HMS Vanguard

форум по изготовлению моделей парусников из наборов итальянской фирмы Amati

Модераторы: Roman Roganov, FreeLander, Valentin Demin

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6981
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 73 раза
Поблагодарили: 1220 раз

Re: HMS Vanguard

#841 Сообщение Игорь Тараканов »

Кат-балки, или, иначе, крамболы, предназначены для подъёма якорей выше якорных канатов (взятие на кат), до русленей. У крамболов есть три шкив-гата для единой тали, то есть, это фактически полиспаст. Подпирается крамбол снизу гнутой мощной кницей, называемой сапортус. Сбоку есть ещё одна кница.
2009-10-03 - USNA Museum - 059 - Princess Royal - 2nd Rate 90-Gun Ship of 1773 (figurehead) - _DSC7447-X3 — копия.jpg
2009-10-03 - USNA Museum - 067 - Canada - 3rd Rate 74-Gun Ship of 1765 (figurehead) - _DSC7455-X3 — копия.jpg
gallery_10197_919_30288.jpg
gallery_10197_920_47553.jpg
med_gallery_10197_919_80174.jpg
Крамбол обычно делают из тонких планок, длинные чередуя с короткими - так получаются шкив-гаты. Крамболы и их кницы богато украшены - головная боль для моделиста. Используется метод аппликации.
dscf1847_710.jpg
dscf1851_354.jpg

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6981
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 73 раза
Поблагодарили: 1220 раз

Re: HMS Vanguard

#842 Сообщение Игорь Тараканов »

К крамболу подвешен кат-блок с крюком. Блок имеет железную оковку. Через оковку проходит ось шкивов блока. Шляпка оси находится со стороны носа, а шплинт - со стороны кормы корабля. Это не особо важно в нашем масштабе, но есть одна интересная деталь: на шляпке оси есть маленький рым, к которому привязывался шкентель. Этим шкентелем матросы на гальюне подводили кат-блок к якорю, ведь якорь во время подъёма якорным канатом находится напротив клюзов, а не крамбола. (взятие на кат)

Вот для чего предназначены зубчики на фальшреельсе верхнего регеля гальюна: они служили как бы шкивами для шкентеля. Увы, этот шкентель, а зачастую, и сам кат-блок, на моделях практически не встречается, о чертежах вообще речи нет.

Есть неплохая модель Пандоры современного автора, показавшего этот шкентель:
_HMS_PANDORA_421.jpg
_HMS_PANDORA_419.jpg

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6981
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 73 раза
Поблагодарили: 1220 раз

Re: HMS Vanguard

#843 Сообщение Игорь Тараканов »

Фанерную фальш-палубу надо дополнить в кормовой части последним бимсом. На настоящем корабле последний бимс бака тоже имел шпунт для досок палубного настила: доски палубного настила никогда не закрывали первые и последние бимсы надстроек. Толщина этого бимса такая же, как и у первого бимса квартердека (тот самый, выгнутый, на котором расположен брест-реельс) и он тоже должен иметь фасонный декоративный профиль на задней стенке. Толщина заднего бимса бака должна позволять бимсу возвышаться над фальш-палубой бака модели настолько, чтобы бимс был заподлицо с планками палубного настила.

Сразу обсудим и дельные вещи, расположенные на последнем бимсе бака. Это колокольня и расположенные по обе стороны от неё битенги для такелажа.

Инструкция предлагает ставить все эти элементы на палубный настил. Однако, мы только что убедились, что последний бимс не покрыт досками палубного настила. И битенги, и последние стойки колокольни должны стоять непосредственно на "голом" бимсе.

Поговорим о битенгах, расположенных на заднем бимсе бака. Их восемь, они сгруппированы по четыре горизонтальной планкой-реельсом. Битенги имеют шкивы под планкой. Поддерживаются битенги небольшими кницами, и эти кницы стоят уже на палубных досках. В нашем масштабе сделать шкивы в битенгах невозможно, да и не надо, достаточно просто просверлить отверстие для такелажа, и то, не факт, что вы в это отверстие сможете провести нитку. Кстати, эти битенги ещё называют задним релингом бака, задним брест-реельсом бака, задним фиф-реельсом бака. На модели допущена ошибка: битенги поставлены слишком близко к колокольне. Надо их отодвинуть от колокольни настолько, чтобы крайние, внешние, бимсы стояли возле начала мостиков шкафута. Посмотрите на фотографии. Отодвинув битенги от колокольни, мы получим свободные места для подушек (ложе) запасных стеньг. Подушки запасных стеньг изготовлялись из массива дерева, и имели слегка закруглённые выемки для запасного рангоута. Встречаются подушки самых разнообразных форм и видов, ориентируйтесь по фотографиям.
gallery_10197_920_113495 — копия.jpg
gallery_10197_919_75243 — копия.jpg
post-477-0-30032100-1361031087.jpg

