HMS Bellona
Модераторы: Roman Roganov, FreeLander, Valentin Demin
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз
Re: HMS Bellona
Теперь уже Король, а он, заодно, управляющий государственными медными рудниками и плавильнями, участвует в проекте: настаивает на омеднении линейного корабля для службы... в Ла-Манше! Видимо, что бы не будить лихо у лордов: ведь именно Георг своей недальновидной политикой жадности и поборных пошлин разжёг Американскую революцию и вновь ввязался в войну с Францией и Испанией.
Так и будет записано впоследствии в приходно-расходной книге Беллоны официально (Б. Лэвери подтверждает): "переоборудование для службы в Ла-Манше"! (новое вооружение, замена изношенных связей, рангоута, такелажа и... омеднение, видимо, под шумок). Пролив Ла-Манш - другое дело! Это не какие-то американские дикарские две-три бунтующие колонии (тринадцать) с парой кораблей, тут воюющая Франция с сильным флотом. Карронады испытаем.
Так и будет записано впоследствии в приходно-расходной книге Беллоны официально (Б. Лэвери подтверждает): "переоборудование для службы в Ла-Манше"! (новое вооружение, замена изношенных связей, рангоута, такелажа и... омеднение, видимо, под шумок). Пролив Ла-Манш - другое дело! Это не какие-то американские дикарские две-три бунтующие колонии (тринадцать) с парой кораблей, тут воюющая Франция с сильным флотом. Карронады испытаем.
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз
Re: HMS Bellona
Это не единственная махинация короля с "участием" медной обшивки: по сговору с торговцами-поставщиками, будет на госсредства организована экспедиция Баунти, которая под флагом благородной идеи (накормить рабов) и научного обоснования (чтобы унять возмущение лордов) фактически являла собой частную торговую манипуляцию за государственный счёт.
Итак, мы имеем факт обмана лордов Адмиралтейства - раз, и факт обмана контроллером ... господина Короля - два.
По первому факту: совершенно точно известно, что, после омеднения корпуса в марте 1780 года, Беллона НЕ НАХОДИЛАСЬ с боевой задачей В ПРОЛИВЕ НИ ОДНОГО ДНЯ. Значит, дело было не в Ла-Манше. Но так же совершенно точно известно, что уже через месяц после начала испытания медной обшивки на столь большом корабле, выделяются средства на омеднение 48 (!) линейных кораблей.
Итак, мы имеем факт обмана лордов Адмиралтейства - раз, и факт обмана контроллером ... господина Короля - два.
По первому факту: совершенно точно известно, что, после омеднения корпуса в марте 1780 года, Беллона НЕ НАХОДИЛАСЬ с боевой задачей В ПРОЛИВЕ НИ ОДНОГО ДНЯ. Значит, дело было не в Ла-Манше. Но так же совершенно точно известно, что уже через месяц после начала испытания медной обшивки на столь большом корабле, выделяются средства на омеднение 48 (!) линейных кораблей.
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз
Re: HMS Bellona
Уже 18 апреля Беллона присоединяется к эскадре, идущей на помощь в Гибралтар, осаждаемый франко-испанским флотом, и дальше никак не в Ла-Манш - в Америку. Правда, обстоятельства позволили Беллоне отправиться в Вест-Индию только в октябре 1782 года.
Ничем этот вояж знаменательным не отличился, но... испытание меди на большом линейном корабле прошло успешно.
Адмиралтейство получило-таки госзаказ на переоборудование Флота, денежки потекли в карманы. За два года все линейные корабли, находившиеся в строю, были покрыты медью (по мере захода в доки для ремонта), а так же большое число малых кораблей.
Ничем этот вояж знаменательным не отличился, но... испытание меди на большом линейном корабле прошло успешно.
Адмиралтейство получило-таки госзаказ на переоборудование Флота, денежки потекли в карманы. За два года все линейные корабли, находившиеся в строю, были покрыты медью (по мере захода в доки для ремонта), а так же большое число малых кораблей.
