Ну вот и резьба.
С одной стороны это всегда очень нетерпеливое время, хочется поскорее начать добираться до самого интересного. С другой же стороны это и самый страшный этап. Вот сколько срезать, чтобы не вышло слишком много? Как бы не напортачить. Поэтому это всегда самый сложный и ненавистный период.
Всегда начинаю с головы. Точно не скажу почему так. Привык.
Что примечательного было в этот период работы?
Ранее в этой теме я приводил ссылку про проектирование Гангута. Если не читали, то очень рекомендую. Так вот где-то там поднималась полемика про мастеров. Одна сторона говорила о том, что судовой декор тех пыльных веков имеет...как бы это сказать... кривость что-ли. Сами фигуры долбились топорами или чем-то подобным, а посему имели грубые грани, огрехи и прочее. Мастерами были обычные работяги, академий не заканчивающие. Художники же были настолько редки, что отрывать их от работ в храмах и хоромах ради кораблей было не комильфо. Да и сам декор предполагался видиться издали, с расстояния и ему так и вовсе ни к чему иметь гладкость выверенных форм. Аппонирующая сторона приводила контр доводы. В сумме же все это было очень интересно читать.
И вот теперь я имел шикарнейшую возможность позалипать над тем, что из себя в действительности представляла корабельная скульптура. Не теоретическая, а всамделешная, та самая - пыльновековая, без дураков. Можно не просто любоваться, а изучать. Да и не только можно. Нужно! И это интересное занятие. Если коротко, то можно сказать, что на примере Васы обе точки зрения доказывали свою правоту. Утверждающие, что корабельным декором занимались действительно мастера с легкостью могут показать примеры тонкой работы. Например, львиные морды на пушечных люках. Или кормовая резьба.
На что ткнуть пальцем найдет и другой лагерь: здесь кривенько, там косенько.
Мой корыстный интерес - Васек. И мне было забавно смотреть на него и думать к какому же лагерю примкнуть? Например, предлагаю глянуть на это фото:
Я показал то, что меня заинтересовало. Видите, с какой кривизной расположены глаза и как по-разному построены скулы? Ранее я уже говорил, что сравнивая разные кадры приходилось чесать репу. Вроде схожий ракурс, а все равно по одному кадру можно сделать одни выводы (где там выпуклости, а где впуклости), а по соседнему это уже не бьется. И тогда уже упоминал, что объяснения простые. Достаточно тени лечь чуть иначе и уже впечатления о форме поменяются. Так же и тут я прекрасно даю себе отчет, что и на этом кадре вся загвоздка может быть именно в свете. И на самом деле кривизны там, может и нет. Просто показалось.
А может и есть. Может и на самом деле Лева окривел в лице. Что тоже вполне объяснимо. Скажем, если его ваяли сначала с одного бока, потом перевернули и принялись за другую сторону. А может дело было иначе. Например, если посмотреть на щит с гербом, то он еще и не с такими кривулинами. Симметрию даже рядом не проносили. А этот элемент уже никак не объяснить прежними отмазками с перекантовкой сбоку на бок. Или что стремяну сначала с одной стороны поставили, и только потом перенесли, не бегать же как дурачок туда-сюда всамделе.
Так что в пришлось поразмышлять, стоит ли и у себя сохранять кривости? Фигурка небольшая, оббегать ее кругом не нужно, все неровности могут быть хорошо заметны. Вот сфотаю, посмотрят люди и скажут, что у тебя, мол, руки из... спины растут. Не удобненько же получится ж.
В конце концов решил, что буду делать так как вижу. И разные глаза с косой посадкой. И скулы а-ля я спал в гараже после попойки, коей заглушал горечь полученного в драке фингала. И остальное тоже. Во-первых, так оно ж ведь и есть в реале. А во-вторых, в сумме кривостей не видно. Вот скажем, если птичка скинет мину на франта в великолепном костюме, то все будут видеть эту маленькую каку. Но если это произойдет с каким-нибудь маляром, на халате которого миллион разных клякс, то птичкин вклад еще поискать придется. Вот примерно тот же принцип и тут. Суммарные кривости, по идее и должны дать то самое, что будет делать моего Васька Васьком. И наоборот, если я выправлю, то сделаю то же, что и ретушер-фотошопер, который превратит реального человека в искусственного.
С тем и приступил к "прорисовке" морды лица