Архангельский клипер
Модератор: Михаил Смирнов
- UHU
- Сообщения: 938
- Зарегистрирован: Вт фев 24, 2009 8:36
- Откуда: 52
- Благодарил (а): 101 раз
- Поблагодарили: 57 раз
Re: Архангельский клипер
Получив очередное подтверждение своим размышлениям, сделал вместо грузового люка (по Гармашеву) тамбур сходного люка (по материалам от Игоря). Тамбур потому, что нет отверстия в палубе, т.к. изначально там была решетка люка:( Но зато теперь понятно, что здесь есть трап
- UHU
- Сообщения: 938
- Зарегистрирован: Вт фев 24, 2009 8:36
- Откуда: 52
- Благодарил (а): 101 раз
- Поблагодарили: 57 раз
Re: Архангельский клипер
Сделал из брусьев 2х2 и 2х1,5 ростры. Теперь с ними точно есть пространство для грота-гик-бакштага (даже с установленным рулем). Пока постоят так, может еще переделаю. Да и подумаю пока, надо ли "paint it black" или нет...
Кстати, у Гармашева указан погон грота-гик-бакштага (рэд стрелка), т.е. грота-гик был, но потом пропал... Собственно, это если кому-то всё это интересно.
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз
Re: Архангельский клипер
Раскладка палубных досок между люками на чертеже порадовала, конечно. Перефразируя классика, "в России не найти и пары длинных досок..."
-
- Сообщения: 2456
- Зарегистрирован: Сб авг 16, 2008 12:29
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 201 раз
- Поблагодарили: 311 раз
Re: Архангельский клипер
Судя по надписям чертежа, это его собственное (или автора)творчество. Он ещё и не так может
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз
- UHU
- Сообщения: 938
- Зарегистрирован: Вт фев 24, 2009 8:36
- Откуда: 52
- Благодарил (а): 101 раз
- Поблагодарили: 57 раз
Re: Архангельский клипер
В смысле, такой вариант раскладки палубных досок? Думаю, что вряд ли такое было осуществимо (или целесообразно) для простой канонерки.Игорь Тараканов писал(а):А мог быть в данный период уже такой вариант?
Или вопрос про какой-то "такой вариант" чего-то другого?
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз
- UHU
- Сообщения: 938
- Зарегистрирован: Вт фев 24, 2009 8:36
- Откуда: 52
- Благодарил (а): 101 раз
- Поблагодарили: 57 раз
Re: Архангельский клипер
Ясно понял.
Для начала извиняюсь да неверную формулировку - назвал ранее гика-шкот гика-бакштагом... Прочитал твой пост, сел писать ответ и понял ошибку свою...
Что бы было понятнее (напишу упрощенно, не тебе именно, а просто что бы было и картинку добавлю (для себя)):
- гика-шкот - одна снасть, идет от гика к гакаборту или к палубе, в одной вертикальной плоскости с гиком, по имеющейся у меня информации ставится всегда, нижний блок может быть закреплен на погоне;
- гика-бакштаг - две снасти (наветренная и подветренная), ставятся дополнительно при ухудшении условий, идут от нока гика к бортам что бы больше было плечо, т.е. под углом к гику, чаще ставится на бизани для лучшей управляемости. То, что у тебя на картинке - какой-то промежуточный вариант: то-ли двойной гика-шкот из-за того, что далее трап идет, то-ли гика-бакштаг, но как-то близко к гику крепится, плечо маловато... Собственно, в последнее время меня также интересовал подобный вопрос с использованием подобной снасти и у меня пока нет четкого ответа на этот вопрос.
Предполагаю, что в то время, середина 19 века и позднее, могли быть любые интерпретации знакомых ранее вещей, т.к. достаточно бурно всё развивалось (машины, материалы, вооружение) и поэтому конструкции корпуса надстроек могли быть разнообразными и, соответственно, рангоут и такелаж.
Для начала извиняюсь да неверную формулировку - назвал ранее гика-шкот гика-бакштагом... Прочитал твой пост, сел писать ответ и понял ошибку свою...