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз
Re: HMS Bellona
Но нам наиболее интересен второй факт: милый обман короля. Дело в том, что модель Беллоны, выполненная для Георга Третьго мастером Портсмута для Чарльза Мидллтона, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ МОДЕЛЬЮ БЕЛЛОНЫ. То, что Национальный Морской Музей в Гринвиче так бережно хранит за витриной, есть фикция!
В своё время я стал изучать, по каким принципам в 18 веке корабли относили к определённому классу. Собственно, с 74х-пушечников Слэйда всё и "устаканилось". Была отменена классификация по водоизмещению, введена схема классов по единству чертежей и вооружению. Всё просто: на верфь приходили типовые чертежи и новые данные для расчётов (если требовалось). На этих чертежах и указывались элементы, характерные данному классу. Сейчас уже не сложно раздобыть копии чертежей и сравнить.
Меня интересовал класс Беллона и класс Дублин: уж больно похожи корабли, однако англичане чётко разделяют между собой эти классы: например, под-класс Аррогант относится к классу Беллона, но очень на него похожий под-класс Кент относится к классу Дублин.
В своё время я стал изучать, по каким принципам в 18 веке корабли относили к определённому классу. Собственно, с 74х-пушечников Слэйда всё и "устаканилось". Была отменена классификация по водоизмещению, введена схема классов по единству чертежей и вооружению. Всё просто: на верфь приходили типовые чертежи и новые данные для расчётов (если требовалось). На этих чертежах и указывались элементы, характерные данному классу. Сейчас уже не сложно раздобыть копии чертежей и сравнить.
Меня интересовал класс Беллона и класс Дублин: уж больно похожи корабли, однако англичане чётко разделяют между собой эти классы: например, под-класс Аррогант относится к классу Беллона, но очень на него похожий под-класс Кент относится к классу Дублин.
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз
Re: HMS Bellona
Дублин и Беллона - самые массовые линейные корабли 3 ранга, мне стало интересно. Помимо очевидных отличий, пытался я найти и "блох": считал шпангоуты, вычислял пропорции и размещение надстроек, пытаясь разобраться в логике различий. Не удавалось! Хоть доски обшивки считай! Дело в том, что мне не повезло: я работал с тем чертежом, который НММ ... ошибочно причислил к Беллоне, но корабль был другой! И я не мог понять разницы и логику англичан.
Вот изображение чертежа, который НММ приписывает к ... Беллоне!
Вот изображение чертежа, который НММ приписывает к ... Беллоне!
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз
Re: HMS Bellona
...Пока не прочёл историю создания обоих классов: я понял, что сделал Т. Слэйд: класс Беллона конструктивно повторяет предшественника, то есть класс Дублин, но с усовершенствованиями.
Самое интересное, что класс Дублин ... относился изначально к классу 70-пушечных кораблей.
Лэвери указывает причину: когда лорд Энсон отменил Третье Уложение, корабли Дублин и Хиро уже достраивались, а это были проекты семидесяти - пушечных кораблей сэра Томаса Слэйда. Но тут Адмиралтейство отказывается от программы постройки 70-пушечников из-за нецелесообразности, желая уменьшить разброс классов.
Слэйд убедил Адмиралтейство в целесообразности достройки проектов класса Дублин уже как семидесяти четырёх - пушечных, благо ограничение на водоизмещение было снято. Что и было сделано.
Следующую партию кораблей Слэйд вычерчивал уже с учётом необходимой компенсации возросшего водоизмещения. Оставляя в целом хорошо отработанные и очень удачные очертания и компоновку корабля, Слейд облагораживает проект Беллона увеличенными размерами по килю (Беллона длиннее Дублина) и новым расположением орудий. (Хорошо заметно, что расположение орудий на квартердеке Беллоны отличается от Дублина: для лучшей развесовки их сместили к грот-мачте и разнесли по месту).
Самое интересное, что класс Дублин ... относился изначально к классу 70-пушечных кораблей.
