FAQ по составлению документации на модели для Чемпионатов России/Европы/Мира

Член всемирной организации судомоделизма. Секция «С». Стендовый судомоделизм. Официальная информация. Соревнования. Мероприятия. Обсуждение работы, Правил, судейства.
Ответить
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
SilverGhost
Сообщения: 1285
Зарегистрирован: Вт апр 19, 2016 11:54
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 40 раз
Поблагодарили: 126 раз
Контактная информация:

FAQ по составлению документации на модели для Чемпионатов России/Европы/Мира

#1 Сообщение SilverGhost »

Будучи судьей я обратил внимание, что зачастую результат выступления модели напрямую зависит от качества предоставленной на нее документации.
И давно задумывал сделать FAQ по составлению документации для моделистов, особенно начинающих, которые еще не ориентируются что стоит добавлять в документацию, чего не стоит в нее вносить.

Документации можно разделить на 2 типа:

1. Самодельные модели классов С-1/2/3/4/5

Пример составления документации для самодельной модели на примере модели класса С-4В линкора Парижская Коммуна


Документация должна состоять из:
  • теоретического чертежа проекции "корпус"
  • вид сбоку (правый, левый борта)
  • вид сверху
  • планы палуб и надстроек
  • чертежи деталей и оборудования
  • сведений о геометрических размерах корабля
  • фотографий прототипа модели, сделанных на тот период, которому соответствует модель
  • наличие фотографий процесса постройки модели будет приветствоваться
Если модель строилась по чертежам, которые разработал/доработал автор модели, то должны быть приложены материалы, по котором делался этот чертеж - схемы, фотографии корабля.
Если модель или ее части делались с применением 3Д-технологий и компьютерного моделирования, то необходимо предоставить 3Д-рендеры соответствующих деталей
Для моделей в бутылках необходимо приложить фотографии процесса постройки внутри бутылки и рассказать про технологию.


2. Сборные модели классов С-6/7/8

Пример составления документации для сборной модели на примере модели класса С-6S атомной подводной лодки Владимир Мономах (доработок мало, без афтемаркета)

Пример составления документации для сборной модели на примере модели класса С-6В линкора Севастополь (доработки с использованием афтемаркета)


Документация должна состоять из:
  • списка доработок сборной модели (если они были)
  • список деталей, сколько использовано деталей из набора, сколько из дополнений, а сколько сделаны самостоятельно вручную
  • инструкции или сборочные схемы по сборке набора
  • инструкции к наборам дополнений афтемаркета, если они использовались
  • копию или оригинал разверток модели (только для бумажных моделей класса С-7)
  • чертежи и схемы, по которым дорабатывалась модель
  • фотографий корабля, по которым дорабатывалась модель
  • наличие фотографий процесса постройки модели будет приветствоваться
Если модель строилась по чертежам, которые разработал/доработал автор модели, то должны быть приложены материалы, по котором делался этот чертеж - схемы, фотографии корабля.
Если детали модели делались с применением 2Д/3Д-технологий и компьютерного моделирования, то необходимо предоставить 3Д-рендеры или 2Д-развертки (для самодельного травления) соответствующих деталей

Советы

Совет №1 - Не делайте документацию в огромном объеме. Но и не делайте ее в совсем малом объеме. Когда информации слишком много, велик шанс что судья найдет у вас несоответствие модели с документацией и не сможет оценить остальное - объем доработок и тд. Когда документация очень малого объема - нет возможности оценить объем вашей работы, доработок, если они были. А также в полной мере оценить соответствие вашей модели тем материалам, по которым она строилась/собиралась.

Совет №2 - В документации должно быть только самое нужное и необходимое. Только те чертежи/схемы, по которым что-то дорабатывалось. Только те фото, которые использовались при постройке самодельной модели или доработке сборной модели или ее узлов и элементов. Не надо печатать всю Анатомию в 200 страниц, чтобы показать что вы сделали самодельный флагшток. Сделали флагшток - покажите его схему/фрагмент чертежа/фото.

Совет №3 - Если ваша модель на конкретный период - не надо пихать в документацию фотки своего корабля в другие годы, где он запечатлен в другом виде, конфигурации. Оставляем только фотографии вашего периода и состояния корабля, а также фрагменты фотографий деталировки, если они с годами не менялись.

Совет №4 - Не надо наполнять документацию фотографиями и чертежами кораблей-систершипов. Все систершипы порой сильно отличались между собой. Если все таки используете фотографии систершипов - используйте только те фрагменты чертежей и фотографий систершипов, элементы на которых были идентичны с элементами на вашем корабле.

Совет №5 - Для сборных моделей желательно указывать какое количество деталей было использовано при постройке модели. Должно быть разделение по группам - детали из набора, детали из промышленных наборов дополнений (афтемаркета), и самодельные детали, сделанные вами вручную. Это позволит судьям достаточно объективно понять и оценить объем работы. Нужно подсчитывать только установленные детали. Если у вас гребной винт собирался/паялся из 7 отдельных лопастей и отдельного кока - это не одна деталь, это 8 деталей.

