Разработка и постройка модели испанского галеона на основании Ordenanzas 1618 г в масштабе 1:100.
Модераторы: FreeLander, Valentin Demin
- Бирюков Славик
- Сообщения: 2870
- Зарегистрирован: Ср сен 02, 2009 21:39
- Откуда: Харьков
- Благодарил (а): 305 раз
- Поблагодарили: 163 раза
Re: Разработка и постройка модели испанского галеона на основании Ordenanzas 1618 г в масштабе 1:100.
Костя - так высоко расположенный колдершток на многопалубном судне не встречается ни в одной другой судостроитьельной школе. Вот это и вызвало недоумение
С ув. Вячеслав.
- Fortres
- Сообщения: 1274
- Зарегистрирован: Пн авг 05, 2013 0:01
- Откуда: Украина,Днепродзержинск
- Благодарил (а): 127 раз
- Поблагодарили: 140 раз
Re: Разработка и постройка модели испанского галеона на основании Ordenanzas 1618 г в масштабе 1:100.
" о сколько нам открытий чудных..."
Мой блог по судомоделизму http://verfnasnastole.blogspot.com/
Строю модель шхуны, 1:115 https://www.youtube.com/channel/UCsz57g ... 1jYNxkygRw
Строю модель шхуны, 1:115 https://www.youtube.com/channel/UCsz57g ... 1jYNxkygRw
- Бирюков Славик
- Сообщения: 2870
- Зарегистрирован: Ср сен 02, 2009 21:39
- Откуда: Харьков
- Благодарил (а): 305 раз
- Поблагодарили: 163 раза
Re: Разработка и постройка модели испанского галеона на основании Ordenanzas 1618 г в масштабе 1:100.
Ты на Анатомию с Библией по galleono решился? Ждём.
С ув. Вячеслав.
- Fortres
- Сообщения: 1274
- Зарегистрирован: Пн авг 05, 2013 0:01
- Откуда: Украина,Днепродзержинск
- Благодарил (а): 127 раз
- Поблагодарили: 140 раз
Re: Разработка и постройка модели испанского галеона на основании Ordenanzas 1618 г в масштабе 1:100.
Вячеслав, не совсем понял, что ты имеешь в виду под "Анатомией с Библией по galleono" ?
Если перевод двухтомника, то я и так постепенно выкладываю "релевантные" переводы отдельных частей (4, 5,13 и 15)...
Выкладываю, правда не полностью, а раздергиваю на отдельные цитаты, иллюстрирующие мой рассказ о..."формировании" корпуса галеона 16 локтей ширины в соответствии с О.1618...
Выкладываю, правда сумбурно...Возможно, если будет такой "социальный заказ", соберу позже все свои тексты в единый материал и выложу отдельной темой...
Тут ведь есть одна тонкость - сначала я перевожу с помощью автопереводчика, затем вычитываю перевод, делая его читаемым (что бы не было типа "...действительно, все три должны находиться в одном кубе.открытый и это может быть основной или мост..."). А потом начинаю разбираться - что именно скрывалось у испанских корабелов 16 века под термином "мост"...и какому общепринятому в среде судомоделистов термину, этот самый "мост" соответствует...
Кроме того, переводы я пока что делаю исключительно того, что может поспособствовать продвижению основной темы моего замысла - построению реальной модели испанского галеона ....тогда как двухтомник рисует общую картину с постройкой и развитием этого типа кораблей в Испании 17-го века, создаваемую на основе изучения исторических литературных источников и редких находок морских археологов...
Если перевод двухтомника, то я и так постепенно выкладываю "релевантные" переводы отдельных частей (4, 5,13 и 15)...
Выкладываю, правда не полностью, а раздергиваю на отдельные цитаты, иллюстрирующие мой рассказ о..."формировании" корпуса галеона 16 локтей ширины в соответствии с О.1618...
Выкладываю, правда сумбурно...Возможно, если будет такой "социальный заказ", соберу позже все свои тексты в единый материал и выложу отдельной темой...
Тут ведь есть одна тонкость - сначала я перевожу с помощью автопереводчика, затем вычитываю перевод, делая его читаемым (что бы не было типа "...действительно, все три должны находиться в одном кубе.открытый и это может быть основной или мост..."). А потом начинаю разбираться - что именно скрывалось у испанских корабелов 16 века под термином "мост"...и какому общепринятому в среде судомоделистов термину, этот самый "мост" соответствует...
