16-пушечный тендер. "Струя"

Форум по вопросам изготовления моделей кораблей с нуля, по чертежам.

Модераторы: FreeLander, Valentin Demin

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
FreeZzz
Сообщения: 903
Зарегистрирован: Ср мар 17, 2010 11:06
Откуда: Самара
Благодарил (а): 38 раз
Поблагодарили: 235 раз
Контактная информация:

16-пушечный тендер. "Струя"

#1 Сообщение FreeZzz »

Всех приветствую!

Долго думал, что построить после завершения своей предыдущей модели – малого фрегата «Аврора». За большой проект браться не хотелось, поэтому присматривался к маленьким корабликам. Смотрел и шхуны, и бриги, даже на фелюку засматривался. В итоге решил построить что-то отечественное. Весной ездил в Питер, посетил и КУ, и ЦВММ.

Сначала пристально посматривал в сторону транспорта «Соча», вроде бы на него немало информации. Однако по сравнению с французскими монографиями – это смех сквозь слезы.

В итоге глянулся мне тендер. Немалую роль здесь сыграла тема «Тендер. Пробуем разобраться». Взял у Павла Нестерова его альбом: подробный на данный момент с точки зрения рангоута и такелажа, но с пробелами по устройству корпуса тендера.

На данный момент готов черновой корпус по архивной теории тендера «Струя».
Сейчас пытаюсь понять, где какая высота фальшборта и гакаборта. Так ли «Струя» похожа на «Луч».
Без этого обшивку не начнешь...

Буду рад любому мнению.

IMG_1079.jpg
IMG_1080.jpg
IMG_1081.jpg
IMG_1082.jpg
IMG_1083.jpg
IMG_1085.jpg
IMG_1087.jpg

Аватара пользователя
egen
Сообщения: 7302
Зарегистрирован: Пт ноя 28, 2008 23:31
Откуда: г. Красногорск
Благодарил (а): 83 раза
Поблагодарили: 138 раз
Контактная информация:

Re: 16-пушечный тендер. "Струя"

#2 Сообщение egen »

Привет!

Поздравляю с началом работы!

Аватара пользователя
Koreets
Сообщения: 629
Зарегистрирован: Пн янв 20, 2014 13:21
Откуда: Default city
Благодарил (а): 182 раза
Поблагодарили: 78 раз

Re: 16-пушечный тендер. "Струя"

#3 Сообщение Koreets »

Саша, привет!
С почином)

А масштаб какой? 1:48, полагаю?)
Строить надо так, чтобы не было стыдно и макросъемку показать

Аватара пользователя
FreeZzz
Сообщения: 903
Зарегистрирован: Ср мар 17, 2010 11:06
Откуда: Самара
Благодарил (а): 38 раз
Поблагодарили: 235 раз
Контактная информация:

Re: 16-пушечный тендер. "Струя"

#4 Сообщение FreeZzz »

Да, 1:48. Получилось даже чуть меньше моего любимого размера :D

IMG_1076.jpg

Аватара пользователя
Koreets
Сообщения: 629
Зарегистрирован: Пн янв 20, 2014 13:21
Откуда: Default city
Благодарил (а): 182 раза
Поблагодарили: 78 раз

Re: 16-пушечный тендер. "Струя"

#5 Сообщение Koreets »

Надо было в 1:36)))))
Строить надо так, чтобы не было стыдно и макросъемку показать

Аватара пользователя
FreeZzz
Сообщения: 903
Зарегистрирован: Ср мар 17, 2010 11:06
Откуда: Самара
Благодарил (а): 38 раз
Поблагодарили: 235 раз
Контактная информация:

Re: 16-пушечный тендер. "Струя"

#6 Сообщение FreeZzz »

Основная проблема с фальшбортом в корме в следующем. На теории "Струи" мы четко видим, что линия планширя идет практически по линии портов, гакаборт низкий.
Реплика Струи.jpg
Кроме этого, нашелся архивник "Лебедя", где койки идут до самого гака-борта
Койки.jpg
У "Луча" картинка несколько другая. Койки вроде бы идут до самого гакаборта (но это явно не показано), который и является задней стенкой коечного ящика, при этом боканец находится внутри этого ящика. А гака-борт выше.
Архивник.jpg
Если смотреть на внутренне расположение "Луча", то будки в корме будут мешать нормальному доступу к коечным ящикам.

