Разработка и постройка модели испанского галеона на основании Ordenanzas 1618 г в масштабе 1:100.

Форум по вопросам изготовления моделей кораблей с нуля, по чертежам.

Модераторы: FreeLander, Valentin Demin

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Fortres
Сообщения: 1274
Зарегистрирован: Пн авг 05, 2013 0:01
Откуда: Украина,Днепродзержинск
Благодарил (а): 127 раз
Поблагодарили: 140 раз

Re: Модель испанского галиона, 1:60

#301 Сообщение Fortres »

Скоро сказка сказывается...

Я по-прежнему работаю над постройкой картонного полу-корпуса будущей моей модели испанского галеона 17 века.
Этот объект про себя я уже именую мастер-моделью, ибо выверяю на нем формы и размеры будущих элементов набора и алгоритмы сборки модели.

К сожалению я слишком много времени потратил на формирование нижней (подводной части корпуса) - пришлось несколько раз переделывать нижние части ("флоры с первыми футоксами") рамок (хотя, какие же это рамки - на модели корпус ниже главной палубы будет зашит полностью, по-этому шпангоуты до уровня мэйн-дэка будут сплошными пластинами).

Главный вывод к которому я пришел, можно сказать, эмпирически - при вычерчивании контуров шпангоутов следует очень четко выдерживать алгоритм построения кривой и заданные размеры (при масштабе 1:100 отклонение от заданного размера даже менее чем на 1 мм влечет формирование неправильной кривой и необходимости длительной и кропотливой корректировки).И это при том, что (как вы увидите позже) суда в начале 17-го века в Испании все еще строились без чертежей, буквально "на глазок".

С другой стороны, без постройки этой картонной полу-модели я,вряд ли,смог бы корректно построить реальную модель, по-скольку испанские инструкции для кораблестроителей (Ordenanzas 1618) дают по многим вопросам весьма скудную и пространную информацию.
К примеру, касательно бархоутов (вельсов) сказано лишь то, что первый вельс располагался на локоть (57,47 см) ниже главной палубы, второй вельс вместе с первым занимал по ширине 2/3 локтя, а третий располагался на 2 локтя выше мэйн-дэка...Соответственно, без выверения расположения поясьев обшивки борта выверить линию расположения бархоутов и планширей невозможно.

Таким образом, установив на килевую пластину окончательно выверенные нижние части (до линии главной палубы) шпангоутов и сам "мэйн-дэк", я попробовал выклеить с помощью реек днищевую часть корпуса (обшивку нижних граней флоров(varenga у испанцев)), что позволило вычислить примерное положение первого бархоута и трассировку его линии.
6.jpg
7.jpg
5.jpg
Мой блог по судомоделизму http://verfnasnastole.blogspot.com/
Строю модель шхуны, 1:115 https://www.youtube.com/channel/UCsz57g ... 1jYNxkygRw

redut
Сообщения: 209
Зарегистрирован: Сб фев 02, 2013 20:24
Благодарил (а): 17 раз
Поблагодарили: 11 раз

Re: Модель испанского галиона, 1:60

#302 Сообщение redut »

Revenge 2.jpg
:wink:

Аватара пользователя
Fortres
Сообщения: 1274
Зарегистрирован: Пн авг 05, 2013 0:01
Откуда: Украина,Днепродзержинск
Благодарил (а): 127 раз
Поблагодарили: 140 раз

Re: Модель испанского галиона, 1:60

#303 Сообщение Fortres »

redut писал(а): Чт окт 20, 2022 17:59
Revenge 2.jpg
:wink:
Там же ясно написано - Елизаветинский галеон "Ревендж"...Это Англия.
Конструкция галеона достаточно полно описана и у Р.Хоккеля в "Чертежи судов 16-17 веков" и в "Галеонах" П.Кирша
Мой блог по судомоделизму http://verfnasnastole.blogspot.com/
Строю модель шхуны, 1:115 https://www.youtube.com/channel/UCsz57g ... 1jYNxkygRw

Аватара пользователя
Fortres
Сообщения: 1274
Зарегистрирован: Пн авг 05, 2013 0:01
Откуда: Украина,Днепродзержинск
Благодарил (а): 127 раз
Поблагодарили: 140 раз

Re: Модель испанского галиона, 1:60

#304 Сообщение Fortres »

Расскажу теперь о том, как согласно старых методов, описанных в "Los galeones españoles del siglo XVII" проектируется корпус галеона начала 17-го века.

