HMS Bellona
Модераторы: Roman Roganov, FreeLander, Valentin Demin
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз
Re: HMS Bellona
Я прошу прощения за опечатки. Вместо "сюрвейтер" в последних постах читайте "сюрвейер", конечно же. Совершенно случайно наткнулся на косвенное подтверждение увеличения числа вант: Джорж Энсон, знаменитый британский адмирал, с 1751 года занимавший пост Первого Лорда Адмиралтейства, известен не только своими морскими победами и кругосветным путешествием, но и тем, что, благодаря ему, после 1755 года, жесткое регламентирование постройки кораблей для Флота путем уложений (Первое, Второе, Третье Уложения) было ОТМЕНЕНО, (а именно "Уложения" некоторые авторы цитируют в своих монографиях). Это Энсон фактически благословил Слейда на создание новых конструкций кораблей, что приводило к повышению расходов, но, в конечном счёте, сделало Великобританию сильнейшей морской державой мира.
Очень интересна жизнь Энсона - оказывается, он был ещё тем авантюристом, и тоже любил денежки: чего стоят только аферы с продажей "призов" - захваченных кораблей, и случай с судебным разбирательством из-за выплаты жалований после кругосветного путешествия.
Очень интересна жизнь Энсона - оказывается, он был ещё тем авантюристом, и тоже любил денежки: чего стоят только аферы с продажей "призов" - захваченных кораблей, и случай с судебным разбирательством из-за выплаты жалований после кругосветного путешествия.
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз
Re: HMS Bellona
Здравствуйте, дорогие друзья. Дела засасывают меня всё больше и больше, и я никак не могу заняться описанием одной важной проблемы, возникшей при изучении Беллоны, а эта проблема имеет огромное значение для моделистов, стремящихся сделать идентичную модель этого корабля.
Поэтому буду выкладывать материал коротко. Конечно, для понимания некоторых деталей неплохо бы рассказать об Американской войне подробней, остановиться на биографии Главных Лордов, сюрвейеров и контроллеров Адмиралтейства, вспомнить факты из жизни Георга Третьего и рассказать про эксперименты с медью, но... нет времени.
Я сразу поделюсь с вами своими выводами, а, так как они идут вразрез с официальными, я рискую получить "много тапок и табуреток" в ответ. Вот как раз сбором доказательств своих выводов я и занимаюсь. Лично для меня уже давно всё понятно, и я собираю информацию уже "просто так". Мне осталось найти пару чертежей, ещё лучше - изображение одного корабля, но здесь-то и я подтормаживаю: слишком много копать приходится. Впрочем, может, и не надо копать, кому и одного аргумента хватит... Далее я планирую составить резюме: как выглядела Беллона на самом деле, и на что следует обратить внимание при доделке модели.
Поэтому буду выкладывать материал коротко. Конечно, для понимания некоторых деталей неплохо бы рассказать об Американской войне подробней, остановиться на биографии Главных Лордов, сюрвейеров и контроллеров Адмиралтейства, вспомнить факты из жизни Георга Третьего и рассказать про эксперименты с медью, но... нет времени.
Я сразу поделюсь с вами своими выводами, а, так как они идут вразрез с официальными, я рискую получить "много тапок и табуреток" в ответ. Вот как раз сбором доказательств своих выводов я и занимаюсь. Лично для меня уже давно всё понятно, и я собираю информацию уже "просто так". Мне осталось найти пару чертежей, ещё лучше - изображение одного корабля, но здесь-то и я подтормаживаю: слишком много копать приходится. Впрочем, может, и не надо копать, кому и одного аргумента хватит... Далее я планирую составить резюме: как выглядела Беллона на самом деле, и на что следует обратить внимание при доделке модели.
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз
Re: HMS Bellona
Дело в том, что в случае с Беллоной мы имеем факт ... лёгкого мошенничества в далёком прошлом, жертвами которого невольно стали современные моделисты.
Начинаю свой рассказ. Одно время меня и моих друзей очень радовал тот факт, что Беллоне повезло с музейными моделями и с чертежами. Редко по какому кораблю можно найти столько информации: анатомия, чертежи, модели, картины... Правда, радость слегка омрачалась маленькими неточностями, но я закрывал глаза: и так сойдёт!
Когда принялся "ловить миллиметры", несоответствия стали раздражать. И я решил разобраться.
