HMS Royal William 1719 1:55 от OlegM

Форум по вопросам изготовления моделей кораблей с нуля, по чертежам.

Модераторы: FreeLander, Valentin Demin

Сообщение
Автор
ОлегМ
Сообщения: 719
Зарегистрирован: Сб окт 14, 2017 15:55
Откуда: Montreal, Canada
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 75 раз

Re: HMS Royal William 1719 1:55 от OlegM

#46 Сообщение ОлегМ »

Бархоуты.

Давайте для начала самое очевидное.
Если на плоскости (скажем на виде бок) нарисовать две параллельные линии (или две концентрические или эквидистантные, что одно и тоже, дуги), а затем спроецировать эти линии на криволинейную поверхность, то расстояние между полученными кривыми-проекциями будет в разных местах разное и будет зависеть от локальной кривизны поверхности и ее наклона по сравнению с плоскостью, в которой мы рисовали линии.

Что я раньше думал о бархоутах и вообще о надводной обшивке? Что рейки начиная от нижнего бархоута и до самого верха не заужаются. А вот кладутся прямо так, как есть. Именно так я строил Ричарда - все рейки начиная от меинвельса и до планширя постоянной ширины от носа до кормы. И в принципе все сошлось, никаких проблем у меня не возникло. Конечно, если идти вот таким обратным путем - уложить по поверхности рейки постоянной ширины, а затем спроецировать полученные линии на вид бок, то на плоскости мы получим абсолютный кавардак - где-то уже, где-то шире, полнейшую мешанину из как попало идущих линий.

Поэтому постепенно подходя к теме бархоутов и реельсов я пришел к выводу, что так обшивка укладываться не может. И я решил, что наверное все бархоуты и реельсы и планшири на виде бок должны представлять собой набор концентрических кривых, т.е. все эти дуги должны иметь центр в одной точке, и расстояние между ними (на виде бок) всегда постоянное. Ну вот что-то в этом роде:
1.jpeg
Однако архивный чертеж меня расстроил - все эти дуги на виде бок оказались не концентричны.

Итак, по порядку.
Первое: ширина бархоутов на чертеже на виде бок постоянна. Т.е. верхняя кромка бархоута и нижняя кромка бархоута (каждого в отдельности) - концентрические (эквидистантные) дуги. При проецировании этих дуг на поверхность корабля получаем, что ширина бархоутов вдоль поверхности, как и расстояние между бархоутами вдоль поверхности зависит от наклона самой поверхности, причем весьма ощутимо.
Например, для моего конкретного случая ширина нижнего бархота (фактическая, вдоль поверхности) у стема на 2 мм больше, чем на миделе (хотя на виде бок расстояние между верхней и нижней кромками бархоута всегда одно и то же). Получается, что все рейки, которыми набирается обшивка корпуса, начиная от нижнего бархоута и до планширя, нужно подгонять по месту, сужать и тп, т.е. они будут переменной ширины, как рейки в подводной части.

Второе: промежуток между первым и вторым бархоутом на виде бок одинаков почти по всей длине судна, но в носу уменьшается и минимален у форштевня – нижний бархоут как будто бы задирается вверх у носа навстречу второму бархоуту. Напомню: в этом абзаце речь о проекциях контуров бархоутов на вид сбоку.

Мне удалось описать каждую кромку каждого бархоута и реельса одной дугой (т.е. каждая отдельно взятая кромка - это дуга от носа до кормы, не сплайн, не комбинация дуг, а одна дуга, т.е. отрезок окружности), кроме нижнего бархоута – он состоит из двух дуг, именно потому, что в носу задирается выше.

Третье: как я уже упомянул, хоть каждая кромка и описывается одной дугой, однако судя по чертежу, в проекции бок все три бархоута и два реельса - их все вместе невозможно описать набором дуг, которые бы все были концентричны. Практически каждый бархоут и реельс на виде бок описывается своей индивидуальной дугой - дугой от носа до кормы, но центры всех этих дуг не лежат в одной точке.