Есть одно решение, воплощенное на модели "Луча", где в корме фальшборт поднят на высоту коечных ящиков.
DSCN0033.JPG
Пока пытаюсь понять, что делать с гакабортом, чтобы несильно отходить от теории "Струи"...

nserov
Сообщения: 190
Зарегистрирован: Ср янв 09, 2019 17:50
Откуда: Казань
Благодарил (а): 20 раз
Поблагодарили: 12 раз

Re: 16-пушечный тендер. "Струя"

#7 Сообщение nserov »

Успехов в работе над моделью!
С уважением и наилучшими пожеланиями, Никита
на стапеле Шлюп Восток viewtopic.php?f=45&t=74088
готов тьялк viewtopic.php?f=45&t=74077

NPavel
Сообщения: 142
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2014 5:57
Поблагодарили: 25 раз

Re: 16-пушечный тендер. "Струя"

#8 Сообщение NPavel »

Надо бы поправить - 12ти пушечный.....
С уважением Павел. :D

Кот Барсиковый
Сообщения: 18
Зарегистрирован: Пн июн 25, 2018 8:25
Благодарил (а): 3 раза

Re: 16-пушечный тендер. "Струя"

#9 Сообщение Кот Барсиковый »

Тогда уж и точку убрать :)

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6853
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 68 раз
Поблагодарили: 1157 раз

Re: 16-пушечный тендер. "Струя"

#10 Сообщение Игорь Тараканов »

FreeZzz писал(а): Чт ноя 28, 2019 15:45 Основная проблема с фальшбортом в корме в следующем. На теории "Струи" мы четко видим, что линия планширя идет практически по линии портов, гакаборт низкий.
Кроме этого, нашелся архивник "Лебедя", где койки идут до самого гака-борта.
У "Луча" картинка несколько другая. Койки вроде бы идут до самого гакаборта (но это явно не показано), который и является задней стенкой коечного ящика, при этом боканец находится внутри этого ящика. А гака-борт выше.
Если смотреть на внутренне расположение "Луча", то будки в корме будут мешать нормальному доступу к коечным ящикам.
Есть одно решение, воплощенное на модели "Луча", где в корме фальшборт поднят на высоту коечных ящиков.
Пока пытаюсь понять, что делать с гакабортом, чтобы несильно отходить от теории "Струи"...
Саша, добрый день! Посмотрел чертежи, почитал обсуждение на Красном форуме, полистал заодно чертежи английских тендеров и им подобных (напр., катеров/куттеров), того же периода.

Моё мнение таково.
Сомнения по форме и размерам фальшборта в кормовой части определены тем, что
а) из-за наличия помещений в корме трудно НОРМАЛЬНО пользоваться коечным ящиком, если бы он тут был;
б) модель Михаила Михайловича Мальцева не показывает в этом месте коечных ящиков (то самое "решение").

Однако, как ты сам и отметил, все остальные моменты говорят прямо об обратном.
Итак, что имеем в пользу "классического варианта":
1) "теория" "Струи", где четко видна высота планширя по всему корпусу - будь в корме повышение фальшборта взамен коечных коробов, то это было бы однозначно отмечено на "теории";
2) архивный чертёж "Лебедя", где показан аналогичный теории Струи планширь, и коечные короба идут по всей длине борта;
2а) Повышенный фальшборт на корме кораблей (тендеры, куттеры), подобных Лебедю и Струе, ещё поискать надо. В носу повышенный фальшборт встречается, а вот в корме - нет.

