SMAK 1:48 по мотивам альбома Чапмана

Форум по вопросам изготовления моделей кораблей с нуля, по чертежам.

Модераторы: FreeLander, Valentin Demin

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Виктор Трофимов
Сообщения: 292
Зарегистрирован: Чт янв 29, 2015 18:48
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 52 раза
Поблагодарили: 45 раз

Re: SMAK 1:48 по мотивам альбома Чапмана

#331 Сообщение Виктор Трофимов »

Игорь, дык они же из ореха протравленного, то бишь просмолённые, с потёртостями от постоянной работы :D
С уважением, Виктор.

Аватара пользователя
Виктор Трофимов
Сообщения: 292
Зарегистрирован: Чт янв 29, 2015 18:48
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 52 раза
Поблагодарили: 45 раз

Re: SMAK 1:48 по мотивам альбома Чапмана

#332 Сообщение Виктор Трофимов »

Наткнулся на соседней ветке на сообщение https://www.shipmodeling.ru/phpbb/viewt ... =3&t=74258
Заинтересовался. Немного покопавшись в интернете, почитав литературу по ссылкам, решил, что описываемый кораблик вполне мог стать прообразом моей модели.
Шмак "Дегоп" был куплен(?) для нужд флота в 1719 году. Думаю, что корабль был новый и построен незадолго до этого. Оказался на редкость крепким и ладным, так как прослужил верой и правдой России на Балтике 26 лет (средний срок службы военных кораблей в это время редко дотягивал до 10 лет). Закончил он свой путь вполне достойно, не догнивая у причальной стенки, а можно сказать на посту, налетев в очередном походе на камни у острова Виргина и сломав при этом киль.
В первой половине ХVIII века в качестве вспомогательных судов шмаки были довольно распространены в Российском императорском флоте. Всего на Олонецкой, Сясьской, Новоладожской, Казанской и Услонской верфях их было построено больше сотни. Непонятно почему, не смотря на то, что на заключительного этапе Северной войны, а особенно в рейдах Апраксина и Менгдена по побережью Швеции в 1719-1720 году были захвачены десятки торговых судов (среди которых наверняка были и шмаки) - Дегоп и Черный бык (данные по происхождение и постройке которого отсутствуют) остаются (по Спискам шмаков Российского императорского флота) единственными шмаками иностранной постройки.
Размеры моего шмака 5.8х19.6х2.2 вполне укладываются в размерности шмаков Российской постройки. Шведско-немецко-голандские источники по которым я его строил тоже подходят к изложенной версии.
С уважением, Виктор.

Аватара пользователя
Виктор Трофимов
Сообщения: 292
Зарегистрирован: Чт янв 29, 2015 18:48
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 52 раза
Поблагодарили: 45 раз

Re: SMAK 1:48 по мотивам альбома Чапмана

#333 Сообщение Виктор Трофимов »

Всем, привет. Продолжение следует.
Изрядно повозиться пришлось с переводом названия корабля.
Сходу перевести слово дегоп не удалось ни с немецкого, ни с нидерландского, ни с датского, ни со шведского языков. Однако, просматривая справочник Чернышёва А. А. «Российский парусный флот», на стр. 409 нашел заметку о шведском транспорте «Дегоп», захваченном Россией на Балтике в очередной русско-шведской войне в 1788-90 годах. Ссылка к заметке гласила: «Дегоп – заяц (шв.)». Обрадовался, что принадлежность и перевод названия корабля найден, даже шверцы притягивались к заячьим ушам. Правда, сомнения оставались, как-то не вязалась покупка у противника транспорта в разгар Северной войны (1719 - год активные боевых действий на Балтике). Радовался недолго, современные переводы слова заяц ни в одном из вышеперечисленных языков не давали ничего похожего на слово дегоп.
Вспомнил о проблемах с переводом слова клосгоуты в начале темы. Тогда Владимир (Вальтероне) привёл пример со словом (rondhout) - рангоут. В современной транскрипции он читается, как ранхоут. Оказалось, что существовавшая в нидерландском языке традиция передавать h как русское г сейчас устарела, то есть что русское дегоп могло быть от транскрибирования слова dehop. В результате получилось два варианта перевода: de hopp – они прыгают (дат., шв.), прыжок (нид.) и de hopp – Надежда (нид.), надежда (дат., шв.). Первый вариант можно притянуть к переводу, данному у Чернышёва: к зайцу, прыгающему в волнах, но называть так транспортное судно, мне кажется, как-то не очень здорово. Второй, кажется, предпочтительнее. «Надежда», для торгового, да и любого другого корабля, звучит гораздо лучше.
Кто построил шмак, голландцы или датчане, до конца не понятно. Склоняюсь к тому, что всё-таки первые. Несмотря на свои особые отношения со Швецией, голландцы в продолжение почти всей войны тайно торговали с Россией, в то время как нашим союзникам датчанам, приходилось самим воевать со шведами.
С уважением, Виктор.

