+7 495 120-75-76 пн-сб с 10:00 до 18:00, время московское

8 800 500-54-29 междугородний, звонок бесплатный

Ваш ID загружается...
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Модель клипера Cutty Sark фирмы Artesania Latina

Теги: Artesania Latina, AL22800, Клипер

CuttySark

 

Пролог.

Летом 2003 года, просиживая очередной вечер в Интернете, совершенно случайно набрёл на этот сайт. Листая странички, увидел объявление о продаже набора от Artesania Latina.
Глаза загорелись хищным блеском, и когда я зашёл на кухню, жена по ним сразу определила, что предстоят некие расходы. Не вдаваясь в расспросы, она произнесла единственное слово - сколько? И услышав размеры бедствия в пределах в 200 у.е. согласилась с условием, что это будет подарок на день рождения, который будет в следующем месяце (знал бы я тогда, что за 'подарок' себе нашёл). Кстати, цена была очень даже неплохая, учитывая то, что в других местах, где я потом пошарил (в сети) стоимость этого набора была почти в два раза больше. Договорившись с Валентином на субботу, еле дождался выходных. Так как конечным пунктом поездки была дача, то поехали вместе с женой - далее лирическое отступление (пожалуйста, не стирайте это послание!).

Моя единственная и любимая! - спасибо тебе огромное за твоё ангельское терпение, понимание и преданность. Прости за то, что весь последний год слишком мало уделял тебе времени, просиживая всё свободное время над моделью. Знай, что ты всегда будешь для меня самым дорогим и любимым на свете человеком.

Приехав на место и увидев не слабых размеров коробку, которая вся была заполнена листами фанеры, рейками, чертежами и шестью прозрачными боксами с различной мелочёвкой, сердце учащённо забилось, предвкушая бесчисленное количество вечеров проведённых за кропотливой и приятной работой.

 

Модель

Рис. 1. Коробка с моделью

 

Забегая вперёд, хотелось бы сказать, что примерно после завершения корпуса и еще потом пару раз промелькнула крамольная мысль - не погорячился ли я, взявшись после почти двенадцатилетнего перерыва сразу за пять звёзд (это максимальный уровень сложности у этой фирмы). Судомоделизмом я начал заниматься ещё в очень юном возрасте, класса эдак с четвёртого. Мои первые модели были примитивны и обычно веселили одноклассников, но время шло, и к окончанию школы опыт был неплохой, учитывая ещё посещения модельного кружка и участие в областных соревнованиях. После армии жизнь в стране круто изменилась, стало не до моделей, но в последние годы вроде как всё устаканилось и захотелось что-то для души. Что именно хотелось, я понял, узнав, что существуют такие замечательные наборы.

 

Собственно сам процесс.

Внимательно изучив содержимое коробки, чертежи и прочитав почти все статьи и обзоры на ставшем любимым тогда уже сайте, пришёл к выводу, что потребуются ещё некоторые расходы. Для начала была куплена в Чипе и Дипе аккумуляторная минидрель. В наборе была зарядка, набор цанг и разных полезных насадок - классная вещь! На свёрла тратиться не пришлось, так как был неплохой запас ещё с <тех> времён (как знал!). Там же были куплены набор пинцетов и пара маленьких кусачек. Далее был поход на строительный рынок - добыча состояла из пачки разнокалиберной наждачки, лака, морилки, клея ПВА и ещё нескольких нужных вещёй. Вроде всё - можно начинать.

Каркас собрался на удивление легко, подгонять почти нигде не пришлось. Окончательно зашкурив шпангоуты и киль, собрал каркас на ПВА

 

Каркас

Рис. 2. Готовый каркас.

 

Пока всё высыхало, начал готовить рейки для обшивки палубы. Сами рейки мне не понравились - особенно края, нарезанные под разными углами, трудно поддавались зачистке и ломались при малейшем усилии. Когда клей высох, закруглил напильником края шпангоутов и киль со вставками спереди и сзади и принялся за палубу. Следуя совету на сайте, закрашивал один край рейки чёрным маркером и по инструкции приклеил рейки сначала от центра к одному краю, потом другую сторону. Сделав главную палубу, принялся за ют, после чего настало время гвоздей. Работа с минидрелью шла неплохо, сначала делал ряд отверстий, потом с небольшим натягом вставлял гвоздик и откусывал шляпку. Снизу для верности налил на торчавшие концы густого ПВА. При последующей чистовой зачистке палубы появилась проблема с металлической пылью от гвоздей, которая втиралась в дерево. Пришлось сдувать и зачищать почти одновременно. Об этой проблеме также написано на сайте и даны разные варианты её решения. Далее встал вопрос о подставке, в наборе её не было и после недолгих раздумий из ящика со всяким хламом была извлечена подставка от масштабной машинки. Снизу вовнутрь для веса был вклеен кусок ДСП, остальное выпилено из фанеры и по диаметральной плоскости сделаны два отверстия для крепления модели к подставке. На киле в тех же местах с обеих сторон приклеил квадратики из фанеры, в сделанные отверстия вклеил гайки и отцентровал. Позже эти гайки снизу прижались приклеенным килем, поэтому выпасть уже никуда не могли.
Обшивка корпуса - это целая песня. Набор предлагает вариант с одинарной обшивкой, в нецелесообразности которой я скоро убедился, когда после предварительной покраски стало видно ребристость корпуса на шпангоутах. Пришлось всё обдирать и потратить огромное количество времени, чтобы вывести наждачной бумагой это безобразие. Если бы я начал делать модель сейчас и зная о возможных проблемах, то, конечно, сделал бы двойную обшивку и советую тем, кто будет собирать этот набор - делайте обязательно двойную! Правда придётся самому нарезать рейки толщиной 1-1,5мм для черновой обшивки и сделать бОльший объём работ, но оно того стоит. Саму обшивку делал сверху вниз, на носу проблем с прилеганием планок почти не было, так как он острый и без сильных изгибов. С кормой пришлось повозиться и сделать несколько вставок.

