Проблемы масштабирования
На чертежах отсутствует масштабная линейка. При масштабировании чертежа j1787 я решил выдержать размер «длина гондека от шпунта до шпунта» (gundeck length - указана прямо на чертеже). Вот, что говорит про этот размер Гудвин:
Иными словами, длина гондека – от
передней кромки шпунта стема до
задней кромки шпунта стернпоста.
А вот, что говорит Мондфельд:
Иными словами, длина гондека – от
задней кромки шпунта стема до
передней кромки шпунта стернпоста, т.е. с точностью до наоборот! Я специально привел английский вариант.
Бляха муха, и муха бляха, но я поставил размер так, как описал Мондфельд. Даже не знаю, почему. Так больше понравилось.
Как я уже сказал, я начал с чертежа j1787, того, что неразорваный. Выставив длину гондека так, как описывает Мондфельд (971.665mm в моем масштабе), я получил размер max breadth по шпангоутам 267.9мм. Затем, как раньше описывал, я наложил сверху кусками чертеж j1789 так, чтобы совпали frame stations (теоретические шпангоуты). При этом длина гондека не совпала, если говорить точнее - не совпало пересечение этой палубы со шпунтами, ибо на двух чертежах разные углы наклона ахтерштевня, разная его ширина, да и дуги стема тоже различаются. Вот стем, построенный по j1789 и наложенный на j1787. Ниже орлоп дека они совпадают, выше – расходятся, особенно в районе гондека. Расхождение на уровне гондека - 1.93мм в масштабе.
То же самое стернпост – начинаясь из одной точки, расходятся к винтранцу. Расхождение на уровне гондека - 1.91мм в масштабе.
Ширина по шпангоутам на j1789 после описанного наложения составила 271.3мм (как на виде корпус, так и на виде широта, где есть собственно линия max breadth – просто перепроверил). Напомню, на j1787 она вышла 267.9мм. Должен сказать, что все эти нестыковки доставляли мне неимоверную головную боль и буквально не давали спать по ночам, потому что я просто не знал, что с ними делать и что принимать за отправную точку.
Дополнительная проблема была в разорванном и склееном j1789. Был альтернативный вариант способа масштабирования: перемасштабировать j1789, чтобы совпали точки пересечения гондека со шпунтами с аналогичными точками на j1787 - и пусть разойдутся frame stations? Да, для этого пришлось бы сшить три его куска вместе, используя frame stations - в большей части расстояния между ними одинаковые - ну а потом уже выставить длину гондека. Мне показалось это неправильным – сложно сказать почему. Где-то чертежи бы разошлись больше, где-то – наоборот немного сошлись бы – они реально очень, очень разные. Если бы я это сделал (а я сделал, чтобы посмотреть, что получится), то max breadth на j1789 стала бы 270.5мм. Долгие размышления ни к чему не привели кроме головной боли – я оставил куски бокового вида j1789 расставленными вдоль j1787 так, чтобы совпадали frame stations, и далее просто убедился, что остальные виды j1789 (широта и корпус) находятся в одном и том же масштабе с кусками вида бок, т.е. везде max breadth – 271.3мм. Все-таки мне показалось, что должна быть какая-то система в том, как расставлены сечения шпангоутов (frame stations), не как попало же их разбросали - т.е. я остановился на мнении, что чертежи должны быть наложены друг на друга так, что frame stations совпадали.
Знаете, что самое забавное? Моя длина гондека на модели у меня ведь не получилась нужные 971.665mm. По этому размеру выставлен был чертеж j1787. Но теорию и штевни то я рисовал по j1789. У которого как я сказал точки пересечения не совпали. В итоге на моей модели длина гондека вышла 975.5мм. Это я еще молчу про то, что сам гондек на двух чертежах не на одной высоте, что из-за наклона штевней играет немаловажную роль... Короче. Здесь такая путаница, что туда чем больше пытаешься влезть, тем больше путаешься. Я просто принял решение и пошел дальше.