Шхуна "Восток":публиковались ли чертежи?
Модераторы: FreeLander, Valentin Demin
Шхуна "Восток":публиковались ли чертежи?
Привет всем! Сильно интересуюсь кораблями, служившими на Дальнем Востоке во второй половине 19 века. Если по фрегату "Паллада",корвету "Оливуца" и транспорту "Байкал" существует масса материалов, включая специальные чертежи для судомоделистов, то ряд других интересных судов практически неизвестны. Возьмем шхуну "Восток". Одно из первых в мире судов со стальным корпусом, первый на Дальнем Востоке русский военный паровой корабль, прослуживший здесь 30 лет. Нашел в литературе и в Сети массу упоминаний шхуны и всего одно изображение - рисунок в книге "Морская карта рассказывает" Интересно, существуют ли в России чертежи шхуны (судно строилось в Англии) и публиковались ли они? В Тихвине Ленинградской области есть музей семьи Римских-Корсаковых. В этом музее есть модель шхуны. Видимо,ее автор имел в своем распоряжении какие-то материалы...Кто-нибудь что-нибудь знает об этом?
-
- родоначальник
- Сообщения: 289
- Зарегистрирован: Вс фев 13, 2005 9:25
- Откуда: Петропавловск-Камчатский
- Поблагодарили: 1 раз
Есть книга ее командира по фамилии Римский-Корсаков.
Он принимал ее в Англии при достройке, дошел до дальнего востока, где занимался всякой разной службой. Вернулся на корвете "Оливуца" в качестве командира. Много места в книге уделяется попыткам устранить течь дедвуда в месте прохода гребного вала.
Что же это, диверсия англичан, или их же кривые руки?-вопрошает читатель (шутка).
Он принимал ее в Англии при достройке, дошел до дальнего востока, где занимался всякой разной службой. Вернулся на корвете "Оливуца" в качестве командира. Много места в книге уделяется попыткам устранить течь дедвуда в месте прохода гребного вала.
Что же это, диверсия англичан, или их же кривые руки?-вопрошает читатель (шутка).
Место постройки шхуны - Туманный Альбион. Год постройки, по одним данным - 1851, по другим - 1852. Первоначально называлась "Anne", по другим данным - "Fearless"("Бесстрашная").
А насчет мемуаров А.Римского-Корсакова - это верно. Я и не подумал про такой вариант:)
Насчет течи сальника дейдвудного вала - англичане нагадили, кто же еще? Они, супостаты, еще тогда планировали нападение на Камчатку, вот и старались заранее ослабить наши могучие морские силы на Тихом океане!:))) Только плохо старались - шхуна аж до 1883 проходила без капремонта.
А насчет мемуаров А.Римского-Корсакова - это верно. Я и не подумал про такой вариант:)
Насчет течи сальника дейдвудного вала - англичане нагадили, кто же еще? Они, супостаты, еще тогда планировали нападение на Камчатку, вот и старались заранее ослабить наши могучие морские силы на Тихом океане!:))) Только плохо старались - шхуна аж до 1883 проходила без капремонта.
- Alexey Loginov
- Сообщения: 1071
- Зарегистрирован: Вс июн 19, 2005 23:55
- Откуда: Регион 53
- Благодарил (а): 21 раз
- Поблагодарили: 201 раз
- Alexey Loginov
- Сообщения: 1071
- Зарегистрирован: Вс июн 19, 2005 23:55
- Откуда: Регион 53
- Благодарил (а): 21 раз
- Поблагодарили: 201 раз
Спасибо, Джи-джи! Из трех присланных вами картинок две я уже видел. Я имею в виду снимки моделей. Та из них, у которой подводная часть корпуса - белая, сделана В.В.Корягиным с Сахалина. Он моделист со стажем, в Инете целая галерея его работ. Я созвонился с ним и пытался выяснить, по каким чертежам он строил свою шхуну. Мастер сильно удивил меня, ответив в том смысле, что, мол, чего там возиться с чертежами - воображение включил, да и строй... Вторая модель находится в Доме-музее семьи Римских-Корсаковых в Тихвине. Все собираюсь туда съездить, да никак не соберусь.
Что касается сканнограммы старой фотографии - респект вам и уважуха! Я такого снимка не встречал, в связи с чем очень хотелось бы узнать источник. Одна проблема: на снимке запечатлен не "Восток", а шхуна "Алеут" Сибирской флотилии. Судно было построено в 1865 г. в Спб на заводе Берда, своим ходом перешла на ДВ и благополучно служила там долгие годы. Это совершенно точно "Алеут" - видна характерная высокая белая дымовая труба. К тому же, если присмотритесь - у шхуны на фото корма круглая, а у "Востока" была транцевая. Есть у меня фотокопия японской гравюры, изображающей корабли отряда Е.В.Путятина в Нагасаки в 1855 г. Японцы в то время своего флота не имели, поэтому все захожие корабли "варваров" зарисовывали со всеми подробностями - учились... Об архитектуре корпуса "Востока" по этой гравюре можно судить с большой степенью достоверности.
