Новгородское судно и другие

Форум по вопросам изготовления моделей кораблей с нуля, по чертежам.

Модераторы: FreeLander, Valentin Demin

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Alexey Loginov
Сообщения: 1071
Зарегистрирован: Вс июн 19, 2005 23:55
Откуда: Регион 53
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 201 раз

Новгородское судно и другие

#1 Сообщение Alexey Loginov »

Лень регистрироваться в альбоме. Заведу темку здесь и буду потихоньку ее двигать.
Сразу предупрежу.. оборудования у меня ни какого нет, поэтому тех, кого интересуют высокие технологии в судомоделизме – могут смело эту тему не читать. Все детали делаю исключительно вручную, вплоть до роспуска «досок». Да и материалы самые демократичные – то, что в огороде растет. В основном сосна.

Новгородское барочно-ладейное судно 9-12век.

По археологическим данным наиболее крупным и сложным типом судна именно в Новгороде и окрестностях были, так называемые, барочно-ладейные суда.
Это плоскодонное беспалубное дощатое судно с прямыми или наклонными штевнями и бортами.
Имели заостренные оконечности и достигали в длину - 12 метров.
Килевой ладьи, (как ее изображают на некоторых реконструкциях в виде палубного одномачтового судна, сходного по внешнему виду с скандинавским драккаром) – в окрестностях Новгорода, по данным раскопок не зафиксировано. Не буду расписывать причины, почему так произошло, они и так известны.
Желающие могут ознакомиться с подробностями в «Истории северорусского судостроения». Сия книга и послужила основным источником вдохновения при работе над моделью. Всячески ее рекомендую.

Модель выполнена в 30-масштабе. Фактически это большая плоскодонная лодка с одной мачтой и парусом.
Шпангоуты с имитацией кокор и один шпангоут-планка (стр.108). Старался собирать корпус без применения клея, по возможности только на деревянных нагелях. Размер нагелей 0,5х2…4мм. Металлические детали в модели не применялись.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Как видите все довольно примитивно и не вызывает при изготовлении ни каких сложностей.
Штевни выполнены без шпунта и имеют подтреугольную форму.

После сборки корпус бы проконопачен паклей. Для этого, в некоторых местах нарочно были оставлены щели. Это, конечно, некоторое нарушение маштабности, зато придает судну весьма характерный вид. Так сказать - аромат эпохи.
Изображение
Изображение
Кстати два слова по поводу уплотнения стыков.
Во второй половине 12 века получило распространение так называемое ластовое уплотнение швов. Это когда конопатка поджималась с помощью рейки, закрепленной металлическими скобками. Подобный прием был позаимствован из северной Европы и сохранился в Новгороде вплоть до сегодняшнего дня. На модели ластовое уплотнение не делалось, т.к. представлен более архаичный период, когда оно еще не применялось. (В скобках замечу, что ластовое уплотнение, если его правильно сделать, придает модели весьма нарядный внешний вид.)

Скамьи также закреплены с помощью нагелей.
Изображение
Уключины выполнены согласно таблице. Тип А11.
Изображение
Изображение
Изображение
Весла двух типов.
Рулевое весло. Вот так оно выглядело в жизни.
Изображение
А так получилось на модели.
Изображение
И опорные гребельные весла, в количестве 6штук. С характерными восьмеркообразными лопастями.
Опять-же… вот так оно выглядело вживую.
Изображение
А вот так выполнено на модели.
Изображение
Если с конструкцией собственно судна все более-менее понятно, то рангоут и такелаж, к сожалению, известен только по отдельным находкам.
Ясность есть только в отношении конструкции степса.
Он также крепился к лыже с помощью нагелей и имел два выреза в районе шпангоутов. Дополнительной точкой крепления мачты является скамья (банка).
Изображение
Изображение
Мачта и рей выполнены протягиванием.
Мачта расчалена с помощью четырех вантин, закрепленных на планшире клевантами (стр. 104-105).
Изображение
Изображение
А вот с парусом, вышла целая история.
Первоначально я планировал изготовить парус из домотканой материи.
Теща сделала мне вручную кусок такого материала. В деревнях до сих пор домотканину некоторые делают сами. Я это оборудование храню в меру сил. Только надо будет технологию освоить, или, на худой конец, записать, а то потом и спросить не у кого будет.
Короче говоря, пришлось отказаться от этого варианта, т.к. слишком маленький масштаб модели. Как ни бились – ткань получается слишком толстой. Посему решил не извращаться, а сделать по классической технологии.