Кроме того, переводы я пока что делаю исключительно того, что может поспособствовать продвижению основной темы моего замысла - построению реальной модели испанского галеона ....тогда как двухтомник рисует общую картину с постройкой и развитием этого типа кораблей в Испании 17-го века, создаваемую на основе изучения исторических литературных источников и редких находок морских археологов...
Мой блог по судомоделизму http://verfnasnastole.blogspot.com/
Строю модель шхуны, 1:115 https://www.youtube.com/channel/UCsz57g ... 1jYNxkygRw
Строю модель шхуны, 1:115 https://www.youtube.com/channel/UCsz57g ... 1jYNxkygRw
-
- Сообщения: 1448
- Зарегистрирован: Вт сен 03, 2013 10:12
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 69 раз
- Поблагодарили: 266 раз
Re: Разработка и постройка модели испанского галеона на основании Ordenanzas 1618 г в масштабе 1:100.
Может, я не вовремя, но по-итальянски "мост" - ponte - означает также палубу.
- Бирюков Славик
- Сообщения: 2870
- Зарегистрирован: Ср сен 02, 2009 21:39
- Откуда: Харьков
- Благодарил (а): 305 раз
- Поблагодарили: 163 раза
Re: Разработка и постройка модели испанского галеона на основании Ordenanzas 1618 г в масштабе 1:100.
И у моста и у палубы - есть настил. Кроме того и мост и палуба - это не только настил а и настил+силовые подкрепления, основа.Вальтероне писал(а): ↑Сб ноя 05, 2022 12:00 Может, я не вовремя, но по-итальянски "мост" - ponte - означает также палубу.
С ув. Вячеслав.
- Fortres
- Сообщения: 1274
- Зарегистрирован: Пн авг 05, 2013 0:01
- Откуда: Украина,Днепродзержинск
- Благодарил (а): 127 раз
- Поблагодарили: 140 раз
Re: Разработка и постройка модели испанского галеона на основании Ordenanzas 1618 г в масштабе 1:100.
Так тож по итальянски !Вальтероне писал(а): ↑Сб ноя 05, 2022 12:00Может, я не вовремя, но по-итальянски "мост" - ponte - означает также палубу.
И потом, я же не отрицаю, что мост или мостик (так точнее) является палубой.
Я напротив, пишу, что у ИСПАНСКИХ корабелов вторая, она же верхняя ПАЛУБА именовалась также мостиком.
И еще, я не стану утверждать, что досконально знаком с практикой английского, итальянского или, скажем, голландского кораблестроения, но, судя по всему, в рассматриваемый период (конец 16 - начало 17 века) "испанская школа" была достаточно специфической, чтобы уравнивать ее с другими европейскими школами....Да , к концу 17 века испанцы восприняли многие начинания англичан и голландцев...и корабли их стали весьма схожи с произведениями соседей...Но в рассматриваемый период это были именно специфические (на мой взгляд) технологии...
Мой блог по судомоделизму http://verfnasnastole.blogspot.com/
Строю модель шхуны, 1:115 https://www.youtube.com/channel/UCsz57g ... 1jYNxkygRw
Строю модель шхуны, 1:115 https://www.youtube.com/channel/UCsz57g ... 1jYNxkygRw
-
- Сообщения: 1448
- Зарегистрирован: Вт сен 03, 2013 10:12
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 69 раз
- Поблагодарили: 266 раз
Re: Разработка и постройка модели испанского галеона на основании Ordenanzas 1618 г в масштабе 1:100.
Так языки ж похожи. Я на базе итальянского испанские тексты вполне понимаю (со словарем, конечно). Ну и насколько я могу судить, какие-то терминологические приколы у них совпадают - вроде обозначения подводной и надводной частей корпуса как "живая" и "мертвая". Где-то в ваших текстах мелькало такое.
- Бирюков Славик
- Сообщения: 2870
- Зарегистрирован: Ср сен 02, 2009 21:39
- Откуда: Харьков
- Благодарил (а): 305 раз
- Поблагодарили: 163 раза
Re: Разработка и постройка модели испанского галеона на основании Ordenanzas 1618 г в масштабе 1:100.