Хотя, некоторые из них все же концентричны некоторым другим. Вот, что в итоге получилось, если следовать чертежу: первый и второй бархоуты описываются первым набором концентрических дуг (кроме носовой части первого бархоута, о которой уже упоминалось); третий бархоут описывается своими двумя концентрическими дугами; все оставшиеся реельсы и планширь описываются своим собственным набором концентрических дуг. На фото видно, как мне удалось сгруппировать радиусы дуг в три отдельные группы. В каждой из групп дуги концентричны друг другу, но между группами концентричности нет.
19.jpg
При этом все ширины бархоутов и реельсов на виде бок – все ширины постоянны, не меняются (на виде бок!). Если попытаться описать все контуры каким-нибудь одним-единственным набором концентрических дуг, которые выставить, например, так, чтобы они совпадали с чертежом на миделе, то тогда расхождения с чертежом в носу и корме составят 3-5 мм, что весьма существенно, так что мне не представляется это возможным решением/упрощением задачи. Увы, от трех наборов никуда не деться, мне лишь остается догадываться, какими рассуждениями руководствовались создатели чертежа, ибо расхождение слишком большое для погрешности. Хотя, кто его знает.

Аватара пользователя
Archi1
Сообщения: 412
Зарегистрирован: Вт сен 09, 2008 21:42
Откуда: Montréal
Благодарил (а): 887 раз
Поблагодарили: 31 раз

Re: HMS Royal William 1719 1:55 от OlegM

#47 Сообщение Archi1 »

Позволю себе 7копеек: как я понимаю, вопрос состоит в правильной теории разметки бархоутов и обшивки на теоретическом чертеже и в изометрии (ширина бархоутов (не)меняетя?, (не)концентричность бархоутов, (не)парралельность/эквидистантность бархоутов и теде). Господа кто разбирается, подскажите человку!
Mare Liberum Apertum

Аватара пользователя
Иван Карпушкин
Сообщения: 1394
Зарегистрирован: Ср авг 15, 2012 18:51
Благодарил (а): 552 раза
Поблагодарили: 235 раз

Re: HMS Royal William 1719 1:55 от OlegM

#48 Сообщение Иван Карпушкин »

Подозреваю что на чертежах ширина бархоута одинаковая - как условность, т.е. пренебрегаем наклонами борта
аналогично и расстояние между ними

ОлегМ
Сообщения: 719
Зарегистрирован: Сб окт 14, 2017 15:55
Откуда: Montreal, Canada
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 75 раз

Re: HMS Royal William 1719 1:55 от OlegM

#49 Сообщение ОлегМ »

Возможно, это действительно так. Тогда нужно понимание, какую кромку (верхнюю или нижнюю) брать за основу.

P.S. На самом деле я так и сделал :) Потому что вот это совсем делать мне было бы нечего, профилировать по ширине поясья бархоутов.... Есть вещи, на которые однозначно стоит закрывать глаза.
Это была первая часть темы о бархоутах, скоро опубликую вторую

ОлегМ
Сообщения: 719
Зарегистрирован: Сб окт 14, 2017 15:55
Откуда: Montreal, Canada
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 75 раз

Re: HMS Royal William 1719 1:55 от OlegM

#50 Сообщение ОлегМ »

Продолжаем.
До сих пор мы пока что говорили лишь о контурах на виде бок - т.е. я рассказал, как я построил кривые бархоутов и реельсов на плоскости - сгруппировав их в три группы. Попробуем же теперь перейти к поверхности.

После проецирования всего этого разнообразия дуг на криволинейную поверхность получаем, как уже пояснялось, что все рейки надводной части нужно обрабатывать по переменной ширине.

Что ж. Я решил, что это черезчур и упростил себе задачу хотя бы немного. Вот как, на примере, скажем, нижнего бархоута:
- проецируем на поверхность обе кромки бархоута
- на плоскости между ними одинаковое расстояние, на поверхности вышло разное. Измеряем расстояние между проекциями на поверхности в разных местах, выбираем среднее значение
- оставляем только одну проекцию, например верхнюю кромку, а нижнюю убираем
- делаем offset, т.е. эквидистантное перемещение кривой по поверхности на заданное принятое нами ранее расстояние и получаем новую нижнюю кромку

Вуаля, получаем бархоут по поверхности постоянной ширины.