Весь не многочисленный такелаж ссучен из льна.
Канатики, получаются как палка и в тоже время остаются гибкими.
Веревочку можно держать вертикально за нижний конец, а она не падает. И цвет имеет весьма характерный. И вообще, это незаменимая вещь при имитации различных гибких связей (вицы, корней, жил и т.п.), к тому же очень прочная – хоть сам вешайся, не порвется.
Изображение
Чтобы оживить пейзаж, внутрь судна поместил некоторые сопутствующие предметы.
Кисть, лебезу, запасные клеванты и прочее барахло в берестяном ведре.
Изображение
Изображение
Черпак для откачки воды из судна (известен по 14 экспонатам).
Изображение
Изображение
Кстати, я и сам в навигацию постоянно пользуюсь таким же по форме черпаком, только делаю его не из дерева, а из обычной пластиковой бутылки.

Шест для отталкивания с характерным утолщением на конце.
Изображение
Изображение

Единственный вопрос, который мне до сих пор не совсем понятен – это якорь. Археологическими находками не представлен. Как выглядел – не понятно. Тут надо еще подумать. Или, может, есть у кого мысли по этому поводу? Было бы интересно узнать.

РС. Футляр в процессе
Господа англичане, стреляйте первыми!

Аватара пользователя
kolodka2
Сообщения: 347
Зарегистрирован: Вт окт 13, 2009 18:52
Откуда: севастополь
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 33 раза

Re: Новгородское судно и другие

#2 Сообщение kolodka2 »

Коллега подскажите пож-ста: чем старили древесину?
С Уважением. Владимир.

Лучше красиво делать, чем красиво говорить.

Аватара пользователя
Hedgehog
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 5569
Зарегистрирован: Ср апр 19, 2006 12:29
Откуда: г. Москва
Благодарил (а): 802 раза
Поблагодарили: 585 раз
Контактная информация:

Re: Новгородское судно и другие

#3 Сообщение Hedgehog »

Роскошная работа! И тема замечательная! Браво!
Всем успехов.
Дмитрий.

Экспертов - как грязи. Моделистов маловато.
Не надо мне рассказывать, что я делаю неправильно. Покажите, как это делаете вы.
Очная школа классического судомоделизма: Здесь, на форуме, ВКонтакте, Telegramm Дзен, Boosty

Аватара пользователя
Dedal
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 2477
Зарегистрирован: Сб дек 30, 2006 18:05
Откуда: С.-Петербург
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 66 раз
Контактная информация:

Re: Новгородское судно и другие

#4 Сообщение Dedal »

Джи-джи писал(а):Штевни выполнены без шпунта и имеют подтреугольную форму.
Очень красивая работа 8)

Одна поправка: накладки на штевни тоже треугольные в сечении.

Аватара пользователя
Dedal
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 2477
Зарегистрирован: Сб дек 30, 2006 18:05
Откуда: С.-Петербург
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 66 раз
Контактная информация:

Re: Новгородское судно и другие

#5 Сообщение Dedal »

Джи-джи писал(а):Единственный вопрос, который мне до сих пор не совсем понятен – это якорь. Археологическими находками не представлен. Как выглядел – не понятно. Тут надо еще подумать. Или, может, есть у кого мысли по этому поводу? Было бы интересно узнать.
Можно применить поморский якорь, думаю, ошибки не будет 8)
Нижний рисунок (б):
Изображение

Аватара пользователя
Alexey Loginov
Сообщения: 1071
Зарегистрирован: Вс июн 19, 2005 23:55
Откуда: Регион 53
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 201 раз

Re: Новгородское судно и другие

#6 Сообщение Alexey Loginov »

kolodka2 писал(а):Коллега подскажите пож-ста: чем старили древесину?
Мореная деталь трется тканью. Полируется и одновременно истирается. Можно и мелкой шкуркой вместо ткани. Так быстрее.

Заодно покажу приспособку с помощью которой можно делать мачты любого диаметра и любой длины без станка.
Изображение
Последний раз редактировалось Alexey Loginov Ср мар 24, 2010 20:24, всего редактировалось 1 раз.
Господа англичане, стреляйте первыми!

Аватара пользователя
Alexey Loginov
Сообщения: 1071
Зарегистрирован: Вс июн 19, 2005 23:55
Откуда: Регион 53
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 201 раз

Re: Новгородское судно и другие

#7 Сообщение Alexey Loginov »

Dedal писал(а):
Джи-джи писал(а):Единственный вопрос, который мне до сих пор не совсем понятен – это якорь. Археологическими находками не представлен. Как выглядел – не понятно. Тут надо еще подумать. Или, может, есть у кого мысли по этому поводу? Было бы интересно узнать.
Можно применить поморский якорь, думаю, ошибки не будет 8)
Нижний рисунок (б):
Впоне логичный подход. Надо только подобрать подходящий "минерал".

