Интересный чертеж
Модераторы: FreeLander, Valentin Demin
-
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 20:27
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 122 раза
Re: Интересный чертеж
Привет, сидельцы. Носы еще не совсем повесили? Вот и хорошо! Тогда утренняя (на СЗ) разминка.
Как думаете, якорь был на лодке? Если - да, то какой?
Высказывайтесь.
Как думаете, якорь был на лодке? Если - да, то какой?
Высказывайтесь.
- andreyVL
- Сообщения: 1141
- Зарегистрирован: Вт авг 06, 2013 12:39
- Откуда: Россия, Сочи
- Благодарил (а): 101 раз
- Поблагодарили: 158 раз
Re: Интересный чертеж
Сиде́лец: (устар.) лавочник по доверию, торгующий в чужой лавке; см. Приказчик. винный сиделец — продавец в казённой водочной лавке. (прост.) лицо, отбывающее или отбывавшее наказание в местах лишения свободы. Это из Википедии.
Вы хату перепутали
/Кто понял жизнь, тот не спешит/
С уважением, Андрей
С уважением, Андрей
-
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 20:27
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 122 раза
Re: Интересный чертеж
Да нет. Это вы в старой хате остались. Новый толково-образовательный словарь русского языка слову СИДЕЛЕЦ дает современное толкование - арестант, заключенный. Если так обратиться к форумчанам, будет грубо и не справедливо. Так что, мое обращение вполне соответствует нашей теперешней самоизоляции.
- greenstone
- Сообщения: 946
- Зарегистрирован: Пт янв 21, 2011 21:32
- Откуда: Республика Крым, Клепинино
- Благодарил (а): 370 раз
- Поблагодарили: 82 раза
- Контактная информация:
-
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 20:27
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 122 раза
Re: Интересный чертеж
Привет.
Евгений, вы правы. Именно ДРЕК 4-х рогий. Так будет правильнее. По своей сути это переносный якорь весом от 1 до 4-х пудов.
Евгений, вы правы. Именно ДРЕК 4-х рогий. Так будет правильнее. По своей сути это переносный якорь весом от 1 до 4-х пудов.
- greenstone
- Сообщения: 946
- Зарегистрирован: Пт янв 21, 2011 21:32
- Откуда: Республика Крым, Клепинино
- Благодарил (а): 370 раз
- Поблагодарили: 82 раза
- Контактная информация:
Re: Интересный чертеж
Если на 20-вес баркас полагался один дрек 4-х рогий весом 3 пуд.,
а на 22-вес баркас длиною 42 фута - весом 3,5 пуд.,
то в вашем случае какого веса полагается якорь?
а на 22-вес баркас длиною 42 фута - весом 3,5 пуд.,
то в вашем случае какого веса полагается якорь?
-
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 20:27
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 122 раза
Re: Интересный чертеж
Женя, могу судить только по документу. Тексты своеобразные. Разберусь. напишу. По предварительному знакомству, по весу якоря были в пределах для дрегов, а для лодок, на мой взгляд, "легковатые". Подробности завтра.
-
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 20:27
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 122 раза
Re: Интересный чертеж
Всем привет.
Историческую справку нужно было дать в самом начале темы. Не дал. Делаю сейчас. Почему возникла необходимость в таких лодках, проследим по трем документам, приведенным в книге В.И.Расторгуева.
Первый документ - письмо Начальника всех верфей Воронежского края вице-адмирала Бредаля П.П. в Тавровское адмиралтейство от 11 ноября 1736 года. Письмо вызвано предписанием Командующего русской армией в Крыму и Бессарабии генерал фельд-маршала фон Миниха Б.К., Указом правительствующего Сената и, приложенной к нему, модели дубель-шлюпки. Фельд-маршал был очень разочарован в морских качествах дубель-шлюпок, идущих на помощь армии при осаде Очакова и требовал постройки других судов для обеспечения дальнейших боевых операций армии. Модель дубель-шлюпки - реакция Адмиралтейской коллегии по улучшению качества этих судов - образец. Однако Сенат требует от Бредаля П.П. "довольно рассмотреть" ее.
В письме обозначен и рисунок судна (чертеж), который вице-адмирал Бредаль П.П. ранее передавал генерал фельдмаршалу Миниху Б.К. Начальнику верфей Воронежского края поставлена задача сравнить эти два судна и дать заключение о приоритете строительства. Приговор комиссии от 9 ноября 1736 года гласил:"построить вместо оных дубель-шлюпок казачьих лодок 24 весел, 500. Против присланного от меня господину генерал фельдмаршалу и кавалеру графу фон Миниху, чертежа. А галеры, шмаки, боты-шхерботы, канчебасы и дубель-шлюпки, за показанными в том приговоре резонами, не строить". Были определены и верфи - Тавровская и Нижне-Икорецкая, а ткже " казачьи лодки имеют быть в строении пропорциею по рапорту галерного мастера Алатченина длина 60, ширина 11, глубиною 3 фута".
Историческую справку нужно было дать в самом начале темы. Не дал. Делаю сейчас. Почему возникла необходимость в таких лодках, проследим по трем документам, приведенным в книге В.И.Расторгуева.