Итак, две музейные модели Беллоны. Первая, "адмиралтейская", сделана на верфи в Чатэме по чертежам и расчётным таблицам Томаса Слейда. Фактически, это "три-дэ чертёж", эталон, макет, показывающий конструктивные особенности корабля. До самого заката эры парусных кораблей создание таких макетов являлось обязательным, как для королевских, так и частных верфей. Отвечал за это старший мастер верфи, он же и участвовал в обсуждении проекта в Адмиралтействе, которое одобряло или отвергало проект.
Отмечу, что модели строились и в случае какой-нибудь важной переделки уже существовавшего корабля.
Те "адмиралтейцы", что сохранились, представляют собой бесценный материал для моделистов и историков. Подробные адмиралтейские модели строились на каждый новый корабль, поэтому в музеях много подобных образцов, самых немыслимых вариантов и масштабов.
Постройка шпангоутной модели Беллоны приписывается самому сэру Томасу Слейду, автору проекта Беллоны.
Начинаю свой рассказ. Одно время меня и моих друзей очень радовал тот факт, что Беллоне повезло с музейными моделями и с чертежами. Редко по какому кораблю можно найти столько информации: анатомия, чертежи, модели, картины... Правда, радость слегка омрачалась маленькими неточностями, но я закрывал глаза: и так сойдёт!
Когда принялся "ловить миллиметры", несоответствия стали раздражать. И я решил разобраться.
Итак, две музейные модели Беллоны. Первая, "адмиралтейская", сделана на верфи в Чатэме по чертежам и расчётным таблицам Томаса Слейда. Фактически, это "три-дэ чертёж", эталон, макет, показывающий конструктивные особенности корабля. До самого заката эры парусных кораблей создание таких макетов являлось обязательным, как для королевских, так и частных верфей. Отвечал за это старший мастер верфи, он же и участвовал в обсуждении проекта в Адмиралтействе, которое одобряло или отвергало проект.
Отмечу, что модели строились и в случае какой-нибудь важной переделки уже существовавшего корабля.
Те "адмиралтейцы", что сохранились, представляют собой бесценный материал для моделистов и историков. Подробные адмиралтейские модели строились на каждый новый корабль, поэтому в музеях много подобных образцов, самых немыслимых вариантов и масштабов.
Постройка шпангоутной модели Беллоны приписывается самому сэру Томасу Слейду, автору проекта Беллоны.
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз
Re: HMS Bellona
Вторая музейная модель - это модель Беллоны, сделанная в 1778 году по заказу сэра Чарльза Мидллтона, инспектора (контроллера) Флота, и сэра Джона Вильямса, ставшего сюрвейером Адмиралтейства Великобритании после смерти Т. Слейда. Модель сделана для демонстрации технической новинки - покрытия днища корабля медью - Его Величеству королю Георгу Третьму.
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз
Re: HMS Bellona
Вот здесь и надо остановиться поподробнее. Д. Вильямс (Уильямс) - коллега Слэйда. Долгое время они вдвоём состояли на должности сюрвейера одновременно, при этом формально главным был Слэйд. Вильямс и Слэйд руководили постройкой кораблей для ВМФ, разрабатывали свои, а так же принимали и одобряли проекты мастеров верфей, распределяли заказы по верфям и контролировали их выполнение. Сэр Томас Слэйд, при поддержке Главного Лорда Адмиралтейства Энсона, отменившего Уложения Адмиралтейства, касавшихся острых ограничений в проектировании кораблей, фактически стал монополистом в разработке новых конструкций. Эта монополия есть первый шажочек к маленькому мошенничеству, ставшему через 250 лет проблемой для моделистов.
Получается, что Джон Вильямс являлся продолжателем дела Слэйда и как никто другой знал все нюансы. Знал он и о желании Т. Слейда оснастить корабли медными листами для защиты днища. Вильямс участвовал в разработке некоторых экспериментальных проектов по омеднению кораблей.
Получается, что Джон Вильямс являлся продолжателем дела Слэйда и как никто другой знал все нюансы. Знал он и о желании Т. Слейда оснастить корабли медными листами для защиты днища. Вильямс участвовал в разработке некоторых экспериментальных проектов по омеднению кораблей.
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз
Re: HMS Bellona
О технической новинке. На самом деле попытки покрыть днище корабля медными листами для защиты от гниения, поедания червями и от наростания водорослей и полипов предпринимались и ранее, но всегда - в единичных, экспериментальных случаях. Еще в 1761 году омеднённый, при постройке, фрегат Аларм показал рекорд скорости в первом же плавании.