А уже промежутки между бархоутами – ну что ж, буду обшивать как подводную часть, с разметкой и заужением. Что касается всей области выше третьего бархоута, то там реельсы узкие и поверхность почти плоская и вертикальная, так что перемена ширины сегментов в зависимости от кривизны поверхности не так видна, и на модели я буду стелить рейки постоянной ширины, именно так я и построил контуры на поверхности в этой области. Таким образом я ограничил зоны переменной ширины реек только промежутками между 1м и 2м бархоутом, между 2м и 3м, а также между 3м бархоутом и вейс-реельсом, но только в самом носу, где очень большое искривление под палубой бака. Господи, надеюсь, вам понятна хотя бы половина того, что я пытаюсь описать.

На фото ниже сиреневые линии получены проецированием кромок с вида бок, а белые – эквидистантным смещением сиреневых по поверхности. Отклонением белых от чертежа решено пренебречь (оно конечно не 3 и не 5 мм, что-то в районе 1-2мм максимум).
20.jpg
20-1.jpg
20-2.jpg

ОлегМ
Сообщения: 719
Зарегистрирован: Сб окт 14, 2017 15:55
Откуда: Montreal, Canada
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 75 раз

Re: HMS Royal William 1719 1:55 от OlegM

#51 Сообщение ОлегМ »

Бархоуты - толщина и ширина

Проще объяснить таблицей:


-------------------------------------Main----------------------------Middle------------------Channel------------------Sheer
Гудвин, по тексту-------------22.2x4.4-------------------------16.6x?------------------13.9x3.3--------------------------
Е.1719---------------------------28.6x4.6---------------------------------------------------15.2x2.5---------------12.5x1.8
Чертеж J1787----------------------28----------------------------------------------------------17----------------------13.5
(в проекции, вид бок)
Я принял-------------------------28x4.6---------------------------------------------------18.9x2.5----------------14.1x1.8
(фактически, вдоль поверхности)

Самое главное понять, что это за sheer-бархоут, потому что первоначально у меня вырисовалась путаница в названиях и я не мог понять, где какой бархоут, из-за того, что в разных источниках приводятся разные термины. В книге The Elements and Practice of Naval Architecture сказано, что sheer – то же самое, что middle. Однако я не понимаю, как его толщина (по Е.1719) может быть меньше, чем толщина channel бархоута, да еще Е.1719 говорит, что он состоял из двух поясьев. Так что мои дальнейшие рассуждения я базировал на двух фактах. Первый: на моделях видно, что верхний бархоут состоит из двух поясьев, между которыми положен третий меньшей толщины. Второй: Гудвин говорит, что который из бархоутов - channel - нужно определять так: это тот, на который закреплены вант-путенсы. Смотрим чертеж: оказывается, что вант-путенсы закреплены на средний. Решено: средний назовем channel, а верхний – sheer. На фото ниже можно увидеть, как теперь распределится толщина обшивки.

Да, кстати, смотря в таблицу, не думайте, что я изменил ширину бархоутов относительно чертежа (мол, средний бархоут по чертежу 17, а я принял 18.9). В строке «Чертеж» стоит ширина бархоутов на проекции бок (что логично), тогда как в строке «Принял» стоит фактическая ширина бархоутов вдоль поверхности борта. При проецировании на вид бок она полностью совпадает с чертежом (в большей части корпуса). Так что если коротко, то ширины я принял в соответствии с чертежом, а толщины - с Эстеблишментом.

Остальные толщины обшивки я взял полностью из Е.1917.
Вот, что получилось (нижний бархоут слева):
21-1.jpg
Пояс толщиной 3.7 над нижним бархоутом - это так называемый черный пояс.
Нижний бархоут состоит из 4х поясьев, средний и верхний - из трех.
После этого, исходя из практической постройки модели, я немного упростил, округлил до целых значений, по всей поверхности вычел пол миллиметра и получил следующее:
21-2.jpg
Здесь также можно увидеть, как я собираюсь укладывать слои в основном бархоуте и в уменьшающихся поясьях ниже его. Как результат, я нигде не использую рейки толще 2мм. Гнуть на ребро 3мм, а уж тем более 4 мне очень не хочется, так что старый добрый двуслойный метод. Оба слоя я буду делать из черного граба – на нем почти не видно стыков, так что на срезе, у портов, надеюсь, будет несильно заметно, что там два слоя.