 

Обшивка корпуса

Рис. 3. Обшивка корпуса в районе носа и кормы.

 

Выше ватерлинии по подбору цвета планок красоту можно было особо не наводить в виду последующей шпаклёвки и окраски ее в чёрный цвет. Фальшборта встали без особых проблем. Единственное, я сделал ошибку, что не примерил палубу бака сразу перед приклейкой фальшбортов. Как потом оказалось, по ширине они получились уже, чем сама палуба, пришлось очень аккуратно раздвигать борта, вклеивать распорку и сверху ставить палубу. В общем, после долгих мучений по зачистке, шпаклёвке, окраске, обнаружению <ребристости>, обдирке, опять зачистки и т. д. корпус был готов и установлен на подставку.

После некоторого перерыва, раздумий по поводу правильности выбора набора (как уже писалось выше) и приведения нервов в порядок, приступил к надстройкам и остальным палубным деталям. Надо сказать, что это оказалась самая нетрудная и приятная часть работы. Конечно, хотелось бы отметить отвратительное качество литых деталей у Artesania Latina, особенно очень большие ступеньки между половинками отливок. Из-за этого часть деталей пришлось забраковать и изготавливать самому, в частности это касается кнехт, уток и бугелей на реях. Носовая дама тоже не вызывала восторга, но её я не решился заново делать и после нескольких косметических операций в разных частях тела она была посажена через небольшой штифт на место. Интересно, такое литьё только у меня попалось или это <болезнь> фирмы. Литьё шлюпок также было далеко до совершенства, много раковин - шпаклёвка и зачистка сделали своё дело. Однако пора браться за мачты.

 

Палубные детали

Рис. 4. Палубные детали.

 

Толстые заготовки для мачт были ровные, почти идеальные, но заготовки маленького диаметра оказались с какими-то ступеньками по сторонам, если смотреть с торца. Я так понял, что они появились после обработки станком, на котором им придавалась круглая форма. Назрела необходимость покупки универсального станка, опять помог Валентин, любезно согласившийся продать последний экземпляр станка Unimat. Также выручил мотком латунной проволоки, которая некстати закончилась из-за того, что я неправильно замерил длину вант-путенсов (семь раз отмерь:). Станок оказался очень даже работоспособным и вполне годным для всяческих мелких работ, в чём, если честно, я сначала очень сомневался. Мачтам, стеньгам и реям была придана нужная форма. Работа на станке облегчалась еще тем, что у него вал, на котором крепится патрон, пустой внутри (как у взрослых :) ).

 

На клиперах юферсы и вант-путенсы крепся на внутренней стороне фальшбортов

Рис. 5. На клиперах юферсы и вант-путенсы крепся на внутренней стороне фальшбортов.

 

После сборки мачт принялся вязать выбленки на вантах. Кстати количество юферсов в наборе было впритык, осталось один или два, а над блоками долго ломал голову. Были 4, 5 и 6 мм, но подходили только 4 мм, если я правильно прикинул по масштабу. А по количеству их никак не хватало. Короче, пришлось 5 миллиметровые укорачивать со всех сторон, а недостающие делать самому. Не совсем понятно, по какому принципу на фирме комплектуют эти наборы, чего-то остаётся навалом, а что-то приходится либо докупать, либо заниматься творчеством. Мне, к примеру, не трудно что-то самому сделать - это же не конструктор лего, на то он и набор, а людям, впервые решившим этим заняться, наверное не сладко приходится. Помнится, на форуме эта тема поднималась, только поймите меня правильно - к продавцам никаких претензий. Мачты встали идеально по всем плоскостям, после установки стоячего такелажа и вязки выбленок модель была накрыта плёнкой и поставлена на шкаф, так как предстояла большая работа по реям. Сначала установил бугеля, большинство из которых пришлось паять самому, благо, что латунных полос положили с запасом. Потом установил леера, обушки, которые были в наборе для них, уменьшил в диаметре, вообще по ходу работы постоянно сталкивался с несоответствием размеров готовых деталей с размерами на чертежах. После сделал перты и установил на реях все необходимые блоки. Установив реи на места, началась работа по протяжке бегучего такелажа. Как правильно замечено во многих обзорах, от часов и остального металла с рук лучше избавляться сразу, потом может быть поздно.

 

Вооружение рея

Рис. 6. Вооружение рея.

 

Собственно сейчас модель почти готова, идут вялотекущие работы по доводке всяческой мелочёвки. Сильно не ругайте за недочёты и промахи, всё-таки первая модель после почти пятнадцати лет простоя, фотографии находятся в галерее.

 

Олег Малахов, август 2004

 


Статьи на тему:
15.08.2014Обзор постройки китайской джонки "Red Dragon". Советы опытного судомоделиста.
09.02.2014Обзор европейских производителей деревянных моделей кораблей
19.09.2008Обзор модели корабля Santa Ana фирмы Artesania Latina
14.03.2008Фототур по клиперу Stad Amsterdam
14.03.2008Обзор постройки модели парусника San Juan Nepomuceno (Artesania Latina)
14.03.2008Обзор модели Newport фимы Mamoli
16.08.2007Обзор модели куттера Bremen фирмы Artesania Latina
29.05.2007Обзор шхуны Scottish Maid фирмы Artesania Latina
23.12.2006Постройка модели галеона San Francisco II от фирмы Artesania Latina
23.12.2006Whaleboat (набор от Artesania Latina). Обзор по постройке/модификации набора
Мы работаем по субботам