Что касается сканнограммы старой фотографии - респект вам и уважуха! Я такого снимка не встречал, в связи с чем очень хотелось бы узнать источник. Одна проблема: на снимке запечатлен не "Восток", а шхуна "Алеут" Сибирской флотилии. Судно было построено в 1865 г. в Спб на заводе Берда, своим ходом перешла на ДВ и благополучно служила там долгие годы. Это совершенно точно "Алеут" - видна характерная высокая белая дымовая труба. К тому же, если присмотритесь - у шхуны на фото корма круглая, а у "Востока" была транцевая. Есть у меня фотокопия японской гравюры, изображающей корабли отряда Е.В.Путятина в Нагасаки в 1855 г. Японцы в то время своего флота не имели, поэтому все захожие корабли "варваров" зарисовывали со всеми подробностями - учились... Об архитектуре корпуса "Востока" по этой гравюре можно судить с большой степенью достоверности.
- Alexey Loginov
- Сообщения: 1071
- Зарегистрирован: Вс июн 19, 2005 23:55
- Откуда: Регион 53
- Благодарил (а): 21 раз
- Поблагодарили: 201 раз
Благодарю за развернутый ответ.
Фотография была выложена вот на этом ресурсе.
http://international.loc.gov/intldl/mtf ... tml#rustxt
В одном из альбомов.
Сейчас на вскидку не смог найти в котором. Надо еще раз все перебирать. Но оно того стоит.
Владивосток 1875год
Есть еще http://khasan-district.narod.ru/directo ... r_ship.htm
Фотография была выложена вот на этом ресурсе.
http://international.loc.gov/intldl/mtf ... tml#rustxt
В одном из альбомов.
Сейчас на вскидку не смог найти в котором. Надо еще раз все перебирать. Но оно того стоит.
Владивосток 1875год
Есть еще http://khasan-district.narod.ru/directo ... r_ship.htm
Очень интересно! Начал смотреть - чувствую, это надолго! В альбоме снимок шхуны, присланный вами, действительно называется "Шхуна "Восток" Сиб.флотилии и шхуна "Сибирия", 1875". "Сибирия" по оснастке - бригантина (или шхуна-бриг), не помню судна с таким названием в Сиб.флотилии того времени, к тому же, кормовой флаг по цвету отличается от флага шхуны-соседки. Вывод: это, скорее всего, купеческий пароход, причем иностранный (только иностранец мог назвать судно "Sibiria"). "Восток" - в реале "Алеут", я видел другие снимки этого судна. На сайте Хасанского района ПК, ссылку на который вы также даете, в заметке о "Востоке" читаем: "В 1875 г. (под командованием лейтенанта О.В. Старка) совершила двукратное плавание в проливе Татарском и Лаперуза с лейтенантом М. Л. Онацевичем на борту, выполнившим гидрографические и гидрологические работы и определившим ряд астрономических пунктов в местах, посещаемых шхуной В этом же году шхуна посетила почти все порты Охотского моря (Гижигинск, Ямскую губу, Тауйскую губу, Охотск, Аян, Лебяжью бухту, Tyrypскую губу, остров Большой Шантар)". Подобное плавание должно было занять всю навигацию того года (зимой по Охотскому морю до 1930-х годов вообще не ходили). Снимок явно сделан поздней весной-летом, если сделан он был во Владивостоке. В это время "Восток" там никак быть не мог (во Владе не был с 1999 г., память может подвести, но сопка на заднем плане вроде бы напоминает владивостокское Орлиное гнездо).
Возможно, альбом составлялся другими лицами, а не автором снимков. Они и перепутали названия судов.
Вот самое известное изображение "Востока", приводится, в частности, в книге "Морская карта рассказывает". В записках В.А.Римского-Корсакова есть его набросок шхуны, сделанный в письме брату сразу после приема судна в Англии - этот рисунок у меня был, да стер я его по ошибке...
Возможно, альбом составлялся другими лицами, а не автором снимков. Они и перепутали названия судов.
Вот самое известное изображение "Востока", приводится, в частности, в книге "Морская карта рассказывает". В записках В.А.Римского-Корсакова есть его набросок шхуны, сделанный в письме брату сразу после приема судна в Англии - этот рисунок у меня был, да стер я его по ошибке...
Второй выложенный вами снимок Ланина в альбоме называется, по-моему "Владивосток. Вид бухты, 1875". Бухта - это определенно Золотой Рог, снимок сделан с северного берега. Южный берег, тогда совершенно необжитый, узнается по рельефу: в левой части снимка понижение (там долина речки Объяснения), а по центру - характерная острая вершина горы Бурачека (если не ощибаюсь с названием). Из четырех судов, стоящих в бухте одно - паровое. Тоннаж небольшой, возможно, это один из транспортов американской постройки - "Манджур" или "Японец". Трехмачтовое судно с полной оснасткой, окрашенное "под пушечные порты", стоящее справа - это, возможно, барк Рос.-Амер.компании "Нахимов",после продажи Аляски в 1867 г. доставивший во Владивосток солдат ситхинского гарнизона, да так в Приморье и оставшийся. Остальные два судна, по-видимому, купцы-иностранцы.