В начале 1700, в первой четверти - это по сути копии англичан, голландцы - видимо до 1650.Fortres писал(а): ↑Сб ноя 05, 2022 23:52 И еще, я не стану утверждать, что досконально знаком с практикой английского, итальянского или, скажем, голландского кораблестроения, но, судя по всему, в рассматриваемый период (конец 16 - начало 17 века) "испанская школа" была достаточно специфической, чтобы уравнивать ее с другими европейскими школами....Да , к концу 17 века испанцы восприняли многие начинания англичан и голландцев...и корабли их стали весьма схожи с произведениями соседей...Но в рассматриваемый период это были именно специфические (на мой взгляд) технологии...
С ув. Вячеслав.
- Бирюков Славик
- Сообщения: 2870
- Зарегистрирован: Ср сен 02, 2009 21:39
- Откуда: Харьков
- Благодарил (а): 305 раз
- Поблагодарили: 163 раза
Re: Разработка и постройка модели испанского галеона на основании Ordenanzas 1618 г в масштабе 1:100.
Так корона Королевства обеих Сицилий, Сардиния+Сицилия+южная половина "итальянского Сапога" - принадлежала Королю Арагона. Это владения испанских королей.Вальтероне писал(а): ↑Вс ноя 06, 2022 10:48 Так языки ж похожи. Я на базе итальянского испанские тексты вполне понимаю (со словарем, конечно). Ну и насколько я могу судить, какие-то терминологические приколы у них совпадают - вроде обозначения подводной и надводной частей корпуса как "живая" и "мертвая". Где-то в ваших текстах мелькало такое.
С ув. Вячеслав.
- Fortres
- Сообщения: 1274
- Зарегистрирован: Пн авг 05, 2013 0:01
- Откуда: Украина,Днепродзержинск
- Благодарил (а): 127 раз
- Поблагодарили: 140 раз
Re: Разработка и постройка модели испанского галеона на основании Ordenanzas 1618 г в масштабе 1:100.
Продолжаю вольный пересказ моего перевода отдельных глав "Los galeones españoles del siglo XVII" («Испанские галеоны 17 века»), начатый (частями) в моих сообщениях № 287, 288, 299, 300,304, 319, 320,322,325, 330)
2.Поперечное планирование корпуса (продолжение).
Итак,основываясь на размерах определенных конструктивных элементов будущего галеона, задаваемых Орденанзасами 1618 года, корабельный мастер (как показано ранее) проектировал киль со штевнями и определял положение палуб строящегося судна.
Следует отметить, что в литературе 16 - 17 века длина радиуса и положение центра дуги, образующей форштевень варьируется от случая и в зависимости от желаемой протяженности форштевеня (носовой спуск - lanzamiento de proa).
Cruz Apestegui в "La Aventura del Guadalupe" пишет, что форштевень корабля, построенного в 1702 году, был вычерчен традиционным способом, то есть с радиусом, равным 1/3 киля.
Fernando Oliveira в 1580 году рекомендует носовой запуск (lanzamiento de proa), равный трети киля, чуть больше или меньше, чуть больше для военных кораблей и чуть меньше для торговых судов. Центр дуги форштевня он размещает на вертикали, проходящей через поворотную точку носовой части, то есть указанная дуга касается киля. В этих условиях lanzamiento de proa равен радиусу дуги.
Lavanha в 1610 г. предлагал метод трассировки форштевня, не требующий, чтобы он касался киля, помещая центр дуги позади вертикали, проходящей через поворотную точку носа, при котором дуга форштевня становится секущей киля.
Но Лаванья был теоретиком, профессором математики, который презирал традиционный подход строителей и пытался реализовать свои проекты более научным способом.Возможно, что реального преимущества метод не имел и Лаванья использовал геометрические инструменты просто для того, чтобы блеснуть своей эрудицией.
В 1640 году Marcos Cerveira описал и нарисовал военный галеон, форштевень которого был нарисован с четвертью окружности, с центром на высоте первой палубы (primera cubierta)... форштевень касался киля и вертикали, проходящей передний конец палубы.Выше палубы стем был прямым.
