Хотя я голосовал бы, как и Женя, то есть, за бакштаг и галфвинд. Потому что при этих курсах можно показать стакселя, а реи разбрасоплены настолько интересно, что смотрятся живо и естественно. И "диорама" тут ни причём: любая модель, обработанная под светотень цапон-лаком ли, красками ли, или маслами, под "старение", это уже диорама априори, потому что "старением" вы её оживляли. Просоленные, состаренные, выцветшие паруса, равно как и натуралистично показанные тированные ванты - это тоже диорама. И это хорошо. Ну, так и продолжим делать модель живой. Правильно выставленный курс по ветру, это же только в плюс.
Жаль, что нельзя показать крутой бейдевинд, как на модели Артизин - несовершенные стакселя и блинды не позволяли Авроре ходить против ветра.
По поводу фотографий варианта от Саши:
Что заметил. На марса-реях одиночные блоки говорят о том, что марса-топенанты являлись одновременно брам-шкотами. Это самая распространённая схема такелажа тех веков. А это значит, что у убранных и свёрнутых брамселей не должны выступать шкотовые углы - их просто некуда закрепить. Дело в том, что при сворачивании брамселя его шкотовые углы отвязывались от марса-топенантов, и коренной конец топенантов, которому уже не надо играть роль брам-шкота, привязывался к обуху на стень-эзельгофте, каждый - со своей стороны. Таким образом, шкотовые углы у брамселей никак не должны болтаться в воздухе.
Второе, что заметил: раз брамсели не только убраны, но и свёрнуты, брам-реи должны быть строго 90 градусов по отношению к ДП. Короче, красиво выставить становится возможным только марса-реи, но паруса выгнет восьмёркой, потому что нижние-то реи тоже 90 градусов к ДП, а марса-реи должны быть под острым углом, ибо при такой бизани курс или бакштаг, или галфвинд!!
Третье, что заметил: корабль не идёт вперёд, а разворачивается кормой. Потому что бизань поставлена полностью, вместе с бонетом, а ни один из блиндов не поднят!
Если честно, то Саша сам себе устроил геморрой, решив не сколько убрать паруса, сколько свернуть паруса, тем более, верхние. Будь паруса только взятые на гитовы, реи можно было брасопить по своему желанию.
Я понимаю: нижние паруса как бы (как бы!) мешают любоваться палубой (распространённое заблуждение). Но. Брамсели-то чем не угодили, не понятно. Шторм? Тогда надо брать рифы на марселях и снимать бонет с бизани. Самое лучшее, это было взять на гитовы грот (то есть, подтянуть гитовы и бык- и нок-гордени), если уж так за палубу опасаемся, и брасопить реи под острыми углами курсом галфвинд - это покажет все паруса, особенно косые и эту несчастную бизань, у которой, как справедливо заметил Женя, малый ход на этом корабле. И, как бы не хотелось, но минимум бовен-блинд , а лучше оба блинда, должны быть подняты!
Во французской школе показывают все основные паруса, реже - ещё и лисели. Выбирают галфвинд, крутой бейдевинд (Артизин), бейдевинд, крутой бакштаг - это делает модель менее широкой и паруса все можно показать.
На фото: надутые паруса на модели Виктори из музея Виктори в Портсмуте.
Крутой бейдевинд - его узнать можно легко на любой картине из-за того, что у грот-мачты реи как при бакштаге, а вот фок-мачта... это даааа.... Встречный ветер вынуждал на фок-мачте выставлять реи максимально по отношению к ДП. Трудно поверить, что паруса, "надутые в обратную сторону", на самом деле создают движущую силу вперёд. Точно так же стоят реи у модели Артизин.
На картине: фордевинд, сражение, скорость хода малая... бизань обязательно свёрнута, и теперь корабли не разворачивает кормой, а, значит, блинд и стакселя можно убрать на бушприте - в маневренном бою стаксели бы тянули корабль вперёд, а так, без "переднего привода", корабль легче развернуть на пятачке, но жертвой - потеря скорости. Оба корабля жертвют скоростью ради срочного разворота от залпа противника. Саше, конечно, не подходит.
Опять фордевинд, "классический". Корабль идёт с хорошей скоростью. Правый корабль идёт бакштаг. Саше подойдёт, но придётся пожертвовать бизанью, зато распустить блинды.
Классический французский стиль. Галфвинд, небольшой бейдевинд - самые сильные углы брасопки, ракс-бугели нижних реев растравлены, реи упираются в подветренные ванты, все паруса подняты - красота! Модель выглядит потрясающе... и места не занимает много...
Наконец, бакштаг. Он такой же, как и фордевинд, и, если угол ветра позволяет, грот поднят, и не закрывает собой фок. Брасопка немного отличается от фордевинда. Их легко спутать, разве что может быть поставлена бизань и грот.