Галера Ф.Я. Лефорта

Форум по вопросам изготовления моделей кораблей с нуля, по чертежам.

Модераторы: FreeLander, Valentin Demin

Сообщение
Автор
Е.Булдаков
Сообщения: 1182
Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 20:27
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 122 раза

Галера Ф.Я. Лефорта

#1 Сообщение Е.Булдаков »

Всем привет и наилучшие пожелания.

Эта "вкусная" тема на ММ до сих пор интересует моделистов и уже набрала более 300.000 посещений, и они продолжаются. Подумалось, почему бы и на "родном" форуме ее не предложить? Вот и предлагаю тему для повышения интереса к началу строительства русского регулярного флота и вообще к кораблям РИФ, интерес к которым на форуме весьма маленький к великому сожалению.


?

Е.Булдаков
Сообщения: 1182
Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 20:27
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 122 раза

Re: Галера Ф.Я. Лефорта

#2 Сообщение Е.Булдаков »

Чтобы иметь надежный выход к Азовскому морю, требовалось Петру 1 овладеть турецкой крепостью Азов в устье реки Дон. Попытка взять крепость с суши в 1695 году не принесла успеха. Причина состояла в неспособности армии блокировать подходы противника к крепости с моря для снабжения ее продовольствием и боеприпасами. Задачу блокады крепости с моря мог выполнить флот. А его не было! Строить требовалось в темпе и не потешный, а взрослый флот. Все верно, а как строить, если никогда не строили, Образец надобен!

Е.Булдаков
Сообщения: 1182
Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 20:27
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 122 раза

Re: Галера Ф.Я. Лефорта

#3 Сообщение Е.Булдаков »

Образец нашелся. Еще в 1694 году Петр 1 заказал в Голландии галеру для торгового пути Волга-Каспийское море амстердамскому бургомистру Н.Витсену. К лету 1695 года заказ был выполнен и галера в разобранном виде была морем отправлена в Архангельск. Вспомнили! Это как раз ТО, что НАДО! Приказ Царя - немедленно привезти в Преображенское и организовать производство элементов для 22 галер и 4 брандеров по привезенным образцам. Начало дела - январь 1696 года. В это же время на старой верфи в Воронеже организуется сборочное производство 26 галер (брандеры тоже галеры). Первые сборочные единицы начали поступать в Воронеж в начале марта, а в начале апреля были спущены на воду первые галеры. 17 апреля 1696 года была собрана и спущена на воду амстердамским мастером образцовая галера (27-я), на которой был поднят флаг Ф.Я.Лефорта, назначенного Петром1 Командующим Азовским флотом. Именно этой галере и посвящается тема - ее главным размерениям, устройству, такелажу и парусному вооружению.

Е.Булдаков
Сообщения: 1182
Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 20:27
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 122 раза

Re: Галера Ф.Я. Лефорта

#4 Сообщение Е.Булдаков »

Всем привет.

Галеры обеспечили блокаду крепости Азов с моря и она, не выдержав многосуточной бомбардировки, сдалась на милость победителей.
После этого галеры были разоружены и поставлены под Азовом вверх по реке Дон на постоянную стоянку. Петр1 приказал сохранить суда для потомства. Время показало, что этого не удалось сделать.
Осенние и зимние шторма в этом районе сильно вредили судам "морского каравана". Приказ царя был строг - беречь и содержать в готовности. Делать это было не просто. Суда после штормовых трепок требовали серьезного ремонта. А любой ремонт не может начаться без деффектационных описей. И таких описей, благодаря изысканиям историка С.Елагина - капитана 1-го ранга РИФ- досталось немалое количество. Описи содержат разный объем информации о повреждениях судов. Это понятно- суда подвергались разному количеству повреждений Но количество обеспечивает качество. Так совокупный анализ повреждений однотипных судов позволил установить полне достоверный вид их "родителя" - образца.

Е.Булдаков
Сообщения: 1182
Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 20:27
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 122 раза

Re: Галера Ф.Я. Лефорта

#5 Сообщение Е.Булдаков »

Все галеры Морского каравана были невольничьими -КАТОРГАМИ. Гребцами на них были каторжники или осужденные на галеры стрельцы. Считалось, что это слово турецкого происхождения. Оспоривать не буду. Турция имела огромный Галерный флот и мускульный движитель для галер добывала со всего Причерноморья и Приазовья, включая Крым. Попал мужик к туркам в плен, считай устроился на галеры. Однако очень скоро в донесениях из Азова о состоянии судов "каравана" их стали именовать ФУРКАТАМИ. Это слово в греческом языке означает ГАЛЕРА. Мнение - грубое слово просто было заменено сначала в общении, а потом и в переписке - на мой взгляд слабовато. ИМХО: фуркат - галера класса РЕКА-МОРЕ. Такая и нужна была Петру1 для возобновления торговли с персами. Превращение торговой галеры в военную - факт! История таких примеров знает множество.

