HMS Bellona

форум по изготовлению моделей парусников из наборов итальянской фирмы Corel

Модераторы: Roman Roganov, FreeLander, Valentin Demin

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6853
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 68 раз
Поблагодарили: 1157 раз

Re: HMS Bellona

#256 Сообщение Игорь Тараканов »

Верхние шкивы талей фала марса-рея не имеют связи с фордунами и "висят в свободном полёте" (22). Лопарь талей у модели Корел крепится на второй битенг с внутренней стороны фальшборта.

Грот-мачта имеет девять вант (23), при этом на руслене десять вант-юферсов.
Отсутствует восьмая ванта. Фордунная скамеечка (24) расположена отдельно.
Нижние шесть и верхние шесть выблёнок не прикреплены к крайним вантам.
Всего выблёнок 35.

Фор-стень-вант пять, количество выблёнок 30,
Грот-стень-вант пять, количество выблёнок 34. (25)

Брам-ванты проведены так же, как и у Корел, и не имеют выблёнок.
Брам-стеньги на этом корабле - с так называемым длинным столбовым топом.

Редкий случай, когда хорошо видно проводку бык-гордений (26) и нок-гордений грота (27).

Бизань-мачта имеет шесть вант с 32 выблёнками и три стень-ванты с 25 выблёнками (на сторону). (28)
Вложения
123.jpg
large (50).jpg
large (50).jpg

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6853
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 68 раз
Поблагодарили: 1157 раз

Re: HMS Bellona

#257 Сообщение Игорь Тараканов »

В заключение я хочу отметить, что такелаж этой модели во многом совпадает с описанием К. Марквардта и относится примерно к 1770-1775 году. То есть, сверяясь с фото, можно найти соответствующее описание у К.М. и получить недостающую информацию о снасти.
Обратите внимание, что внутренние стороны фальшбортов у модели практически голые: отсутствуют кнехты, утки и КНП. Нет уток и на нижних вантах. Все ходовые концы идут или на КНП у мачт, или на топтимберсы и планширь ограждений. Опять же, отсутствует такелаж стакселей и лиселей.

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6853
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 68 раз
Поблагодарили: 1157 раз

Re: HMS Bellona

#258 Сообщение Игорь Тараканов »

Дорогие друзья! Как вы помните, я уделил несколько внимания русленям и находящимся на них юферсах. Как вы догадываетесь, неспроста. Дело в стоячем такелаже, в частности, в вантах, с которыми не всё так просто. Все знают, насколько сложен и неоднозначен вопрос такелажа на старинных парусниках. Скудность и противоречивость информации иногда приводят в уныние. А, если учесть, как часто такелаж заменялся, и при этом нововведения никак не отражались документально, то самое время за голову хвататься. В чём загвоздка, я укажу "по ходу действия пьесы".
Увы, но насчёт стоячего такелажа при строительстве модели придётся "кланяться в ножки" Анатомии, и книге "Линейные корабли Великобритании второй половины 18 века", ибо авторы других (хороших, ценных!) книжек единодушны: количество и характеристики вант варьируются, смотрите, мол, каждый корабль персонально.
Что сделали производители КИТов? Взяли данные из Анатомии (зачем ещё куда-то лезть?)... правда, каждый по-своему.

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6853
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 68 раз
Поблагодарили: 1157 раз

Re: HMS Bellona

#259 Сообщение Игорь Тараканов »

Брайан Лэвери в Анатомии приводит таблицу количества, длин и диаметров вант для Беллоны. Указывает и источник - архив NMM, SPB15 (английские названия архивных документов тоже перечислены). Оттуда, я так понял, автор "дёрнул" и некоторые схемы проводки такелажа, не сильно заморачиваясь в том, что они НЕ СОВПАДАЮТ с его же графикой.

Мои посты про руслени помним? Давайте посмотрим, какое количество вант обязует ставить на Беллону Б.Лэвери и NMM, SPB15 .
(на один борт)

Фок мачта:
ванты: 9, стень-ванты: 6, брам-ванты: 3.
Грот-мачта:
ванты: 9, стень-ванты: 6, брам-ванты 3.
Бизань-мачта:
ванты: 6, стень-ванты: 4, брам-ванты 2.

Я прикрепляю картинку из Анатомии, слева хорошо видно описание, разобраться несложно даже не знающему английский язык.
Вложения
Безымянный 4.jpg

Аватара пользователя
Tnax
Сообщения: 3828
Зарегистрирован: Вт авг 02, 2011 22:23
Откуда: Россия, Воронеж
Благодарил (а): 145 раз
Поблагодарили: 277 раз

Re: HMS Bellona

#260 Сообщение Tnax »

Игорь, простите за наглость... но статью сделайте по Bellona.
Это будет лучше, нагляднее и в одном месте.
Или цикл статей.
Блин, побольше бы таких разборов, и тогда бы такелаж таких как я в уныние не вгонял бы )
Чтоб воду в ступе не толочь...

