ГЛАВНАЯ ГАЛЕРЕЯ ФОРУМ БЛОГИ МАГАЗИН КОНКУРС""

Поморская лодья.

Работы Художника, Оптимиста и просто Открытого человека - Ждана В.В, Москва

Модератор: Влад Вит

Re: Поморская лодья.

Сообщение Khitrov » Ср июл 16, 2014 19:31

Я просто в шоке....Три часа кряду фото изучал....с монитора ворванью повеяло. Слов нет.
Khitrov
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: Ср июл 16, 2014 19:26
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: Поморская лодья.

Сообщение Владимир Зайцев » Чт апр 16, 2015 19:45

Владислав Витальевич (и все другие также, кто разбирается в данном вопросе)!
1.Блинда-рей на бушприте лодии - он не несёт паруса и только служит для разноса снастей парусов. Насколько оправдана такая конструкция? Не излишний ли вес лесины? Всегда ли блинда-рей был на всех лодиях или это (проводка вервей) зависело от хозяина судна?
2.Бизань-мачта. Может ли она находиться не перед кормовым чуланом, а произрастать из его крыши?
3.Гафель. В каком веке гафель появляется? Если это 1710-30 года, то вполне... Если года 1670 - 1701, то парус может быть по-видимому несколько иной формы?
Владимир Зайцев
 
Сообщения: 401
Зарегистрирован: Вс апр 24, 2011 10:12
Благодарил (а): 51 раз.
Поблагодарили: 32 раз.

Re: Поморская лодья.

Сообщение Влад Вит » Чт апр 16, 2015 21:25

Владимир, материалов по лОдьям мало
я знаю только три
на них блинда нет ...только дерево для растяжки снастей
Бизань ?
Я не знаю малых судов с мачтой \бизань\ проходящей через каюту...только перед.
гафель ?
Дело в том, что Петр запретил их строить в 1702 году .....так что то , что было, было ДО Петра.....стало быть 16.....годы.

Говорят, что после смерти Петра, через какое-то время их опять стали строить, но точно сказать не могу..... не интересовался..
Целое - больше суммы своих частей.
Аватара пользователя
Влад Вит
 
Сообщения: 7755
Зарегистрирован: Вс май 09, 2010 7:03
Откуда: Москва, Рублевка.
Благодарил (а): 117 раз.
Поблагодарили: 537 раз.

Re: Поморская лодья.

Сообщение Hedgehog » Чт апр 16, 2015 22:10

C позволения Мастера, учитывая, что это одна из немногих тем, где я имею реальные познания и устремления. ;)

Лодьи, как таковые, хоть известны с незапамятных времён, но только по названию. Кодификации и описаний не было и по сю пору не открыто. Описаны лишь в послепетровские времена. Пётр, да, одно время запретил строить новые староманерные суда, дозволяя эксплуатацию "орлёных" старой постройки, потом снова разрешил, Потом запретил вообще всю архангельскую торговлю (чем убил северный торговый флот на корню), потом сдох таки и постепенно дело пошло на самотёк, а там и вовсе наладилось. Ко временам Максимова и Случевского как раз и стали строить лодьи. Вот описание Максимова:

Правда, что лодьи, имевшие прежде форму нелепого ящика, поморы стали делать острее, но все еще по-прежнему оправдывали плоскодонность своих судов тем, что на них удобнее входить в мелкие приморские реки и затоплять эти, суда на зиму у самой деревни, прямо под глазами, или становить их на городки перед окнами. Но в то же время (и отчасти справедливо), и даже те поморы, которые уже начали вместо лодей строить шкуны, объясняли существование на водах моря еще довольно значительного числа лодей тем, что построение их стоит дешевле (рублей на 100 серебром), хотя в то же время на лодью и требуется, для ее тяжелых, неудобных парусов и снастей, рабочих больше (по крайней мере, пять человек), чем на шкуну (три и даже два рабочих)...

Точно так же, как бывало прежде, мастер намечал на полу мелом, на песке палкой чертеж судна и вымеривал тут же его размеры. Ширину клал вершками пятью или шестью шире трети длины; половина ширины будет высота трюма. На жерди намечал рубежки (заметки) и по этим рубежкам этою же жердью все время намечал шпангоуты, называя их по-своему боранами (носовым и кормовым). Отвесы или перпендикуляры и на чертеж клал по глазу, без циркуля, и точно так же своим именем скул называл боковые части перпендикуляра, его прямые углы. Кончивши чертеж, мастер обыкновенно сбивал лекалы, если строится лодья, и считал это дело лишним, дорогим и для хозяина, если строилась шняка или раньшина. Сбивши лекалы, мастер приступал прямо и не обинуясь к работе, делал поддон — основание, судна, его скелет; обшивал его снаружи и внутри досками; ставил три мачты, если лодья назначалась для дальних морских плаваний, и две, если она приспособлялась для богомольцев, идущих в Соловецкий монастырь.