Ordenanzas 1618 года устанавливает пропорционально гораздо меньший носовой спуск,который дает более вертикальный форштевень. Кроме того,речь уже не идет о проектировании профиля корабля с нуля (так как мы располагаем всеми основными данными), а достаточно лишь провести дугу окружности, которая удовлетворяет условию прохождения через две заранее определенные и известные точки, которые являются концом киля или носовой поворотной точки и концом длины на первой палубе (primera cubierta).
По-этому, авторы "Los galeones españoles del siglo XVII" предположили, что согласно О.1618 дугу форштевеня строили по методу, описаному ранее (в сообщении 325), значительно упрощавшему работу морского плотника.
Еще - о палубах.
Вопрос положения палуб уже несколько раз всплывал в моем рассказе.
В отличие от тех же англичан или голландцев,которые в наименование палуб вкладывали определенный смысл, раскрывавший ее (палубы) местоположение в корпусе или функциональное назначение, испанские мореходы, не мудрствуя присваивали палубам порядковые номера, начиная с главной палубы, которая была "первой"(primera cubierta).
Далее, вернее выше, располагалась "вторая"палуба (Segunda cubierta) или мостик (puente).Тут находилась артиллерия, якорное оборудование - шпиль и битенги.
Затем третья (tercera cubierta) включавшая в себя квартердек(alcázar) в корме и "замок"(castillo) в носу. Четвертая палуба (cuatro cubierta) представляла собой небольшую приподнятую палубу позади бизань-мачты, иногда именовашуюся tolda или toldilla .
Ниже главной палубы находился трюм (bodega).Это было основное помещение корабля, по-скольку испанские галеоны конца 16 - начала 17 века - это были, преде всего торговые суда и количество помещаемого в них груза было определеющей величиной. Глубина трюма определялась значением Puntal de nao, т.е. расстоянием от главной палубы до киля. на середине этого расстояния размещались трюмные бимсы (bodega baos) на которых могла размещаться трюмная плуба.
2.Поперечное планирование корпуса (продолжение).
Итак,основываясь на размерах определенных конструктивных элементов будущего галеона, задаваемых Орденанзасами 1618 года, корабельный мастер (как показано ранее) проектировал киль со штевнями и определял положение палуб строящегося судна.
Следует отметить, что в литературе 16 - 17 века длина радиуса и положение центра дуги, образующей форштевень варьируется от случая и в зависимости от желаемой протяженности форштевеня (носовой спуск - lanzamiento de proa).
Cruz Apestegui в "La Aventura del Guadalupe" пишет, что форштевень корабля, построенного в 1702 году, был вычерчен традиционным способом, то есть с радиусом, равным 1/3 киля.
Fernando Oliveira в 1580 году рекомендует носовой запуск (lanzamiento de proa), равный трети киля, чуть больше или меньше, чуть больше для военных кораблей и чуть меньше для торговых судов. Центр дуги форштевня он размещает на вертикали, проходящей через поворотную точку носовой части, то есть указанная дуга касается киля. В этих условиях lanzamiento de proa равен радиусу дуги.
Lavanha в 1610 г. предлагал метод трассировки форштевня, не требующий, чтобы он касался киля, помещая центр дуги позади вертикали, проходящей через поворотную точку носа, при котором дуга форштевня становится секущей киля.
Но Лаванья был теоретиком, профессором математики, который презирал традиционный подход строителей и пытался реализовать свои проекты более научным способом.Возможно, что реального преимущества метод не имел и Лаванья использовал геометрические инструменты просто для того, чтобы блеснуть своей эрудицией.
В 1640 году Marcos Cerveira описал и нарисовал военный галеон, форштевень которого был нарисован с четвертью окружности, с центром на высоте первой палубы (primera cubierta)... форштевень касался киля и вертикали, проходящей передний конец палубы.Выше палубы стем был прямым.
Ordenanzas 1618 года устанавливает пропорционально гораздо меньший носовой спуск,который дает более вертикальный форштевень. Кроме того,речь уже не идет о проектировании профиля корабля с нуля (так как мы располагаем всеми основными данными), а достаточно лишь провести дугу окружности, которая удовлетворяет условию прохождения через две заранее определенные и известные точки, которые являются концом киля или носовой поворотной точки и концом длины на первой палубе (primera cubierta).
По-этому, авторы "Los galeones españoles del siglo XVII" предположили, что согласно О.1618 дугу форштевеня строили по методу, описаному ранее (в сообщении 325), значительно упрощавшему работу морского плотника.