Строю в данный момент:
Дуббель-шлюпка 1:72 от Милании
На паузе:
Бригантина Феникс 1:72
Палубный бот Св. Гавриил 1:72
Ботик Фортуна 1:36

Шикарные паруса от Олега Серегина
Купить
Научиться

Мои альбомы Google+ единой ссылкой недоступны, увы. Решу вопрос в ближайшее время, надеюсь
Мой блог

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6853
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 68 раз
Поблагодарили: 1157 раз

Re: HMS Bellona

#261 Сообщение Игорь Тараканов »

Возникает вопрос, ответ на который автор не даёт. На фок-руслене 11 вант-юферсов, на грот-руслене 10 юферсов, и это подтверждают реальные чертежи Беллоны и её систер-шипов, да ещё плюс сохранившиеся модели. Это есть и в Анатомии, и Б. Лэвери на всех чертежах эти юферсы указывает. На рисунке I2 видно, что у фок-русленя остаются не занятыми шестой и десятый юферс (с носа), а на грот-руслене "филонит" восьмой юферс.

На картинке: грот-руслень. Справа показано размещение на топе мачты вантовых пар. Обратите внимание, что Лэвери показывает первую ванту парной (не путайте с двумя нижними шкентелями сей-талей), хотя во второй пол. 18 века она была одиночной - для удобства брасопки.
Вложения
Безымянный 3.jpg
Последний раз редактировалось Игорь Тараканов Вт окт 22, 2013 12:36, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6853
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 68 раз
Поблагодарили: 1157 раз

Re: HMS Bellona

#262 Сообщение Игорь Тараканов »

Tnax писал(а):Игорь, простите за наглость... но статью сделайте по Bellona.
Это будет лучше, нагляднее и в одном месте.
Или цикл статей.
Блин, побольше бы таких разборов, и тогда бы такелаж таких как я в уныние не вгонял бы )

Здравствуйте! Спасибо! Пока не буду - нет времени... а впереди у меня по плану хороший материал про одно очень важное для моделистов несоответствие. Но некогда. некогда...

Ладно, продолжаю про ванты. "Сейчас начнётся!"(с)

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6853
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 68 раз
Поблагодарили: 1157 раз

Re: HMS Bellona

#263 Сообщение Игорь Тараканов »

Как мы с вами помним, это расположение вант в точности повторяет подобное на неатрибутированной модели семидесяти чётырёх - пушечного корабля, хранящейся в NMM. Не с неё ли рисовал Брайн? К сожалению, в музее больше нет моделей систершипов Беллоны с такелажем. Итак, вопрос: ЗАЧЕМ "лишние" юферсы?
Вложения
1.jpg

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6853
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 68 раз
Поблагодарили: 1157 раз

Re: HMS Bellona

#264 Сообщение Игорь Тараканов »

Сразу говорю: идеи про "всякие штормовые и бентик-ванты" проверены: не наш случай. Совет К.Марквардта "смотреть, как у других", был принят как призыв к действию. Что я выяснил: на всех найденных мной чертежах класса Беллона число вант-юферсов у фок- и грот-русленей больше девяти (10-11). Второй по массовости класс 74х-пушечников был класс Дублин. Он тоже разработан Т. Слэйдом, и во многом похож на класс Беллона. Посмотрел я все чертежи, все музейные модели и картины кораблей класса Дублин (и его производных), что смог найти.

История повторяется: юферсов больше девяти! Есть и другие проекты, не Слэйда. Класс Альфред, например, популярный у моделистов из-за доступных чертежей. Та же история (11 и 11). Но, самое интересное, все юферсы заняты!
В конце концов, я стал смотреть все старинные рангоутные модели 18 века из фонда NMM. Меня интересовало уже не количество вант, а "занятость" юферсов.

ВСЕ юферсы ВСЕГДА заняты.

(тут я не ставлю фотографий: их сотни! самомодерация!))

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6853
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 68 раз
Поблагодарили: 1157 раз

Re: HMS Bellona

#265 Сообщение Игорь Тараканов »

Не совсем весомый аргумент, но всё же: Гарольд М. Ханн, один из лучших моделистов планеты, призёр, лауреат и тп, на своём "Альфреде" поставил по 11 вант.

В общем, я проверял последнюю возможную версию: были ли некие резервные юферсы на русленях, на случай потери в бою, в шторм и тд... Ответ: нет, все юферсы на всех моделях заняты...