Вальтероне
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: Вт сен 03, 2013 10:12
Откуда: Москва
Благодарил (а): 68 раз
Поблагодарили: 266 раз

Re: SMAK 1:48 по мотивам альбома Чапмана

#334 Сообщение Вальтероне »

А может, все еще проще. Если De - артикль (что похоже на правду), то De hop - это удод.

Аватара пользователя
Виктор Трофимов
Сообщения: 292
Зарегистрирован: Чт янв 29, 2015 18:48
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 52 раза
Поблагодарили: 45 раз

Re: SMAK 1:48 по мотивам альбома Чапмана

#335 Сообщение Виктор Трофимов »

Может, конечно, но первый "Дегоп" у нас голландский (предположительно), а второй, захваченый через 70 лет, точно шведский. На шведском удод звучит совсем по-другому :D.
С уважением, Виктор.

Вальтероне
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: Вт сен 03, 2013 10:12
Откуда: Москва
Благодарил (а): 68 раз
Поблагодарили: 266 раз

Re: SMAK 1:48 по мотивам альбома Чапмана

#336 Сообщение Вальтероне »

Не факт, что он по-шведски именно так и назывался. Могли же наши его по аналогии назвать? Кстати, в шведском словаре я ничего похожего на "дегоп" не обнаружил.
PS Если и впрямь считать "удодом" - появляются идеи для декора.

Аватара пользователя
Виктор Трофимов
Сообщения: 292
Зарегистрирован: Чт янв 29, 2015 18:48
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 52 раза
Поблагодарили: 45 раз

Re: SMAK 1:48 по мотивам альбома Чапмана

#337 Сообщение Виктор Трофимов »

Вальтероне писал(а): Пт июн 12, 2020 10:32 Не факт, что он по-шведски именно так и назывался. Могли же наши его по аналогии назвать? Кстати, в шведском словаре я ничего похожего на "дегоп" не обнаружил.
В справочнике Чернышёва прямо написано "шведский транспорт "Дегоп"".
Называть через 70 лет транспорт в честь маленького непримечательного кораблика??
Я забивал в гугл переводчик de hoop, и шведском, и в нидерландском варианте перевод один - Надежда.
P.S. в основном сообщении ошибся вместо de hopp нужно de hoоp.
С уважением, Виктор.

Вальтероне
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: Вт сен 03, 2013 10:12
Откуда: Москва
Благодарил (а): 68 раз
Поблагодарили: 266 раз

Re: SMAK 1:48 по мотивам альбома Чапмана

#338 Сообщение Вальтероне »

de hoop и de hop - разные слова (с долгим О и кратким О), но оба в нидерландском наличествуют. См. словарь Мультитран.

Аватара пользователя
Виктор Трофимов
Сообщения: 292
Зарегистрирован: Чт янв 29, 2015 18:48
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 52 раза
Поблагодарили: 45 раз

Re: SMAK 1:48 по мотивам альбома Чапмана

#339 Сообщение Виктор Трофимов »

Владимир, как поётся в известной песне - большим учёным не являюсь в языкознанье толка не знаю, так что спасибо за науку :D.
С уважением, Виктор.

Аватара пользователя
Виктор Трофимов
Сообщения: 292
Зарегистрирован: Чт янв 29, 2015 18:48
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 52 раза
Поблагодарили: 45 раз

Re: SMAK 1:48 по мотивам альбома Чапмана

#340 Сообщение Виктор Трофимов »

