Простенький китайский leudo
Модераторы: Roman Roganov, FreeLander, Valentin Demin
-
- Сообщения: 1447
- Зарегистрирован: Вт сен 03, 2013 10:12
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 69 раз
- Поблагодарили: 266 раз
Простенький китайский leudo
Не обнаружил тут обзора строительства подобного судна, поэтому решил завести свой. Сразу оговорюсь, что модель планируется в подарок человеку, далекому от моделизма, но близкому к вину Поэтому никакой адмиралтейки или вообще чего-то супердетализированного не замышляю, хотя в целом исторической правды намерен придерживаться, благо источники есть. Китайский набор подкупил удобным масштабом и наборными бочками.
Не знаю, кто у кого копирует наборы, но насколько я могу судить, все они в той или иной степени базируются на чертеже Sergio Spina, а тот, в свою очередь — на обмерах леудо под названием Tre Fratelli, построенного в 1894 году. Леудо (а точнее даже произношение «леуду»), согласно Паоло Берти, были четырех типов, которые различались размерами и пропорциями корпуса: для перевозки вина или сыра (самые крупные и с наиболее полными обводами), для перевозки песка, для морской и для прибрежной рыбной ловли (самый маленький). Данный конкретный леудо — виначчьере, т. е. виновоз.
Упаковано все аккуратно.
Обшивка дана нарезанной на липовом шпоне, так что однозначно под покраску. Моим планам это не противоречит, т. к. модель собираюсь окрашивать, да и реальные леудо тоже все красились.
Набор выполнен на 2-мм фанере. При сборке насухую выяснилось, что шпангоуты болтаются, поэтому проклеил их полосками бумаги, после чего все село плотно и ровно.
Верхушки штевней на общей фанерке отсутствовали. Сперва попечалился и уже собрался было их нарисовать по чертежу да и выпилить, но потом случайно обнаружил их в коробке с мелочевкой. Они из другого дерева.
Поскольку фанерка тонкая - топтимберсы ломаются на ура. После того, как я снес два из них, просто слегка задев рукою, было решено перед малковкой и наклейкой фальшборта подклеить к ним усиливающие элементы.
В инструкции вам будут предлагать наклеить первой планку №18 (ту, где шпигаты). Оно как бы и логично, ведь шпигаты надо подогнать по уровню палубы, но НЕТ! Не делайте этого, если не хотите проблем. Эта планка мало того, что вся в отверстиях, по которым норовит сломаться (зачем вырезаны клюзы на всю ширину планки, например? мне вот нетрудно было бы просверлить готовый борт), так она еще и крепиться должна всего в двух точках - на фор- и ахтерштевне (ибо топтимберсы будут потом удаляться). А у форштевня-то она как раз наиболее охотно и ломается – см. фото, отмечено красным кружком. Поэтому сначала надо полноценно и нормально установить ту, что ниже - №17, и потом уже приклеивать 18 к ее верхней кромке.
На фото — состояние на данном этапе, поверх корпуса с наклеенными планками №№17 и 18 положена №18 с другого борта (перевернута, чтобы показать клюзы на корме).
Не знаю, кто у кого копирует наборы, но насколько я могу судить, все они в той или иной степени базируются на чертеже Sergio Spina, а тот, в свою очередь — на обмерах леудо под названием Tre Fratelli, построенного в 1894 году. Леудо (а точнее даже произношение «леуду»), согласно Паоло Берти, были четырех типов, которые различались размерами и пропорциями корпуса: для перевозки вина или сыра (самые крупные и с наиболее полными обводами), для перевозки песка, для морской и для прибрежной рыбной ловли (самый маленький). Данный конкретный леудо — виначчьере, т. е. виновоз.
Упаковано все аккуратно.
Обшивка дана нарезанной на липовом шпоне, так что однозначно под покраску. Моим планам это не противоречит, т. к. модель собираюсь окрашивать, да и реальные леудо тоже все красились.
Набор выполнен на 2-мм фанере. При сборке насухую выяснилось, что шпангоуты болтаются, поэтому проклеил их полосками бумаги, после чего все село плотно и ровно.
