Речная канлодка РИФ
Модераторы: FreeLander, Valentin Demin
-
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 20:27
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 122 раза
Речная канлодка РИФ
"Снял со шкафа модель речной КЛ - недодел начала 21 века. Решил доделать". Эти мои слова были написаны на Красном форуме 24 февраля 2017 года в теме под таким же названием. Почему решил показать ее на этом форуме? Во-первых, вдохновился славами великоновгородца-форумчанина Логинова о канонерских лодках. Во-вторых, не жалует форум модели судов РИФ.
Копия этого чертежа из Альбома чертежей Морского архива ф327-оп1-№4138 была представлена в теме на Красном форуме одним из форумчан.
Копия этого чертежа из Альбома чертежей Морского архива ф327-оп1-№4138 была представлена в теме на Красном форуме одним из форумчан.
-
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 20:27
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 122 раза
-
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 20:27
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 122 раза
Re: Речная канлодка РИФ
Показать подробный отчет строительства РКЛ не удастся. Во-первых, он и не планировался (себе не нужно). Во-вторых, корпус лодки уже был сделан, когда в моем распоряжении появился фотоаппарат. Да и он нужен был совсем для других целей. В-третьих, у "недодела" свойство - чем дольше "тишина", тем больше потерь как практических, так и теоретических. Так что не обессудьте, что найду - покажу. А речь о СПб проекте речной гребной 3-х пушечной канонерской лодки для Дунайской флотилии времен Крымской войны.
-
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 20:27
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 122 раза
Re: Речная канлодка РИФ
Думаю будет не лишним рассказать устройство орудийного плутонга (будущая башня) лодки. В основе его деревянное веретено цилиндрической формы за исключением степсовой и шпоровой частей (квадрат). В верхней части веретена цилиндр малого диаметра служит для насадки орудийной платформы. Переход размера веретена в верхней части на больший диаметр образует уступ, который служит опорой для средней подушки орудийной платформы и находится на одном уровне с верхними кромками кругового погона, что обеспечивает надежность установки платформы и на веретено и на погон. При вращении платформа опирается на погон своими передней и задней подушками. Для удобства работы на плутонге он имеет настил с погибью в поперечной плоскости и два шпигата. Соответственно и погон плутонга имеет шпигаты на обе стороны. Степс веретена и шпор аналогичны мачтовым.
-
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 20:27
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 122 раза
Re: Речная канлодка РИФ
Я уже говорил, что лодка принадлежала Дунайской (Лиманской) флотилии. История этой флотилии - слепок русско-турецких войн. Начиналась война, флотилия создавалась. Заканчивалась война, флотилия расформировывалась. И так с 1771 года по 1856 год ШЕСТЬ раз. Наконец в 1879 году корабли флотилии были включены в состав ЧФ.
Интересно было, к какому периоду времени относилась лодка?. Чертеж вооружения и парусности канлодки для Дунайской флотилии (РГА ВМФ ф3271-4138) этих сведений не содержал.
Интересно было, к какому периоду времени относилась лодка?. Чертеж вооружения и парусности канлодки для Дунайской флотилии (РГА ВМФ ф3271-4138) этих сведений не содержал.
-
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 20:27
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 122 раза
Re: Речная канлодка РИФ
Не совсем так. Кое-какие намеки имелись. Например, на сохранившемся "моем списке" с чертежа изображение носовой фигуры - головы хищного животного. Какого? Чертежник нарисовал голову, похожую на собачью, и с пламенем из пасти. "ГЕЕНА ОГНЕННАЯ" ?!
-
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 20:27
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 122 раза
Re: Речная канлодка РИФ
Имя лодки требовалось подтвердить. А вместе с ним появились бы и размерения ее. Однако сказка не быстро сказалась.На руках был список чертежа и огромное желание начать строить лодку. Кто внимательно смотрел "список", должен был заметить, что корпус лодки на чертеже изображен по ватерлинию. Есть длина ватерлинии и промеры оконечностей корпуса лодки. Помню, сотрудники в читальном зале архива (еще на Миллионной улице)( дали мне 30 см ученическую линейку, весьма затасканную, а бумаги не дали - дефицит (список сделан на бланке заказов дел). По этим замерам был сделан "ТЧ" (за точность не ручаюсь). И стройка началась. И состояние лодки позволяло "вогнать" ее в размеры М 1:48, если бы я размерения нашел. Искал, но не настойчиво. У Ф.Ф. Веселаго в Списке ... среди лодок ЧФ есть 30 именных лодок, в т.ч. и Гиена. Что касается размерений, то в сравнении с лодками херсонской постройки 1822 года "моя лодка" была больше, как больше и лодок постройки в Николаеве в 1854 году (10 шт). Но меня "тянул" к ним в компанию "адмиралтейский якорь" моей лодки. Его изобрели в Англии в 1852 году, а если учесть нашу инерцию, то такой якорь вполне мог иметь место и у нас в 1854 году. Препятствие оставалось - отсутствие в Списке о размерениях лодок постройки 1854 года размера глубины интрюма.. Я остановил работы, т.к. продолжение их затруднило бы исправления.