Е.Булдаков
Сообщения: 1182
Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 20:27
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 122 раза

Re: Галера Ф.Я. Лефорта

#6 Сообщение Е.Булдаков »

А теперь несколько фактов, которые подкрепят сказанное выше и добавят весьма не лишних подробностей.
Читаем выписку из письма Виниуса к Государю о посылке из Голландии галеры с росписью припасов, 9 июля 1695 года. Виниус - секретарь царя. Он сообщает царю, что бурмистр Н. Витсен ,по Его Государеву Указу и письму Ф.Я. Лефорта, галеру построил и для ее сборки посылает "нарочного человека". Роспись бурмистра Н.Витсена, "что чего послано на корабле из Амстердама к городу Архангельску: галея со всей потребою. Все снасти к той галее. Две мачты и две райны. Бочка с потребою железною. Два паруса и шатер парусной. Разные ящики с резьбою деревянной. Дерева на дорогу. Бочка с фонарем. Бочка с прапоры и компас. Якорь и дрек. Коренник с гвоздями. Три мозжера на станках. 11 бомбов. 7 каркасов. Несколько трубок и круженков. Одна малая образцовая галейка послана на особом корабле к Даниле Гартману".

Выписка из письма Государя к Виниусу из обоза под Азовом, 1695 года июля 30 дня: "Чтобы галера и мастер были к Москве. Как соберет, будет отпущен назад. Деньги пусть заплатит Д.Гартман, а ему из Большой казны".

Надо сказать, мастер галеру собрал в Воронеже. На службе в Русском флоте не захотел оставаться. Вернулся на родину. Галейка (модель), упомянутая в письмен, больше себя нигде не обозначила.

Е.Булдаков
Сообщения: 1182
Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 20:27
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 122 раза

Re: Галера Ф.Я. Лефорта

#7 Сообщение Е.Булдаков »

Кто нибудь может похвастаться чертежами галер Петровского времени? Не теми, нарисованными по воспоминаниям галерных мастеров в 30-х годах 18 века,которые сейчас хранятся в Морском архиве а, например, чертежами галер турецкого "манира" мастера Леонтьева? Их нет! Нет и чертежа галеры Первого адмирала русского флота Ф.Я. Лефорта, которой посвящена настоящая тема. Я показал работу в 2011 году на ММ. Не нашла понимания, хотя по количеству посещений не скажешь. ИМХО: информации много, знаний мало. Об обратной связи и думать нечего. Итак....

А.Иванов
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 1212
Зарегистрирован: Сб сен 17, 2005 23:57
Откуда: С-Петербург
Благодарил (а): 29 раз
Поблагодарили: 262 раза

Re: Галера Ф.Я. Лефорта

#8 Сообщение А.Иванов »

Е.Булдаков писал(а): Чт авг 20, 2020 16:50 Все галеры Морского каравана были невольничьими -КАТОРГАМИ. Гребцами на них были каторжники или осужденные на галеры стрельцы.
Пример: 28-баночная галера (каторга, фуркат) капитана Б.Б.Пристава насчитывала 166 человек команды: 2 сержанта, 1 констапель, 1 подконстапель, 1 провиантмейстер, 1 каптинариус, 1 штурман, 1 боцман, 3 пушкаря, 1 писарь, 6 сар-галерных работников, 2 сиповщика, 1 барабанщик, 1 повар, 1 кают-юнга, 2 плотника и 140 солдат.
Е.Булдаков писал(а): Чт авг 20, 2020 19:24 Кто нибудь может похвастаться чертежами галер Петровского времени?
Нет, только чертежами "Полтавы", по которым построено в СПб некое судно)))

Е.Булдаков
Сообщения: 1182
Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 20:27
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 122 раза

Re: Галера Ф.Я. Лефорта

#9 Сообщение Е.Булдаков »

Александр Вячеславович, привет.

Ну что сказать по первой реплике? Похоже не согласились! Что касается второй реплики, то за ее начало спасибо, а по концевой части у меня голова переболела. Класс галеры определялся по числу банок одного борта.