Но Адмиралтейство не спешило "омеднять" корабли. Отпугивала цена вопроса и неудачи экспериментов. Главная проблема: медь в морской воде вступала в электрохимическую реакцию с железными гвоздями обшивки, окисление меди и железа усиливалось, и днище разрушалось. Да и острой необходимости в таковом покрытии не было. Но нельзя забывать, что иногда торговые, экспедиционные, а так же ряд малых судов получали медь на подводную часть корпуса, причём, вспоминая случай с Баунти, с личного разрешения, а то и указания, короля.
Но Адмиралтейство не спешило "омеднять" корабли. Отпугивала цена вопроса и неудачи экспериментов. Главная проблема: медь в морской воде вступала в электрохимическую реакцию с железными гвоздями обшивки, окисление меди и железа усиливалось, и днище разрушалось. Да и острой необходимости в таковом покрытии не было. Но нельзя забывать, что иногда торговые, экспедиционные, а так же ряд малых судов получали медь на подводную часть корпуса, причём, вспоминая случай с Баунти, с личного разрешения, а то и указания, короля.
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз
Re: HMS Bellona
Цена, цена. Как я уже говорил, "цена вопроса" не имеет значения, когда речь идёт о войне. И чаще именно войны служили толчком развития технического прогресса. Беллона тоже не была покрыта медью "просто так, с бухты-барахты". Вторым шажком к мошенничеству послужила Американская революция, она же Американская война за независимость, начавшаяся в 1775 году.
Метрополия поддерживала с английскими колониями в Америке интересные отношения: формально являясь руководителем в составе одного государства, на самом же деле отношения строила, как с другими странами. Большое развитие получила торговля метрополии с колониями, благодаря которой Ост-Индская Компания хорошо процветала, заодно щедро пополняя британскую казну налогами. Торговля шла так хорошо, что нельзя было не отметить массовое поражение корпусов торговых кораблей червём и обрастание полипами, вызванное особенностью частого пребывания в водах Карибов, Бермудов и Калифорнии. Но Ост-Индская Компания - частное предприятие, господдержка на такое дорогостоящее мероприятие, как омеднение корпусов, ей не светило. Да и цена вопроса превышала зачастую стоимость самого корабля.
Метрополия поддерживала с английскими колониями в Америке интересные отношения: формально являясь руководителем в составе одного государства, на самом же деле отношения строила, как с другими странами. Большое развитие получила торговля метрополии с колониями, благодаря которой Ост-Индская Компания хорошо процветала, заодно щедро пополняя британскую казну налогами. Торговля шла так хорошо, что нельзя было не отметить массовое поражение корпусов торговых кораблей червём и обрастание полипами, вызванное особенностью частого пребывания в водах Карибов, Бермудов и Калифорнии. Но Ост-Индская Компания - частное предприятие, господдержка на такое дорогостоящее мероприятие, как омеднение корпусов, ей не светило. Да и цена вопроса превышала зачастую стоимость самого корабля.
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз
Re: HMS Bellona
Когда началась война (Метрополия взвинтила пошлины на торговлю, и американцы схватились за оружие), первоначально боевые действия происходили на суше. Флот же обычно занимался сопровождением караванов снабжения войск на главную (так всю войну и не захваченную) базу ВМФ в Канаде. Плюс, конечно, патрулирование в Атлантике, перехват торговых судов американцев и их союзников. Северные моря же не сильно портили английские военные корабли.
Всё изменилось в марте 1777 года. Франция официально признала независимость английских колоний в Америке. Нетрудно догадаться, что французы решили отхватить лакомый кусок потерянного Ост-Индской Компанией пирога. Фактически, Франция вступила в войну против Англии на стороне американцев. Это в корне изменило военные операции Британского Флота. Предстояли реальные боевые сражения с сильным противником, в южных морях, в составе эскадр линейных кораблей, вдали от баз и при постоянном присутствии в неблагоприятных для кораблей водах. Добавила масла в огонь Голландия: сохраняя нейтралитет, она отправила свой флот для защиты своих торговых кораблей, активно снабжавших американцев (и выгодно торгующих).