Верхушки штевней на общей фанерке отсутствовали. Сперва попечалился и уже собрался было их нарисовать по чертежу да и выпилить, но потом случайно обнаружил их в коробке с мелочевкой. Они из другого дерева.
Поскольку фанерка тонкая - топтимберсы ломаются на ура. После того, как я снес два из них, просто слегка задев рукою, было решено перед малковкой и наклейкой фальшборта подклеить к ним усиливающие элементы.
В инструкции вам будут предлагать наклеить первой планку №18 (ту, где шпигаты). Оно как бы и логично, ведь шпигаты надо подогнать по уровню палубы, но НЕТ! Не делайте этого, если не хотите проблем. Эта планка мало того, что вся в отверстиях, по которым норовит сломаться (зачем вырезаны клюзы на всю ширину планки, например? мне вот нетрудно было бы просверлить готовый борт), так она еще и крепиться должна всего в двух точках - на фор- и ахтерштевне (ибо топтимберсы будут потом удаляться). А у форштевня-то она как раз наиболее охотно и ломается – см. фото, отмечено красным кружком. Поэтому сначала надо полноценно и нормально установить ту, что ниже - №17, и потом уже приклеивать 18 к ее верхней кромке.
На фото — состояние на данном этапе, поверх корпуса с наклеенными планками №№17 и 18 положена №18 с другого борта (перевернута, чтобы показать клюзы на корме).
- Tnax
- Сообщения: 3828
- Зарегистрирован: Вт авг 02, 2011 22:23
- Откуда: Россия, Воронеж
- Благодарил (а): 145 раз
- Поблагодарили: 277 раз
Re: Простенький китайский leudo
Спасибо за обзор, с удовольствием понаблюдаем
Чтоб воду в ступе не толочь...
Строю в данный момент:
Дуббель-шлюпка 1:72 от Милании
На паузе:
Бригантина Феникс 1:72
Палубный бот Св. Гавриил 1:72
Ботик Фортуна 1:36
Шикарные паруса от Олега Серегина
Купить
Научиться
Мои альбомы Google+ единой ссылкой недоступны, увы. Решу вопрос в ближайшее время, надеюсь
Мой блог
Строю в данный момент:
Дуббель-шлюпка 1:72 от Милании
На паузе:
Бригантина Феникс 1:72
Палубный бот Св. Гавриил 1:72
Ботик Фортуна 1:36
Шикарные паруса от Олега Серегина
Купить
Научиться
Мои альбомы Google+ единой ссылкой недоступны, увы. Решу вопрос в ближайшее время, надеюсь
Мой блог
-
- Сообщения: 116
- Зарегистрирован: Сб окт 06, 2012 20:59
- Благодарил (а): 5 раз
- Поблагодарили: 8 раз
Re: Простенький китайский leudo
Тема по этому кораблику была, называлась "Виновоз Leudo из Китая", если мне память не изменяет, ну да ладно.
Странно, но у меня в наборе планки со шпигатами были из красного дерева (или, что там у китайцев). Вода и утюг согнули даже это, практически без потерь, а уж "белое дерево" (видимо липа) должно гнуться на ура, без заломов. Белую обшивку, ниже бархоута, клеил на циакрин без предварительной формовки, на сухую, легло изумительно.
Вы немного поспешили, выравнивать шпигаты надо не по фанерной палубе, а по обшитой, т.е. относительно фанеры уровень шпигатов надо поднять, примерно, на 0,5 мм. Иначе, срез шпона палубы будет виден через шпигаты У самого так, жутко раздражает
Странно, но у меня в наборе планки со шпигатами были из красного дерева (или, что там у китайцев). Вода и утюг согнули даже это, практически без потерь, а уж "белое дерево" (видимо липа) должно гнуться на ура, без заломов. Белую обшивку, ниже бархоута, клеил на циакрин без предварительной формовки, на сухую, легло изумительно.
Вы немного поспешили, выравнивать шпигаты надо не по фанерной палубе, а по обшитой, т.е. относительно фанеры уровень шпигатов надо поднять, примерно, на 0,5 мм. Иначе, срез шпона палубы будет виден через шпигаты У самого так, жутко раздражает
-
- Сообщения: 1447
- Зарегистрирован: Вт сен 03, 2013 10:12
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 69 раз
- Поблагодарили: 266 раз
Re: Простенький китайский leudo
Тему я эту видел, но там строительство не описано.