и, наконец, самое важное:
3) на чертеже (опять таки, архивном) "Луча" отчётливо видно, что шлюп-балки (упоминаемые так же как боканцы) присоединены как раз к планширю, достигающего гакаборта, и эти шлюпбалки находятся, таким образом, внутри коечных коробов. Отчётливо виден планширь, достигающий гакаборта несмотря ни на какие помещения в этой части корабля.

Из пункта "3" вытекает, что утверждение "а" неверно в любой комбинации: если бы помещения на корме мешали работе с коечными коробами, то они подавно мешали бы работе с шлюп-балками, а это уже поважнее коек будет. Поэтому стоит доверять архивному чертежу "Луча": планширь, идущий на миделе поверх пушечных портов, таким и остаётся до самого гакаборта, и он виден на чертеже, коечные короба присутствуют до самого гакаборта; шлюп-балки присоединены к планширю и находятся внутри коробов, благо, их конструкция это позволяет.
Вторая комбинация, это, если бы мы, как на модели Мальцева, подняли (нарастили) фальшборт, планширь, отчётливо видный на архивном чертеже в корме, отсутствовал бы на том месте в чертеже, где он сейчас, и проходил бы выше - но планширя внизу точно не было из-за особенностей набора корпуса. И, наконец, последняя комбинация пункта "а": нормально работать с коечными коробами... "Нормально" - это, видимо, по нашим меркам. Но... когда на флоте было "просто"? Если посмотреть на коечные короба по всему Лучу, то эти короба расположены вдоль всего корпуса практически на уровне головы человека, ими в принципе неудобно пользоваться, есть надстройки, нет надстроек, без разницы. Это я смотрю по тамбуру и кормовым надстройкам отхожих мест. И ещё. Ну, стоят эти самые помещения для отхожих мест, в корме, но не так-то сильно они мешают подняться матросам на их крышу: один матрос передаёт койку снизу матросу, стоящему на крыше рубки. Обратим внимание, что "решение" на модели М. М. Мальцева убрать коечные короба и поднять шлюп-балки не только не облегчает, а, наоборот, усложняет работу со шлюпками - если исходить из утверждения, что на корневой части шлюп-балок должны быть утки для работы с талями и др.

Итог:

Саша, я вижу решение проблемы "что делать с гакабортом, чтобы несильно отходить от теории "Струи" таким:
- не надо отходить от теории Струи совсем;
- при деталировке придерживаться именно реального архивного чертежа Луча, где планширь идёт по одной линии до самого гакаборта (как на Струе), повышения фальшборта в корме нет, коечные короба продолжаются до самого гакаборта, шлюпочные балки (боканцы) присоединены к планширю, т.е. находятся на дне коечных коробов.
- модель Мальцева игнорировать, потому что она противоречит архивному чертежу.

Аватара пользователя
FreeZzz
Сообщения: 903
Зарегистрирован: Ср мар 17, 2010 11:06
Откуда: Самара
Благодарил (а): 38 раз
Поблагодарили: 235 раз
Контактная информация:

Re: 16-пушечный тендер. "Струя"

#11 Сообщение FreeZzz »

Игорь, а что делать тогда с фальш-бортом в носу? На "Луче" он поднят относительно верхней линии портов, а на теории "Струи" нет

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6853
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 68 раз
Поблагодарили: 1157 раз

Re: 16-пушечный тендер. "Струя"

#12 Сообщение Игорь Тараканов »

FreeZzz писал(а): Чт янв 30, 2020 16:31 Игорь, а что делать тогда с фальш-бортом в носу? На "Луче" он поднят относительно верхней линии портов, а на теории "Струи" нет
И повышенного фальшборта в носу нет не только на Струе, но и на множестве других. Я думаю, что лучше следовать теории Струи.
Ведь, в принципе, коечные короба тоже не какие-то там финтифлюшки, как-никак от волны защищали в носовой части (а они там есть).