Всё изменилось в марте 1777 года. Франция официально признала независимость английских колоний в Америке. Нетрудно догадаться, что французы решили отхватить лакомый кусок потерянного Ост-Индской Компанией пирога. Фактически, Франция вступила в войну против Англии на стороне американцев. Это в корне изменило военные операции Британского Флота. Предстояли реальные боевые сражения с сильным противником, в южных морях, в составе эскадр линейных кораблей, вдали от баз и при постоянном присутствии в неблагоприятных для кораблей водах. Добавила масла в огонь Голландия: сохраняя нейтралитет, она отправила свой флот для защиты своих торговых кораблей, активно снабжавших американцев (и выгодно торгующих).
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз
Re: HMS Bellona
Смотрите, как сжимаются даты! Уже летом 1777 приходят тревожные вести: английские корабли терпят поражения в локальных стычках против неизвестно откуда появившихся новейших американских кораблей, а важнейшая характеристика в новых, маневренных боях - скорость - стремительно падает, и нет баз, чтобы хотя бы провести докование, почистить подводную часть.
Осенью Испания признаёт независимость Американских Штатов. Французский и испанские флота объединяются. Теперь английский Флот не имеет ни численного, ни качественного превосходства. Нависла серьёзная угроза поражения в войне.
Возникла проблема, невольно толкнувшая сэра Джона Вильямса и нового Главного Лорда Адмиралтейства, сэра Сэндвича, на третий шажок к мошенничеству: необходимо было переоборудовать Флот под новые условия плавания МАССОВО. Вот тогда-то и случилась маленькая афёра, обернувшаяся большой проблемой для моделистов.
Осенью Испания признаёт независимость Американских Штатов. Французский и испанские флота объединяются. Теперь английский Флот не имеет ни численного, ни качественного превосходства. Нависла серьёзная угроза поражения в войне.
Возникла проблема, невольно толкнувшая сэра Джона Вильямса и нового Главного Лорда Адмиралтейства, сэра Сэндвича, на третий шажок к мошенничеству: необходимо было переоборудовать Флот под новые условия плавания МАССОВО. Вот тогда-то и случилась маленькая афёра, обернувшаяся большой проблемой для моделистов.
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз
Re: HMS Bellona
Вильямс и Сэндвич предложили Правительству программу, грандиозную и затратную: покрыть подводную часть кораблей, отправляемых в Америку, медью.
Впервые для линейных кораблей. Впервые в истории - массово. И очень дорого.
Предложение, оформленное зимой 77-78 гг, отвергнуто. Аргументы: дорого, долго, неизвестен эффект, и... отсутствие омеднения на кораблях французов, испанцев и голландцев. Важным обстоятельством "против" была так же программа строительства новых кораблей: в середине 70х Великобритания сильно притормозила спуск новых линейных кораблей на воду: повторю, войны на море фактически не было, для лин. кораблей просто не было работы. Но, после демарша Франции, колоссальные денежные средства срочно пришлось направить на строительство Флота. Ещё одна проблема: медное днище "ходило" буквально полгода, после чего требовало замены.
(Чуть позже выяснится, что и французы, и испанцы омедняют днища своих боевых кораблей экспериментально, но отказываются от омеднения из-за затрат)
Впервые для линейных кораблей. Впервые в истории - массово. И очень дорого.
Предложение, оформленное зимой 77-78 гг, отвергнуто. Аргументы: дорого, долго, неизвестен эффект, и... отсутствие омеднения на кораблях французов, испанцев и голландцев. Важным обстоятельством "против" была так же программа строительства новых кораблей: в середине 70х Великобритания сильно притормозила спуск новых линейных кораблей на воду: повторю, войны на море фактически не было, для лин. кораблей просто не было работы. Но, после демарша Франции, колоссальные денежные средства срочно пришлось направить на строительство Флота. Ещё одна проблема: медное днище "ходило" буквально полгода, после чего требовало замены.
(Чуть позже выяснится, что и французы, и испанцы омедняют днища своих боевых кораблей экспериментально, но отказываются от омеднения из-за затрат)
- Вложения
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз
Re: HMS Bellona
Вильямс в результате нервного срыва покидает пост сюрвейера в апреле 1778г.
Но именно в этот же момент контроллером Адмиралтейства назначается Чарльз Мидллтон. Этот человек, пройдя путь от матроса до талантливого капитана, а потом и до почётной должности контроллера,в неполные 50 лет, как никто лучше знал проблему: он участвовал в Американской войне.
