Шлюп "Восток" 1:50
Модераторы: FreeLander, Valentin Demin
-
- Сообщения: 265
- Зарегистрирован: Сб фев 12, 2005 23:26
- Откуда: С-Петербург
- Благодарил (а): 3 раза
- Поблагодарили: 32 раза
- konstantin.fom
- Сообщения: 682
- Зарегистрирован: Ср апр 04, 2012 15:30
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 58 раз
- Поблагодарили: 126 раз
-
- Сообщения: 265
- Зарегистрирован: Сб фев 12, 2005 23:26
- Откуда: С-Петербург
- Благодарил (а): 3 раза
- Поблагодарили: 32 раза
- konstantin.fom
- Сообщения: 682
- Зарегистрирован: Ср апр 04, 2012 15:30
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 58 раз
- Поблагодарили: 126 раз
Re: Шлюп "Восток" 1:50
Согласен.Иванов Борис писал(а): ↑Пт ноя 15, 2019 13:06 Шлюп "Восток" постоен в 1818 году, к чему середина века?
Константин Фомин
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1157 раз
Re: Шлюп "Восток" 1:50
Да, по английской схеме. Принцип рыбьей чешуи - чтобы максимально уменьшить гидродинамическое сопротивление. Опыты сэра Томаса Слейда показали, что медные листы оказались очень чувствительны к механическому воздействию: их легко срывало с подводной обшивки корабля, на какие бы изощрения не приходилось идти. Избавились от железных нагелей - они в морской воде создавали с медью электрохимическую пару и быстро корродировали, уменьшаясь в размерах. В дальнейшем сэр Чарльз Миддлтон (друг Слейда и Второй Сюрвейер Флота, сменивший коллегу на посту после смерти, продолжил его дело) предложил прослойку из плотного картона, пропитанного тиром, чтобы избежать корродирования уже по отношению к нагелям основной деревянной обшивки. Опыт переняли во всём мире, правда, такую роскошь, как медная обшивка, не каждая страна могла себе позволить. Сама Великобритания пошла на "омеднение" кораблей флота вынужденно - из-за особенностей театра боевых действий в зоне карибского бассейна в затянувшейся позиционной войне в период Американской революции, английский флот терял кораблей от поражения моллюском тередо (его называли тогда морским червём) больше, чем от огня противника. И только медная обшивка защищала корабли более-менее надёжно, тогда как традиционное покрытие днища судовой мазью не справлялось в данных водах в условиях удержания блокады. Поэтому для кораблей, построенных до 1778 года, но получивших медь после марта 1778, надо учесть при строительстве моделей, что между медной и деревянной обшивками надо ставить прослойку. С начала 19 века от прослойки отказались, но вернулись к бронзовым нагелям в деревянной обшивке. С началом применения мюнц-металла, то есть сплава меди с оловом, вместо чистой меди, вновь вернулись к более крепким железным нагелям. В эпоху клиперов середины 19 века медная обшивка служила уже не для защиты от тередо (корабли списывали на слом быстрее, чем их успевал сожрать коварный моллюск), а для увеличения скорости корабля: ещё с 1761 года было известно, что медная обшивка имеет хороший "побочный эффект" - она покрывает законопаченные швы досок и компенсирует своей гладкостью и гибкостью данные неровности, что при учёте всей огромной площади подводной части давало серьёзное уменьшение сопротивления воды. Скорость возрастала. В конце 19 века медь (хотя давно уже мюнц-металл) ставили на "железные" броненосцы, через прокладку из деревянных досок. Это позволяло обеспечить долгую службу как раз железу - особых устойчивых к воздействию моря железных сплавов тогда ещё не изобрели, а заменить железную обшивку по сравнению с деревянной - невиданная по сложности и крайне нерациональная задача. Вот и рассекали морские просторы броненосцы в деревянно-медных штанах не в страхе перед морским червём, но сохранения железа ради.
Принцип рыбной чешуи, применяемый уже с 1761 года, звучит так. Чтобы медные листы не срывало встречным потоком воды, стыки пластин осуществлялись только внахлёст, так, чтобы один лист закрывал собой переднюю к движению воды кромку предыдущего листа. Поэтому медную обшивку начинали класть с кормы в нос и от бархоута к килю. При этом линии поясьев медной обшивки должны обязательно проходить по линиям наименьшего сопротивления а-ля линиям рыбин на чертежах, поэтому поясья меди не совпадали по направлениям с поясьями деревянной обшивки. Обычно (при виде сбоку) поясья медной обшивки подходили к носу и к корме примерно под 45 градусов. Самые верхние два-четыре усиленных поясья с 19 века, но практически никогда в 18 веке, клали просто в виде горизонтальных поясьев, закрывающих стык с наклонными поясьями - так медь меньше срывало. Медная обшивка заканчивалась по линии реальной ватерлинии при максимальной осадке, с учётом дифферента. Выше ставить не было никакого смысла - мало того, что коварный моллюск никогда не нападал на дерево "хоть на миллиметрик" выше уровня воды, так ещё и медь в этих местах срывало гораздо чаще из-за намокания-высыхания дерева (нагели-то совсем крохотные были, вылетали на раз-два), и один обнажившийся слой тянул за собой другие. Да и позволить себе роскошь прибить лишние медные листы, которые, к тому же, ни от чего не защитят и скорость не увеличат, во все времена было крайней роскошью. Защитную буковую планку по кромке верхнего пояса перестали прибивать с начала 19 века, одновременно с отказом от картонной прокладки.