Лэвери указывает причину: когда лорд Энсон отменил Третье Уложение, корабли Дублин и Хиро уже достраивались, а это были проекты семидесяти - пушечных кораблей сэра Томаса Слэйда. Но тут Адмиралтейство отказывается от программы постройки 70-пушечников из-за нецелесообразности, желая уменьшить разброс классов.
Слэйд убедил Адмиралтейство в целесообразности достройки проектов класса Дублин уже как семидесяти четырёх - пушечных, благо ограничение на водоизмещение было снято. Что и было сделано.
Следующую партию кораблей Слэйд вычерчивал уже с учётом необходимой компенсации возросшего водоизмещения. Оставляя в целом хорошо отработанные и очень удачные очертания и компоновку корабля, Слейд облагораживает проект Беллона увеличенными размерами по килю (Беллона длиннее Дублина) и новым расположением орудий. (Хорошо заметно, что расположение орудий на квартердеке Беллоны отличается от Дублина: для лучшей развесовки их сместили к грот-мачте и разнесли по месту).
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз
Re: HMS Bellona
Волею судеб на королевские и частные верфи попали оба типа чертежей, и Великобритания благополучно стала строить себе как удачный класс Беллона, так и суррогатный класс Дублин одновременно. Очевидно, что заложенные кили никто бы не стал ломать, да и средства уже отпущены, а после смерти Т. Слэйда в 1771 году началась полная неразбериха и регресс в связи с заморозкой программы постройки кораблей. Потом грянула война, стали достраивать замороженное, было не до жиру.
Итак, при всей схожести, класс Дублин на взгляд легко отличить по пушечной батарее на квартердеке и по русленям, потому что считать шпангоуты и измерять рулеткой киль на моделях Национальный Морской Музей не разрешает. (Зато охотно делится копиями чертежей, платить в кассу).
Итак, при всей схожести, класс Дублин на взгляд легко отличить по пушечной батарее на квартердеке и по русленям, потому что считать шпангоуты и измерять рулеткой киль на моделях Национальный Морской Музей не разрешает. (Зато охотно делится копиями чертежей, платить в кассу).
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз
Re: HMS Bellona
Итак, вы смотрите на корабль класса Дублин, если последний пушечный порт квартердека расположен прямо ВОЗЛЕ "верхнего этажа" боковой раковины галереи (при выстреле, наверно, стёкла облепляло копотью), и точно так же, прямо у окон раковины, но "нижнего этажа", был расположен последний пушечный порт опер-дека.
У класса Беллона: последний пушечный порт опер-дека тоже расположен у раковины "нижнего этажа", но последний пушечный порт квартердека УДАЛЁН от раковины галереи на расстояние примерно в две ширины порта.
Грота-руслень, из-за смещения орудий, на Беллоне имел, считая с носа: два вант-юферса, затем шёл, ТРЕТЬИМ, стень-бакштаг-юферс (он малого размера). У класса Дублин стень-бакштаг-юферс расположен ЧЕТВЁРТЫМ, иначе он путенсом попадал на пушечный порт опер-дека.
У класса Беллона: последний пушечный порт опер-дека тоже расположен у раковины "нижнего этажа", но последний пушечный порт квартердека УДАЛЁН от раковины галереи на расстояние примерно в две ширины порта.
Грота-руслень, из-за смещения орудий, на Беллоне имел, считая с носа: два вант-юферса, затем шёл, ТРЕТЬИМ, стень-бакштаг-юферс (он малого размера). У класса Дублин стень-бакштаг-юферс расположен ЧЕТВЁРТЫМ, иначе он путенсом попадал на пушечный порт опер-дека.
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз
Re: HMS Bellona
Теперь смотрим на модель Беллоны, подаренную королю Георгу, и видим, что перед нами... корабль класса Дублин. А это значит, что вся информация по Беллоне, основанная на изучении именно этой музейной модели, неверна. Получается, что только одна модель, "адмиралтейская", построенная в Чатэме и в дальнейшем переданная в Британский Национальный Морской Музей как модель, созданная самим Т. Слэйдом, является верной.