Но именно в этот же момент контроллером Адмиралтейства назначается Чарльз Мидллтон. Этот человек, пройдя путь от матроса до талантливого капитана, а потом и до почётной должности контроллера,в неполные 50 лет, как никто лучше знал проблему: он участвовал в Американской войне.
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз
Re: HMS Bellona
Мидллтон и Сэндвич находят выход: они добиваются аудиенции лично у короля Георга, и, зная слабости Его Величества, идут с подарком. СРОЧНО изготавливается модель Беллоны, великолепно сделанная, в диорамном стиле, на стапеле, завораживающе сверкающая скульптурками и блестящим днищем (это сейчас, через 250 лет, клей высох и скукожил фольгу на модели). На аудиенции было показано новое изобретение: изоляция медных листов от деревянной обшивки картоном.
Предполагалось, что такое омеднение прослужит дольше, хотя бы до конца войны.
Почему Мидллтон пришёл к королю именно с Беллоной? На какую лошадь ставили Главный лорд и контроллер? Забегая вперёд, скажу: уж лучше бы Мидллтон притащил какой-нибудь другой макет: нам меньше головной боли было бы!
Предполагалось, что такое омеднение прослужит дольше, хотя бы до конца войны.
Почему Мидллтон пришёл к королю именно с Беллоной? На какую лошадь ставили Главный лорд и контроллер? Забегая вперёд, скажу: уж лучше бы Мидллтон притащил какой-нибудь другой макет: нам меньше головной боли было бы!
- Tnax
- Сообщения: 3828
- Зарегистрирован: Вт авг 02, 2011 22:23
- Откуда: Россия, Воронеж
- Благодарил (а): 145 раз
- Поблагодарили: 277 раз
Re: HMS Bellona
Очень интересно!
Чтоб воду в ступе не толочь...
Строю в данный момент:
Дуббель-шлюпка 1:72 от Милании
На паузе:
Бригантина Феникс 1:72
Палубный бот Св. Гавриил 1:72
Ботик Фортуна 1:36
Шикарные паруса от Олега Серегина
Купить
Научиться
Мои альбомы Google+ единой ссылкой недоступны, увы. Решу вопрос в ближайшее время, надеюсь
Мой блог
Строю в данный момент:
Дуббель-шлюпка 1:72 от Милании
На паузе:
Бригантина Феникс 1:72
Палубный бот Св. Гавриил 1:72
Ботик Фортуна 1:36
Шикарные паруса от Олега Серегина
Купить
Научиться
Мои альбомы Google+ единой ссылкой недоступны, увы. Решу вопрос в ближайшее время, надеюсь
Мой блог
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз
Re: HMS Bellona
Почему Беллона?
Сначала я искал ответ в жизнеописании самого корабля Беллона, думал, что это связано как-то с почти семилетним (!) простоем корабля в Чатэме и неувядающей славой лучшего 74х-пушечника в мире. Нет. Но, может, других 74х-пушечников просто не было под рукой? Нет, были, стояли в английских портах и другие корабли, и они имели такие же шансы на переоборудование.
Разгадка хитрости Сэндвича и Мидллтона нашлась случайно. В биографии короля Георга Третьего.
Оказалось, Беллона - это первый корабль, который юный король спустил на воду после своей коронации.
Конечно, свой первый корабль Георг запомнил на всю жизнь. И вряд ли остался равнодушным к судьбе Беллоны. Ах, Сэндвич, старый ты лис!
Как бы там ни было, моделька в подарок и пламенный доклад сделали своё дело: было дано "добро".
Сначала я искал ответ в жизнеописании самого корабля Беллона, думал, что это связано как-то с почти семилетним (!) простоем корабля в Чатэме и неувядающей славой лучшего 74х-пушечника в мире. Нет. Но, может, других 74х-пушечников просто не было под рукой? Нет, были, стояли в английских портах и другие корабли, и они имели такие же шансы на переоборудование.
Разгадка хитрости Сэндвича и Мидллтона нашлась случайно. В биографии короля Георга Третьего.
Оказалось, Беллона - это первый корабль, который юный король спустил на воду после своей коронации.
Конечно, свой первый корабль Георг запомнил на всю жизнь. И вряд ли остался равнодушным к судьбе Беллоны. Ах, Сэндвич, старый ты лис!
Как бы там ни было, моделька в подарок и пламенный доклад сделали своё дело: было дано "добро".