Толя, а почему надо ориентироваться на Диму Шевелёва, если чуть раньше я показывал фотографии исторических моделей, наиболее близких к Сос по времени? Зря, ой, зря не перечитываете собственную ветку.
Был озвучен вопрос, так что давайте поговорим по поводу дверных проёмов, трапов и про спардеки.
Я воспользуюсь картинкой Миши.
Что получается. Переборки надстроек на СоС глухие, очевидно, для лучшей защиты в бою. Соответственно, возникают проблемы с трапами и с дверями.
Кроме того, над верхней батарейной палубой (опердеком), в районе шкафута расположена большая съёмная решётчатая палуба, называемая спардеком (уточню, что сейчас этот термин изменил значение). У Дэ Вельде спардек шкафута условно не имеет текстуры. Синей стрелкой я показал, где спардек присоединяется к "забору", то есть, к релингу фальшборта шкафута.
вот спардек как он есть, на "старшем брате", Принс Ройал:
На этой картине хорошо видно, зачем на шкафуте такой высокий релинг - как раз, чтобы поднять спардек выше.
Спардек имеет корни ещё с времён противоабордажных сетей каракк и фактически предназначен для таких же целей.
С первой кормовой надстройки, которую обычно принято называть квартердек - но в случае СоСа её можно назвать галфвердек, на спардек шкафута есть большой дверной проём, показанный оранжевой стрелкой и цифрой 1. Сейчас у вас нет спардека, значит, надо отдавать отчёт, что дверной проём 1 находится "на втором этаже" по отношению к палубе опердека. Такая высота однозначно требует трап под палубой галфвердека, начинающийся на опердеке и поднимающийся вдоль ДП корабля, вверх-вперёд, к дверному проёму. Трап опирается на первый (тот самый, фигурный) бимс галфвердека.
Спардек большей частью времени был установлен. Когда спардек шкафута снимали (например, работа со шлюпками или погрузочно-разгрузочные работы), трап снимали, дверь же практически редко закрывали - плохая вентиляция всегда была главной проблемой старинных кораблей). Ну, непогода, шторм, конечно, заставляли дверь запирать. В абордажном бою дверь на спардек тоже закрывали.
А что тогда скрыто на рисунке под спардеком? Ниже первого бимса, то есть, под дверным проёмом 1, находится ещё один дверной проём, но уже для того, чтобы свободно перемещаться по опердеку. Предполагается, что он такой же формы, ширины и так же украшен, как и проём 1.
И, конечно, в рустерном люке галфвердека так же имелся сегмент с большим основным трапом. На схеме палуб Анатолия этот трап подписан как "лестница с перилами". Расположение вполне нормальное, вот только, как и в случае трапа к проёму 1, основной трап шёл не вбок, а вдоль ДП корабля. Направление трапа, увы, мне неизвестно, а на исторических моделях трапы в этом месте поднимаются как в сторону носа, так и в сторону кормы.
На галфвердеке (как и на форкастле) так же присутствовал спардек. Чтобы не было путаницы, чисто символически назовём его галфспардек, в честь "своей" надстройки, над которой он расположен. Я обозначил синей стрелкой линию уровня галфспардека по отношению к релингу фальшборта галфвердека. Ван Дэ Вельде и здесь не показал структуру спардека (галфспардека), тут просто белая плоскость. Отчётливо видно по внешним элементам, что галфспардек расположен гораздо ниже к палубе надстройки, чем спардек шкафута к палубе опердека. Это важно.
Смотрим на оранжевую стрелочку 2. Перед нами передняя переборка квартердека с дверным проёмом посередине. Эта переборка уже не такая "бронированная", мы видим часть тимберсов не обшитыми - явно для уменьшения веса и паразитной парусности. Про фальшборта этой надстройки я уже говорил ранее (помните, "красные полосы"), поэтому останавливаться не будем. Раз галфспардек находится на меньшей высоте к палубе по сравнению со спардеком шкафута, здесь уже не потребовалось два дверных проёма друг над другом - достаточно одного. Логично, что трап на галфспардек так же шёл с палубы галфвердека, внутри, под палубой квартердека, параллельно ДП корабля и поднимался в сторону носа. Но опирался он непосредственно на окантовку (леджес) галфспардека. Но. Приглядитесь: трап(его не видно) опирался не на край спардека: в самом галфспардеке сделан прямоугольный вырез. Конечно, чтобы людям было комфортно вылезать наружу. Тут экипажу приходилось уже быть половчее и попроворнее. Впрочем, высшие чины в бою и в обычном плавании находились непосредственно на палубе квартердека и на спардек (т.е. галфспардек) не выходили. Понятно, что данный трап был легкосъёмный, а проём так же имел дверь. Так же видно, что проём имел декоративную окантовку.
Наконец, ни квартердек, ни самая высокая кормовая надстройка - ахтердек, своих спардеков не имели - трудно представить себе такой вражеский корабль, который был бы выше Соверена настолько, что мог бы десантировать туда абордажные команды.
Поэтому с квартердека на ахтердек ведут два шикарных постоянных трапа, с украшениями, шикарными перилами и площадками. Для вельмож и высших чинов, конечно же.
А вот ниже установке подобных трапов мешают спардеки и сама концепция боевых площадок-кастлей. Поэтому там все трапы "внутренние".
Это и есть ответ на вопрос Анатолия про трапы.
Спардек был также и на фордеке (форкастле). Наверняка он имел вырез в задней части, как и у "галфспардека", для трапа и для колокольни.
И ещё. Соверен без спардеков - это тоже самое, что Соверен без мачт. Спардеки неплохо бы воспроизвести, вот только ставят моделисты эти элементы на финальных стадиях, чтобы сначала завести на посадочные места концы такелажа.
Вот ещё неплохой вид на спардеки у сразу нескольких кораблей (открыть в отдельной вкладке и увеличить).