Вообще для главного бархоута было три варианта:
1) в один слой
2) в два слоя, нижний - обычные рейки, верхний - лазерная резка по разметке
3) различные комбинации, когда один из слоев - это вырезанная лазером цельная лента во всю ширину бархоута. Но решил, что даже если развернуть на плоскость бархоут и так и вырезать кривулю, ее ширина (28мм) слишком большая и не позволит ровно уложить на корпус

ОлегМ
Сообщения: 719
Зарегистрирован: Сб окт 14, 2017 15:55
Откуда: Montreal, Canada
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 75 раз

Re: HMS Royal William 1719 1:55 от OlegM

#52 Сообщение ОлегМ »

Да, кстати, пока я говорю об обшивке: я посчитал на музейной модели количество поясов от бархоута до киля - их 27. Померил максимальное расстояние вдоль поверхности от бархоута до киля на моей модели - где-то 181.3, что если поделить на 27, дает 6.71 максимальную ширину планок, ну а если на реальном корабле, то помножить на 55 = 33.5 сантиметра. А это в общем-то фут (1.1 фута если точнее, но все равно очень близко).

ОлегМ
Сообщения: 719
Зарегистрирован: Сб окт 14, 2017 15:55
Откуда: Montreal, Canada
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 75 раз

Re: HMS Royal William 1719 1:55 от OlegM

#53 Сообщение ОлегМ »

Планшири (разметка)

Здесь ничего особенного. Исходя из чертежа, вышло, что толщина планширя – 1мм, а фиф-реельса – 2мм. Ширина переменная, зависит от толщины борта, борт на юте тоньше, чем на опердеке. Дрифты – шириной 3.5мм, кроме дрифта форкастля – он 4мм. Это без учета толщины планширя. Вест-реельс – 4 мм, а шир – 3.5мм.

Исходя из того, что обшивка в районе реельсов будет толщиной 1мм, я скорее всего для реельсов буду брать рейки 2мм толщиной и профилировать фигурной циклей. Я думаю, что нецелесообразно фрезеровать реельсы на ЧПУ из пластины (даже, разумеется, прямыми). Честно говоря, меня больше интересует, возможно ли фрезеровать саму циклю на станке? Из лезвия ножа, скажем. Если можно, то хотелось бы понять, какой фрезой, на каких оборотах, с какой подачей

Короче, вырисовывается четыре варианта:
1) профилировать рейки той циклей, которая есть в наличии в магазине
2) фрезеровать на чпу циклю самому с профилем каким хочу
3) фрезеровать рейки из пластины 2мм толщиной
4) фрезеровать на чпу спец-фрезу и затем фрезеровать рейки протягиванием их вручную вдоль полученнной фрезы, зажатой в неподвижный шпиндель, как делают все на мф-70

Пока что не решил, какой из четырех способов выбрать
Вложения
22.jpg

ОлегМ
Сообщения: 719
Зарегистрирован: Сб окт 14, 2017 15:55
Откуда: Montreal, Canada
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 75 раз

Re: HMS Royal William 1719 1:55 от OlegM

#54 Сообщение ОлегМ »

Палубы

Седловатость и погибь я брал с чертежа. Я немного подкорректировал положение бимсов так, чтобы верхняя поверхность палубы была чертежная, но толщина палубы составила бы 2мм (1мм подложка + 1мм настил).
Вот размеры бимсов по чертежу в моем масштабе (толщина х высота):
гондек 8.6x7.4 настил 1.8
мидлдек 7.7х5.4 настил 1.5
аппердек 6.5х5.4 настил 1.2
квартердек 5.0х3.7 настил 0.9
форкастл 4.5х3.6 настил 0.8
пуп 4.3х2.1 настил 0.9
пуп-роял - не нарисованы

На всех закрытых палубах у меня будут фальш-бимсы. Я не планирую подсветки и не планирую проработку закрытых пространств (гондек, мидлек полностью, аппердек под баком и квартердеком и т.д.) Поэтому невидимые бимсы будут произвольны по расположению и размерам, в отличие от видимых (таких всего несколько штук). именно поэтому я не стал смотреть, что там по бимсам и настилу в Е.1917 или по тексту у Гудвина.