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6853
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 68 раз
Поблагодарили: 1157 раз

Re: HMS Bellona

#266 Сообщение Игорь Тараканов »

Есть ещё такой аргумент у многих авторов: кораблю такого-то ранга положено иметь столько-то вант. Взято из архивов верфей, есть и ордера Адмиралтейства. Говоря современным языком, техзадание. Кто из нас инженер-конструктор, тот уже, наверное, улыбнулся: вспомнил, в чём разница между техзаданием и получившимся проектом.
И как нам быть с тем фактом, что техзадания, проекты, утверждение проектов, постройка, обеспечение и прочее зависело от подписи ... сэра Томаса Слейда, Главного сюрвейтера Адмиралтейства Великобритании, и, совершенно случайно! - заодно и автора всех победивших проектов.

А что, очень удобно: сам себе задание выдумал, сам ответ изобрёл, сам себе построил (Верфь Чатэма принадлежала... угадайте, кому) и продал. Думаю, вопрос о "положенных девяти вантах" Слэйд решил быстро.
Превышение расхода материалов Т. Слэйд легко мог объяснить новизной конструкции, новыми прочностными характеристиками и проч. Впрочем, контроль за строительством - обязанность Т. Слэйда....

Факт остаётся фактом: на чертежах, отправленных на верфи для постройки серии кораблей класса Беллона, чётко показано одно и тоже: 11, 10 и 6 юферсов для вант.
Вложения
Третий ранг? Получи девять пар вант на мачту!
Третий ранг? Получи девять пар вант на мачту!

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6853
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 68 раз
Поблагодарили: 1157 раз

Re: HMS Bellona

#267 Сообщение Игорь Тараканов »

А как же экономия государственных средств, скажете вы, ордера-то для того и писались. Чего стоит запрет на украшения!

Но, когда строит по госзаказу тот же, кто и задание выдаёт, возможно всё! Тем более, государству не до реверансов: все глобальные решения по перевооружению Флота приняты Великобританией в разгар Семилетней войны. Вантой больше, вантой меньше... лишь бы построили!
Забавная статистика (просто так, посмотреть, как деньги тратятся):
Стоимость постройки Беллоны: 43392 фунта,
Замена такелажа (7летн. война): 1694 фунта
Замена такелажа (мирн. время): 851 фунт
Ремонт в марте 1780 года, плюс медная обшивка (Амер. война) ... 30873 фунта(!)
из них замена такелажа 3800 фунтов(!)
Думаете, инфляция? Смотрим: 1782 год: замена такелажа 1763 фунта, 1790 год: замена такелажа 703 фунта.
Вывод: на войну англичане ни денег, ни вант не жалели. Конечно, Б.Лэвери об этом не напишет, как не напишет он и об еще одном факте исторического несоответствия, по которому я пока собираю информацию.

Получается, что, увеличив кол-во вант до уровня лин. кораблей первого ранга, Слейд не только улучшил технические характеристики рангоута и такелажа, но и заработал на этом.

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6853
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 68 раз
Поблагодарили: 1157 раз

Re: HMS Bellona

#268 Сообщение Игорь Тараканов »

Ладно, это мы так, шутя... Но желание заработать тоже иногда может быть аргументом....

ИТАК, на Беллоне должно быть: (на борт): 11 фор-вант, 6 фор-стень-вант, 10 грот-вант, 6 грот-стень-вант. (11, 6, 10, 6)

Основание: все существующие архивные чертежи кораблей класса Беллона. Чертежи (т.е. копии) любезно высылает Национальный Морской Музей в Гринвиче.

А что же наши КИТопроизводители?

Чертёж, Б. Лэвери, Анатомия: 9, 6, 9, 6
Корел: 9, 5, 9, 5
Амати: 9, 5, 9, 5
Шипъярд: 9, 6, 9, 6.
Вложения
Амати
Амати
Корел
Корел
Шипъярд
Шипъярд

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6853
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 68 раз
Поблагодарили: 1157 раз

Re: HMS Bellona

#269 Сообщение Игорь Тараканов »

И, на посошок, парочка несоответствий из Анатомии... Я заметил, что прорисовки Б. Лэвери во многом отличаются от чертежей его же пера, причём, картинки могут быть буквально рядом, на одной странице.
Вложения
Игра "Найди 9, 10, или 11 отличий"
Игра "Найди 9, 10, или 11 отличий"
Время считать ванты, господа!
Время считать ванты, господа!

Аватара пользователя
Adamus
Сообщения: 423
Зарегистрирован: Ср янв 07, 2009 11:21
Откуда: Тюмень
Благодарил (а): 24 раза
Поблагодарили: 11 раз

Re: HMS Bellona

#270 Сообщение Adamus »

Игорь это ваш теоретический труд, или вы строите Беллону?
ЗЫ. Даже можно сказать титанический теоретический. :)
Последний раз редактировалось Adamus Вт окт 22, 2013 13:31, всего редактировалось 1 раз.
Глаза боятся, а руки делают. Глаза бы не видели что делают эти руки!
Закончен: VIRGINIA 1819 1:41. 28.02.2009-14.05.2012гг.
Отдыхает: ASTROLABE 1:50
Начат Феникс.

Ответить

Вернуться в «Corel»