"Идёт, бычок, качается..."
Как качать воду будем? Ясно, что при аварии мы воспользуемся всеми четырьмя помпами, но в обычной жизни помпы старались беречь, и замечательные кеттенс-помпы не применяли в повседневной хозяйственной деятельности, во избежание износа и поломки.
Перед грот-мачтой расположены плунжерные помпы, так же известные, как "помпы из вяза". Это довольно старая конструкция, но просуществовала довольно долго после появления более современных кеттенс-помп ("цепных помп"). Даже после введения кеттенс-помп, вязовые помпы оставляли для удобства подачи воды для хоз. нужд, чаще всего - драить палубу, тушить лёгкие возгорания, и тд. Одна и та же вязовая помпа могла подавать воду на разные палубы (не одновременно), что выгодно отличало их от кеттенс-помп с единственным сливом на гондеке.
Подробней описано у Питера Гудмана.
Вообще-то, для Пандоры вязовые помпы нужны, как в бане пассатижи, но пусть будут. А сейчас начинаются чудеса: идея взята явно из книжки Гудмана: посмотрите на фото: сливы плунжерных помп "смотрят" на ДП корабля! Ну, и как к ним присоединять тканевый рукав и вести воду к потребителю где-нибудь на носу корабля? А как бегать с вёдрами для работ на квартердеке или баке, если сливы помп не смотрят на тебя, и тебе надо прыгать к самой мачте, чтобы добраться до сливного патрубка? Обычно сливы плунжерных помп (да и вообще, всех помп) смотрят на борта, а не сами на себя. Кстати, именно верхний слив плунжерных помп не нужно было закрывать крышкой (на модели - закрыты), и рукав для полива водой был надет на сливы постоянно. Чтобы не мешался, его обматывали вокруг тела помпы.
Ладно, если плунжерные помпы на Пандоре для хозяйственных нужд, то кеттенс-помпы, известные своей производительностью, служат для аварийной откачки воды из трюма. Так? Но, по иронии, или недогляду МакКея, слив у цепных помп на модели именно такой, как если бы на корабле были бы только кеттенс-помпы. Они имеют короткий коробчатый слив - это вариант помпы для хозяйственных нужд. При наличии же на корабле вязовых помп, сливы из кеттенс-помп представляли собой трубы, исходящие из "ванны" кеттенс-помпы и идущие на небольшом расстоянии от палубы прямо к шпигату. Шпигат был расширенный, по отношению к другим шпигатам.