Линии чертежа проще всего понять по изогнутым бимсам. Именно по ним становится понятно, что в ДП на чертеже нарисована только линия верхней поверхности бимсов, а по пересечению с бортом – еще и верхняя линия настила, дающая его толщину. Я измерял погибь в одном месте по миделю, строил дугу и прокатывал ее по дуге седловатости.
37-0.jpg
Был, правда, с определением погиби один нюанс. Как я уже сказал, на чертеже есть верхней поверхности бимсов – одна по ДП, одна по шпангоутам, по ним понятное дело погибь и определяется. Вот только я не знал, вторая линия – это пересечение верхней поверхности бимсов с внутренней поверхностью шпангоутов или с внешней. Я решил, что с внешней, так и построил. Потом пришло голову, что возможно, что таки с внутренней, потому что строители-то размечали положение бимсов и клямсов на внутренней поверхности… Но переделывать не стал. Разница выходит где-то максимум в пол миллиметра в масштабе, т.е. если переделать по внутренней поверхности шпангоутов, то края палуб уйдут вниз на пол миллиметра максимум у бортов (по ДП останутся на своем месте, разумеется). Если кто знает точно, как правильно строить, скажите мне, чтоб знал на будущее.

Ну а так, вот что получилось. Я построил поверхности низ бимсов, верх бимсов и верх настила.
Вложения
1.jpg
23.jpg

ОлегМ
Сообщения: 719
Зарегистрирован: Сб окт 14, 2017 15:55
Откуда: Montreal, Canada
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 75 раз

Re: HMS Royal William 1719 1:55 от OlegM

#55 Сообщение ОлегМ »

Итак, получил я несколько комментариев по поводу своих палуб.
Замечание такое (если я правильно его понял): расстояние между двумя палубами должно быть постоянным что в носу, что в корме, что на миделе. Я всегда говорил, что я очень слаб в теории, так что я не знаю, верно это или нет. Свои палубы я рисовал с чертежа. Я не буду приводить здесь целый чертеж со всеми размерами, так что вам придется поверить мне на слово. Я приведу расстояние в ДП между верхней поверхностью бимсов одной палубы и верхней поверхностью бимсов другой палубы на миделе, в носу и корме, измеренное на архивном чертеже. При этом измерять я буду не строго по вертикали а приблизительно по нормали к кривой седловатости. Размеры в моем масштабе:

между гондеком и миддлдеком: 40.4 в носу, 40.1 на миделе, 42.4 в корме
между миддлдеком и аппердеком: 42.3 в носу, 41.8 на миделе, 43.1 в корме
между аппердеком и форкастлем/квартердеком: 36.5 в носу, 42.8 на миделе, 44.0 в корме
между форкастлем и пупдеком: 31.8 у переднего обреза, 36.9 в корме.

Как видите, правило не выполняется абсолютно точно, и совсем не выполняется для форкастля, который почему-то практически плоский. Ну, такой чертеж - переделывать я не буду, ибо от палуб слишком много всего пляшет, включая порты, а рамки портов у меня уже даже на живой модели собраны.

Теперь второй комментарий, который я в принципе встречал довольно часто: спиркетинг должен быть постоянной ширины. Опять таки, я не силен в азах теории кораблестроения, может я чего-то и не понимаю, но у меня так не получается. Здесь работает простая геометрия, разве что мой подход в расположении портов в корне неверен.
Начнем с простого примера, который всем понятен:
1.jpeg
Если Н1=Н2, это вовсе не означает, что L1=L2. Если представить, что гипотенуза - это борт, и в разных сечениях корабля его наклон разный, то даже если расстояние между палубами - одно и то же (Н), расстояние между палубами вдоль борта (L=спиркетинг+клямс+высота порта) разное, т.е. как минимум что-то одно (либо спиркетинг, либо клямс, либо высота порта) должно быть переменной ширины.

