Разработка и постройка модели испанского галеона на основании Ordenanzas 1618 г в масштабе 1:100.

Форум по вопросам изготовления моделей кораблей с нуля, по чертежам.

Модераторы: FreeLander, Valentin Demin

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Бирюков Славик
Сообщения: 2858
Зарегистрирован: Ср сен 02, 2009 21:39
Откуда: Харьков
Благодарил (а): 301 раз
Поблагодарили: 162 раза

Re: Модель испанского галиона, 1:60

#286 Сообщение Бирюков Славик »

Fortres писал(а): Пн окт 03, 2022 16:05 В частности меня заинтересовали термины "бретлайн" и "шхерган" :D
Бретлайн - по английски, шхерган - по голландски, линия максимальной ширины корпуса

У испанцев это ЯТП - Lavanha
С ув. Вячеслав.

Аватара пользователя
Fortres
Сообщения: 1272
Зарегистрирован: Пн авг 05, 2013 0:01
Откуда: Украина,Днепродзержинск
Благодарил (а): 127 раз
Поблагодарили: 140 раз

Re: Модель испанского галиона, 1:60

#287 Сообщение Fortres »

Вместе с авторами Los galeones españoles del siglo XVII я начинаю по воссоздание формы галеона в 16 локтей ширины по данным, содержащимся в Ordenanzas 1618 г.

При описываемой реконструкции кроме данных Ordenanzas использовались данные из разных источников, посвященных методам проектирования и строительства кораблей в 17 веке.

"...Дизайн кораблей того времени был результатом традиции, разработанной и усовершенствованной на протяжении веков - большинство конструкторских задач ставилось и решалось без помощи научных дисциплин.

Он заключался в формулировании ряда пропорций, которые в Испании в начале XVII века основывались на измерении ширины,то есть, максимальной ширины (мanga) корпуса на уровне главной палубы, которая в целом соответствовала мидель-бимсу...
Поскольку техника классического черчения еще не была известна, рисунки должны были основываться на очень простых правилах и на изогнутых формах, которые было легко получить на верфи с помощью дуг по окружности, выполненных с помощью шнура или длинного стержня.
В отличие от того, что произошло с искусством мореплавания, которое с начала XVI века широко использовало математические, астрономические и космографические знания того времени, в деятельности по проектированию и строительству кораблей из научного мира было взято лишь немногое - простые арифметические расчеты и несколько геометрических графиков.
Каким бы невероятным это ни казалось нам сегодня, некоторые из лучших проектировщиков и строителей того времени были неграмотны. Так, в акте приема-передачи галеона Nª Sra. de Roncesvalles, в 1760 году писец заявляет, что главный магистр морского флота Рафаэль Херонимо не подписывает, потому что не умеет писать..."


Что касается рассматриваемой реконструкции, то авторы изначально указывают, что верхняя часть корпуса выше первой (главной) палубы рассматривается не так серьезно, как область между килем и мэйн-деком.

Решающее значение для конструкции корабля имели:
- в продольном направлении - форштевень (roda), киль(quilla)с блоком основных шпангоутов (raseles), корма(popa), с ахтерштевенем(сodaste).
- в поперечном направлении - главный ( maestrа) и носовой и кормовой концевые шпангоуты ( redeles o cuadras de proa y popa.), транец и плавники ( peto de popa con el yugo y las aletas).

Корабельный плотник должен был иметь определенный набор данных, на основании которых мог построит заданный корабль:
– Длина (eslora)
– Длина киля (longitud quilla).
– Носовой и кормовой спуски ( lanzamientos proa y popa).
- Положение мидель-шпангоута (cuaderna maestra.).
– Положение концевых шпангоутов (redeles).
– Высота носового и кормового подъема (altura de los raseles de proa y de popa).
– Длина ахтерштевеня (longitud codaste.).
– Подъем (седловатость) палуб и вельсов (arrufos de cubierta y cintas).
– Ширина в "мастере" и в носовом и кормовом концевых шпангоутах (manga en la maestra y en los redeles de proa y popa.)
– Длина флора в "мастере" и в носовом и кормовом концевых шпангоутах (plan en la maestra y en los redeles).
– "мертвая зона"(днище) (Astilla muerta) в "мастере" и в носовом и кормовом концевых шпангоутах
– Глубина на палубе (puntal en cubierta).
– Глубина на линии максимальной ширины ( puntal en la línea de lo más ancho o manga máxima.)
– Кормовой транец (длина) (yugo de popa).