Насчет взаимного расположения шпигатов и палубы вы совершенно правы, я об этом тоже думал и даже пытался наклеить нижнюю рейку именно так - на 0,5 повыше. Но по всей длине, увы, не получилось. Решил, что шпигаты на крайний случай чуть расширю надфилем, а ниже зашпаклюю. Буду смотреть по готовому борту.
У меня вся обшивка из липы полностью, гнется действительно легко, но клюз прорезан так, что выше и ниже его на рейке остаются десятые доли миллиметра. Тут уж с водой не с водой - сломается все равно. Я пробовал зажимать между гнутыми рейками - бесполезно, проще сразу разломать самому и клеить по частям.
Насчет взаимного расположения шпигатов и палубы вы совершенно правы, я об этом тоже думал и даже пытался наклеить нижнюю рейку именно так - на 0,5 повыше. Но по всей длине, увы, не получилось. Решил, что шпигаты на крайний случай чуть расширю надфилем, а ниже зашпаклюю. Буду смотреть по готовому борту.
У меня вся обшивка из липы полностью, гнется действительно легко, но клюз прорезан так, что выше и ниже его на рейке остаются десятые доли миллиметра. Тут уж с водой не с водой - сломается все равно. Я пробовал зажимать между гнутыми рейками - бесполезно, проще сразу разломать самому и клеить по частям.
-
- Сообщения: 116
- Зарегистрирован: Сб окт 06, 2012 20:59
- Благодарил (а): 5 раз
- Поблагодарили: 8 раз
Re: Простенький китайский leudo
Видимо, китайцы начали экономить. Если так, то модель придется полностью красить, а с некрашеным бортом она смотрится прикольнее. Настил палубы лучше будет заменить, т.к. раскладка совершенно не верна. Да и клеить цельный кусок шпона после установки бортов-то еще удовольствие.
А вообще то, менять придется все, если будите делать по чертежу, а не "из коробки". В наборе даны неправильные: рубка (по крайней мере я такую не нашел на чертежах), крышки трюма, безобразный топ мачты, корявый шпиль, таблички с названием (Леудо это тип корабля, а не название), это только то, что вспомнил. Сам я палубу не менял о чем теперь жалею- в результате со временем она, собака, дала продольную трещину. Вот шлюпка и бочки действительно хороши.
Давно хотел собрать второй, правильный Леудо, причем моторный вариант, да все руки не доходят. "Красавица" требует много внимания Она ревнива и не отпускает на долго.
Удачи Вам в постройке
А вообще то, менять придется все, если будите делать по чертежу, а не "из коробки". В наборе даны неправильные: рубка (по крайней мере я такую не нашел на чертежах), крышки трюма, безобразный топ мачты, корявый шпиль, таблички с названием (Леудо это тип корабля, а не название), это только то, что вспомнил. Сам я палубу не менял о чем теперь жалею- в результате со временем она, собака, дала продольную трещину. Вот шлюпка и бочки действительно хороши.
Давно хотел собрать второй, правильный Леудо, причем моторный вариант, да все руки не доходят. "Красавица" требует много внимания Она ревнива и не отпускает на долго.
Удачи Вам в постройке
-
- Сообщения: 1447
- Зарегистрирован: Вт сен 03, 2013 10:12
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 69 раз
- Поблагодарили: 266 раз
Re: Простенький китайский leudo
Спасибо Я действительно многое планирую под замену. Буду рассказывать по мере продвижения.
-
- Сообщения: 1447
- Зарегистрирован: Вт сен 03, 2013 10:12
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 69 раз
- Поблагодарили: 266 раз
Re: Простенький китайский leudo
Доделал фальшборт.
Поскольку его рейки приходится клеить только друг к другу и исключительно на ребро — никакое насилие над ними нежелательно. Поэтому я их распаривал, выгибал по месту и сушил, после чего клеил уже готовыми.
А вот на что хотелось бы обратить внимание почтеннейшей публики — так это на вот такие приколы.