Первый документ - письмо Начальника всех верфей Воронежского края вице-адмирала Бредаля П.П. в Тавровское адмиралтейство от 11 ноября 1736 года. Письмо вызвано предписанием Командующего русской армией в Крыму и Бессарабии генерал фельд-маршала фон Миниха Б.К., Указом правительствующего Сената и, приложенной к нему, модели дубель-шлюпки. Фельд-маршал был очень разочарован в морских качествах дубель-шлюпок, идущих на помощь армии при осаде Очакова и требовал постройки других судов для обеспечения дальнейших боевых операций армии. Модель дубель-шлюпки - реакция Адмиралтейской коллегии по улучшению качества этих судов - образец. Однако Сенат требует от Бредаля П.П. "довольно рассмотреть" ее.
В письме обозначен и рисунок судна (чертеж), который вице-адмирал Бредаль П.П. ранее передавал генерал фельдмаршалу Миниху Б.К. Начальнику верфей Воронежского края поставлена задача сравнить эти два судна и дать заключение о приоритете строительства. Приговор комиссии от 9 ноября 1736 года гласил:"построить вместо оных дубель-шлюпок казачьих лодок 24 весел, 500. Против присланного от меня господину генерал фельдмаршалу и кавалеру графу фон Миниху, чертежа. А галеры, шмаки, боты-шхерботы, канчебасы и дубель-шлюпки, за показанными в том приговоре резонами, не строить". Были определены и верфи - Тавровская и Нижне-Икорецкая, а ткже " казачьи лодки имеют быть в строении пропорциею по рапорту галерного мастера Алатченина длина 60, ширина 11, глубиною 3 фута".
-
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 20:27
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 122 раза
Re: Интересный чертеж
Второй документ - рапорт капитана Расселиуса А., ответственного в Тавровском адимиралтействе за судостроительные дела, в Адмиралтейскую коллегию 16 ноября 1736 года.
По своей сути это рапорт исполнителя: "велено построить казачьих лодок 24 весепл длиною 60. шириной 11. глубиою 3 фута 500 и на них по приобщенному при том ордере (предписании) регистру (ведомости) с поданного от галерного матера Алатченина репорту железные и протчие припасы и материалы готовые отпустить из амюаров адмиралтейства, а чего нет наличного те сделать здесь (на месте) и на Липских заводах, а галеры и шмаки не строить". Все будет исполнятся "токмо в строении 500 казачьих лодок". Озабочен оборудованием выбранных мест строительства лодок (казармы для жилья людей, амбары на содержание имущества) .
По своей сути это рапорт исполнителя: "велено построить казачьих лодок 24 весепл длиною 60. шириной 11. глубиою 3 фута 500 и на них по приобщенному при том ордере (предписании) регистру (ведомости) с поданного от галерного матера Алатченина репорту железные и протчие припасы и материалы готовые отпустить из амюаров адмиралтейства, а чего нет наличного те сделать здесь (на месте) и на Липских заводах, а галеры и шмаки не строить". Все будет исполнятся "токмо в строении 500 казачьих лодок". Озабочен оборудованием выбранных мест строительства лодок (казармы для жилья людей, амбары на содержание имущества) .
-
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 20:27
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 122 раза
Re: Интересный чертеж
Третий документ - рапорт из Тавровского адмиралтейства в Адмиралтейскую коллегию от 26 ноября 1736 года. О строительстве судов. Своего рода ежемесячный отчет. Ссылки на первый документ (основополагающий) делать не буду (только утяжелит пост). Когда упоминаемая выше комиссия приняла "приговор" не строить дубель-шлюпки, а строить казачьи лодки по чертежу, посланному вице-адмиралом Бределем П.П. генерал фельдмаршалу фон Минхзу Б.К., сочиненному галерным мастером Алатчениным. к донесению вице-адмирала Бредаля П.П. была приложена ведомость, составленная им же, на железные и прочие припасы и материалы на 500 число лодок ( адрес этой ведомости дан в теме А.Ивановым). В донесении определялось, если в Тавровском адмиралтействе будут обнаружены таковые, отпускать к местам строительства лодок. Недостающие дельные вещи делать, по возможности, здесь же или заказывать на Липецких завода. По готовности без проволочек отпускать к местам строительства. От конторы Тавровского адмиралтейства определено буравчики, молотки, гвозди в три, в четыре, в семь и в восемь дюймов, котел, дреги в три и два с половиной пудовых и чугунные пушки трех фунтовые "сделать на Липецких заводах точно и с поспешанием". Еще несколько полезных подробностей есть, но о них позже.
- greenstone
- Сообщения: 946
- Зарегистрирован: Пт янв 21, 2011 21:32
- Откуда: Республика Крым, Клепинино
- Благодарил (а): 370 раз
- Поблагодарили: 82 раза
- Контактная информация:
Re: Интересный чертеж
А по одному 3-пуд. дрека на лодку?Е.Булдаков писал(а): ↑Вт май 19, 2020 14:42 … дреги в три и два с половиной пудовых и чугунные пушки трех фунтовые "сделать на Липецких заводах точно и с поспешанием".