Теперь почему я считаю, что спиркетинг выходит разной ширины. Я собирался говорить об этом в соответствующем разделе, когда описывал бы разметку портов, но пусть будет здесь:

По расположению портов по вертикали я некоторое время колебался. Было два варианта – откладывать один и тот же размер от соответствующей палубы вверх строго вертикально, либо же вдоль поверхности корпуса. Если бы я откладывал по поверхности - тогда да, спиркетинг был бы постоянной ширины, очевидно. Но я решил, что все же ключевым моментом в разметке является расстояние от палубы до порта строго вертикально – оно должно коррелироваться с высотой орудия на станке (от колес до середины дула - оно ведь на всех станках и орудиях для данной палубы одинаковое), поэтому так и сделал. Вдоль борта, соответственно, размер получается переменным, что дает переменную ширину спиркетинга (да и клямса тоже). Если откладывать порт на одинаковое расстояние вдоль поверхности, то тогда порт получается на разной высоте от палубы строго вертикали, и одна и та же пушка на том же станке где-то станет точно в середине порта, где-то ближе к верхнему косяку, где-то ближе к нижнему, а где-то может и вообще упрется в косяк.
25-3.jpeg
При прорисовке всего в 3д все это приходится продумывать и прорабатывать. Кстати, мой способ разметки портов по вертикали с чертежом очень точно совпал. Если бы способ был иной, то в корме и в носу порты по вертикали очень сильно разошлись бы с чертежом, совпадая на миделе.

ОлегМ
Сообщения: 719
Зарегистрирован: Сб окт 14, 2017 15:55
Откуда: Montreal, Canada
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 75 раз

Re: HMS Royal William 1719 1:55 от OlegM

#56 Сообщение ОлегМ »

Орудийные порты

E.1917 дает одни размеры, но на чертеже они другие. Я решил делать так, как на чертеже.

___________Гондек____________Мидлдек__________Аппердек_________Квартердек
E.1917____18.93х15.24________18.01х15.24_________16.62х14.78________15.24х13.85
Чертеж_____20.7х15.0__________17.1х15.0___________15.0х14.1__________12.7х12.1

Не все порты расположены одинаково. Вот этот момент мне, честно говоря, непонятен. Я ожидал вполне четкого равного шага между всеми портами. Однако на чертеже задние один-два порта смещены назад немного более стандартного интервала, пару передних – аналогично смещены назад (не вперед) относительно стандартного интервала. И это касается трех основных палуб. В центре еще более менее, хотя некоторые все равно выбиваются из общего ряда, пляшут то туда, то назад. Порты на квартердеке и форкастле вообще стоят как попало, они не расположены точно между портами верхней палубы и между ними нигде нет одинакового шага.

Я решил немного подправить расположение портов и для основных трех палуб я в большей части корпуса все порты четко выровнял с одинаковыми интервалами друг между другом точно в шахматном порядке. Расхождения с чертежом небольшие совсем, кроме может одного или двух портов, зато везде четкий равный шаг. Самые передние и самые задние, которые значительно выбиваются из ряда, оставил по чертежу как есть. Порты надстроек – тоже все точно по чертежу без изменений, кроме одного единственного на квартердеке в районе бизань-мачты, который доставил мне много неприятностей. Он никак не хотел вязаться с моделью и с тем, как на ней взаиморасположены первый бимс юта, находящаяся под ним перегородка и мачта. Пришлось сместить порт вперед, чтобы между ним и перегородкой осталось место для рым-болтов брюка и талей.

Вот, смотрите: перегородка стоит по задней поверхности бимса:
25-3.jpg
При этом между ней и портом должно остаться место для рым-болтов.
25-2.jpg
Кстати, вот на этой последней картинке можно видеть одно из очень многочисленных различий между чертежом и музейными моделями. Видите, на бизань-руслене 6 вант-путенсов, по три с каждой стороны порта аппердка?
А теперь смотрите на модель:
25-1.jpg
Нетрудно заметить, что на модели руслень расположен дальше в корму по сравнению с чертежом, и потому один из вант-путенсов пришлось укоротить, ибо он расположился уже над портом, а не перед ним. Вот так каждый раз приходится выбирать, чему следовать, модели или чертежу. И не всегда чертеж оказывается в выигрыше.