Медная обшивка служила, в среднем, от трёх месяцев до трёх-пяти лет, при этом новую обшивку ставили по-новому, чтобы не попасть в места рыхлости от прошлых нагелей, плюс ещё и по появившимся за данный промежуток времени экспериментальным новым схемам. Поэтому музейные модели не всегда отображают истинную схему укладки меди на прототипе, лишь только на какой-то конкретный момент, и то, не факт.
Принцип рыбной чешуи, применяемый уже с 1761 года, звучит так. Чтобы медные листы не срывало встречным потоком воды, стыки пластин осуществлялись только внахлёст, так, чтобы один лист закрывал собой переднюю к движению воды кромку предыдущего листа. Поэтому медную обшивку начинали класть с кормы в нос и от бархоута к килю. При этом линии поясьев медной обшивки должны обязательно проходить по линиям наименьшего сопротивления а-ля линиям рыбин на чертежах, поэтому поясья меди не совпадали по направлениям с поясьями деревянной обшивки. Обычно (при виде сбоку) поясья медной обшивки подходили к носу и к корме примерно под 45 градусов. Самые верхние два-четыре усиленных поясья с 19 века, но практически никогда в 18 веке, клали просто в виде горизонтальных поясьев, закрывающих стык с наклонными поясьями - так медь меньше срывало. Медная обшивка заканчивалась по линии реальной ватерлинии при максимальной осадке, с учётом дифферента. Выше ставить не было никакого смысла - мало того, что коварный моллюск никогда не нападал на дерево "хоть на миллиметрик" выше уровня воды, так ещё и медь в этих местах срывало гораздо чаще из-за намокания-высыхания дерева (нагели-то совсем крохотные были, вылетали на раз-два), и один обнажившийся слой тянул за собой другие. Да и позволить себе роскошь прибить лишние медные листы, которые, к тому же, ни от чего не защитят и скорость не увеличат, во все времена было крайней роскошью. Защитную буковую планку по кромке верхнего пояса перестали прибивать с начала 19 века, одновременно с отказом от картонной прокладки.
Медная обшивка служила, в среднем, от трёх месяцев до трёх-пяти лет, при этом новую обшивку ставили по-новому, чтобы не попасть в места рыхлости от прошлых нагелей, плюс ещё и по появившимся за данный промежуток времени экспериментальным новым схемам. Поэтому музейные модели не всегда отображают истинную схему укладки меди на прототипе, лишь только на какой-то конкретный момент, и то, не факт.
Последний раз редактировалось Игорь Тараканов Пт ноя 15, 2019 15:05, всего редактировалось 1 раз.
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1157 раз
Re: Шлюп "Восток" 1:50
Никита, а каким источником информации ты пользуешься, когда делаешь крышки пушечных портов? Что-то мне кажется, что здесь сильный анахронизм.
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1157 раз
Re: Шлюп "Восток" 1:50
А что такого страшного в показанных Константином моделях? Всё в порядке, схема действительно реально не менялась более ста лет, чего менять-то... вопрос только в индивидуальном прохождении персонально какого-то поясья на конкретном корабле в конкретный момент, но "это уже слишком!", а вот схема не менялась... а до 1837 года вообще никаких существенных изменений в медной обшивке не было, кроме отказа от верхней планки из вяза, закрывавшей верхнюю кромку. Так что никакой катастрофы, показанные модели не обманывают.
Продолжение:
Продолжение:
-
- Сообщения: 265
- Зарегистрирован: Сб фев 12, 2005 23:26
- Откуда: С-Петербург
- Благодарил (а): 3 раза
- Поблагодарили: 32 раза
Re: Шлюп "Восток" 1:50
В России способы укладки меди на подводную часть менялись в 1818, 1830, 1834, 1836, и в 50-х годах. Притом, способы окончания ее сверху и гвоздевание листа зависли от верфи на которой строился корабль. Но об этом можно (нужно) статью писать. Ну а принцип чешуи - всегда незыблем.