Что бы было понятнее (напишу упрощенно, не тебе именно, а просто что бы было и картинку добавлю (для себя)):
- гика-шкот - одна снасть, идет от гика к гакаборту или к палубе, в одной вертикальной плоскости с гиком, по имеющейся у меня информации ставится всегда, нижний блок может быть закреплен на погоне;
- гика-бакштаг - две снасти (наветренная и подветренная), ставятся дополнительно при ухудшении условий, идут от нока гика к бортам что бы больше было плечо, т.е. под углом к гику, чаще ставится на бизани для лучшей управляемости. То, что у тебя на картинке - какой-то промежуточный вариант: то-ли двойной гика-шкот из-за того, что далее трап идет, то-ли гика-бакштаг, но как-то близко к гику крепится, плечо маловато... Собственно, в последнее время меня также интересовал подобный вопрос с использованием подобной снасти и у меня пока нет четкого ответа на этот вопрос.
Предполагаю, что в то время, середина 19 века и позднее, могли быть любые интерпретации знакомых ранее вещей, т.к. достаточно бурно всё развивалось (машины, материалы, вооружение) и поэтому конструкции корпуса надстроек могли быть разнообразными и, соответственно, рангоут и такелаж.
-
- Сообщения: 2456
- Зарегистрирован: Сб авг 16, 2008 12:29
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 201 раз
- Поблагодарили: 311 раз
Re: Архангельский клипер
То, что на фотографии, это гика-шкот. Гика-бакштаг, это именно дополнительная снасть, попросту веревка со скобой или карабином, которая скобой заводится на нок гика, а другой конец крепится как можно ближе в нос, например, к оковкам вант. Бакштаги заводятся, как правило , на фордевинде, когда гика-шкот полностью растравлен и есть опасность резкой переброски гика с борта на борт. И такая конструкция оковки гика известна довольно давно. Картинка из атласа И.Сарычева.
- UHU
- Сообщения: 938
- Зарегистрирован: Вт фев 24, 2009 8:36
- Откуда: 52
- Благодарил (а): 101 раз
- Поблагодарили: 57 раз
Re: Архангельский клипер
Игорь, спасибо тебе!
А за эту фразу - отдельно!
Дело в том, что труба у моего клипера не телескопическая, а заваливающаяся к корме. И я всё думал, как же тогда шкоты будут работать, труба же мешает... А то, что их можно полностью растравить и использовать бакштаг, что-то я не догадался.
Добавлено: хотя, прикинул еще раз, и раздвоенный гика-шкот тоже встанет между тамбуром и трубой...
Игорь Куцолаба писал(а):Бакштаги заводятся, как правило , на фордевинде, когда гика-шкот полностью растравлен и есть опасность резкой переброски гика с борта на борт.
А за эту фразу - отдельно!
Дело в том, что труба у моего клипера не телескопическая, а заваливающаяся к корме. И я всё думал, как же тогда шкоты будут работать, труба же мешает... А то, что их можно полностью растравить и использовать бакштаг, что-то я не догадался.
Добавлено: хотя, прикинул еще раз, и раздвоенный гика-шкот тоже встанет между тамбуром и трубой...
-
- Сообщения: 2456
- Зарегистрирован: Сб авг 16, 2008 12:29
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 201 раз
- Поблагодарили: 311 раз
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз
Re: Архангельский клипер
Миша, Игорь, вот и я о том же: мешают или нет разного рода конструкции существованию одновременно гика-шкота и гика-бакштага (при условии, озвученном Мишей, что гик вообще был в наличии). На том моём фото снасти выполняют универсальную работу: очевидно, что они тянут рей и вниз, и в стороны.