Посмотрите на несовпадение половинок клюза. При том, что на другом борту все нормально. Впрочем, это не удивляет на фоне остального. Так, половинки фальшпалубы (той, что вставляется в середину набора) при полной одинаковости отличались друг от друга по длине на миллиметр. Прорези под топтимберсы на верхней палубе - тоже по идее абсолютно симметричной - слева и справа тоже частично не совпадают, в том числе по форме. Вот и думай — то ли это такая сермяжная правда китайских проектировщиков, то ли они просто не владеют командой Duplicate.
Поскольку его рейки приходится клеить только друг к другу и исключительно на ребро — никакое насилие над ними нежелательно. Поэтому я их распаривал, выгибал по месту и сушил, после чего клеил уже готовыми.
А вот на что хотелось бы обратить внимание почтеннейшей публики — так это на вот такие приколы.
Посмотрите на несовпадение половинок клюза. При том, что на другом борту все нормально. Впрочем, это не удивляет на фоне остального. Так, половинки фальшпалубы (той, что вставляется в середину набора) при полной одинаковости отличались друг от друга по длине на миллиметр. Прорези под топтимберсы на верхней палубе - тоже по идее абсолютно симметричной - слева и справа тоже частично не совпадают, в том числе по форме. Вот и думай — то ли это такая сермяжная правда китайских проектировщиков, то ли они просто не владеют командой Duplicate.
- Tnax
- Сообщения: 3828
- Зарегистрирован: Вт авг 02, 2011 22:23
- Откуда: Россия, Воронеж
- Благодарил (а): 145 раз
- Поблагодарили: 277 раз
Re: Простенький китайский leudo
Думаю оба варианта валидны: невнимательность и торопыжество вкупе с неопытностью
Чтоб воду в ступе не толочь...
Строю в данный момент:
Дуббель-шлюпка 1:72 от Милании
На паузе:
Бригантина Феникс 1:72
Палубный бот Св. Гавриил 1:72
Ботик Фортуна 1:36
Шикарные паруса от Олега Серегина
Купить
Научиться
Мои альбомы Google+ единой ссылкой недоступны, увы. Решу вопрос в ближайшее время, надеюсь
Мой блог
Строю в данный момент:
Дуббель-шлюпка 1:72 от Милании
На паузе:
Бригантина Феникс 1:72
Палубный бот Св. Гавриил 1:72
Ботик Фортуна 1:36
Шикарные паруса от Олега Серегина
Купить
Научиться
Мои альбомы Google+ единой ссылкой недоступны, увы. Решу вопрос в ближайшее время, надеюсь
Мой блог
-
- Сообщения: 116
- Зарегистрирован: Сб окт 06, 2012 20:59
- Благодарил (а): 5 раз
- Поблагодарили: 8 раз
Re: Простенький китайский leudo
У меня такой прикол был на обоих бортах. И я это понял так - полклюза дано с запасом, т.к. при малейшей неточности в изгибе двух реек края разъедутся и при доработке напильником клюз станет овальным или, большего чем надо надо, диаметра. А так, диаметр будет соблюден
Можно маленький совет?
У Вас корпус под покраску, маслом покрывать его не будите, самое мрачное (клюзы) позади - клейте дальше циакрином, замачивайте концы реек минут на 5, гните утюгом, достаточно примерно, одновременно просушивая рейку. Прикладываем планку по месту и начиная от носа проливаем стык планка-шпангоут, прижимая рейку к двум последующим. Клей можно приваривать тем же утюгом. За 3 шпангоута до кормы укорачиваем рейку "по месту" и доклеиваем. Затем, проливаем шов планка - предыдущая планка. Если он особо выдающийся, то проливаем особо гиблое место и быстро чуть шкурим шов - опилки пропитываются клеем и у нас не шов, а ДСП . За день можно обшить целиком. Зашпатлевать, и даже зашкурить. Проливаем, это очень условно, насколько помню, ушло не более двух трехграммовых тюбиков. Правда, если у Вас нет модельного утюжка (сам я пользуюсь авиомодельным для обтяжки лавсаном) и Вы пользуетесь обычным, то этот совет, про приваривание, лучше не реализовывать -другие пользователи утюга убьют
А в принципе, каждый из нас морочится так, как его душе угодно-мы не в армии.