одну зиму, при не слишком усиленной и ускоренной работе, лодья бывала готова со всеми своими мелочными подробностями: с неизбежной помпой, с казенкой - каютой, с приказеньем — люком, местом спуска в каюту, с палубой, с козовами, прикрепленными на бушприте, с двумя печами, если лодья мурманская, и с одной, если ей суждено ходить только в Архангельск. Судно это имеет длины 40-80 футов, ширины 12-25 футов, в грузу способно сидеть от 6 до 9 футов и грузу этого способно поднять, смотря по величине и размерам, от 5 до 12 тысяч пудов. Правда, что большая часть настоящих лодей не берет уже свыше тысяч пудов, но все-таки строятся еще лодьи и больших размеров. Судно это все из соснового леса, креплено железом (единственные суда с таким креплением); обшивные доски, его креплены в малых лодьях в наборе, в больших — в гладь деревянными гвоздями и сшиты мягкими древесными корнями — вичью. Перекладины или брусья (бимс), на которые настилается палуба, называются перешва; подкладки из тонких досок какими выстилают внутри низ судна, чтобы не подмок груз, зовут подтоварьем. Лодейные мачты — однодеревные, бушприт короткий; на фок и грот-мачтах по прямому парусу с реею; на бизань-мачте — косой парус с гиком и гафелем; прямые паруса держатся на ветре во всю свою ширину для одинаковых размеров паруса вверху и внизу распоркою, называемою обыкновенно чеплиной. Сверх того, при лодье также употребляется бот, называемый павозком, и, наконец, повсюдная и неизменная бочка для пресной воды, называемая подвозок. Шпангоут лодьи и всех других судов зовется общим именем — упруг.

Таково в устройстве и подробностях своих самое крупное из всех беломорских судов — лодьи, которое непременно должно быть готово в новом своем виде к спуску до половодья. Сильная разливом и нередко заливающая городские строения река Кемь в половодье способна для этого спуска. Самый спуск её на воду требует от строителей, по исконному прадедовскому обычаю, некоторой торжественности, некоторого рода гласности для целого селения.
"

Насколько мне известно, на сегодняшний день это максимально точное описание судна и процесса. Всё остальное - суть производные и диалектическое развитие, слегка дополненные деяниями
( и довольно спорными интерпретациями) постоянно действующей ( с конца 70-х) Арктической археологической экспедиции ИА АН РФ (СССР) под руководством В. И. Старкова.

Единственный более-менее обоснованный научный труд на эту тему - монография П. Филина "Лодья Соловецкого монастыря "Преподобный Зосима". Ну и ещё несколько менее значимых его публикаций (многие в соавторстве с М. Наймарком). Всё.
Всем успехов.
Дмитрий.

Экспертов - как грязи. Моделистов маловато.
Не надо мне рассказывать, что я делаю неправильно. Покажите, как это делаете вы.
Очная школа классического судомоделизма: Здесь, на форуме, Facebook
Аватара пользователя
Hedgehog
родоначальник
родоначальник
 
Сообщения: 5362
Зарегистрирован: Ср апр 19, 2006 12:29
Откуда: г. Москва
Благодарил (а): 579 раз.
Поблагодарили: 538 раз.

Re: Поморская лодья.

Сообщение Владимир Зайцев » Пт апр 17, 2015 11:48

Hedgehog писал(а): Всё остальное - суть производные и диалектическое развитие, слегка дополненные деяниями

Всё! Пусть станет "суть производная".

Стихира рождена,оная вдохновила, кое-что уже есть.
"Судно морской стражи. Беломорье, Архангельск, XVII в."
"Карбас таможенной стражи. Беломорье, Архангельск, XVIIв."
"Лодия морскога ополчения, Беломорье, Архангельск, 1701 г."
Владимир Зайцев
 
Сообщения: 401
Зарегистрирован: Вс апр 24, 2011 10:12
Благодарил (а): 51 раз.
Поблагодарили: 32 раз.

Пред.

Вернуться в Ждан Владислав Витальевич

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1