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6981
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 73 раза
Поблагодарили: 1220 раз

Re: HMS Vanguard

#844 Сообщение Игорь Тараканов »

Про колокольню сказать нечего: грубовато сделанная, всё равно она - лучшая колокольня из всех производителей моделей. Дорабатывать колокольню можно бесконечно. Я рекомендую хотя бы сделать выемки в козырьках крыши. Ориентируйтесь по фотографиям колокольни корабля-музея "Виктори". Забавно, но в оригинальных чертежах Слейда на 74х пушечных кораблях предполагалась двухстоечная колокольня с крышей-аркой. Но... "В серию не запущена".

На фото: Виктори. Обратите так же внимание на конструкцию битенгов, на ложементы для стеньг.
2646543_original.jpg
z_2a5551a7.jpg
y_3e6cead8.jpg
sezione.jpg

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6981
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 73 раза
Поблагодарили: 1220 раз

Re: HMS Vanguard

#845 Сообщение Игорь Тараканов »

Теперь о палубном настиле форкастеля. Ватервейс на надстройке очень маленький, на некоторых моделях даже не виден. Учтите, что ватервейс на модели нельзя делать накладным: он ставился на бимсы первым, и только потом на него ставились доски обшивки борта. Иными словами, ватервейс был утоплен в борт.
RW106.jpg

Фирма-производитель предлагает изобразить палубный настил форкастеля ( а так же квартердека и ахтеркастеля) прямыми ровными планками.

Вот здесь и появляется уникальная возможность показать, что вы делаете не модель-игрушку, а модель-копию. На палубах надстроек доски настила заужались в сторону сужения самого корпуса корабля. На баке доски палубного настила сужались в сторону носа корабля. Кроме того, доски ещё и изгибались на ребро, приобретали форму серпа, чтобы повторить изгиб ватервейса. Самые изогнутые доски - первые от ватервейса. Постепенно изгиб сходил на нет. Самые прямые доски - возле мачты. Добиться такого можно тем, что заужать планки палубного настила стараться только с одной, внешней, грани. И, чем ближе к мачте, тем больше начинаете заострять вторую грань планки.

Казалось бы, зачем кораблестроители так усложняли, сделали бы, как в деревенской избе. На самом же деле, именно такой "сложный" способ, с заострением досок и изгибом на ребро, был самым простым и экономным. Во-первых, так можно было избежать врезки досок в ватервейс, ведь ватервейс - важный силовой элемент конструкции, недаром делался из дуба (поэтому цвет другой). Во-вторых, англичане делали палубный настил из сосновых досок. Использовалась канадская сосна, а, с начала Американской войны и до заката эпохи деревянных кораблей - рижская сосна. Доски получались очень длинные, не широкие и уже зауженные. Влажные, сосновые доски легко гнулись по заданной форме. Очень удобно и недорого. К тому же, не так затратно при замене настила. Как изогнуты доски палубы бака, смотрите на моделях из Гринвича, используйте так же Анатомию Беллоны. Планки старайтесь заужать так, чтобы заужение было не больше, чем на треть от исходной ширины.
gallery_10197_919_82277.jpg
med_gallery_10197_919_81112.jpg
1-4.jpg

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6981
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 73 раза
Поблагодарили: 1220 раз

Re: HMS Vanguard

#846 Сообщение Игорь Тараканов »