Выбрав значения перечисленных выше показателей для галеона шириной 16 локтей в Ordenanzas 1618 и произведя их пересчет в масштаб 1:100 (следует иметь в виду, что в Ordenanzas единицей измерения является codo(локоть) равный 57,468 см) вычерчиваю продольное сечение корпуса с делением его на три зоны: центральную (ограниченную носовым и кормовым концевыми шпангоутами с основным "мастер" шпангоутом посредине),носовую (ограниченную носовым концевым шпангоутом и форштевенем), кормовую (между кормовым концевым шпангоутом и транцем со стернпостом).
На продольном сечении наношу линии днища и палуб.
Затем вычерчиваю абрисы "мастера" и концевых кормового и носового шпангоутов...
Мой блог по судомоделизму http://verfnasnastole.blogspot.com/
Строю модель шхуны, 1:115 https://www.youtube.com/channel/UCsz57g ... 1jYNxkygRw

Аватара пользователя
Fortres
Сообщения: 1272
Зарегистрирован: Пн авг 05, 2013 0:01
Откуда: Украина,Днепродзержинск
Благодарил (а): 127 раз
Поблагодарили: 140 раз

Re: Модель испанского галиона, 1:60

#288 Сообщение Fortres »

В принципе, на этом проектирование в реале прекращалось и плотник переходил к практической постройке корпуса - закладывал киль, присовокупливал к нему штевни, устанавливал главные шпангоуты и флоры, затем выводил футоксы на линию трюмной палубы (орлоп-дека), которую размечал продольными рейками, потом поднимались очередные футоксы до линии главной палубы...
Дуги футоксов определялись на основании (вернее тем же радиусом), что и дуги футоксов на мастер-шпангоуте с учетом изменений величин сужения и подъема флора на каждом фрейме...( о технике вычерчивания шпангоутов, а также дуги форштевеня я расскажу позже...отдельно).

Основные ключевые моменты при построении продольного сечения - это:
- длина киля и палуб дается по верхним граням настилов и внутренним поверхностям штевней (без учета толщины настилов и штевней);
- использование "метода четверти окружности" при построении линии подъема днища и линии подъема главной палубы в носу и в корме (седловатости);
- Наклоны определяются длиной проекций наклоненных штевней на горизонталь (кормовой и носовой спуски), не входящей в длину киля;
- максимальная ширина корпуса располагается на пол-локтя ниже главной палубы;
-ширина должна измеряться по самой широкой части главной палубы...от борта к борту, от внутренних поверхностей (бортов);
- глубина (равная половине ширины) - расстояние от верхней грани киля до верхней грани главного бимса - определяет положение главной палубы;
-" мост"(верхняя палуба) располагается на 3 локтя выше главной палубы и должна быть горизонтальной и плоской, для облегчения работы артиллерии...Для компенсации недостатка высоты Моста на д главной палубой в носу и корме, главная палуба имеет ступени в 1 локоть;
- соответственно квартердек и носовая надстройка подняты над мостом на 3 локтя, при этом они также имеют ступени для компенсации изменений высоты на мостом;
- румпель проходит в пространстве между мостом и квартердеком, значит гельм-порт и верхний срез ахтерштевеня находятся выше моста, но ниже квартердека;
- кормовая галерея размещается на уровне квартердека;
- грот-мачта стоит над серединой киля, фок-мачта - над серединой носового спуска, бизань размещается примерно в 15 локтях позади грота, так, чтобы позади нее оставалось место для румпеля, длина которого составляет до 10 локтей;
- расстояние между грот-мачтой и носовой надстройкой определяется длиной штатной шлюпки...

Исходя из всего сказанного я построил теоретический чертеж будущей модели
1ф.jpg
Мой блог по судомоделизму http://verfnasnastole.blogspot.com/
Строю модель шхуны, 1:115 https://www.youtube.com/channel/UCsz57g ... 1jYNxkygRw

Аватара пользователя
Fortres
Сообщения: 1272
Зарегистрирован: Пн авг 05, 2013 0:01
Откуда: Украина,Днепродзержинск
Благодарил (а): 127 раз
Поблагодарили: 140 раз

Re: Модель испанского галиона, 1:60

#289 Сообщение Fortres »

Бирюков Славик писал(а): Пн окт 03, 2022 17:08
Fortres писал(а): Пн окт 03, 2022 16:05 В частности меня заинтересовали термины "бретлайн" и "шхерган" :D
Бретлайн - по английски, шхерган - по голландски, линия максимальной ширины корпуса

У испанцев это ЯТП - Lavanha
нет, у испанцев "ширина" - "manga"
максимальная ширина корпуса - ширина в самом широком месте или максимальная ширина - "Manga en lo más ancho o manga máxima"
Мой блог по судомоделизму http://verfnasnastole.blogspot.com/
Строю модель шхуны, 1:115 https://www.youtube.com/channel/UCsz57g ... 1jYNxkygRw