Еще - о палубах.
Вопрос положения палуб уже несколько раз всплывал в моем рассказе.
В отличие от тех же англичан или голландцев,которые в наименование палуб вкладывали определенный смысл, раскрывавший ее (палубы) местоположение в корпусе или функциональное назначение, испанские мореходы, не мудрствуя присваивали палубам порядковые номера, начиная с главной палубы, которая была "первой"(primera cubierta).
Далее, вернее выше, располагалась "вторая"палуба (Segunda cubierta) или мостик (puente).Тут находилась артиллерия, якорное оборудование - шпиль и битенги.
Затем третья (tercera cubierta) включавшая в себя квартердек(alcázar) в корме и "замок"(castillo) в носу. Четвертая палуба (cuatro cubierta) представляла собой небольшую приподнятую палубу позади бизань-мачты, иногда именовашуюся tolda или toldilla .
Ниже главной палубы находился трюм (bodega).Это было основное помещение корабля, по-скольку испанские галеоны конца 16 - начала 17 века - это были, преде всего торговые суда и количество помещаемого в них груза было определеющей величиной. Глубина трюма определялась значением Puntal de nao, т.е. расстоянием от главной палубы до киля. на середине этого расстояния размещались трюмные бимсы (bodega baos) на которых могла размещаться трюмная плуба.
Мой блог по судомоделизму http://verfnasnastole.blogspot.com/
Строю модель шхуны, 1:115 https://www.youtube.com/channel/UCsz57g ... 1jYNxkygRw
Строю модель шхуны, 1:115 https://www.youtube.com/channel/UCsz57g ... 1jYNxkygRw
- Бирюков Славик
- Сообщения: 2870
- Зарегистрирован: Ср сен 02, 2009 21:39
- Откуда: Харьков
- Благодарил (а): 305 раз
- Поблагодарили: 163 раза
Re: Разработка и постройка модели испанского галеона на основании Ordenanzas 1618 г в масштабе 1:100.
Это глубина интрюма. Трюм под самой нижней палубой. У голландцев
например грубиной интрюма определяют точку нахождения максимал ной ширины будущего корпуса, и где установить бимс в миделе. Тут самое интересное в вопросах палубы - иногда под главной палубой есть трюмная, иногда нет. Иногда частичная в носу и корме. Как здесь, навесная:
С ув. Вячеслав.
- Fortres
- Сообщения: 1274
- Зарегистрирован: Пн авг 05, 2013 0:01
- Откуда: Украина,Днепродзержинск
- Благодарил (а): 127 раз
- Поблагодарили: 140 раз
Re: Разработка и постройка модели испанского галеона на основании Ordenanzas 1618 г в масштабе 1:100.
Таки да...и у испанцев речь не идет о сплошной постоянной трюмной палубе - все зависело от вида груза и загруженности трюма...
Но трюмные бимсы мели место быть.
По крайней мере, местоположнение трюмных бимсов играет важную роль в построении основных поперечных сечений (шпангоутов) корпуса (как будет видно позднее) - их длина используется для определения ширины мостика...
P.S. Я прошу прощения у своих коллег и гостей темы за нерегулярное продолжение публикации перевода книги об испанских галеонах !
Причиной всему - известная ситуация, на которую налагается необходимость - иногда ходить на работу и непонятки с отоплением (в нашем регионе и возможности для этого наличествуют, и о начале, вроде, заявлено, и даже абонплату уже начисляют...а тепла в батареи не дали...) при 14 градусах в комнате как-то сильно не наработаешь...
Зато (как я шучу) при низких температурах тело лучше сохраняется....
Но трюмные бимсы мели место быть.
По крайней мере, местоположнение трюмных бимсов играет важную роль в построении основных поперечных сечений (шпангоутов) корпуса (как будет видно позднее) - их длина используется для определения ширины мостика...
P.S. Я прошу прощения у своих коллег и гостей темы за нерегулярное продолжение публикации перевода книги об испанских галеонах !
Причиной всему - известная ситуация, на которую налагается необходимость - иногда ходить на работу и непонятки с отоплением (в нашем регионе и возможности для этого наличествуют, и о начале, вроде, заявлено, и даже абонплату уже начисляют...а тепла в батареи не дали...) при 14 градусах в комнате как-то сильно не наработаешь...