Ну и сама сетка портов:
25.jpg
25-4.jpg
По разметке портов по вертикали я рассказывал в предыдущем посте.

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6853
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 68 раз
Поблагодарили: 1161 раз

Re: HMS Royal William 1719 1:55 от OlegM

#57 Сообщение Игорь Тараканов »

Олег, возможно, под "спиркетинг должен быть одинаковой ширины" имелось в виду такое утверждение: "спиркетинг должен быть одинакового размера по всему борту: от ватервейса до нижней кромки порта".
Так же не верно утверждение, что пушечные порты всегда располагались на одинаковом расстоянии друг от друга. В оригинале оно звучит так:
"... на расстоянии, не меньше определённого значения".

А вот случай с вант-путенсами как раз типичный: на чертежах юферсы показывались согласно Регламенту, на модели - по факту, если модель сделана уже после постройки корабля, или как проект, если до. Дело в том, что несмотря на нормативные документы, такелаж приходилось подгонять под конкретный корабль уже по факту.

ОлегМ
Сообщения: 719
Зарегистрирован: Сб окт 14, 2017 15:55
Откуда: Montreal, Canada
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 75 раз

Re: HMS Royal William 1719 1:55 от OlegM

#58 Сообщение ОлегМ »

Внутренняя поверхность

Все, что ниже гондека, меня не интересует, поэтому я не строил внутреннюю поверхность полностью, а только от гондека и выше.

Что говорит Гудвин в тексте (рассчитано от размера киля 8.77мм, взятого из Е.1719):
- Толщина оголовка второго футокса, который заканчивается на уровне гондека: 4.38мм.
- Толщина оголовка топтимберса: 3.84мм.
- Толщина оголовка выше линии топтимберсов: 1.92 мм.
Что значит «выше линии топтимберсов» - я не знаю. Что это за линия такая, от которой может быть "выше"?

Что говорит Е.1719, а точнее что я смог определить относящимся к толщинам шпангоутов:
- In and out, at the gundeck: 5.08 мм
- Timber: top, in and out at the Gunnell or top of the Side: 2.3 мм

Что такое «Gunnell» или «top of the Side» мне тоже непонятно, перевода для gunnell не нашел. Вообще с E.1917 работать непросто, ибо язык английский там не только узкоспециализированный под корабельную тематику, но еще и к тому же несколько устаревший.

Ну ладно, обратимся к чертежу палуб Виктори 1737, где показана толщина шпангоутов (по нормали к поверхности), ибо для чего-то же я его покупал. Заодно предлагаю обратить внимание на то, как прорезаны порты в носовой части. Очень любопытно.
J1841.jpg
Gundeck 5.28 мм
Middle 5.1 мм
Upper 4.3 мм
Quarter 3.14 мм
Poop 2.94 мм
Roytal poop 2.62 мм

Разброс в трех источниках достаточно большой, но я предпочитаю склоняться к более толстому борту – чисто из соображений его жесткости на модели и следовательно удобства с ним работать. Таким образом я принял 5.5 мм толщину по гондеку с линейным уменьшением до 3.5 мм по юту. По остальным палубам в результате получилось приблизительно следующее:

Gundeck 5.5 мм
Middle 5 мм
Upper 4.5 мм
Quarter 4.0 мм
Poop 3.5 мм
Royal poop 3.4 мм
Вложения
24-1.jpg
24.jpg

ОлегМ
Сообщения: 719
Зарегистрирован: Сб окт 14, 2017 15:55
Откуда: Montreal, Canada
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 75 раз

Re: HMS Royal William 1719 1:55 от OlegM

#59 Сообщение ОлегМ »

Диаметры мачт

На одном из двух чертежей нарисованы нижние части мачт, и на обоих нарисован бушприт. Не знаю, реальные ли там нарисованы размеры или от балды. Почему есть вероятность, что от балды? Во-первых, вряд ли размер рангоута брался с чертежа, он рассчитывался. Конечно, и на чертеже можно было нарисовать рассчитанный диаметр, но прикол в том, что диаметр бушприта на двух архивных чертежах различается на 25%. Так что кто его там знает.