Аватара пользователя
Fortres
Сообщения: 1272
Зарегистрирован: Пн авг 05, 2013 0:01
Откуда: Украина,Днепродзержинск
Благодарил (а): 127 раз
Поблагодарили: 140 раз

Re: Модель испанского галиона, 1:60

#290 Сообщение Fortres »

Lavanha - в переводе с испанского - "лаванда" :D

Евгений имел в виду João Baptista Lavanha автора Livro Primeiro de Arquitectura Naval (1610)
Лаванья был уроженцем Лиссабона и много лет служил при испанском дворе. Это было
космограф и математик Филиппа II и учитель космографии Филиппа IV и многих других
видных деятелией того времени.
Мой блог по судомоделизму http://verfnasnastole.blogspot.com/
Строю модель шхуны, 1:115 https://www.youtube.com/channel/UCsz57g ... 1jYNxkygRw

Аватара пользователя
Бирюков Славик
Сообщения: 2858
Зарегистрирован: Ср сен 02, 2009 21:39
Откуда: Харьков
Благодарил (а): 301 раз
Поблагодарили: 162 раза

Re: Модель испанского галиона, 1:60

#291 Сообщение Бирюков Славик »

Fortres писал(а): Пн окт 03, 2022 19:57 Основные ключевые моменты при построении продольного сечения - это:
- длина киля и палуб дается по верхним граням настилов и внутренним поверхностям штевней (без учета толщины настилов и штевней);
В 18 веке - расстояние между внутренними краями шпунта. Но оно и правильнее - в шпунт вставляются доски внутренней обшивки и получается от обшивки до обшивки
С ув. Вячеслав.

Аватара пользователя
Бирюков Славик
Сообщения: 2858
Зарегистрирован: Ср сен 02, 2009 21:39
Откуда: Харьков
Благодарил (а): 301 раз
Поблагодарили: 162 раза

Re: Модель испанского галиона, 1:60

#292 Сообщение Бирюков Славик »

Fortres писал(а): Пн окт 03, 2022 19:57
- румпель проходит в пространстве между мостом и квартердеком, значит гельм-порт и верхний срез ахтерштевеня находятся выше моста, но ниже квартердека;
- кормовая галерея размещается на уровне квартердека;
А не высоко ли для румпеля? Есть ему под верхней палубой, пусть и приподнятой ступенькой.

Уровень квартердека это уровень палубы сверху квартердека(квартердека как межпалубного пространства=надстройка)? А не высоко ли опять?
С ув. Вячеслав.

дятел
Сообщения: 61
Зарегистрирован: Пт сен 23, 2022 18:21
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 14 раз

Re: Модель испанского галиона, 1:60

#293 Сообщение дятел »

Подскажите чем отличается ветка "Материалы по испанским галеонам" от ветки "Модель испанского галеона"?

Аватара пользователя
Бирюков Славик
Сообщения: 2858
Зарегистрирован: Ср сен 02, 2009 21:39
Откуда: Харьков
Благодарил (а): 301 раз
Поблагодарили: 162 раза

Re: Модель испанского галиона, 1:60

#294 Сообщение Бирюков Славик »

дятел писал(а): Вс окт 09, 2022 7:22 Подскажите чем отличается ветка "Материалы по испанским галеонам" от ветки "Модель испанского галеона"?
В исторической ветке обсуждение всех испанских галеонов. Постройка выносится в отдельные ветки.
С ув. Вячеслав.

дятел
Сообщения: 61
Зарегистрирован: Пт сен 23, 2022 18:21
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 14 раз

Re: Модель испанского галиона, 1:60

#295 Сообщение дятел »

Так здесь тоже как я понимаю только обсуждение. Постройки та как таковой нет.Может я чего то не догоняю?

Аватара пользователя
Бирюков Славик
Сообщения: 2858
Зарегистрирован: Ср сен 02, 2009 21:39
Откуда: Харьков
Благодарил (а): 301 раз
Поблагодарили: 162 раза

Re: Модель испанского галиона, 1:60

#296 Сообщение Бирюков Славик »

дятел писал(а): Пн окт 10, 2022 17:34 Так здесь тоже как я понимаю только обсуждение. Постройки та как таковой нет.Может я чего то не догоняю?
Были б спички - был бы рай...

Ну не печь же костиному галеону пирожки? :mrgreen:
Будет реконструкция - будет и постройка. Сам жду
С ув. Вячеслав.