Ранее я уже писал, что основная масса испанских корабельных мастеров были малограмотными (иные даже не умели читать), от того методы проектирования будущих судов сводились к нескольким простым арифметическим расчетам и графическим построениям, выполнявшимся при помощи шнура или длинного стержня...иногда на плотном песке морского дна во время отлива (времени хватало, чтобы вычертить деталь и снять мерки для ее исполнения из дерева).
Как ни странно, но проектирование будущей модели во многом вынуждает следовать именно старинным традициям !

Как уже отмечалось, благодаря Ordenanza корабел имел набор основных размерений, которые требовались для постройки судна определенного тоннажа, что значительно сокращало и облегчало подготовительные работы.

1.Продольное планирование корпуса.

Используя заданные размеры длины киля между точками присоединения штевней, мастер при помощи известных значений носового (lanzamiento de proa) и кормового "спусков"(lanzamiento de popa), высоты главной палубы над килем (глубины на гл.палубе (puntal en primera cubierta),
глубины на линии максимальной ширины ( puntal en la línea de lo más ancho o manga máxima) определял наклоны штевней относительно киля.

Отчертив отрезок, изображающий верхнюю грань киля, равный длине киля, к "кормовой" части добавляем длину кормового "спуска".
На расстоянии от линии киля равном глубине на главной палубе чертим линию главной палубы, параллельную линии киля.
Точка пересечения линии гл.палубы с перпендикуляром, поднятым из точки окончания кормового спуска, будет кормовым краем главной палубы.

Наклонная линия проведенная через кормовую часть киля и крайнюю точку гл.палубы определит наклон стернпоста.
Fig. 4.4.jpg
Стернпост (сodaste)представлял собой прямой брус определенного сечения, длина которого определялась исходя из высоты второй палубы (segunda cubierta),она же верхняя или "мост", над которой проходил румпель (timón) руля.

Форштевень имел форму дуги, которая вычерчивалась мастером.
Проводим три параллельные линии, соответствующие верхней грани киля, главной и второй палубам (линия второй палубы находится на 3 локтя выше линии главной палубы).

К "носовому концу" киля прибавляем длину носового "спуска" и соединяем концы "спуска" и главной палубы.Из середины полученного отрезка поднимаем перпендикуляр до его пересечения со второй палубой.Точка пересечения - будет центром окружности, часть которой, выходящая из точки соединения киля с форштевенем задаст дугу штевня. Радиус дуги примерно равен 1/3 длины киля. Полученная дуга будет соответствовать внутренней грани стема.
Fig. 5.5.jpg
В Ordenanza 1618 ничего не говорится о форме поворотных шпангоутов носа или клюзов, форма которых также обусловлена ​​​​расположением форштевня. Поэтому использование одной арки значительно упрощает работу корабельного плотника.

(продолжение следует)
Мой блог по судомоделизму http://verfnasnastole.blogspot.com/
Строю модель шхуны, 1:115 https://www.youtube.com/channel/UCsz57g ... 1jYNxkygRw

redut
Сообщения: 209
Зарегистрирован: Сб фев 02, 2013 20:24
Благодарил (а): 17 раз
Поблагодарили: 11 раз

Re: Модель испанского галиона, 1:60

#305 Сообщение redut »

scale - масштаб :wink:

Аватара пользователя
Бирюков Славик
Сообщения: 2869
Зарегистрирован: Ср сен 02, 2009 21:39
Откуда: Харьков
Благодарил (а): 305 раз
Поблагодарили: 163 раза

Re: Модель испанского галиона, 1:60

#306 Сообщение Бирюков Славик »

Fortres писал(а): Чт окт 20, 2022 18:49
В Ordenanza 1618 ничего не говорится о форме поворотных шпангоутов носа или клюзов, форма которых также обусловлена ​​​​расположением форштевня. Поэтому использование одной арки значительно упрощает работу корабельного плотника.

(продолжение следует)
Поворотных шпангоутов ещё нет. На виде сверху - носовые флортимберсы условно строго перпендикулярны килю но имеют из-за закругления обводов - малку с внутренней и внешней стороны поверхностей носовых шпангоутов. Пространство от ветвей крайнего шпангоута в носу к форштевню заполнялось гасписами.
Вложения
eli-10.JPG
С ув. Вячеслав.

Аватара пользователя
Fortres
Сообщения: 1274
Зарегистрирован: Пн авг 05, 2013 0:01
Откуда: Украина,Днепродзержинск
Благодарил (а): 127 раз
Поблагодарили: 140 раз

Re: Модель испанского галиона, 1:60

#307 Сообщение Fortres »

Фраза о поворотных шпангоутах и клюзах - это прямая цитата из "Los galeones españoles del siglo XVII" ...
Кстати, не совсем корректная, по-скольку в дальнейшем автор рассказывает о размещении клюзов.