Отдельно надо сказать про стыки досок. Все читали классиков и помнят про "длина досок обычно 6-8 метров", "раскладка в три, в четыре доски" и тд. Но, для сосновых палуб надстроек эти правила применять нельзя. Во-первых, длина досок могла быть любой, и чем больше заужение в этом месте, тем длиннее доску ставили. Это хорошо видно по чертежу палубы квартердека в Анатомии Беллоны. Важно: кораблестроители старались избегать досок-коротышей. Где можно было положить длинную доску, никогда не клали две коротких. Поэтому правила про "стык через три, четыре доски" не выполнялось. Чем меньше вы сделаете стыков, тем красивее будет выглядеть модель. Кстати, расклад досок был не симметричным. Нельзя делать стыки между люками, примачтовыми битенгами, мачтой: там везде можно было положить одну доску. Везде полагайтесь на логику и здравый смысл, чем на универсальные догмы от классиков, которые годятся лишь для "общего понимания вопроса".

https://www.shipmodeling.ru/content/too ... php?ID=350
5nkzhd-6u4.jpg
Пример, когда моделист показал слишком короткие доски:
38feffd51568t.jpg
1-4 — копия.jpg

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6981
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 73 раза
Поблагодарили: 1220 раз

Re: HMS Vanguard

#847 Сообщение Игорь Тараканов »

Начинающие моделисты часто для примера берут палубы моделей наших именитых и заслуженных мастеров. Это хорошо, но. Хочу вас предостеречь: нельзя брать для примера модели французских кораблей. Вы замечали красиво сделанные несколько поясьев палубного настила, которые обычно более тёмные, соединены в стыках в замок и чередуются с "обычными" досками? На английских кораблях так делать не надо, все доски были одного цвета. Цвет верхних палуб подбирайте светло-серый: их постоянно драили и обильно поливали забортной водой во избежание рассыхания и растрескивания не покрашенной древесины, отчего смола быстро выходила, а морская соль отбеливала древесину. Тёмные поясья палубных досок на французах - это выступающие на уровне палубного настила карлингсы, продольные силовые элементы из древесины дуба. У англичан же карлингсы делались заподлицо с бимсами и покрывались сверху обычными досками.

На фото. Прекрасная французская палуба, очень схожая с английской. И доски согнуты, и стыки редкие. Однако, хорошо видны "инородные" по цвету поясья (а ещё в них вбиты рым-болты). Повторять "другой оттенок" нам не следует:
msw1.jpg
На фото. Серая однотонная палуба квартердека Виктори. Раскладка не симметричная. По центру идёт адмиралтейская доска - пояс, в полтора раза шире обычных. От него начинали класть палубный настил. На модели Т. Слейда так же присутствуют адмиралтейские доски. Адмиралтейская доска видна так же на фотографиях колокольни Виктори.
z_a84b9cd1.jpg

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6981
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 73 раза
Поблагодарили: 1220 раз

Re: HMS Vanguard

#848 Сообщение Игорь Тараканов »

Рассмотрим другие элементы форкастеля. Люки. Их три. Первый, перед фок-мачтой, обычно делают открытым, без рустерной решётки и показывают трап. Никаких лееров, ограждений, перил и прочего здесь на исторических моделях не наблюдается. Второй и третий люки - это световые люки камбуза и трапов здесь не было, поэтому решётку ставим обязательно. Комингсы люков форкастеля, равно как и комингсы люков квартердека и ахтердека, не имели по периметру никаких ложементов для ядер. Боекомплект для орудий, размещённых на надстройках 74х пушечных кораблей, находился на нижних палубах и, в силу своей малой массы, мог легко быть доставлен наверх во время подготовки к бою. Так же на надстройках не хранили и другие принадлежности к орудиям, как-то картузы, пыжи, фитиля, вёдра, банники, ганшпуги, совки, запальники и др. Ядра для карронад из-за большей массы, могли быть уложены на ахтердеке, на бортовых ложементах между карронадами, но в рассматриваемый нами период времени карронады на 74х-пушечниках не встречаются (кроме Беллоны в 1780 году). Забавно, но в описании прототипа нашей модели, то есть, Авангарда, карронады не упоминаются вовсе! :D