Тоже судно, но уже другие реи:
Тоже судно, но уже другие реи:
- UHU
- Сообщения: 938
- Зарегистрирован: Вт фев 24, 2009 8:36
- Откуда: 52
- Благодарил (а): 101 раз
- Поблагодарили: 57 раз
Re: Архангельский клипер
Если по пунктам и касательно архангельских клиперов (моя версия):
- гики были, все три единицы (вопрос в том, в какое время и на каком из шести клиперов),
- если бы конструкции (надстройки, трубы, воздухозаборники и т.п.) мешали бы работе с такелажем, то их бы или не было уже на стадии проекта, или они имели бы габариты, вписанные и в траектории движения такелажа, и с учетом площадей на палубе, необходимых для работы с такелажем.
- на архангельских клиперах в той или иной степени переделывалось парусное вооружение, что, само собой, повлияло на рангоут и такелаж непосредственно,
- в итоге, какие паруса (рангоут, такелаж) были на каждом из шести кораблей этой серии и в какое время, предполагаю, никто толком и не скажет.
Из имеющегося официального материала (ранее было уже размещено в этой теме):
- модель из фондов download/file.php?id=133095&mode=view&ext=.jpg имеет только один гик у бизани;
- фото, возможно "Джигит" download/file.php?id=133177&mode=view&ext=.jpg, трудно сказать, что там точно есть, т.к. в то время, если я не ошибаюсь, часто ретушировали фото, но, по моему, видны топенанты гиков грота и бизани и дирик-фалы соответствующих гафелей,
- рисунок, предположительно "Опричник" download/file.php?id=133178&mode=view&ext=.jpg есть три гика.
Это я к тому, что видимо, помешали гики на каких-то клиперах, так что, как минимум, фока-трисель стал только гафельным.
- гики были, все три единицы (вопрос в том, в какое время и на каком из шести клиперов),
- если бы конструкции (надстройки, трубы, воздухозаборники и т.п.) мешали бы работе с такелажем, то их бы или не было уже на стадии проекта, или они имели бы габариты, вписанные и в траектории движения такелажа, и с учетом площадей на палубе, необходимых для работы с такелажем.
- на архангельских клиперах в той или иной степени переделывалось парусное вооружение, что, само собой, повлияло на рангоут и такелаж непосредственно,
- в итоге, какие паруса (рангоут, такелаж) были на каждом из шести кораблей этой серии и в какое время, предполагаю, никто толком и не скажет.
Из имеющегося официального материала (ранее было уже размещено в этой теме):
- модель из фондов download/file.php?id=133095&mode=view&ext=.jpg имеет только один гик у бизани;
- фото, возможно "Джигит" download/file.php?id=133177&mode=view&ext=.jpg, трудно сказать, что там точно есть, т.к. в то время, если я не ошибаюсь, часто ретушировали фото, но, по моему, видны топенанты гиков грота и бизани и дирик-фалы соответствующих гафелей,
- рисунок, предположительно "Опричник" download/file.php?id=133178&mode=view&ext=.jpg есть три гика.
Это я к тому, что видимо, помешали гики на каких-то клиперах, так что, как минимум, фока-трисель стал только гафельным.
-
- Сообщения: 2456
- Зарегистрирован: Сб авг 16, 2008 12:29
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 201 раз
- Поблагодарили: 311 раз
Re: Архангельский клипер
Глубоко эту тему не копал, по этому согласен по всем пунктамUHU писал(а):Если по пунктам и касательно архангельских клиперов (моя версия):...
А существование всех трёх гиков, конечно, нормальная практика.
Не знаю кто...
- UHU
- Сообщения: 938
- Зарегистрирован: Вт фев 24, 2009 8:36
- Откуда: 52
- Благодарил (а): 101 раз
- Поблагодарили: 57 раз
Re: Архангельский клипер
А я глубоко копал (для себя глубоко)... Да, много есть винтовых и не винтовых шхун с тремя гиками, но это не дало ответ на вопрос, почему пропали гики на архангельских клиперах?
По-моему это черноморская винтовая шхуна "Бомбары" ("Бомборы"). Если это действительно так, то это очень качественное и, на мой взгляд, редкое фото. Более точно про корабль с этой фотографии, наверное, только Алексей Логинов сказать сможет.Игорь Куцолаба писал(а):Не знаю кто...