Е.Булдаков
Сообщения: 1182
Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 20:27
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 122 раза

Re: Галера Ф.Я. Лефорта

#10 Сообщение Е.Булдаков »

Всем привет.

Для выполнения общего чертежа 14-ти баночной галеры (фурката) голландской постройки необходимо знание главных ее размерений - длины через штевни, ширины без досок обшивки и глубины интрюма.
Главные размерения (Д,Ш,ГИ) корпусов галер Морского каравана были тесно связаны с размерениями этой галеры. В документах Судного Владимирского приказ указаны номинальные значения длины и ширины для построения галер Морского каравана - "125" и "25" - без конкретной ссылки на единицы измерения. Не сомневаюсь, что размерения принадлежали галере, выступающей в качестве образца, а она на амстердамской верфи могла быть построена только в своих родных амстердамских футах (0,283 м). "Застолбим" Д=35,4 м и Ш=7,1 м.
О третьем главном размерении - глубине интрюма - конкретных сведений нет. На теоретическом чертеже сетку проекции ШИРОТА можно сделать. А как быть с проекциями БОК и КОРПУС?

А.Иванов
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 1212
Зарегистрирован: Сб сен 17, 2005 23:57
Откуда: С-Петербург
Благодарил (а): 29 раз
Поблагодарили: 262 раза

Re: Галера Ф.Я. Лефорта

#11 Сообщение А.Иванов »

Е.Булдаков писал(а): Пт авг 21, 2020 20:08 ..., привет.
Евгений Степанович! Если собрать все Ваши "приветы" и очистить от них форум, то ресурс сайта почувствует себя намного легче)))
Е.Булдаков писал(а): Пт авг 21, 2020 20:08 ... Похоже не согласились!
С вашим утверждением не согласился очевидец событий, капитан Б.Б.Пристав. Однако, на фуркатах дествительно числились "железа" в комплекте, но гребцами были все-таки "честное солдатство". Ваше утверждение о стрельцах-каторжниках на судах второго Азовского похода не верно.
Е.Булдаков писал(а): Пт авг 21, 2020 20:08 ... Класс галеры определялся по числу банок одного борта.
Вы ошибаетесь сразу несколько раз в одном предложении. "Класс", как Вы выражаетесь, галеры определялся количеством банок вообще. Только, для 18 века за одну банку принимались правая и левая "полубанки", а для 17 века каждая "полубанка" считалась за одну банку. Смотрим у Елагина: "Фуркат ... Лима... 22 весла и 22 сиделки; ... Трубецкого... 30 сиделок, 20 весел; ... Репнина ... 34 сиделки... 28 весел;" и т.д. Терминологию нужно использовать ту, которая использовалась во времена реконструируемого судна, а не выдумывать свою.
Е.Булдаков писал(а): Сб авг 22, 2020 9:20 ...чертежа 14-ти баночной галеры (фурката) голландской постройки...
Не факт! Если, как Вы далее заявляете, "Главные размерения (Д,Ш,ГИ) корпусов галер Морского каравана были тесно связаны с размерениями этой галеры", соответственно и количество ("класс" по Вашему) банок должно быть соответственным. Однако, по документам, опубликованным Елагиным, одна галера имела 40 банок (капитана Шмидта), 7 галер имели 36 банок, 4 галеры - 34 банки, 3 галеры по 32 банки, 1 - 30 банок, 8 - 28 банок, 1 - 26 банок и у двух числа не найдено (это брандеры, но с учетом, что у одного брандера было 28 банок, у другого 26 банок, то и эти, у которых не найдено, вероятно, могло быть примерно столько же банок). Таким образом, максимальное число 40, т.е. 20-баночная по терминологии 18 века, а минимальное (исключая брандеры) - 14-баночная. Вопрос: почему автор выбрал для реконструкции наименьшее количество банок?
Е.Булдаков писал(а): Сб авг 22, 2020 9:20 ...В документах Судного Владимирского приказ указаны номинальные значения длины и ширины для построения галер Морского каравана - "125" и "25"...
Евгений Степанович! Будьте так любезны! Не откажите нижайшей просьбе! Проявите мудрость и снисходительность! Опубликуйте источник Ваших утверждений о размерах этой злосчастной голландской галеры! Как написано в документе?
Е.Булдаков писал(а): Сб авг 22, 2020 9:20 Не сомневаюсь, что размерения принадлежали галере, выступающей в качестве образца
Документ!!!
Е.Булдаков писал(а): Сб авг 22, 2020 9:20 "Застолбим" Д=35,4 м и Ш=7,1 м.
Евгений Степанович! Это крайне неудобно и не верно методологически - проводить реконструкцию судна 17 века в метрах. Почему Вы избегаете общепринятого правила - в футах и дюймах и в масштабировании (если для модели)? Подобный Вашему подход - постоянно переводить в метры, - дает неприятные погрешности. К тому же, часто доли дюймов или футов округлялись при расчетах и строительстве, что в метрах Вы учесть никак не сможете.