Что касается поворотных шпангоутов, то по словам автора там все отдавалось на откуп плотникам - они знали, как и чем заполнять пространство перед носовым концевым шпангоутом...

Вообще, двухтомник слишком пространен: многое повторяется по нескольку раз, слишком много(на мой взгляд) цитат из авторов той эпохи, которые не проясняют, а чаще запутывают повествование...и самого автора :D

Что до шпангоутов, то там весьма любопытная схема формирования корпуса - они отдельных рамок не делали...начинали с размещения флоров на киле, между ними устанавливались первые футоксы - дуги, выполненные одним радиусом, которые поднимались до высоты главной палубы..."развал" футоксов каждого фрейма зависел от длины и подъема соответствующего флора и ширины на уровне главной палубы...Об этом я более подробно напишу в ближайшее время.
Мой блог по судомоделизму http://verfnasnastole.blogspot.com/
Строю модель шхуны, 1:115 https://www.youtube.com/channel/UCsz57g ... 1jYNxkygRw

Аватара пользователя
Fortres
Сообщения: 1274
Зарегистрирован: Пн авг 05, 2013 0:01
Откуда: Украина,Днепродзержинск
Благодарил (а): 127 раз
Поблагодарили: 140 раз

Re: Модель испанского галиона, 1:60

#308 Сообщение Fortres »

redut писал(а): Чт окт 20, 2022 19:08 scale - масштаб :wink:
???
Мой блог по судомоделизму http://verfnasnastole.blogspot.com/
Строю модель шхуны, 1:115 https://www.youtube.com/channel/UCsz57g ... 1jYNxkygRw

Аватара пользователя
Бирюков Славик
Сообщения: 2869
Зарегистрирован: Ср сен 02, 2009 21:39
Откуда: Харьков
Благодарил (а): 305 раз
Поблагодарили: 163 раза

Re: Модель испанского галиона, 1:60

#309 Сообщение Бирюков Славик »

Fortres писал(а): Чт окт 20, 2022 22:58 Фраза о поворотных шпангоутах и клюзах - это прямая цитата из "Los galeones españoles del siglo XVII" ...
Кстати, не совсем корректная, по-скольку в дальнейшем автор рассказывает о размещении клюзов.
Не стоит ориентироваться только на один источник
С ув. Вячеслав.

Аватара пользователя
Бирюков Славик
Сообщения: 2869
Зарегистрирован: Ср сен 02, 2009 21:39
Откуда: Харьков
Благодарил (а): 305 раз
Поблагодарили: 163 раза

Re: Модель испанского галиона, 1:60

#310 Сообщение Бирюков Славик »

Fortres писал(а): Чт окт 20, 2022 22:58
Что до шпангоутов, то там весьма любопытная схема формирования корпуса - они отдельных рамок не делали...начинали с размещения флоров на киле, между ними устанавливались первые футоксы - дуги, выполненные одним радиусом, которые поднимались до высоты главной палубы..."развал" футоксов каждого фрейма зависел от длины и подъема соответствующего флора и ширины на уровне главной палубы...Об этом я более подробно напишу в ближайшее время.
Контуры шпангоутов пиренейцев, судя по теориям - довольно просты. У англичан и голландцев контуры более искривленные. У голландцев особо в районе носовых шпангоутов.
А со скольких частей/штук собственно состоял пиренейский шпангоут?
С ув. Вячеслав.

redut
Сообщения: 209
Зарегистрирован: Сб фев 02, 2013 20:24
Благодарил (а): 17 раз
Поблагодарили: 11 раз

Re: Модель испанского галиона, 1:60

#311 Сообщение redut »

Fortres писал(а): Чт окт 20, 2022 22:58
redut писал(а): Чт окт 20, 2022 19:08 scale - масштаб :wink:
???
...ну кто знает, может Вас в гугле забанили :lol: не можете перевести, пытаюсь помочь
length of model 60 сm - длина модели = 60 см
scale 1:96 - в масштабе 1:96
это из журнала профессионалов в картонном моделировании, видимо у Вас какой то особенный картон, который при длине корпуса в 40 см превратился в масштаб 1:60 :shock: ну что же, успехов в реконструкции :mrgreen:

Аватара пользователя
Бирюков Славик
Сообщения: 2869
Зарегистрирован: Ср сен 02, 2009 21:39
Откуда: Харьков
Благодарил (а): 305 раз
Поблагодарили: 163 раза

Re: Модель испанского галиона, 1:60

#312 Сообщение Бирюков Славик »

Fortres писал(а): Чт окт 20, 2022 16:51
Главный вывод к которому я пришел, можно сказать, эмпирически - при вычерчивании контуров шпангоутов следует очень четко выдерживать алгоритм построения кривой и заданные размеры (при масштабе 1:100 отклонение от заданного размера даже менее чем на 1 мм влечет формирование неправильной кривой и необходимости длительной и кропотливой корректировки).И это при том, что (как вы увидите позже) суда в начале 17-го века в Испании все еще строились без чертежей, буквально "на глазок".
Рыбины. Судостроители пользовались ими.
Для моделистов это контрольная рейка и наждачка, для итогового ошкуривания болвана для дальнейшей оклейки черновой/черновой+чистовой обшивкой.