-
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 20:27
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 122 раза
Re: Речная канлодка РИФ
Продолжим.
В 2008 году (сужу по открытке) мне на ДР внучка подарила энциклопедию А.Б. Широкорада "200 лет парусного флота России. 1668-1891 гг". М. Вече.2007. ИМХО: местами даже очень не плохая книга. Нужные мне сведения по канлодкам ЧФ - копия одноименного раздела из Списка Ф.Ф.Веселаго (АБШ сам согласен). Казалось бы ничего нового. Интересна ссылка А.Б.Широкорада; " К январю 1853 года 32 канонерские лодки, построенные после 1841 года, входили в состав Дунайской флотилии и имели нумерацию с №1 по №32. Все они были вооружены тремя 24ф пушками и четырьмя 3ф фальконетами. Лодки №№1,2 решено было разобрать (когда? скорее всего в 1859 году - Pernov ), а №3 - перетимберовать ( полицейско лоцмейстерское судно до 1863 года - Pernov)". В остатке 30 лодок, построенных после 1841 года, и еще 10 лодок постройки 1854 года. Всего 40 штук. Список Ф.Ф.Веслаго продолжения не имел. А историк А.Б. Широкорад его не продолжил. Через три года после Крымской войны все эти 40 лодок "почили в Бозе". Что и все?
В 2008 году (сужу по открытке) мне на ДР внучка подарила энциклопедию А.Б. Широкорада "200 лет парусного флота России. 1668-1891 гг". М. Вече.2007. ИМХО: местами даже очень не плохая книга. Нужные мне сведения по канлодкам ЧФ - копия одноименного раздела из Списка Ф.Ф.Веселаго (АБШ сам согласен). Казалось бы ничего нового. Интересна ссылка А.Б.Широкорада; " К январю 1853 года 32 канонерские лодки, построенные после 1841 года, входили в состав Дунайской флотилии и имели нумерацию с №1 по №32. Все они были вооружены тремя 24ф пушками и четырьмя 3ф фальконетами. Лодки №№1,2 решено было разобрать (когда? скорее всего в 1859 году - Pernov ), а №3 - перетимберовать ( полицейско лоцмейстерское судно до 1863 года - Pernov)". В остатке 30 лодок, построенных после 1841 года, и еще 10 лодок постройки 1854 года. Всего 40 штук. Список Ф.Ф.Веслаго продолжения не имел. А историк А.Б. Широкорад его не продолжил. Через три года после Крымской войны все эти 40 лодок "почили в Бозе". Что и все?
-
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 20:27
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 122 раза
Re: Речная канлодка РИФ
Нет, жизнь продолжается.
Если при исследовании предмета попадаются интересные документы, мимо не прохожу. Например, Чертежная Интендантской экспедиции заказывает в Модельной мастерской рейки для черчения кривых линий. А что? Я и сам такими "луками" пользуюсь.
Или (документище):
19 января 1917 года
Письмо Начальнику Морского музея им. Петр Великого
капитану 1 ранга А.А.Попову.
Передается в дар музею от сыновей адмирала Г.И.Бутакова - Александра и Алексея - модель
канлодки КОРШУН, одной при СОРОКА, состоявших под командой Г.И.Бутакова в 1861-1862
годах.
Подпись Алексей
Как было пропустить?
Если при исследовании предмета попадаются интересные документы, мимо не прохожу. Например, Чертежная Интендантской экспедиции заказывает в Модельной мастерской рейки для черчения кривых линий. А что? Я и сам такими "луками" пользуюсь.
Или (документище):
19 января 1917 года
Письмо Начальнику Морского музея им. Петр Великого
капитану 1 ранга А.А.Попову.
Передается в дар музею от сыновей адмирала Г.И.Бутакова - Александра и Алексея - модель
канлодки КОРШУН, одной при СОРОКА, состоявших под командой Г.И.Бутакова в 1861-1862
годах.
Подпись Алексей
Как было пропустить?
