HMS Vanguard

форум по изготовлению моделей парусников из наборов итальянской фирмы Amati

Модераторы: Roman Roganov, FreeLander, Valentin Demin

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
korbut78
Сообщения: 222
Зарегистрирован: Ср янв 16, 2013 22:47
Откуда: г.Самара
Благодарил (а): 115 раз
Поблагодарили: 36 раз

Re: HMS Vanguard

#766 Сообщение korbut78 »

Игорь приветствую, скорее всего я не правильно понял термин, тут разговор был про замок,
имела-ли место кожаная сцепка руля и штевня?
Нас не возможно сбить с пути, нам по фигу куда идти!

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6981
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 73 раза
Поблагодарили: 1220 раз

Re: HMS Vanguard

#767 Сообщение Игорь Тараканов »

... Речь шла о деревянной вставке под петлю руля (маму), и эта вставка полностью закрывала выемку в руле для петли. Эта же деревянная вставка закрывала ось "папы"...

А вот сорлини и руль-тали (французский вариант). Чертежи можно подглядеть у Анкрэ...
DSC04507 - 2.jpg
Republicain_gorunded_on_Mingant_rock-Pierre_Ozanne.jpg
1 1.jpg

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6981
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 73 раза
Поблагодарили: 1220 раз

Re: HMS Vanguard

#768 Сообщение Игорь Тараканов »

Насчёт "кожаной сцепки". Ну, у "французов " можно заметить, что у них практически сорлини стояли всегда, этакие небольшие верёвки, соединяющие ахтерштевень и перо руля, причём варианты такие: либо на ахтерштевне и на пере руля были рым-болты, в кольца которых и проводились сорлини, либо на ахтерштевне рымы, а в пере руля отверстие, куда и заводился сорлинь - от одного рыма на ахтерштевне одного борта до рыма на другом борту. Вот эти небольшие сорлини, они могли быть хорошо протированы, обтянуты кожей и так далее...

Интересно, что еще и дополнительные сорлини протягивались вверх, обычно цепные, шли к линям, прикреплённым к подзору. С их помощью можно было подтянуть и поставить соскочивший руль на место. Однозначно, их же можно было использовать как руль-тали. В связи с этим зачастую возникает путаница, и начинаются споры. У английских кораблей всё проще: сорлини обычно и являются заодно руль-талями (непосредственно тали ставятся уже при аварии, а вот на корабле -музее Виктори они уже заведены, на ют, к русленям и протянуты через отверстия в руслени и застопорены)

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6981
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 73 раза
Поблагодарили: 1220 раз

Re: HMS Vanguard

#769 Сообщение Игорь Тараканов »

korbut78 писал(а): имела-ли место кожаная сцепка руля и штевня?
Вот, как раз "французский" вариант. На вашем Баунти, конечно, такого не должно наблюдаться:
7194345.jpg
Английский вариант подразумевает, что сорлини одновременно являются руль-талями:
5514312.jpg
6826580.jpg

Аватара пользователя
korbut78
Сообщения: 222
Зарегистрирован: Ср янв 16, 2013 22:47
Откуда: г.Самара
Благодарил (а): 115 раз
Поблагодарили: 36 раз

Re: HMS Vanguard

#770 Сообщение korbut78 »

Игорь видел не СерикоФФ форуме, но сорлинем назвать побоялся-бы
Руль тали Виктори.jpg
,
руль таль ДА, срезал шкертики и рули, а где сорлинь на Виктори?
Нас не возможно сбить с пути, нам по фигу куда идти!

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6981
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 73 раза
Поблагодарили: 1220 раз

Re: HMS Vanguard

#771 Сообщение Игорь Тараканов »

Судя по способу подвески, цепь на Вике есть сорлинь, а линь с гаком, прикреплённый к ней - руль-таль.. Давайте ещё раз: на Виктори: цепь является сорлинями и одновременно гаком к ней присоединены руль-тали. То, что цепь является всё-таки сорлинью, хорошо видно по сути расположения мест для временного крепления цепей на корпусе. Кроме того, если на Виктори к цепи сразу присоединены руль-тали (уходящие на руслень), то на множестве изображений, а так же на исторических моделях из Гринвича, видно отсутствие руль-талей, но наличие цепи сорлиней. Во всяком случае, они, эти английские цепи, подходят под определения Самойлова, Даля и др, указанных мной выше.
large %2854%29.jpg
07.jpg
Последний раз редактировалось Игорь Тараканов Вс ноя 29, 2015 21:27, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6981
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 73 раза
Поблагодарили: 1220 раз