Можно маленький совет?
У Вас корпус под покраску, маслом покрывать его не будите, самое мрачное (клюзы) позади - клейте дальше циакрином, замачивайте концы реек минут на 5, гните утюгом, достаточно примерно, одновременно просушивая рейку. Прикладываем планку по месту и начиная от носа проливаем стык планка-шпангоут, прижимая рейку к двум последующим. Клей можно приваривать тем же утюгом. За 3 шпангоута до кормы укорачиваем рейку "по месту" и доклеиваем. Затем, проливаем шов планка - предыдущая планка. Если он особо выдающийся, то проливаем особо гиблое место и быстро чуть шкурим шов - опилки пропитываются клеем и у нас не шов, а ДСП . За день можно обшить целиком. Зашпатлевать, и даже зашкурить. Проливаем, это очень условно, насколько помню, ушло не более двух трехграммовых тюбиков. Правда, если у Вас нет модельного утюжка (сам я пользуюсь авиомодельным для обтяжки лавсаном) и Вы пользуетесь обычным, то этот совет, про приваривание, лучше не реализовывать -другие пользователи утюга убьют
А в принципе, каждый из нас морочится так, как его душе угодно-мы не в армии.
-
- Сообщения: 1447
- Зарегистрирован: Вт сен 03, 2013 10:12
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 69 раз
- Поблагодарили: 266 раз
Re: Простенький китайский leudo
Спасибо, мне привычнее Titebond и паяльник с вот такой насадкой:
Кстати, приключения с асимметричными деталями продолжаются. Обнаружил, что планки обшивки для разных бортов имеют разную ширину, причем только с одного конца. Но тут проблема не в чертеже, а в неравномерности реза.
Но вообще однослойная обшивка, еще и из липы - зло. И шпации, конечно, стоило бы заполнить, хотя бы на оконечностях. Я вот жалею, что поленился. Точнее, было нечем, поленился ездить и искать материал.
Кстати, приключения с асимметричными деталями продолжаются. Обнаружил, что планки обшивки для разных бортов имеют разную ширину, причем только с одного конца. Но тут проблема не в чертеже, а в неравномерности реза.
Но вообще однослойная обшивка, еще и из липы - зло. И шпации, конечно, стоило бы заполнить, хотя бы на оконечностях. Я вот жалею, что поленился. Точнее, было нечем, поленился ездить и искать материал.
-
- Сообщения: 1447
- Зарегистрирован: Вт сен 03, 2013 10:12
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 69 раз
- Поблагодарили: 266 раз
Re: Простенький китайский leudo
Доклеил обшивку. Безобразненько, но впереди еще доводка-шпаклевка-шлифовка и прочее.
Концы реек на корме не сошлись, причем на обоих бортах примерно одинаково. Видимо, буду доклеивать кусочками.
Концы реек на корме не сошлись, причем на обоих бортах примерно одинаково. Видимо, буду доклеивать кусочками.
-
- Сообщения: 116
- Зарегистрирован: Сб окт 06, 2012 20:59
- Благодарил (а): 5 раз
- Поблагодарили: 8 раз
Re: Простенький китайский leudo
Концы реек даны с запасом (у меня запас был миллиметров 5) подгонял каждую по месту. У Вас, я вижу, надставить нужно один пояс, а остальное, подрезать. Да и может после ошкуривания и не придется ни чего надставлять. Легкий слой шпаклевочки, немного шкурки и можно красить
-
- Сообщения: 1447
- Зарегистрирован: Вт сен 03, 2013 10:12
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 69 раз
- Поблагодарили: 266 раз
Re: Простенький китайский leudo
Как раз нет. На фото не видно карандашной линии (на другом борту она лазерная), которая отмечает край обшивки, так вот самые длинные рейки до нее только-только достают. Так что надставлять придется.