Совет №6 - Список доработок модели позволяет быстро оценить объем и вклад ручной работы моделиста при сборке модели и проверить ее соответствие документации. Когда судейство модели идет 10-15 минут, важно как можно быстрее донести судьям ключевую информацию по модели.

Совет №7 - Оптимальный объем чертежей и фотографий прототипа в документации составляет от 20 до 50 штук. Прикладывать 100 фоток не надо. Прикладывать 100 страниц чертежей не надо.

Совет №8 - В документации на самодельную модель обязательно должен быть теоретический чертеж корпуса. Его отсутствие может сказаться на оценке модели.

Совет №9 - Для участия на Чемпионатах Европы и Мира документация к модели должна быть переведена на английский язык. При этом русскоязычный вариант желателен, особенно если в бригаде будут судьи из России, Украины, Беларуси и возможно Болгарии/Польши.

Иерархия материалов в документации при постройке сборных моделей.

Есть игра "камень-ножницы-бумага". С документацией на сборные модели можно провести такую же аналогию.
Это очень важный момент, который многие моделисты не знают или не умеют этим пользоваться.

Иерархия следующая:
1. Инструкция
2. Чертеж/схема
3. Фотография

"Чертеж важнее инструкции.
Фотография важнее Чертежа."

Инструкция является вашим обязательным аргументом. Но ее вес как аргумента минимальный. Вы обязаны всегда ее демонстрировать, на основании чего вы собирали модель.
Если вы собирали модель и ничего в ней НЕ ДОРАБАТЫВАЛИ - прикладывать чертежи и фотографии НЕ НАДО.

Но! Если вы решили что-то в своей модели улучшить, доработать или исправить, то должны приложить или чертеж или фото на основании чего вы ее дорабатывали или сделали/окрасили не по инструкции.
При этом фотография является более весомым аргументом, чем чертеж. И оба они более весомые чем инструкция.
Так как чертеж рисуется художником, графиком или автором книги на основании копий оригинальных чертежей или на основании фотографий, то чертеж может отличаться от реального состояния корабля. Особенно если это проектный чертеж, когда в нем не учтены все доработки корабля, которые делались в ходе его постройки или испытаний или службы.
Вы можете использовать чертеж и прикладывать фотографии тех узлов и элементов корабля, которые не соответствуют чертежу или были изменены в ходе эксплуатации корабля.

Если вы строите модель или узлы только по чертежу - не вносите в документацию фотографии, если они будут противоречить чертежу.
Но вы можете сделать/доработать элемент по фотографии, даже если она противоречит чертежу, приложенному в документацию.
Вообще придерживайтесь при постройке модели и ее защиты простого правила, чтобы ваш использованный материал в документации не противоречил между собой.

Нельзя при защите, имея огромную документацию, аргументировать подобным образом: "Это я делал по инструкции, хотя противоречит приложенному чертежу и фото. Это я делал по чертежу, хотя противоречит приложенным фоткам. А это я уже по фоткам делал"
Не надо прикладывать в документацию ради объема и толщины то, чему не соответствует или противоречит ваша модель.

Я приложил 3 примера документации.
Самодельной модели класса С-4Б, где есть необходимый минимум для ее оценки и защиты.
И 2 документации на сборные модели.
В одной было сделано немного доработок и не был применен афтемаркет. То есть это можно сказать сборная модель начального уровня сложности.
Во второй было много доработок и много афтемаркета. Это уже модель среднего уровня сложности и доработок.

Поэтому при составлении документации к Чемпионату, я прошу вас ознакомиться с данными примерами и может что-то взять из них и сделать по образу и подобию.

vadim64
Сообщения: 216
Зарегистрирован: Сб окт 27, 2012 12:33
Поблагодарили: 43 раза

Re: FAQ по составлению документации на модели для Чемпионатов России/Европы/Мира

#2 Сообщение vadim64 »

Хочу добавить свои 10 копеек.
После составления документации на модель советую не один раз ее пересмотреть и перечитать а ещё лучше снабдить альбом с документацией закладками чтобы быстро ориентироваться и на каверзные вопросы судей отвечать быстро точно и подтверждать свои слова материалами из своего альбома. Времени на защиту не много и длинные паузы пока моделист сам не может в своих доках найти нужные материалы затягивает дело и формирует у судей не нужные негативные настроения.

Аватара пользователя
SilverGhost
Сообщения: 1285
Зарегистрирован: Вт апр 19, 2016 11:54
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 40 раз
Поблагодарили: 126 раз
Контактная информация:

Re: FAQ по составлению документации на модели для Чемпионатов России/Европы/Мира

#3 Сообщение SilverGhost »

Я могу добавить, что если у вас много фоток деталировки, фрагментов фоток и мелких узлов корабля - то располагайте их в своей документации по порядку от носа до кормы. Так будет сильно проще ориентироваться как вам, если вам судья задаст вопрос по ней.
Так и судье, когда он будет листать документацию самостоятельно.

Ответить

Вернуться в «Федерация судомодельного спорта России»