На стапеле - рейки, контролирующие плавность кривизны штук шпангоутов и соответственно плавность кривизны обводов.

Вот рыбины корпуса реального испанского корабля на стапеле. Их по 7 на борт на данном этапе:
Вложения
201205232402re.jpg
С ув. Вячеслав.

Аватара пользователя
Бирюков Славик
Сообщения: 2869
Зарегистрирован: Ср сен 02, 2009 21:39
Откуда: Харьков
Благодарил (а): 305 раз
Поблагодарили: 163 раза

Re: Модель испанского галиона, 1:60

#313 Сообщение Бирюков Славик »

Это я к тому что плавные обводы делает модель не чертежи, а ошкуривание, так как все равно даже при лазерной резке и идеальной теории, будут перекосы профилей шпангоутов, винт скелета, скручивание и деформация скелета. Идеально только у лучших картонщиков с лазерной лезкой набора корпуса, лучших издательств картонных моделей.
С ув. Вячеслав.

Аватара пользователя
Fortres
Сообщения: 1274
Зарегистрирован: Пн авг 05, 2013 0:01
Откуда: Украина,Днепродзержинск
Благодарил (а): 127 раз
Поблагодарили: 140 раз

Re: Модель испанского галиона, 1:60

#314 Сообщение Fortres »

redut писал(а): Пт окт 21, 2022 21:06
Fortres писал(а): Чт окт 20, 2022 22:58
redut писал(а): Чт окт 20, 2022 19:08 scale - масштаб :wink:
???
...ну кто знает, может Вас в гугле забанили :lol: не можете перевести, пытаюсь помочь
length of model 60 сm - длина модели = 60 см
scale 1:96 - в масштабе 1:96
это из журнала профессионалов в картонном моделировании, видимо у Вас какой то особенный картон, который при длине корпуса в 40 см превратился в масштаб 1:60 :shock: ну что же, успехов в реконструкции :mrgreen:
вы невнимательны !
В своем сообщении 298 от 15 октября я писал:
" P.S. К сожалению, не могу изменить название темы - в окончательно варианте она звучит так: Разработка и постройка модели испанского галеона на основании Ordenanzas 1618 г в масштабе 1:100."

Поясню - в ходе подготовительных работ я пришел к выводу, что изначально избранный масштаб 1:60, при всем моем желании построить большую модель с широкими возможностями деталировки, я не потяну - у меня нет ни требуемого материала, ни нужного оборудования. да и размер модели великоват - мне ее некуда будет ставить.
По-этому я вернулся к своему "настольному" масштабу в районе сотни ( HMS Victory у меня 1:150, пакетбот Св.Петр - 1:180,шхуна Hannah - 1:115)
Мой блог по судомоделизму http://verfnasnastole.blogspot.com/
Строю модель шхуны, 1:115 https://www.youtube.com/channel/UCsz57g ... 1jYNxkygRw

Аватара пользователя
Fortres
Сообщения: 1274
Зарегистрирован: Пн авг 05, 2013 0:01
Откуда: Украина,Днепродзержинск
Благодарил (а): 127 раз
Поблагодарили: 140 раз

Re: Модель испанского галиона, 1:60

#315 Сообщение Fortres »

Бирюков Славик писал(а): Пт окт 21, 2022 21:55 Это я к тому что плавные обводы делает модель не чертежи, а ошкуривание, так как все равно даже при лазерной резке и идеальной теории, будут перекосы профилей шпангоутов, винт скелета, скручивание и деформация скелета. Идеально только у лучших картонщиков с лазерной лезкой набора корпуса, лучших издательств картонных моделей.
Абсолютно верно...просто я еще об этом не успел написать... :D
Мой блог по судомоделизму http://verfnasnastole.blogspot.com/
Строю модель шхуны, 1:115 https://www.youtube.com/channel/UCsz57g ... 1jYNxkygRw

Ответить

Вернуться в «Scratchbuild (изготовление с нуля)»