-
- Сообщения: 1447
- Зарегистрирован: Вт сен 03, 2013 10:12
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 69 раз
- Поблагодарили: 266 раз
Re: Простенький китайский leudo
Параллельно с работой над моделью я потихоньку перевожу большую статью Пьетро Берти про леудо вот отсюда: http://www.velelatine.it/public/phpbb3/ ... t=253#p961
Сегодня благодаря этой статье обнаружил косяк набора, который в моем случае уже не исправить. Вот как выглядит корма на чертеже из набора (слева) и на чертеже леудо из книги "Vele italiane della costa occidentale" (справа):
А вот что пишет про это Берти:
"Напомним, во избежание ошибки, которую допускают многие моделисты, что линия шпунта на ахтерштевне поднимается вертикально до ватервейса, а от него вместе с фальшбортом отклоняется наружу. Настоятельно обращаем на это ваше внимание, поскольку многие моделисты, повторяя чужие ошибки, придают и штевню, и обшивке наклон вперед, зачастую чрезмерный. К счастью, один друг подарил нам несколько фото, которые помогли понять, откуда взялась эта ошибка. Суть в том, что некоторые судовладельцы, желая установить мотор и, соответственно, винт, и чтобы не переделывать конструкцию шпангоутов, решили добавить еще штуку к ахтерштевню позади уже имеющихся. Это позволяло сделать раму для винта на самом штевне, но приводило к тому, что при сохранении линии обшивки в неизменном виде сам ахтерштевень оказывался заметно наклонен вперед. Следует также помнить, что расширение фальшборта наружу имеет определенный технический смысл — это позволяет избежать заливания судна водой, особенно при волне в корму." (перевод мой, и я же отметил зеленым цветом линии примыкания фальшборта к ахтерштевню на китайском и итальянском чертежах).
Я, естественно, делал по чертежу набора, да и обшивка раскроена соответственно. И линия разметки на ахтерштевне прямая.
Сегодня благодаря этой статье обнаружил косяк набора, который в моем случае уже не исправить. Вот как выглядит корма на чертеже из набора (слева) и на чертеже леудо из книги "Vele italiane della costa occidentale" (справа):
А вот что пишет про это Берти:
"Напомним, во избежание ошибки, которую допускают многие моделисты, что линия шпунта на ахтерштевне поднимается вертикально до ватервейса, а от него вместе с фальшбортом отклоняется наружу. Настоятельно обращаем на это ваше внимание, поскольку многие моделисты, повторяя чужие ошибки, придают и штевню, и обшивке наклон вперед, зачастую чрезмерный. К счастью, один друг подарил нам несколько фото, которые помогли понять, откуда взялась эта ошибка. Суть в том, что некоторые судовладельцы, желая установить мотор и, соответственно, винт, и чтобы не переделывать конструкцию шпангоутов, решили добавить еще штуку к ахтерштевню позади уже имеющихся. Это позволяло сделать раму для винта на самом штевне, но приводило к тому, что при сохранении линии обшивки в неизменном виде сам ахтерштевень оказывался заметно наклонен вперед. Следует также помнить, что расширение фальшборта наружу имеет определенный технический смысл — это позволяет избежать заливания судна водой, особенно при волне в корму." (перевод мой, и я же отметил зеленым цветом линии примыкания фальшборта к ахтерштевню на китайском и итальянском чертежах).
Я, естественно, делал по чертежу набора, да и обшивка раскроена соответственно. И линия разметки на ахтерштевне прямая.
-
- Сообщения: 1447
- Зарегистрирован: Вт сен 03, 2013 10:12
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 69 раз
- Поблагодарили: 266 раз
Re: Простенький китайский leudo
Размышляю над покраской. Берти пишет, что основная схема окраски леудо была более-менее единой, но цвета со временем менялись. Он описывает четыре основные вариации, которые я для наглядности наложил на фото своей незаконченной модели.
1) Самая старая, скопированная со старинной вотивной модели.
2) Рубеж 19 и 20 вв. Сам я больше склоняюсь именно к такому.
3) Два варианта из предпоследней фазы истории леудо.
4) Так окрашивались последние леудо. На судах из Рива Тригозо была еще зеленая полоса вдоль ватерлинии.
1) Самая старая, скопированная со старинной вотивной модели.
2) Рубеж 19 и 20 вв. Сам я больше склоняюсь именно к такому.
3) Два варианта из предпоследней фазы истории леудо.
4) Так окрашивались последние леудо. На судах из Рива Тригозо была еще зеленая полоса вдоль ватерлинии.