Ещё комингсы люков, как и рустеры, должны иметь погибь: в шторм люки закрывали парусиной, и "горбатость" люка не позволяла скапливаться воде. По обе стороны от переднего комингса центрального люка (тот, что сразу за фок-мачтой) расположены брекеты (бугели) для пентер-балки. В отличии от некоторых других кораблей, на 74х пушечниках брекетов было два, а не один. Брекеты установлены на рым-болтах, имеют подвижность и лежат на палубе. Обычно брекеты делают из проволоки, латунной, медной, стальной. Настоящие бугели были кованные, железные или бронзовые. Будете ставить пентер-балку, учтите, что она вставлялась в брекет (бугель) противоположного борта, то есть, не в ближний, а в дальний. Любители супердеталировки могут учесть, что рым-болты брекетов (бугелей) пентер-балки были очень длинные и шплинтовались после прохождения через бимс опердека (т.е. палубой ниже) - настолько усилия на пентер-балке были большие. Размеры пентер-балки даны у Питера Гудвина.
gallery_492_516_23560 — копия.jpg
gallery_492_516_16859.jpg
zobj_bellona_20111208_14_905.jpg
gallery_10197_920_94110.jpg
z_93d956d7.jpg

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6981
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 73 раза
Поблагодарили: 1220 раз

Re: HMS Vanguard

#849 Сообщение Игорь Тараканов »

Возле фок-мачты расположены битенги, сгруппированные по два. Их тоже придётся делать заново. Битенги, расположенные перед мачтой, называются марса-шкот-битенгами. Каждый битенг имеет по два шкив-гата, большой - ближе к ДП корабля, и малый, с внешней стороны битенга. Позже появится третий шкив, как бы приставленный к битенгу снаружи. Нетрудно догадаться, что большой шкив предназначен для фор-марса-шкота, крупной и тяжелонагруженной снасти. С малыми шкивами возможны варианты, которые мы обсудим позже в теме "такелаж". Например, топенанты марса-рея.

Горизонтальная балка, соединяющая битенги, называется кросспис. Внимание! Кросспис должен иметь квадратное сечение. Никаких кофель-нагелей на этом кроссписе не было! Кофель-нагели на кроссписе, кофель-нагельные планки на бортах и поручнях появятся в тот же период, когда появятся высокие дрифты (фальш-борта) надстроек. Миша эти дрифты уже удалил. Дело в том, что высокие дрифты ликвидировали своим появлением фиф-реельсы (релинги) на бортах надстроек, а на эти фиф-реельсы и крепились некоторые снасти, порой простыми шлагами. Кофель-нагели для этого были не нужны. Если вы делаете поздний корабль, то есть, после 1800 года, с высокими дрифтами, то кросспис будет в виде кофель-нагельной планки, с кофель-нагелями. На наш исторический период задача существенно облегчается. Итак, никаких кофель-нагелей! Кстати, кофель-нагели из набора ужасные и не копийные.

Позади фок-мачты расположены фал- (драйреп-) битенги, зеркально повторяющие марса-шкот-битенги. На главный шкив фал-битенга шёл фал (драйреп) нижнего рея, тоже тяжелонагруженная снасть. Фал-битенги тоже соединены кроссписом квадратного сечения без всяких там кофель-нагелей.
Обычно возникает вопрос: а под каким углом стоят битенги по отношению к палубе, ведь она имеет наклон (седловатость)? Ответ: судя по историческим чертежам, битенги стоят строго вертикально, независимо от седловатости палубы. Любители супердеталировки оценят тот факт, что битенги продолжались на палубу ниже (в нашем случае, это опердек) и прибивались к её бимсам. Битенги покрывались темно-красным суриковым грунтом или морились (дуб) и покрывались лаком. На Виктори верхние плоскости битенгов оббиты кожей.
gallery_10197_919_70182.jpg
2009-10-03 - USNA Museum - 059 - Princess Royal - 2nd Rate 90-Gun Ship of 1773 (figurehead) - _DSC7447-X3.jpg
post-477-0-30032100-1361031087.jpg
zobj_bellona_20111208_26_193.jpg
s3151593.jpg
gIMG_0565.jpg
s0119718.jpg

Аватара пользователя
AKASAKA
Сообщения: 2583
Зарегистрирован: Вт апр 05, 2011 16:08
Откуда: Новороссийск
Благодарил (а): 36 раз
Поблагодарили: 113 раз

Re: HMS Vanguard

#850 Сообщение AKASAKA »

Игорь! Дрит-ангидрит! Пора тебе Книгу писать! Я серьёзно!...была бы самая популярная книга у моделистов! :D