-
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 20:27
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 122 раза
Re: Речная канлодка РИФ
Думаю посетители темы не только будут читатб посты, но и проверять кое-что. И наверняка заметят, что канлодки постройки 1822 года отличались от лодок постройки начала сороковых годов. Первые были длиной 75 футов и имели опускающиеся мачты, а вторые были длиной больше 77 футов и имели парусное вооружение галер. Вот эти лодки были сделаны по петербургскому проекту 1837 года именно для Дунайской флотилии. Артвооружение - три 24 ф пушки. По энциклопедии А.Б Широкорада на них были установлены еще и четыре 3 ф фальконета. Можно поверить. Конструкция лодок позволяла. На лодках были применены интересные решения, увеличивающие эффективность действия артиллерии как при выполнении задач береговой обороны, так и при поддержке войсковых операций. Вот они и воевали в Крымской войне. Служба лодок закончилась в основном 1859 году. Парижский договор запретил России держать флот на Черном море, "за исключением очень ограниченного числа судов". ИМХО: в это число и входили канонерские лодки, дослуживавшие свой срок, а потом лодки нового поколения, что и подтверждает чертеж вооружения и парусности 3 пушечной такой лодки для Дунайской флотилии, с которого и сделан мой "список". Это гафельная шхуна со складывающимися мачтами. Я считаю, что на передачу имен повлиял именно этот признак, а, скорее, флотская традиция. Факт подтверждается (носовая фигура и письмо братьев Бутаковых).
-
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 20:27
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 122 раза
Re: Речная канлодка РИФ
Форумчане интересовались конкретными сроками постройки лодок с таким парусным вооружением.Что сказать по этому вопросу? На самом деле о конкретной дате что-либо сказать невозможно. О десяти КЛ, построенных в Николаеве в 1854 году для усиления ДФ, я говорил выше. Они успешно воевали и служили в отряде адмирала Г.И Бутакова в числе 40 лодок. Думаю эти последние николаевские лодки вполне могли дослужить до 1861-62 годов. И лодка КОРШУН была в их числе. Понятное дело, что отряд КЛДФ нуждался в пополнении новыми судами, а после 1859 года - безусловно. А откуда его можно было ждать? После войны в Николаеве было оставлено малое парусное кораблестроение. Скорее всего ремонт выручал, если в письме братьев Бутаковых число лодок по состоянию на 1854 год сохранено. А вот о новых проектах судов на месте речи быть не могло. Мешали бурно начавшиеся после войны ведомственные прогрессивные тенденции. Помочь делу мог только внешний проект. И он состоялся на Балтике, о чем свидетельствует сохранившийся в РГА ВМФ чертеж вооружения и парусности 3-х пушечной КЛ для Дунайской флотилии. Но на нем не указана дата. Да и одного чертежа для проекта маловато будет. Согласитесь. А дошел проект до производителя ? Думаю, по обстановке, смысла никакого уже не было.
-
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 20:27
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 122 раза
Re: Речная канлодка РИФ
Долго "долгострой" пролежал без дела. Трудны воспоминания. Но продолжу. Проектов КЛ для ДФ было ДВА. Проект 1837 года осуществлялся постройкой лодок сериями с 1841 года вплоть до 1854 года. 17 лет. О достоинствах лодок этого проекта я писал. Сильные были лодки и хорошо воевали. В их числе лодка КОРШУН. По своей сути это галеры. Как не прискорбно. но в Крымской войне требовалось другое оружие. Этим требованием, на мой взгляд, и был вызван ВТОРОЙ проект КЛ для ДФ, от которого сохранился только один чертеж. Осуществить проект черноморские адмиралтейства оказались не в состоянии. Подробности опускаю - тома книг написаны. Но проект такого типа КЛ, убежден, был осуществлен на Балтике на паровых КЛ в 1854-1855 годах. Моя задача сделать корпус лодки с полюбившегося чертежа упростилась, когда я увидел КЛ БФ "Картеч" в Морском музее в Кронштадте. Я сразу понял - мое. Кто там бывал, наверняка помнит, как низко там стояли модели в витринах. Я сел на пол и рисовал обводы в записную книжку, чем в невероятное возмущение привел смотрительницу зала. Но дело, худо-бедно, было сделано. Теперь нужно было решать вопрос с размерениями.
Траверзы бушприта (нагель, роульс, бугели, болты, шайбы, чеки). Бортовые и палубные клюзы якорных цепей.
Траверзы бушприта (нагель, роульс, бугели, болты, шайбы, чеки). Бортовые и палубные клюзы якорных цепей.
-
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 20:27
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 122 раза
-
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 20:27
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 122 раза
-
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 20:27
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 122 раза