дятел
Сообщения: 61
Зарегистрирован: Пт сен 23, 2022 18:21
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 14 раз

Re: Модель испанского галиона, 1:60

#297 Сообщение дятел »

Понятно. :( :( :(

Аватара пользователя
Fortres
Сообщения: 1272
Зарегистрирован: Пн авг 05, 2013 0:01
Откуда: Украина,Днепродзержинск
Благодарил (а): 127 раз
Поблагодарили: 140 раз

Re: Модель испанского галиона, 1:60

#298 Сообщение Fortres »

дятел писал(а): Вс окт 09, 2022 7:22 Подскажите чем отличается ветка "Материалы по испанским галеонам" от ветки "Модель испанского галеона"?
Уважаемый коллега, извините за невнимательность - я ежедневно отслеживаю форум "Верфь на столе", но не обратил внимания на изменения даты крайних комментариев в моей теме...

Моя тема отличается от "Материалов по испанским галеонам" тем, что я рассказываю о СВОЕЙ работе над моделью испанского галеона первой половины 17го века, которую проектирую и буду строить в соответствии с Ordenanzas 1618 г(этот такой свод регламентирующей информации для испанских кораблестроителей, вышедший в 1618 году).
В настоящий момент я работаю над "ПРОБНИКОМ" - моделью полу-корпуса из картона, на которой выверяю контуры (абрисы) шпангоутов будущей модели, положение палуб, раскладку бархоутов, досок обшивки и пушечных портов и прочего...прочего..
К сожалению, в виду определенных жизненных обстоятельств и ситуации в моей стране, я не могу работать быстрее (получается уделять модели не более 2-3 часов в день), а то, что я не владею испанским языком и пользуюсь при "прочтении" книг и статей автопереводом, также тормозит процесс...
Так что, как говорит Вячеслав, "испечь пирожки" не выйдет :D
А постройка будет...обязательно...
Вот только закончу с прорисовкой деталей...

P.S. К сожалению, не могу изменить название темы - в окончательно варианте она звучит так: Разработка и постройка модели испанского галеона на основании Ordenanzas 1618 г в масштабе 1:100.
Мой блог по судомоделизму http://verfnasnastole.blogspot.com/
Строю модель шхуны, 1:115 https://www.youtube.com/channel/UCsz57g ... 1jYNxkygRw

Аватара пользователя
Fortres
Сообщения: 1272
Зарегистрирован: Пн авг 05, 2013 0:01
Откуда: Украина,Днепродзержинск
Благодарил (а): 127 раз
Поблагодарили: 140 раз

Re: Модель испанского галиона, 1:60

#299 Сообщение Fortres »

Бирюков Славик писал(а): Сб окт 08, 2022 16:48
Fortres писал(а): Пн окт 03, 2022 19:57 Основные ключевые моменты при построении продольного сечения - это:
- длина киля и палуб дается по верхним граням настилов и внутренним поверхностям штевней (без учета толщины настилов и штевней);
В 18 веке - расстояние между внутренними краями шпунта. Но оно и правильнее - в шпунт вставляются доски внутренней обшивки и получается от обшивки до обшивки
Вячеслав, прежде всего, извини, что прозевал твои сообщения - не обратил внимания на изменение их даты...

Что касается приводимой информации, то вся она взята из Los galeones españoles del siglo XVII ( я только несколько литертуаризовал текст перевод и убрал некоторые лишние разглагольствования автора).

Вопрос измерений при постройке суден, как оказалось , был весьма важен, ибо главным критерием оценки будущего плавсредства был его тоннаж (грузоподъемность):

"...В 16 веке глубина при постройке судна измерялась от верхней грани киля до палубы, что порождало проблемы и различия в интерпретации при расчета тоннажа, поскольку результат мог быть более благоприятным или для судостроителей или для судовладельцев.
Корона (государство)признала ​​​​необходимым регулировать или стандартизировать концепцию глубины для установления тоннажа.
Орденанзас 1590 г. о постройке судов устанавливал, что глубина должна измеряться "от пола (partir del soler) над флором (varengas), а не от обшивки дна, которая находится под флором, до верхней максимальной ширины".

Орденанзас 1607 г. отказалось от критерия измерения «наибольшей ширины»(“lo más ancho”), поскольку для этого требовалось точно определить, где находится эта высота, и замерщику емкости судов (arqueador) было легко ошибиться в пользу владельца корабля.
Указ установил, что больше не будут производиться измерения «в воздухе», но что они будут производиться на палубе, как для измерения ширины, так и глубины и длины. Кроме того,для судов с очень высокими палубами устанавливалась "максимальная глубина"- как пропорция между шириной и глубиной, указанных в самом постановлении.