Всем, привет!
Продолжу.
Интересная история получилась и с капитанами шмака «Дегоп», а точнее вокруг его последнего капитана Логина Ивановича Голинищева-Кутузова.
Шмак «Дегоп» служил при шести Российских монархах. До 1735 года капитаны на него приходили и уходили, как и полагается для такого небольшого корабля. Капитаны Петровского периода неизвестны (по видимому, в военное время менялись очень часто), при Елизавете в 1725 году шмаком командует лоц-капитан Мартын Янсович Гове (Говий), занимавшийся лоцманской службой в Финском заливе. В 1729 году под командованием капитан-лейтенанта Бориса Черевина шмак доставлял грузы на Олонецкую верфь. В 1730 командование принял лейтенант Иван Чернышев. В 1735 году на корабль приходит новый капитан Логин Иванович Голинищев-Кутузов представитель одной из ветвей древнего дворянского рода. Немолодой мичман (по некоторым данным ему около 35лет) приходит и … больше на «Дегопе» капитанов до 21 августа 1745 года, когда шмак на переходе из Ревеля в Кронштадт налетел на камни и сломал киль - не было.
Далее, в основном, одни предположения. Доподлинно известно лишь одно – мичман Логин Иван Голинищев-Кутузов в 1737 году был назначен в Украинскую экспедицию, где и умер от чумы в том же году при осаде Очакова. Из флотских же списков выбыл лишь в 1741 году (?). У мичмана остались жена и восьмилетний сын – Иван Логинович Г-К. Почти одновременно, вместе с двумя дальними родственниками Иваном Тимофеевичем Г-К. «БольшИм» и Иваном Тимофеевичем Г-К. «МладшИм» - погодком Ивана Логиновича Г-К., он служит на Балтийском Флоте. Все они проходят путь от гардемаринов до: контр адмирала - Иван «БольшОй»; капитана I-го ранга, обер-штер-кригскомиссара - Иван «МеньшОй» и полного адмирала, президента Адмиралтейств-коллегий и пр. и пр. - Иван Логинович Г-К..
Продолжение следует.
С уважением, Виктор.

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6853
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 68 раз
Поблагодарили: 1161 раз

Re: SMAK 1:48 по мотивам альбома Чапмана

#341 Сообщение Игорь Тараканов »

Виктор, но есть одно "но". Нужна хотя бы хоть какая-то завалящая картинка, пусть изображение мариниста тех лет, или чертёж какой в архиве завалялся - без этого продать шмак из альбома Чапмана под видом кота в мешке, якобы "Дегоп", не получится. Ну и что, что тип судна одинаковый - да даже корабли класса "Либерти", которые строились быстрее, чем кухарка пирожки выпекает, и те друг от друга отличались, и порой настолько, что никак один нельзя было выдать за другой. А чего уж говорить про времена шмаков...

ИМХО, конечно. Нужно хотя бы что-то более весомое по Дегопу, чем список капитанов...

Аватара пользователя
Виктор Трофимов
Сообщения: 292
Зарегистрирован: Чт янв 29, 2015 18:48
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 52 раза
Поблагодарили: 45 раз

Re: SMAK 1:48 по мотивам альбома Чапмана

#342 Сообщение Виктор Трофимов »

Игорь, привет.
Да я всё понимаю. В основном одни домыслы и предположения. Найти картинку, а тем более чертёж вряд ли удастся. Всё, что касается этого шмака старательно подчищалось. Но история вокруг него очень уж захватила и взбудоражила фантазию не смог пройти мимо :D
С уважением, Виктор.

Аватара пользователя
Виктор Трофимов
Сообщения: 292
Зарегистрирован: Чт янв 29, 2015 18:48
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 52 раза
Поблагодарили: 45 раз

Re: SMAK 1:48 по мотивам альбома Чапмана

#343 Сообщение Виктор Трофимов »