Как бы там ни было, для расчета рангоута и такелажа я буду пользоваться всем известным онлайн-калькулятором. Ведь будь даже нарисованные на чертеже нижние части мачт верные, все остальное ведь все равно нужно как-то рассчитывать.

Я провел сравнение диаметров мачт по калькулятору с теми, что нарисованы на чертеже, немного расстроился несовпадением и решил взять за основу расчет по Мондфельду. Так будет проще использовать размеры всех остальных элементов «влоб». Ведь ни одна из мачт не сошлась с калькулятором ни в расчете по Мондфельду, ни в расчете по Марквардту. Если оставлять чертежные диаметры, то придется каждую мачту считать в отдельности, для каждой подбирать свой "теоретический диаметр грот-мачты" и "теоретическая ширина корпуса" - что-то вроде параметров, которые будет разные при расчете каждой из мачт и которые будут давать такой диаметр каждой из мачт, чтобы он совпадал с чертежным. Получится три набора расчетов. Мне такая бобуйня не нужна....

Кстати, привет тем, кто считает, что формулы у Мондфельда и Марквардта это прям альфа и омега кораблестроительства, и они были высечены на спинах мастеров по рангоуту, а за отступление от них рубили руки, ноги и прочие члены... Это всего-лишь усредненная статистика основанная лишь на той информации, которую смогли или захотели изучить авторы книжек.

Что же касается Гудвина, то мне сложно на него опираться. Во-первых, из-за качества документа очень сложно разобрать множитель на странице 170, там то ли 13/16х, то ли 15/16х, то ли вообще что-то другое. Если взять формулы для 1719го года, то при множителе 13/16х, диаметр грот-мачты выходит 12.38мм, а при множителе 15/16х – 14.28мм. Если взять формулу для 1711г., то при множителе 15/16х выходит 16.28мм - единственное значение очень близкое к чертежу. Я взял его за основу и рассчитал по нему диаметры остальных мачт и внес их в таблицу в строке "Гудвин".
Для бушприта чертежных диаметра два, потому что чертежа два, и на каждом свой диаметр (на J1787 показаны три мачты и бушприт, а на J1789 только бушприт).
Разброс просто невероятный. Как я уже сказал, я так сказать методом тыка выбрал расчет по Мондфельду. Для удобства.

_______________Бушприт_______Фок_______Грот_______Бизань
Мондфельд_______16.7________16.3_______18.3_________9.8
Марквардт________18.9________17.2_______19.4________11.6
Чертеж_______15.3 или 19.3____15.7_______16.3________11.6
Гудвин_______________________14.65______16.28_______9.86

Ради интереса я поигрался в калькуляторе вводными данными (шириной корпуса) так, чтобы диаметр грот-мачты по расчетам совпал с чертежным (16.3). В таком случае вышло следующее: бушпр/Фок/Грот/бизань:
Мондфельд: 14.9/14.5/16.3/8.7
Марквардт: 15.9/14.5/16.3/9.8

Кстати, есть в чертеже одна достаточно явная ошибка – бизань-мачта пересекает бимсы опердека и квартердека. При этом бимсы не нарисованы изогнутыми, как они нарисованы в других местах, например, у фок-мачты.
26-0.jpg
По углам установки: по Гудвину выходит следующее: фок и грот либо вертикальны, либо под углом в 1 градус назад; бизань – от 4 до 5 градусов; бушприт – 36 градусов.

Я сделал не по Гудвину, а по чертежам. Бушприт есть на обоих чертежах, угол на обоих одинаковый, где-то 36-37 градусов. Фок вертикален, грот – 1.3 градуса, бизань – 3 градуса.

ОлегМ
Сообщения: 719
Зарегистрирован: Сб окт 14, 2017 15:55
Откуда: Montreal, Canada
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 75 раз

Re: HMS Royal William 1719 1:55 от OlegM

#60 Сообщение ОлегМ »

Вот, нарисовали же в других местах изогнутые бимсы
Вложения
0.jpg

Ответить

Вернуться в «Scratchbuild (изготовление с нуля)»