Зато (как я шучу) при низких температурах тело лучше сохраняется....
Мой блог по судомоделизму http://verfnasnastole.blogspot.com/
Строю модель шхуны, 1:115 https://www.youtube.com/channel/UCsz57g ... 1jYNxkygRw
Строю модель шхуны, 1:115 https://www.youtube.com/channel/UCsz57g ... 1jYNxkygRw
- Бирюков Славик
- Сообщения: 2870
- Зарегистрирован: Ср сен 02, 2009 21:39
- Откуда: Харьков
- Благодарил (а): 305 раз
- Поблагодарили: 163 раза
Re: Разработка и постройка модели испанского галеона на основании Ordenanzas 1618 г в масштабе 1:100.
Как правило это палубу сейчас любят называть условно орлопдеком. Навесная или сплошная. Имеется ввиду палуба под нижней батарейной. У Васа ее иногда именуют тросовой.Fortres писал(а): ↑Чт ноя 10, 2022 9:41
Таки да...и у испанцев речь не идет о сплошной постоянной трюмной палубе - все зависело от вида груза и загруженности трюма...
Но трюмные бимсы мели место быть.
По крайней мере, местоположнение трюмных бимсов играет важную роль в построении основных поперечных сечений (шпангоутов) корпуса (как будет видно позднее) - их длина используется для определения ширины мостика...
Под трюмней у меня всегда подразумевается настил над кильсоном, настил днища трюма для удобства перемещения людей и груза.
С ув. Вячеслав.
- Fortres
- Сообщения: 1274
- Зарегистрирован: Пн авг 05, 2013 0:01
- Откуда: Украина,Днепродзержинск
- Благодарил (а): 127 раз
- Поблагодарили: 140 раз
Re: Разработка и постройка модели испанского галеона на основании Ordenanzas 1618 г в масштабе 1:100.
"Los galeones españoles del siglo XVII"
5.3 – Разметка и формирование бортов (costados)
5.3.1 – Эталонный измерение: одна или несколько арок (дуг)?
(5.3 – Trazado y formación de los costados
5.3.1 – El gálibo maestro: ¿Uno o varios arcos? )
Составители Орденанзас 1618 в статье 15, посвященной формированию поперечных сечений судна, упоминают "круглые суда с большим трюмом", которые выйдут в результате использование предписываемого метода.Это можно интерпретировать как свидетельство того, что ранее (до начала 17 века) корабли имели более сплющенные борта, т.е. дуги, образующие их борта, имели больший радиус, что, вероятно, приводило к большей осадке.
В то время, с которым мы имеем дело (конец 16 - начало 17 века), для изображения бортов кораблей использовались только дуги окружности и прямые линии, поскольку это самые простые линии, которые можно изображать с помощью кустарных методов.
Однако одну сторону конструкции сечения (шпангоута) можно проследить или с помощью одной дуги окружности, идущей от поворотной точки флора до палубы, или с несколькими арками, по одной на каждую область рассматриваемой стороны. Эта система значительно сложнее, чем система с одной дугой, и требует, чтобы боковая сторона меняла форму по мере удаления очередного шпангоута от основного (мастер-фрейма).
В общем случае нижняя дуга перехода между первым футоксом (genol) и флором (varenga) укорачивается, исчезая за флором по мере удаления от главного шпангоута. Это перекрытие или постепенное смещение футокса в днище выполнялось с помощью одной из процедур, используемых для укорачивания, например, в виде полумесяца (media luna) или полукруга (semicírculo).
Английские корабельные мастера Matthew Baker и Deane строили шпаноуты тремя дугами, используя дугу для переходной зоны от флора к футоксу, еще одну с большим радиусом для самого футокса и, наконец, еще одну, чтобы отобразить самую широкую зону и начать собирать надводную часть корпуса.
Сечение, полученное по рисунку, приписываемому Мэтью Бейкеру (1580 г.).
Многоарочное сечение Дина (1670)
Португальцы также использовали три дуги для изображения бортов своих больших кораблей, таких как 4 палубные nau da India, описанных Lavanha в Livro Primeiro (1610), но надо иметь в виду, что это огромный грузовой корабль с размахом киля в 105 palmas(ладоней...пядей) и шириной в 54 palmas , что в Испании было бы эквивалентно кораблю с шириной в 24 codos , больше, чем самый большой из галеонов, описанных в постановлении 1618 г.