Продолжение.
На русско-турецкую войну 1735-1739 года с Балтийского флота было откомандировано 10314 человек, из них 3500 - безвозвратные потери: боевые, от эпидемий и дезертирства. При острой убыли офицерского состава на Балтике, все Г-К. могли проходить службу на «Дегопе» или числиться в его команде. Иван «БольшОй», как раз в 1741 году переведён из гардемаринов в мичманы. А Иван «МеньшОй» и Иван Логинович становятся гардемаринами в 1743 году (до 1744 года гардемарин было строевое унтер-офицерское звание). У всех молодых офицеров за эти годы записаны плавания по Балтийскому морю без особой конкретизации где и на чём. В «Общем морском списке от основания флота до 1917года» Ф.Ф. Весёлаго у Ивана Логиновича Г-К. с 1743 года записаны три плавания по Балтийскому морю в звании гардемарина. Он вполне мог командовать «заслуженным» (кораблю на момент крушения больше 26 лет) шмаком в тот злополучный день. Скорее всего, все это было не официально и не совсем законно, поэтому покровители молодого капитана дело о крушения замяли и засунули под сукно, попутно «забыв» на 17 лет и о команде «Дегопа». Сделать это было в то время несложно, так как корабль был очень старый, а Иван «БольшОй» был в 1745 году адъютантом вице-адмирала Мишукова командующего Балтийским флотом. Адъютантом З.Д. Мишукова, чуть позже, станет и Иван Логинович. Косвенным подтверждением этой гипотезы может служить то, что всплыло это дело в момент головокружительного скачка в карьере Ивана Логиновича Г-К., который из отставного капитан-лейтенанта в одночасье становится капитаном II ранга в 1761 году, а в 1762 директором Морского корпуса, наставником цесаревича Павла. По-видимому, кому-то это очень не нравилось, и таким способом пытались скомпрометировать нового фаворита, пытались, но не получилось. Дело о крушении шмака «Дегоп» на этот раз было спрятано так глубоко, что о нем не упоминается: ни в фундаментальных трудах Ал. Соколова «Летопись крушений и пожаров судов русского флота от начала его до1854 года», ни у Л. Конкевича в его «Летописях крушений и других бедственных случаев военных судов русского флота», ни у А. Кроткова в его «Указателях к повседневным записям замечательных событий в русском флоте». Это еще одно подтверждение того, что Иван Логинович Голинищев-Кутузов был гораздо более умелым и удачным царедворцем и литератором, чем моряком.
Вот такая получилась история. :oops:
С уважением, Виктор.

Аватара пользователя
Виктор Трофимов
Сообщения: 292
Зарегистрирован: Чт янв 29, 2015 18:48
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 52 раза
Поблагодарили: 45 раз

Re: SMAK 1:48 по мотивам альбома Чапмана

#344 Сообщение Виктор Трофимов »

Всем привет!
Три месяца исторических исследований и архивных поисков картину не прояснили :roll:
Нашел письмо Петра 1, где впервые упомянут шмак Дегон(п) и ещё два корабля - галиоты Юнге-Питер и Екатерина-Елизабед, задержанных за провоз запрещенных товаров в Швецию. Нашел меморию штатс-контор-коллегии о выделении 8920 рублей компенсации за три конфискованных корабля. Письмо Крюйса о возвращении команды галиота Юнге-Питера в Голландию. У Елагина С.И. в "Материалах для истории Русского флота" нашёл ссылку на то, что галиот Екатерина- Елизабед голландский. Национальную принадлежность шмака все это не прояснило. В письме Петр говорит о задержанных голландских и английских шкиперах на этих судах, поэтому отбрасывая два голландских корабля, шмак получается либо английским (правда неувязка с названием, которое явно не английское), либо голландским, но с английским капитаном.
Самое же главное, что нигде в этих исторических материалах не упоминаются размеры этих судов, ну а про чертежи и вовсе говорить не приходится, в то время, шмаки и в Голландии строились без оных. Мне кажется, что Чапман, до создания своего альбома, неоднократно поработавший на верфях и Англии и Голландии, создал осредненный образ шмака плававшего в северных морях. Я строил свой корабль по мотивам альбомного шмака (размеры уточнялись по голландским и немецким материалам конца 17 начала 18 веков), и конечно точной копией Дегопа он не является, но представление о прообразе, мне кажется, он дает.
Работа подошла к концу и мне хотелось поблагодарить тех, кто мне помогал (или хотел помочь) и без кого проделать её было бы гораздо труднее. Большое спасибо: Игорю Тараканову, Владиславу Витальевичу, Игорю Куцалабе, Владимиру(Вальтероне), Александру(KOPTES), Александру (KANYA).
С уважением, Виктор.

Аватара пользователя
Виктор Трофимов
Сообщения: 292
Зарегистрирован: Чт янв 29, 2015 18:48
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 52 раза
Поблагодарили: 45 раз

Re: SMAK 1:48 по мотивам альбома Чапмана

#345 Сообщение Виктор Трофимов »

Итоговые снимки.
Вложения
20200907_133805у.jpg
20200907_133835у.jpg
20200907_133900у.jpg
С уважением, Виктор.

Ответить

Вернуться в «Scratchbuild (изготовление с нуля)»