Саша, вот ты будешь участвовать в соревнованиях. Какой чертёж у тебя будет в основных? Конечно же, "теория". Деталировка, типа расположения и наклона уток, конструкция дверей тамбура, брашпиль и другое, это, конечно, можно взять с Луча. Но сам-то корпус у Струи всё равно был свой, индивидуальный. Утку куда хочешь можно переставить, дверь в тамбуре тоже переделать, нактоуз поставить левее-правее, не важно, корабль от такой мелочёвки не пострадает. Но теория-то, это главное.

Аватара пользователя
FreeZzz
Сообщения: 903
Зарегистрирован: Ср мар 17, 2010 11:06
Откуда: Самара
Благодарил (а): 38 раз
Поблагодарили: 235 раз
Контактная информация:

Re: 16-пушечный тендер. "Струя"

#13 Сообщение FreeZzz »

Тогда придется "придумывать" положение кат-балок, шкивов, якорных-машинок, ведь чертежи "Луча" уже не подойдут с его высоким фальш-бортом в носу... Где бы это все подсмотреть?

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6853
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 68 раз
Поблагодарили: 1157 раз

Re: 16-пушечный тендер. "Струя"

#14 Сообщение Игорь Тараканов »

Ну, зачем придумывать... Всё просто.
Ведь, как ни крути, но расположение дельных вещей и прочих элементов отличаются даже на двух родственных чертежах одного и того же Луча!
Итак, давай посмотрим картинку 1 - кусок архивного чертежа Луча и картинку 2 - тоже кусок другого архивного чертежа Луча.

Посмотрим чертёж, который с пронумерованными деталями, он более насыщенный деталировкой (т.е., номер 1).

смотрим слева направо.
Номер 21 - это машинка для отдачи якоря. На чертеже 2 машинка перенесена вниз. Ну, тут сам бог велел. Переносим машинку на Струе прямо под планширь, по аналогии с чертежом 2 Луча. Я прошу особо обратить внимание, что на чертеже 2 (то есть, на том, где детали не пронумерованы) якорная машинка находится на уровне планширя, если бы он там был.
Правее находится место, куда якорь укладывался лапой. Оставляем этот вырез, но , что интересно, его можно сделать и над планширем, в коечном ящике, и под планширем - были и такие варианты.
У якорной машинки есть правая сестра, тоже под номером 21, около кат-балки. На обоих чертежах она показана в разных положениях. Берём вариант с чертежа 2, опускаем вторую машинку ниже, под планширь, по аналогии с первой якорной машинкой с чертежа 2.
Утка 15 для лопаря талей ватербакштага может быть расположена ниже без каких-то последствий.
Аналогично, положение планки 13 не зависит от наличия коечных коробов, оставляем на месте.
Детали 28 не принадлежат бортам, они сделаны на бушприте.
Шпигат 14 легко смещается ниже, лишь бы соблюсти возможность завести через него лопарь ватербакштага на блок 13.
Шкивы 21 логично расположить в открытом шкив-клампе на планшире, как на других кораблях (кстати, на чертеже 1 видны исправления - планширь как бы разорван для открытия зева "шкивклампа", чего до исправления не было.
Шпигат 22 на левом борту можно смело сместить вниз - через него проходит лопарь тали стень-штага.
Остались кат-балки, которые можно просто опустить ниже. Следует вновь обратить внимание, что на чертежах положение кат-балок меняется. Сами балки и их сапортусы вполне позволяют положить их на новый планширь, при этом балки будут проходить сквозь коечные ящики.
1.jpg
2.jpg

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6853
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 68 раз
Поблагодарили: 1157 раз

Re: 16-пушечный тендер. "Струя"

#15 Сообщение Игорь Тараканов »

Возможно, кат-балки на Струе проходили как на этом англичанине:
Cotre_de_14_carronades-IMG_8836.jpg

Ответить

Вернуться в «Scratchbuild (изготовление с нуля)»