Кроме того, Лаванья был ученым, на которого, вполне возможно, повлияли тогдашние работы англичан.
Наконец, Manoel Fernandes (1616 г.) также рисует шпангоут с тремя дугами в основном корпусе, но речь опять идет об огромном корабле для Индийкого флота (nau da India) в 56 пядей ширины, то есть около 25 локтей, что на три локтя больше, чем у самого большого из галеонов, предусмотренных испанским ordenanzas 1618 года (все остальные шпангоуты, нарисованные Фернандесом для других галеонов меньшего размера, имеют борта, построеные с единственной дугой).
Стоит еще упомянуть рисунок из "Livro da Fábri-ca das Naus" Fernando Oliveira (1580 г.). На нем показана схема мастер-сечения нау шириной в 48 ладоней, в котором используется единая окружность для изображения обеих сторон, то есть дуги имеют центр на осевой (диаметральной плоскости).
Изображение главного сечения (мастера) по "Livro da Fábri-ca das Naus" Fernando Oliveira – 1580.
На оригинальном чертеже имеются рукописные примечания: самая высокая палуба – «conves», соответствует мостику (второй палубе) и имеет ширину 48 ладоней и три четверти; «fundo» шириной 18 ладоней; а "altura" или глубина трюма 36 ладоней, с учетом того, что измеряли ее от верхушки флора до "conves". Центр радиуса расположен на 2/3 высоты глубины.
В испанском случае возникает вопрос, была ли использованная дуга одинаковой для всей стороны, то есть с единым радиусом для каждой стороны, или использовалось более одной арки, как это селали англичане.
Работы Escalante de Mendoza (1575)и Diego García de Palacio ("Instrucción Náutica", 1587) ясно дают понять что в последней четверти 16 века испанские корабелы использовали единый радиус для вычерчивания борта. Использование дуги окружности подтверждается рисунком 1589 года, хранящимся в Archivo de Simancas, хотя он относится к проекту галеаса (galeaza).
Поперечное сечения галеаса, предложенное Gregorio Sarmiento Vallada-res в 1589 г
Уж упомянутая ст.15 неоднозначно утверждает:
" (...) и отмечено, что он должен обслуживаться тем же шаблоном первого футокса (genol), который имелся на первом футоксе посередине (мастер-футоксе), для всех первых футоксов для кормы и носа, и тот же должен служить для кормовых поворотных шпангоутов, никак не применяя другого шаблона, (...), и таким образом круглые корабли выйдут, с большим трюмом в соответствии с требованиями указов".
Поскольку стороны всех рамок(фреймов) должны быть прорисованы с помощью одного и того же шаблона,хотя размеры их флора их максимальная ширина различаются, мы понимаем, что этого можно добиться только с помощью одной и той же простой кривой, то есть дуги окружности одинакового радиуса для всех шпангоутов.
5.3 – Разметка и формирование бортов (costados)
5.3.1 – Эталонный измерение: одна или несколько арок (дуг)?
(5.3 – Trazado y formación de los costados
5.3.1 – El gálibo maestro: ¿Uno o varios arcos? )
Составители Орденанзас 1618 в статье 15, посвященной формированию поперечных сечений судна, упоминают "круглые суда с большим трюмом", которые выйдут в результате использование предписываемого метода.Это можно интерпретировать как свидетельство того, что ранее (до начала 17 века) корабли имели более сплющенные борта, т.е. дуги, образующие их борта, имели больший радиус, что, вероятно, приводило к большей осадке.
В то время, с которым мы имеем дело (конец 16 - начало 17 века), для изображения бортов кораблей использовались только дуги окружности и прямые линии, поскольку это самые простые линии, которые можно изображать с помощью кустарных методов.
Однако одну сторону конструкции сечения (шпангоута) можно проследить или с помощью одной дуги окружности, идущей от поворотной точки флора до палубы, или с несколькими арками, по одной на каждую область рассматриваемой стороны. Эта система значительно сложнее, чем система с одной дугой, и требует, чтобы боковая сторона меняла форму по мере удаления очередного шпангоута от основного (мастер-фрейма).