-
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 20:27
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 122 раза
Re: Интересный чертеж
Житейская практика показывала, показывает и будет показывать, в делах, где требовалось поспешание, немедленно предъявлялись причины невозможности этого сделать. Срок готовности лодок два года. Мастера, которым были сделаны соответствующие заказы, получили Указы. И началось! Один говорит, что за два года управится, если делать только напари (перки) и гвозди. Другой - пушки отлить можно и в одном действующем доменном горне, а если задействовать второй доменный горн, то можно вылить пушки и за год. Но все дело в том, что он неисправен. Ну, а дреги? Да ваши дреги, нечего делать, за год сделаем. Но сейчас возможности нет. Выполняем заказ Адмиралтейств- коллегии. "Велено из Брянска от лейтенанта Кашкина на новостроящиеся при Брянске 70 платшхоутов сделать и отправить во Брянск нынешним зимним путем от 10 до 15 пуд 142 якоря, которые и делаются с поспешанием". Как видим, скоро бумаги пишутся, да не скоро дело делается. И поехал от конторы Тавровского адмиралтейства "морских полков от солдат лейтенант князь Василий Барятинский" искать подрядчиков"на Тульские и Нарышкин заводы, которые бы могли, помянутые гвозди по данным ему образцам, изготовить и в Тавров поставить нынешним зимнем времени на срок в декабре в январе месяцах, усматривая казне ЕИВ прибыль ( не так дорого) и дреги в 3 и 4 пуда, коликое число возьмутся делать". У лейтенанта инструкция добыть гвозди! Ничего не получится в Туле, ехать в Москву в Правление адмиралтейских дел и "с тамошними офицерами иметь совет дабы как возможно те гвозди были сысканы в покупку в Москве и отправлены в Тавров в самой скорости". Лодки-то без гвоздей не сделать! Если и в Москве гвозди не сыщутся, то "через офицеров правления узнать, где еще вокруг Москвы имеются по близости к Таврову железные заводы". Гвозди должны быть найдены! Кроме них лейтенант "имеет понуждение в заготовлении и отправлении из Москвы в морскую провизию провиантов". Да, дела тогда делались очень не просто при плохой связи и медленном транспорте.
-
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 20:27
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 122 раза
Re: Интересный чертеж
Лейтенант князь Василий Барятинский добывает гвозди, дреги и провиант. Прочие железные припасы на такелаж, канаты решено делать при Тавровском адмиралтействе. На уключинах (шкармах) металл сэкономили. Сделали их токарным способом из молодого дубового леса. Без выступления комиссара кузнечных дел и тут не обошлось. Он подал рапорт, что имеющимися в наличии 16 кузнецами он тех железных припасов и в 5 лет не сделает. А вот если "определено кузнецов 220 человек и делать на 62 горна, то к весне в готовности будут". Из-за того, что Липецкие заводы могут подвести, была подана заявка в государственную Адмиралтейств-коллегию "на лодки дреги в 3 пуда 250, в 4 пуда тож число прислано было из Санкт-Петербурга" . В связи с тем, что неоднократные просьбы конторы прислать камень-магнит для исправления компасов не были удовлетворены, принято решение отправить 400 готовых компасов в Санкт-Петербург. А вот это уже интересно: "а на парусы на те лодки парусный мастер рапортом объявил надобно холста Суздальского или русского сурового 105000 аршин, а на флаги флагдуку синего и желтого по 1000 аршин, а красного за имением в тавровских магазинах не требовано". Как говорится: "Тонкий намек на толстые обстоятельства". А намек - доброму молодцу урок! Надо будет этому вопросу уделить внимание с "лопаткой".
Третий документ оказался самым информативным. Кроме сказанного, узнаем из него, что для обмазки корпусов лодок. использовался ПИК и ТИР. На дело такелажа и канатов ушло 20.000 пудов пеньки. И из рапорта галерного мастера Алатченина, что в Таврове из оставленного на галеры лесу можно сделать 100 лодок.
Будем считать это технической стороной дела. Впереди специальная сторона дела - эксплуатация лодок.
Она тоже может содержать нужный материал.
Третий документ оказался самым информативным. Кроме сказанного, узнаем из него, что для обмазки корпусов лодок. использовался ПИК и ТИР. На дело такелажа и канатов ушло 20.000 пудов пеньки. И из рапорта галерного мастера Алатченина, что в Таврове из оставленного на галеры лесу можно сделать 100 лодок.
Будем считать это технической стороной дела. Впереди специальная сторона дела - эксплуатация лодок.
Она тоже может содержать нужный материал.
-
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 20:27
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 122 раза
Re: Интересный чертеж
Только по-одному дреку на лодку весом в 3 пула или 4 пуда. Как повезло. ИМХО: состоялся санкт-петербургский заказ. Заказ на Липецкие заводы и барятинские поиски подрядчиков результата не дали.
-
- Сообщения: 1182
- Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 20:27
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 122 раза