Re: HMS Vanguard

#772 Сообщение Игорь Тараканов »

....
Руль тали Виктори.jpg

Аватара пользователя
korbut78
Сообщения: 222
Зарегистрирован: Ср янв 16, 2013 22:47
Откуда: г.Самара
Благодарил (а): 115 раз
Поблагодарили: 36 раз

Re: HMS Vanguard

#773 Сообщение korbut78 »

То есть если тали сейчас отстегнуть, эта цепь привязанная шкертиками станет сорлинем? :shock:
Я процитирую Фомина в продолжение: Если допустить, что эти шкентели были, то их надо сделать правильно. Сначала прибить правильную скобу и нацепить на "уши" коуши. Затем на коушах закрепить сплеснем два шкентеля - левый и правый. Вбить в кормовой подзор четыре обуха (3). Принайтовить к ним штертиками (не пропускать шкентели в обухи, а только привязать к ним) так, чтобы не мешали перекладке руля, но и не болтались излишними петлями. Шкентель доходил до бизань-русленя и возле ближайшего к краю обуха в него ввязывали коуш. Этот коуш найтовили шкертиком к обуху на руслене.

Для применения шкентелей все шкертики обрезали (из окон и с русленя), в коуш закладывали гак блока аварийных румпель-талей. Работая румпель-талями правого и левого борта, помогали рулевым на штурвале, таская рулевое перо за скобу с "ушами"

P.S.Слово шкентели заменить на цепь.
Нас не возможно сбить с пути, нам по фигу куда идти!

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6981
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 73 раза
Поблагодарили: 1220 раз

Re: HMS Vanguard

#774 Сообщение Игорь Тараканов »

"То есть если тали сейчас отстегнуть, эта цепь привязанная шкертиками станет сорлинем?"

Она и так сорлинь. Просто народ не может понять, что цепь, и прикрепленный к ней гаком шкентель - это разные снасти. Цепь - сорлинь, шкентель - это руль-тали. В момент, когда руль-тали работают, цепь уже отстёгнута от рымов на подзоре и представляет одно целое с руль-талью - по характеру работ. Когда же руль просто соскочил с петель, цепь выполняет свою прямую работу - удерживает его. Руль-тали в этот момент нафик не нужны, вот их и нет на моделях, вот и не привязаны они намертво к цепи, а лишь подвешены на гак - и то, только на Виктори, а на других - отсутствуют вовсе (за ненадобностью)

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6981
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 73 раза
Поблагодарили: 1220 раз

Re: HMS Vanguard

#775 Сообщение Игорь Тараканов »

korbut78 писал(а): Я процитирую Фомина в продолжение: Если допустить, что эти шкентели были, то их надо сделать правильно. Сначала прибить правильную скобу и нацепить на "уши" коуши. Затем на коушах закрепить сплеснем два шкентеля - левый и правый. Вбить в кормовой подзор четыре обуха (3). Принайтовить к ним штертиками (не пропускать шкентели в обухи, а только привязать к ним) так, чтобы не мешали перекладке руля, но и не болтались излишними петлями. Шкентель доходил до бизань-русленя и возле ближайшего к краю обуха в него ввязывали коуш. Этот коуш найтовили шкертиком к обуху на руслене.

Для применения шкентелей все шкертики обрезали (из окон и с русленя), в коуш закладывали гак блока аварийных румпель-талей. Работая румпель-талями правого и левого борта, помогали рулевым на штурвале, таская рулевое перо за скобу с "ушами"

P.S.Слово шкентели заменить на цепь.

