирами. В XVII в. боевую платформу стали делить на две половины - правую и левую, в то время как середина была оставлена для фок-мачты, всегда располагавшейся сбоку, большей частью по левому борту, и ее такелажа, на переднем же конце куршеи в линии киля устанавливали куршейную пушку - главное орудие галеры. В конце XVIII в. боевая платформа снова исчезает и вместо нее на отдельных галерах на крыше <пушечного бака> устанавливают еще одно небольшое орудие (ил. 20). В противоположность богато украшенной кормы бак галеры в основном был поразительно скромен. Скульптурная резьба, как на большой государственной галере Людовика XIV (ил. 11, с. 29), здесь была редкостью. Не говоря уже о гальюнах парусных судов, гальюнные фигуры на галерах также были редки. Единорог на упомянутой галере или голова дракона на <Вгасёпе>, как и фигуры на оконечностях шпиронов (ил. 7, 17 и 20), были исключением и, во всяком случае, привилегией командных галер.

 

Рулевое устройство

Суда античности, византийские дромоны и галеры раннего средневековья имели один или в большинстве случаев два руля, поставленных по бокам. В кирхе в Фиде на Готланде, наверное, находится старейшее изображение судна с кормовым рулем. Датировка его восходит к началу XIII в. Установлено, что в районах Средиземноморья кормовой руль до начала XIV в. отсутствовал. Согласно флорентийской рукописи, пираты из Вауоппе в 1304 г. на когах вторглись в Средиземное море и лишь после этого купцы Генуи, Венеции и Барселоны приступили к строительству аналогичных судов. Старейшее из известных изображений галеры с кормовым рулем находится в Каталанском атласе 1370 г. (рис. 14); потребовалось более ста лет, в течение которых кормовой руль пробивался в районе Средиземноморья и окончательно вытеснил боковые рули. На изображении 1370 г. интересно то, что кормовой руль на галерах и родственных им судах с самого начала претерпел изменения. На парусных судах северных широт и Средиземноморья руль являлся подвижным ахтер-штевнем, более или менее расширенным. Иначе на галерах: руль у них серпообразно изгибался вдоль втянутого гакаборта, заходил под киль, поднимался вверх вплоть до выдающейся кормовой надстройки, где на него надевали элегантно изогнутый румпель. Эта форма руля находилась в резком противоречии с целесообразно прагматичным рулем парусных судов.
Характерно и крепление руля. На парусных судах для соединения руля с ахтерштевнем использовали четыре, пять и больше металлических связей - рулевые крючья, и дополнительно для предохранения от потери руля его удерживали при помощи сорлиня - троса, а позднее цепи. У галер было только два рулевых крюка. Конечно, большое количество связей при изогнутом руле мешало бы его поворотливости, но, вероятно, это не самое существенное. Несомненно, решение было бы найдено, если бы его искали: например, достаточно было сделать ахтерштевень прямым. Однако в районе Средиземноморья элегантность, легкость и красота формы часто преобладали над технической целесообразностью. Следует упомянуть еще одну своеобразную деталь, которую можно видеть на галеасе из Лепанто (ил. 23, справа внизу). Этот галеас, безусловно, имеет кормовой руль; кроме того, с борта в воду выступает деталь, которую, хотя это анахронизм и избыточно, следует считать боковым рулем, так как ясно, что это не весло. Имеет ли здесь место попытка с помощью кормового и добавочных рулей придать большую маневренность неуклюжему и относительно тяжело ворочавшемуся галеасу? Это возможно, так как известны попытки в XVIII в. снабдить галеры вторым рулем на носу, потому что они вследствие своей чрезвычайной длины слабо реагировали на повороты руля - недостаток, который при необходимости преодолевали греблей с одной стороны или греблей с обеих сторон, но в противоположные стороны - в последнем случае галера практически вращалась на одном месте.

 

Рис.

<< Предыдущая статья | Следующая статья >>


Статьи на тему:
05.01.0003Устройство галеры. Цикл статей
01.01.1970Reale De France
01.01.1970Римская боевая галера, пластиковая модель