А.Иванов
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 1212
Зарегистрирован: Сб сен 17, 2005 23:57
Откуда: С-Петербург
Благодарил (а): 29 раз
Поблагодарили: 262 раза

Re: Галера Ф.Я. Лефорта

#12 Сообщение А.Иванов »

Забыл, прошу извинить!
Е.Булдаков писал(а): Чт авг 20, 2020 17:44 мастер галеру собрал в Воронеже. На службе в Русском флоте не захотел оставаться. Вернулся на родину.
В записных книгах 1694-1695 годов указано, что образцовую галеру сопровождал к Москве мастер Ян Питерсен с товарищи, который руководил работами по изготовлению корпусных наборов на остальные галеры в Преображенском, а затем собирал их все в Воронеже. Макаров (Голландцы в России в первой половине 18 века: лексикон) отождествляет его со шкипером, который с 1715 года числился на русской службе поручиком (служил на царской яхте) и выбыл в 1721 году (ссылки на документальные источники присутствуют).

А.Иванов
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 1212
Зарегистрирован: Сб сен 17, 2005 23:57
Откуда: С-Петербург
Благодарил (а): 29 раз
Поблагодарили: 262 раза

Re: Галера Ф.Я. Лефорта

#13 Сообщение А.Иванов »

Дааа! И еще забыл (вот память стала с "дырками").
Методологически правильным будет не "с места в карьер" показывать размеры (к тому же без обоснования - где почерпнуты), а дать краткий обзор:
- что из себя представляет голландская галера вообще;
- чем голландская галера отличается от, скажем, французской, венецианской, турецкой или греческой;
- хотя бы свою личную классификацию голландских галер.
Иначе, Ваша реконструкция "повисает в воздухе" - получается, ни до ни после "образцовой" (кстати, название не напомните?) никаких других в Голландии не было.

Аватара пользователя
eugen.t
Сообщения: 2511
Зарегистрирован: Вс сен 02, 2007 20:12
Откуда: Baden-Württemberg
Благодарил (а): 135 раз
Поблагодарили: 380 раз

Re: Галера Ф.Я. Лефорта

#14 Сообщение eugen.t »

я немного извиняюсь... мастер Ян Питерсен кто такой? 1693-1694 была построена галера для курфюрстов к сожалению что с ней стало и как ее назвали до нас не дошло но из архивов следует что имела она 20 метров и осадку 1.80 и обошлась в 2000 талеров а так же что произошла крупная ссора между курфюрстом и африканской компанией по поводу оплаты. Источник книга Schiffe unterm Roten Adler
По голландским же галерам... я сегодня общался с werner-ulrich-bruns.de и затронул тему голландских галер, хоть галеры не его тема но кое какую информацию он дал, галеры строились в период 1601-1603 по испанскому типу и воевали потом против испанцем, он мне скинул единственный дошедший до нашего времени оригинальный Besteck галеры 1601 с его транскрипцией но естественно на старом голландском если нужно пишите в личку
Изображение

Е.Булдаков
Сообщения: 1182
Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 20:27
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 122 раза

Re: Галера Ф.Я. Лефорта

#15 Сообщение Е.Булдаков »

Всем привет. Здороваюсь не смотря на запрет А.Иванова.

Из С .Елагин " История русского флота. Период Азовский". Спб.1864 г. С.31:

"Приводя, особо полную. характеристику как устройства галеры, так и управления ею и состава экипажа мы ограничимся здесь указанием подробностей о наших галерах 1696 года на основании сохраненных сведений. Галера Ф.Я.Лефорта:

Д наибольшая=125 фут
Д по ватерлинии = 96 фут
Д по килю около = 87 фут
Ширина наибольшая (по постицам) около 30 фут
Ширина без постиц около 20 фут
Вышина борта от верхней кромки киля около 12,5 фут.
Углубление ахтерштевня = 6,5 фут
Углубление форштевня = 4 фут".

Появление А.Иванова неминуемо. Я думаю, он знает с какой галеры сняты размеры. С ними можно согласится, но не с самой галерой.




I

Ответить

Вернуться в «Scratchbuild (изготовление с нуля)»