-
- Сообщения: 190
- Зарегистрирован: Ср янв 09, 2019 17:50
- Откуда: Казань
- Благодарил (а): 20 раз
- Поблагодарили: 12 раз
Re: Шлюп "Восток" 1:50
Всем спасибо за информацию! Особенно Вам, уважаемый Игорь, за столь хорошее объяснение порядка укладки листов!
По чертежу крышки похожи на однослойные, что быть никак не могло. Взял, вроде бы, из Монфельда. Но только сейчас до меня дошло, что это для более раннего периода. Поэтому перед изготовлением бархоутов (пока они не мешают) склею новые. Без четверти, два слоя крышек как слой внешней обшивки. Только как имитировать гвоздевание при толщине около 2 мм пока не представляю.
По чертежу крышки похожи на однослойные, что быть никак не могло. Взял, вроде бы, из Монфельда. Но только сейчас до меня дошло, что это для более раннего периода. Поэтому перед изготовлением бархоутов (пока они не мешают) склею новые. Без четверти, два слоя крышек как слой внешней обшивки. Только как имитировать гвоздевание при толщине около 2 мм пока не представляю.
С уважением и наилучшими пожеланиями, Никита
на стапеле Шлюп Восток viewtopic.php?f=45&t=74088
готов тьялк viewtopic.php?f=45&t=74077
на стапеле Шлюп Восток viewtopic.php?f=45&t=74088
готов тьялк viewtopic.php?f=45&t=74077
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1157 раз
Re: Шлюп "Восток" 1:50
Никита, а не надо имитировать, и вот почему.
Крышки как были, так и остались за столетия двухслойными, только общая толщина крышки в рассматриваемый период уже не превышала толщину внешней обшивки до шпангоута. Кромки крышки не имели четверти, всё правильно, но нижняя и верхняя кромки обычно имели скос. Бархоуты, да, действительно, "продолжались" и на крышке. Крышка повторяла изгиб корпуса. А вот железные нагели уже не так заметны - они стали меньше, потеряли большие шляпки. Развитие массового ручного огнестрельного оружия заставило артиллеристов приноровиться и вести перезарядку орудий при закрытых крышках. Как только нагели потеряли шляпки, их всё равно не стало видно - дело в защитном покрытии грунтом. Крышки, как и весь пушечный порт, тщательно покрывались железным суриком, в основном из-за его особенных свойств - отличной защиты железа от ржавления, дерева от сырости, но, главное конкретно для пушечного порта - железный сурик обладает высокой огнестойкостью. Было время, когда железным суриком покрывали даже дульные части стволов орудий до первого астрагала. "Живых" примеров крышек пушечных портов у нас уже не найти, поэтому стоит присмотреться к не новодельным музейным моделям и картинам из наших музеев. Из зарубежья, пожалуй, лучшим примером будут крышки пушечных портов корабля-музея Виктори и крышки с моделей из сокровищницы Гринвича на рассматриваемый период. Чем хороша Виктори - и временной промежуток совпадает, и кораблестроительная школа та же. Может, у коллег есть толковые не новодельные чертежи русских кораблей из фондов наших музеев, вот бы поделились. Конститьюшн тоже сделан по английским правилам, но у него крышки портов другого типа, распашные. Однако, толщина тоже небольшая. Оно и понятно: в 19 веке крышки пушечных портов имели смысл только для защиты закрытых палуб от попадания воды в шторм и от пуль противника. С ядрами новых мощных пушек крышки уже не справлялись, более того, наоборот, слишком толстая крышка, да ещё и с часто набитыми гвоздями, сама представляла опасность гораздо большую, чем ударившее в неё ядро. Она становилась не менее страшным убийцей для экипажа из-за вторичных осколков.