Это положение вызвало протесты строителей и владельцев, что привело к разработке более строгой системы расчета в Орденанзас 1613, перешедшей и в следующее постановление 1618 года:
«Глубина будет измеряться от пола трюма( внутреннего днища) до верхней поверхности главной палубы,над бимсом».

В случае, если днище корабля не обшито досками, предписывалось: «…положить сверху флора кусок доски в толщину в три пальца, или вычесть ее, и оттуда надобно отмерить глубину, что будет подобно измерению его от пола (soler)».

В обычном случае это была бы обшивочная доска, которую клали поверх флора (varenga). Обратите внимание, что, согласно вышеупомянутому сертификату, эта обшивка обычно должна иметь толщину примерно в 3 пальца.

Очень важно указать, что указ 1613 г. устанавливая
основание для измерения глубины не говорит о киле(quilla) или надкиле (кильсоне - sobrequilla).
Этот способ измерения глубины сохранялся в Испании на протяжении всего века..."


Та же история и с определением длины палуб( а по сути - внутренних объемов, от которых зависит тоннаж судна): они измерялись от внутренних поверхностей штевней ( т.е. толщина обшивки не была столь важным показателем)
Мой блог по судомоделизму http://verfnasnastole.blogspot.com/
Строю модель шхуны, 1:115 https://www.youtube.com/channel/UCsz57g ... 1jYNxkygRw

Аватара пользователя
Fortres
Сообщения: 1272
Зарегистрирован: Пн авг 05, 2013 0:01
Откуда: Украина,Днепродзержинск
Благодарил (а): 127 раз
Поблагодарили: 140 раз

Re: Модель испанского галиона, 1:60

#300 Сообщение Fortres »

Бирюков Славик писал(а): Сб окт 08, 2022 17:17
Fortres писал(а): Пн окт 03, 2022 19:57
- румпель проходит в пространстве между мостом и квартердеком, значит гельм-порт и верхний срез ахтерштевеня находятся выше моста, но ниже квартердека;
- кормовая галерея размещается на уровне квартердека;
А не высоко ли для румпеля? Есть ему под верхней палубой, пусть и приподнятой ступенькой.

Уровень квартердека это уровень палубы сверху квартердека(квартердека как межпалубного пространства=надстройка)? А не высоко ли опять?
Опять же, я придерживаюсь установок Орденанзас 1618:

"В Орденанзас 1613 положение гельм-порта (lemera), румпеля(timón) и колдерштока(pinzote)следующее:
"гельмпорт и румпель и находятся ниже второй палубы или мостика (puente), где шарнир(колдерштока) и колдершток выступают над палубой, в которой от левого до правого борта сделана щель, "чтобы тот, кто правит, был над тем же навесом"(то есть НАД квартердеком).

По словам Tomé Cano, навес(кормовая надстройка)(tolda) "представляет собой полупалубу на корме, которое бискайцы называют chimenea para abrigo de la gente("дымоход для укрытия людей"), а андалузцы называют его alcázar (квартердек)".
В О.1613 нет никаких упоминаний о каких-либо проемах в самом квартердеке, которые позволяли бы рулевому видеть положение парусов - отсюда и положение о нахождении рулевого НАД квартердеком.

В свою очередь, Орденанзас 1618 радикально изменили критерии в этом вопросе:
- в ст.5-9 говорится, что для суден разной ширины имеется проем в квартердеке ( и в нем находится шарнир колдерштока) и колдершток выходит на квартердек, так что рулевой может видеть нос корабля... Румпель проходит под палубой квартердека.

То есть в 1613 году гельмпорт и румпель и располагался под мостиком, а шарнир колдерштока ( и сам колдершток) на мостике, а в 1618 г. гельмпорт и румпель располагались под квартердеком, а шарнир колдерштока на квартердеке.

Гельм-порт для проход румпеля должен иметь отверстие, которое мы можем оценить в 2/3 локтя в высоту и в 1 локоть в ширину. Это отверстие расположено между верхним концом ахтерштевня и нижним краем палубы квартердека.

Это положение помещает гельм-порты примерно на шесть с половиной локтей над уровнем воды,что придает смысл фразе из ст.46 Орденанзас 1618:"…вся его артиллерия будет находиться ниже" (то есть "мостик" полностью освобождается для размещения артиллерии - остается только румпель "под потолком")"
Мой блог по судомоделизму http://verfnasnastole.blogspot.com/
Строю модель шхуны, 1:115 https://www.youtube.com/channel/UCsz57g ... 1jYNxkygRw

Ответить

Вернуться в «Scratchbuild (изготовление с нуля)»