Костя описал как раз английский вариант. Обычно споры вызывает французский вариант, потому что там сложная схема. Но нас это не касается.
Итак, цепи на английских кораблях, прикреплённые к рулю, по всем признакам целиком и полностью являются сорлинями - хотя термин "линь" не совсем корректен по отношению к цепи, однако, выбора нет. Соответственно, прикрепляемые гаками к цепи снасти для руления - это руль-тали. Всё.
Руль тали Виктори.jpg

Аватара пользователя
korbut78
Сообщения: 222
Зарегистрирован: Ср янв 16, 2013 22:47
Откуда: г.Самара
Благодарил (а): 115 раз
Поблагодарили: 36 раз

Re: HMS Vanguard

#776 Сообщение korbut78 »

Игорь я вас понял, и всегда удивляюсь вашему знанию темы, в отличии от меня, спасибо!
Нас не возможно сбить с пути, нам по фигу куда идти!

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6981
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 73 раза
Поблагодарили: 1220 раз

Re: HMS Vanguard

#777 Сообщение Игорь Тараканов »

Да не за что. На ошибки в литературе, в частности, у Монфельда, в своё время указали мои хорошие друзья. Я сам никогда бы не задумался. Вижу цепь - ставлю цепь... И по барабану, как она называется - был грешен, каюсь... Стали разбираться - оп-па, да везде такая путаница в этих самых определениях! На самом деле, иногда такие баталии бывают по этой, казалось бы, немудрёной теме. А всё из-за вполне естественного желания кораблестроителей сделать универсальные приспособления. Французы в этом преуспели! :D

Аватара пользователя
korbut78
Сообщения: 222
Зарегистрирован: Ср янв 16, 2013 22:47
Откуда: г.Самара
Благодарил (а): 115 раз
Поблагодарили: 36 раз

Re: HMS Vanguard

#778 Сообщение korbut78 »

Да честно все-равно я не понимаю эту универсальную конструкцию,
ну например на Баунти если слетит руль,то по логике румпелем разворотит всю палубу-надстройки,
возвращаясь к замку-сцепке про которую я говорил выше, из кожи или верёвки, могло так быть у Англичан?
Ну а цепью просто поднимали руль, и ставили на место.
Нас не возможно сбить с пути, нам по фигу куда идти!

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6981
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 73 раза
Поблагодарили: 1220 раз

Re: HMS Vanguard

#779 Сообщение Игорь Тараканов »

Не, румпель ничего не разворотит. Если вы обращали внимание, румпель вставлен в отверстие в оголовке руля не намертво, он там не прибит, не приклеен, ни что-либо ещё. Румпель ходит по направляющим под бимсами (на больших кораблях, у вас он вообще поднят над палубой), они в некоторой степени удерживают румпель при срыве пера руля. Перо руля соскочило, заодно выскочил из оголовка руля румпель. Перо стало плыть. У французов, вследствии коротких маленьких сорлиней на ахтерштевне, руль делает поворот в плоскости, перпендикулярной ДП, как на той картинке Озона, где Роял Льюис на мель сел. Верхние сорлини на французах позволяют восстановить положение пера руля и поставить его на место. В случае поломки же самого румпеля, пока делается новый, к верхним сорлиням французы могли присоединить руль-тали и управлять ими. Одновременно, у них были так же штатные руль-тали! В этом плане французы были продвинутые (слизали у голландцев, конечно)
У англичан с этими кожаными штучками, конечно, вы пролетаете. Не было их. Если на Баунти слетал руль, то цепь - сорлинь его удерживала и не давала уплыть - заметим, что степень свободы у английских сорлиний больше. Используя румпель и сорлини, англичане могли довольно быстро поставить перо на место. На Баунти румпель "внешний", и поставить перо не составляло труда. Если же румпель вылетал или ломался, то англичанам приходилось гораздо сложнее, чем французам. Здесь я склонен считать, что англичане больше, чем французы, рассчитывали на румпель, чем французы. Во всяком случае, запасное окно для румпеля у англичан встречается чаще на чертежах. Опять же, англичане не ставили "чистых" сорлиней, у них - только универсальные системы, сорлини служили так же при необходимости руль-талями. Как-то так, не знаю, как объяснить.

Михаил Комаров
Сообщения: 1008
Зарегистрирован: Сб мар 12, 2011 19:58
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 10 раз
Поблагодарили: 42 раза

Re: HMS Vanguard

#780 Сообщение Михаил Комаров »

Все проспал. Очень интересная тема. Игорь, спасибо.Раз пять прочту, тогда пойму может быть.

Ответить

Вернуться в «Amati»