В общем случае нижняя дуга перехода между первым футоксом (genol) и флором (varenga) укорачивается, исчезая за флором по мере удаления от главного шпангоута. Это перекрытие или постепенное смещение футокса в днище выполнялось с помощью одной из процедур, используемых для укорачивания, например, в виде полумесяца (media luna) или полукруга (semicírculo).
Английские корабельные мастера Matthew Baker и Deane строили шпаноуты тремя дугами, используя дугу для переходной зоны от флора к футоксу, еще одну с большим радиусом для самого футокса и, наконец, еще одну, чтобы отобразить самую широкую зону и начать собирать надводную часть корпуса.
Сечение, полученное по рисунку, приписываемому Мэтью Бейкеру (1580 г.).
Многоарочное сечение Дина (1670)
Португальцы также использовали три дуги для изображения бортов своих больших кораблей, таких как 4 палубные nau da India, описанных Lavanha в Livro Primeiro (1610), но надо иметь в виду, что это огромный грузовой корабль с размахом киля в 105 palmas(ладоней...пядей) и шириной в 54 palmas , что в Испании было бы эквивалентно кораблю с шириной в 24 codos , больше, чем самый большой из галеонов, описанных в постановлении 1618 г.
Кроме того, Лаванья был ученым, на которого, вполне возможно, повлияли тогдашние работы англичан.
Наконец, Manoel Fernandes (1616 г.) также рисует шпангоут с тремя дугами в основном корпусе, но речь опять идет об огромном корабле для Индийкого флота (nau da India) в 56 пядей ширины, то есть около 25 локтей, что на три локтя больше, чем у самого большого из галеонов, предусмотренных испанским ordenanzas 1618 года (все остальные шпангоуты, нарисованные Фернандесом для других галеонов меньшего размера, имеют борта, построеные с единственной дугой).
Стоит еще упомянуть рисунок из "Livro da Fábri-ca das Naus" Fernando Oliveira (1580 г.). На нем показана схема мастер-сечения нау шириной в 48 ладоней, в котором используется единая окружность для изображения обеих сторон, то есть дуги имеют центр на осевой (диаметральной плоскости).
Изображение главного сечения (мастера) по "Livro da Fábri-ca das Naus" Fernando Oliveira – 1580.
На оригинальном чертеже имеются рукописные примечания: самая высокая палуба – «conves», соответствует мостику (второй палубе) и имеет ширину 48 ладоней и три четверти; «fundo» шириной 18 ладоней; а "altura" или глубина трюма 36 ладоней, с учетом того, что измеряли ее от верхушки флора до "conves". Центр радиуса расположен на 2/3 высоты глубины.
В испанском случае возникает вопрос, была ли использованная дуга одинаковой для всей стороны, то есть с единым радиусом для каждой стороны, или использовалось более одной арки, как это селали англичане.
Работы Escalante de Mendoza (1575)и Diego García de Palacio ("Instrucción Náutica", 1587) ясно дают понять что в последней четверти 16 века испанские корабелы использовали единый радиус для вычерчивания борта. Использование дуги окружности подтверждается рисунком 1589 года, хранящимся в Archivo de Simancas, хотя он относится к проекту галеаса (galeaza).
Поперечное сечения галеаса, предложенное Gregorio Sarmiento Vallada-res в 1589 г
Уж упомянутая ст.15 неоднозначно утверждает:
" (...) и отмечено, что он должен обслуживаться тем же шаблоном первого футокса (genol), который имелся на первом футоксе посередине (мастер-футоксе), для всех первых футоксов для кормы и носа, и тот же должен служить для кормовых поворотных шпангоутов, никак не применяя другого шаблона, (...), и таким образом круглые корабли выйдут, с большим трюмом в соответствии с требованиями указов".
Поскольку стороны всех рамок(фреймов) должны быть прорисованы с помощью одного и того же шаблона,хотя размеры их флора их максимальная ширина различаются, мы понимаем, что этого можно добиться только с помощью одной и той же простой кривой, то есть дуги окружности одинакового радиуса для всех шпангоутов.
Мой блог по судомоделизму http://verfnasnastole.blogspot.com/
Строю модель шхуны, 1:115 https://www.youtube.com/channel/UCsz57g ... 1jYNxkygRw
Строю модель шхуны, 1:115 https://www.youtube.com/channel/UCsz57g ... 1jYNxkygRw