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6981
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 73 раза
Поблагодарили: 1220 раз

Re: HMS Vanguard

#851 Сообщение Игорь Тараканов »

У фальшбортов (дрифтов) бака расположены так же одиночные дельные вещи, предназначенные для крепления такелажа, называемые кнехты. Они тоже предназначены для нагруженных снастей, имеют одиночный шкив-гат и оголовок, на который вяжется снасть. Напротив последней ванты фок-мачты расположен фал-кнехт. Как правило, фал-кнехт имеет наклон, параллельный первому фордуну. На него крепится марса-фал. Кнехт параллелен фордуну потому, что блок тали марса-фала ходит по этому фордуну: блок очень большой и тяжёлый, поэтому его "привязывали" к фордуну, чтобы он не упал на палубу, что приведёт к трагедии, а скатывался на руслень, если марса-фал или марса-рей будет перебит в бою. Марса-фал парный, поэтому фал-кнехты находятся у каждого борта. Напротив первой ванты расположен топенант-кнехт, стоящий вертикально. На него шёл топенант нижнего рея. Естественно, эти кнехты тоже стоят по обеим бортам.
y_3e6cead8 — копия.jpg
y_0bc3fc47 — копия.jpg
z_632c6783 — копия.jpg
gallery_492_516_589412 — копия.jpg
2009-10-03 - USNA Museum - 059 - Princess Royal - 2nd Rate 90-Gun Ship of 1773 (figurehead) - _DSC7447-X3 — копия.jpg
post-593-0-85610700-1397698567.jpg

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6981
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 73 раза
Поблагодарили: 1220 раз

Re: HMS Vanguard

#852 Сообщение Игорь Тараканов »

Труба камбуза. То, что предлагает Амати, годится разве что на самовар. На самом деле, дымоход корабельной печи имел форму усечённой пирамиды. На дымоход одевали трубу, низ которой был выполнен в виде пирамиды, а верх - цилиндрический. Труба была съёмная. Это позволяло повернуть выхлоп от ветра или водяных брызг, и так же позволяло чистить дымоход печи. На выхлопе была круглая съёмная крышка для штормовой погоды. На исторических чертежах и моделях съёмная труба обычно отсутствует. В виду сложности изготовления трубы, предлагаю ограничиться изготовлением пирамидального дымохода, потому что он был частью печи, и его "потерять" нельзя.
gallery_492_516_16859.jpg
gIMG_0577.jpg

На фото: не удивляйтесь, что у Виктори не виден пирамидальный дымоход: камбуз и корабельная печь были двумя палубами ниже:
y_3e6cead8.jpg

В заключении обзора про форкастель осталось напомнить про рым-болты орудий: на бортах и палубе. Продолжение следует.
Последний раз редактировалось Игорь Тараканов Чт дек 24, 2015 6:44, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6981
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 73 раза
Поблагодарили: 1220 раз

Re: HMS Vanguard

#853 Сообщение Игорь Тараканов »

AKASAKA писал(а):Игорь! Дрит-ангидрит! Пора тебе Книгу писать! Я серьёзно!...была бы самая популярная книга у моделистов! :D
Спасибо, Саш! Я старался! :D

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6981
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 73 раза
Поблагодарили: 1220 раз

Re: HMS Vanguard

#854 Сообщение Игорь Тараканов »

Прошу прощения у коллег: перечитал - в постах есть досадные опечатки. Всё-таки, трудно работать по ночам. Исправить, увы, невозможно. Бросается в глаза, что, например, в сообщениях про битенги я часто писал "бимсы" вместо "битенги". Это банальнейшая описка. Надеюсь на понимание. :D
comics_tigr_big_1330417707.jpg

Аватара пользователя
Валентин Озеров
Сообщения: 2202
Зарегистрирован: Пн окт 20, 2014 13:13
Откуда: Москва
Благодарил (а): 94 раза
Поблагодарили: 218 раз
Контактная информация:

Re: HMS Vanguard

#855 Сообщение Валентин Озеров »

Игорь, какие там ошибки, о чем ты! Ты бы еще придрался к стилистике изложения и качеству графического материала! Твоя помощь неоценима, и твой материал действительно достоин книжной публикации.

Ответить

Вернуться в «Amati»