РС. Кстати, инфорация пригодится и для слеующей работы.
Господа англичане, стреляйте первыми!

Аватара пользователя
ladikanton
Сообщения: 9
Зарегистрирован: Сб фев 28, 2009 21:17
Откуда: Череповец

Re: Новгородское судно и другие

#8 Сообщение ladikanton »

Очень красиво.Давно хотел сделать что то такое (древне русское что ли,в идеале хотелось бы ладью русичей).А можно про приспособу для изготовления мачт поподробнее , используется принцып волочения?

Аватара пользователя
Alexey Loginov
Сообщения: 1071
Зарегистрирован: Вс июн 19, 2005 23:55
Откуда: Регион 53
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 201 раз

Re: Новгородское судно и другие

#9 Сообщение Alexey Loginov »

Поморский карбас из района Яренского рога. По материалам "Истории северо-русского судостроения".
Выдержка с описанием карбаса из текста.

Изображение

Изображение

Чертеж.
Изображение
Господа англичане, стреляйте первыми!

Аватара пользователя
Alexey Loginov
Сообщения: 1071
Зарегистрирован: Вс июн 19, 2005 23:55
Откуда: Регион 53
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 201 раз

Re: Новгородское судно и другие

#10 Сообщение Alexey Loginov »

По опубликованному рисунку сделал теоретический чертеж корпуса.
Изображение
Затем собрал стапель имитирующий болванку корпуса. Установочные шпангоуты на стапеле сделаны с отступами на толщину шпангоутов. В них выполнены отверстия для притягивания набоев к шпангоутам.
Изображение
Господа англичане, стреляйте первыми!

Аватара пользователя
Alexey Loginov
Сообщения: 1071
Зарегистрирован: Вс июн 19, 2005 23:55
Откуда: Регион 53
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 201 раз

Re: Новгородское судно и другие

#11 Сообщение Alexey Loginov »

Модель выполнена из ольхи в масштабе 1:30.
Набои, как и на прототипе уложены внакрой с перекрытием в 2мм. В носовой и кормовой части набои выведены вгладь.
Изображение

Изображение

Изготовление планширей.

Изображение



Промежуточный итог.
Изображение
Изображение
Изображение

Установка банок, мачт и распорок на днище согласно описанию. В распорках первого и третьего шпангоутов сделаны отверстия под установку мачт. Мачты и банки установил без клея, только за счет трения. При желании их можно снять, и мачты уложить на дно карбаса.

Изображение

Изображение
Господа англичане, стреляйте первыми!

Аватара пользователя
Alexey Loginov
Сообщения: 1071
Зарегистрирован: Вс июн 19, 2005 23:55
Откуда: Регион 53
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 201 раз

Re: Новгородское судно и другие

#12 Сообщение Alexey Loginov »

Установка рангоута и изготовление мелочевки. Такелаж пеньковый.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Последний раз редактировалось Alexey Loginov Ср июл 31, 2013 19:32, всего редактировалось 2 раза.
Господа англичане, стреляйте первыми!

Аватара пользователя
Hedgehog
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 5569
Зарегистрирован: Ср апр 19, 2006 12:29
Откуда: г. Москва
Благодарил (а): 802 раза
Поблагодарили: 585 раз
Контактная информация:

Re: Новгородское судно и другие

#13 Сообщение Hedgehog »

Очень душевная работа!
Всем успехов.
Дмитрий.

Экспертов - как грязи. Моделистов маловато.
Не надо мне рассказывать, что я делаю неправильно. Покажите, как это делаете вы.
Очная школа классического судомоделизма: Здесь, на форуме, ВКонтакте, Telegramm Дзен, Boosty

Аватара пользователя
FreeLander
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 12031
Зарегистрирован: Пн авг 14, 2006 12:04
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1268 раз
Поблагодарили: 694 раза
Контактная информация:

Re: Новгородское судно и другие

#14 Сообщение FreeLander »

Класс!
Всё гадаю: везеринг будет или нет?
С уважением, Пётр
Мой блог

Аватара пользователя
Alexey Loginov
Сообщения: 1071
Зарегистрирован: Вс июн 19, 2005 23:55
Откуда: Регион 53
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 201 раз

Re: Новгородское судно и другие

#15 Сообщение Alexey Loginov »

Что такое "везеринг"?
Господа англичане, стреляйте первыми!

Ответить

Вернуться в «Scratchbuild (изготовление с нуля)»