- Alexey Loginov
- Сообщения: 1071
- Зарегистрирован: Вс июн 19, 2005 23:55
- Откуда: Регион 53
- Благодарил (а): 21 раз
- Поблагодарили: 201 раз
Ну, аналоги "Востока" известны. Тот же "Алеут". Он был чуть-чуть побольше: 300 тонн водоизмещения против "около 300" у "Востока":) Строились они с разницей в 10 лет: "Восток" в 1851 г., "Алеут" - в 1862м (я ошибочно указал год постройки как 1865-й).
Помимо отмеченного отличия в архитектуре кормовой части, у "Алеута" было другое, более современное артиллерийское вооружение: две 4-фунтовые нарезные пушки против 4 гладкоствольных 3-фунтовых у "Востока".
На какой верфи строился "Восток" - неизвестно. Строился он в Англии. В записках Римского-Корсакова приводится только имя мастера, который перестраивал шхуну в Портсмуте после покупки ее Путятиным.
Я посылал запросы на чертежи и снимки "Востока" в Питер - в Центр.ВМ музей и в Центр.госархив ВМФ. И там и там ответили, что чертежи йок
Помимо отмеченного отличия в архитектуре кормовой части, у "Алеута" было другое, более современное артиллерийское вооружение: две 4-фунтовые нарезные пушки против 4 гладкоствольных 3-фунтовых у "Востока".
На какой верфи строился "Восток" - неизвестно. Строился он в Англии. В записках Римского-Корсакова приводится только имя мастера, который перестраивал шхуну в Портсмуте после покупки ее Путятиным.
Я посылал запросы на чертежи и снимки "Востока" в Питер - в Центр.ВМ музей и в Центр.госархив ВМФ. И там и там ответили, что чертежи йок
- Alexey Loginov
- Сообщения: 1071
- Зарегистрирован: Вс июн 19, 2005 23:55
- Откуда: Регион 53
- Благодарил (а): 21 раз
- Поблагодарили: 201 раз
По Алеуту тоже совсем не много.
http://www.rusarchives.ru/guide/rgavmf/ ... .shtml#762
Да и в ближайшие несколько лет туда в любом случае не попасть.
http://www.rusarchives.ru/guide/rgavmf/ ... .shtml#762
Да и в ближайшие несколько лет туда в любом случае не попасть.
Ф. 327. ЧЕРТЕЖИ ПО СУДОСТРОЕНИЮ ПАРУСНОГО И ГРЕБНОГО ФЛОТОВ (КОЛЛЕКЦИЯ).
Дел 6045; 1704-1904
Оп. 1
Проектные и детальные чертежи судов парусного и гребного флотов по общему проектированию, оборудованию, вооружению судов различных классов, в том числе чертеж спроектированного Петром I 100-пушечного корабля "Петр"; проектные и отчетные чертежи парусных кораблей, участвовавших в Чесменском сражении, у мыса Канакрия; чертежи кораблей, действовавших в осаде и взятии крепости Корфу ("Ростислав", "Трех иерархов", "Трех Святителей", "Георгий Победоносец"); чертежи кораблей "Память Евстафия", "Ростислав", "Ярослав", участников сражения во время русско-шведской войны 1788-1790 гг.; чертежи шлюпов "Восток", "Мирный"; кораблей, участвовавших в Синопском бою 1853 г. — "Азов", "Гангут", "Чесма", "Императрица Мария"; чертежи судов, на которых русские мореплаватели совершали кругосветные плавания.
Дел 5307; 1712-1904
Оп.2
Чертежи иностранных судов.
Дел 738; 1704-1897
Это не здесь?
Дел 6045; 1704-1904
Оп. 1
Проектные и детальные чертежи судов парусного и гребного флотов по общему проектированию, оборудованию, вооружению судов различных классов, в том числе чертеж спроектированного Петром I 100-пушечного корабля "Петр"; проектные и отчетные чертежи парусных кораблей, участвовавших в Чесменском сражении, у мыса Канакрия; чертежи кораблей, действовавших в осаде и взятии крепости Корфу ("Ростислав", "Трех иерархов", "Трех Святителей", "Георгий Победоносец"); чертежи кораблей "Память Евстафия", "Ростислав", "Ярослав", участников сражения во время русско-шведской войны 1788-1790 гг.; чертежи шлюпов "Восток", "Мирный"; кораблей, участвовавших в Синопском бою 1853 г. — "Азов", "Гангут", "Чесма", "Императрица Мария"; чертежи судов, на которых русские мореплаватели совершали кругосветные плавания.
Дел 5307; 1712-1904
Оп.2
Чертежи иностранных судов.
Дел 738; 1704-1897
Это не здесь?
- Alexey Loginov
- Сообщения: 1071
- Зарегистрирован: Вс июн 19, 2005 23:55
- Откуда: Регион 53
- Благодарил (а): 21 раз
- Поблагодарили: 201 раз