Крышки как были, так и остались за столетия двухслойными, только общая толщина крышки в рассматриваемый период уже не превышала толщину внешней обшивки до шпангоута. Кромки крышки не имели четверти, всё правильно, но нижняя и верхняя кромки обычно имели скос. Бархоуты, да, действительно, "продолжались" и на крышке. Крышка повторяла изгиб корпуса. А вот железные нагели уже не так заметны - они стали меньше, потеряли большие шляпки. Развитие массового ручного огнестрельного оружия заставило артиллеристов приноровиться и вести перезарядку орудий при закрытых крышках. Как только нагели потеряли шляпки, их всё равно не стало видно - дело в защитном покрытии грунтом. Крышки, как и весь пушечный порт, тщательно покрывались железным суриком, в основном из-за его особенных свойств - отличной защиты железа от ржавления, дерева от сырости, но, главное конкретно для пушечного порта - железный сурик обладает высокой огнестойкостью. Было время, когда железным суриком покрывали даже дульные части стволов орудий до первого астрагала. "Живых" примеров крышек пушечных портов у нас уже не найти, поэтому стоит присмотреться к не новодельным музейным моделям и картинам из наших музеев. Из зарубежья, пожалуй, лучшим примером будут крышки пушечных портов корабля-музея Виктори и крышки с моделей из сокровищницы Гринвича на рассматриваемый период. Чем хороша Виктори - и временной промежуток совпадает, и кораблестроительная школа та же. Может, у коллег есть толковые не новодельные чертежи русских кораблей из фондов наших музеев, вот бы поделились. Конститьюшн тоже сделан по английским правилам, но у него крышки портов другого типа, распашные. Однако, толщина тоже небольшая. Оно и понятно: в 19 веке крышки пушечных портов имели смысл только для защиты закрытых палуб от попадания воды в шторм и от пуль противника. С ядрами новых мощных пушек крышки уже не справлялись, более того, наоборот, слишком толстая крышка, да ещё и с часто набитыми гвоздями, сама представляла опасность гораздо большую, чем ударившее в неё ядро. Она становилась не менее страшным убийцей для экипажа из-за вторичных осколков.
-
- Сообщения: 190
- Зарегистрирован: Ср янв 09, 2019 17:50
- Откуда: Казань
- Благодарил (а): 20 раз
- Поблагодарили: 12 раз
Re: Шлюп "Восток" 1:50
Уважаемый Игорь, спасибо!
Тогда попробую аккуратно оторвать внутренний слой обшивки крышек, немного сошкурить и приклеить новый тонкий второй слой. И окончательно вывести толщину крышек прямо на корпусе модели, пока белая полоса не покрашена.
Крышки (кроме внешней поверхности) покрою красными чертежными чернилами. Если не понравится, как будет смотреться после масла, тогда матовым акрилом.
Ну и придётся подкрасить пушечные порты, ведь, если я правильно увидел из фотографий, четверти портов тоже покрывались суриком.
Тогда попробую аккуратно оторвать внутренний слой обшивки крышек, немного сошкурить и приклеить новый тонкий второй слой. И окончательно вывести толщину крышек прямо на корпусе модели, пока белая полоса не покрашена.
Крышки (кроме внешней поверхности) покрою красными чертежными чернилами. Если не понравится, как будет смотреться после масла, тогда матовым акрилом.
Ну и придётся подкрасить пушечные порты, ведь, если я правильно увидел из фотографий, четверти портов тоже покрывались суриком.
С уважением и наилучшими пожеланиями, Никита
на стапеле Шлюп Восток viewtopic.php?f=45&t=74088
готов тьялк viewtopic.php?f=45&t=74077
на стапеле Шлюп Восток viewtopic.php?f=45&t=74088
готов тьялк viewtopic.php?f=45&t=74077
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1157 раз
Re: Шлюп "Восток" 1:50
Никита, добрый вечер! Может, проще и быстрее сделать новые. При отрыве внутреннего слоя вероятны деформации и сколы.
-
- Сообщения: 190
- Зарегистрирован: Ср янв 09, 2019 17:50
- Откуда: Казань
- Благодарил (а): 20 раз
- Поблагодарили: 12 раз
Re: Шлюп "Восток" 1:50
Уважаемый Игорь!
Да, проще сделать новые. При такой площади склейки пва держит очень хорошо.
А есть ли какие-нибудь правила по соотношению толщины внешнего и внутреннего слоёв досок крышечных портов? Соблюсти точно вряд ли удастся, но попробую выдержать хотя бы примерное соотношение.
Да, проще сделать новые. При такой площади склейки пва держит очень хорошо.
А есть ли какие-нибудь правила по соотношению толщины внешнего и внутреннего слоёв досок крышечных портов? Соблюсти точно вряд ли удастся, но попробую выдержать хотя бы примерное соотношение.
С уважением и наилучшими пожеланиями, Никита
на стапеле Шлюп Восток viewtopic.php?f=45&t=74088
готов тьялк viewtopic.php?f=45&t=74077
на стапеле Шлюп Восток viewtopic.php?f=45&t=74088
готов тьялк viewtopic.php?f=45&t=74077
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1157 раз
Re: Шлюп "Восток" 1:50
Да всё просто: по отношению к обычной обшивке - пополам. Там, где утолщения бархоутов, внутренний слой тот же, а внешний утолщается по форме бархоутов.
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1157 раз
Re: Шлюп "Восток" 1:50
Кстати, Никита, а что ты решил по поводу пушечных станков? Ты всё-таки будешь делать "английские"? "Французские" ну никак не в тему (кстати, даже у французов в этот период )...