Что же произошло. Или по незнанию, или из-за спешки (вспомним, как сужались временные рамки), но Чарльз Мидллтон представил в распоряжение короля модель не Беллоны, но другого похожего корабля. Мастер сэра Ч. Мидллтона, не имея времени и возможности, берёт готовую модель, правда, класса Дублин, обшивает фольгой, изготавливает новую носовую скульптуру (богиня Беллона изображалась всегда с копьём и щитом, такую деталь король наверняка запомнил), и, скорее всего, делает новый балкон - его рисунок тоже очень запоминающийся. Украшения кормы, скульптуры, вероятно, остаются неизменными, потому что они типичны, а, главное, совпадает медальон с изображением короля. Но сильно отличаются кариатиды. Успевает ли мастер нарисовать новые картинки на фальш-бортах? Скорее всего, даже не пробует: напомню, что изображения по бортам типичны еще со времён Совен оф зэ Сиз и стандарно символичны. Осталось написать новое название и покрыть лаком.
На модели Мидллтона можно заметить и другие косвенные элементы "класса ниже". Так, например, отсутствуют порты погонных орудий, что есть на Беллоне Слэйда, и, что очень важно, отсутствуют упорные кницы с внутренней стороны бортов опер-дека, которые как раз и ввёл Слэйд для усиления конструкции у класса Беллона. Сюда же можно отнести отсутствие горизонтальной кницы крамбола.
Что же произошло. Или по незнанию, или из-за спешки (вспомним, как сужались временные рамки), но Чарльз Мидллтон представил в распоряжение короля модель не Беллоны, но другого похожего корабля. Мастер сэра Ч. Мидллтона, не имея времени и возможности, берёт готовую модель, правда, класса Дублин, обшивает фольгой, изготавливает новую носовую скульптуру (богиня Беллона изображалась всегда с копьём и щитом, такую деталь король наверняка запомнил), и, скорее всего, делает новый балкон - его рисунок тоже очень запоминающийся. Украшения кормы, скульптуры, вероятно, остаются неизменными, потому что они типичны, а, главное, совпадает медальон с изображением короля. Но сильно отличаются кариатиды. Успевает ли мастер нарисовать новые картинки на фальш-бортах? Скорее всего, даже не пробует: напомню, что изображения по бортам типичны еще со времён Совен оф зэ Сиз и стандарно символичны. Осталось написать новое название и покрыть лаком.
На модели Мидллтона можно заметить и другие косвенные элементы "класса ниже". Так, например, отсутствуют порты погонных орудий, что есть на Беллоне Слэйда, и, что очень важно, отсутствуют упорные кницы с внутренней стороны бортов опер-дека, которые как раз и ввёл Слэйд для усиления конструкции у класса Беллона. Сюда же можно отнести отсутствие горизонтальной кницы крамбола.
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз
Re: HMS Bellona
Как поступили модельные фирмы? Как ни крути, а Анатомия с чертежами корабля Беллона заставила КИТостроителей сделать модель... правильного класса. С русленями они все ошиблись, а вот пушки квартердека стоят по местам. В остальном же, увы, модели показывают нам милый обман Чарльза Мидллтона. Хорошо, что обман касается внешнего вида, украшений и окраски.
Сейчас я пытаюсь найти прототип корабля, модель которого послужила в качестве "лже-Беллоны". Если удастся найти изображение кормы, это будет подлинным счастьем: можно будет утверждать точно, как выглядели скульптуры Беллоны, если мастер Мидллтона их заменил... или наоборот.
А что же Национальный Морской Музей в Гринвиче? Неужели не знают? Судя по сухой информации, что выдаёт НММ, этот музей ничем не отличается от остальных музеев мира: такое же отсутствие внимания к своим сокровищницам. Есть два факта, и они для НММ незыблемы: существуют две модели, и они обе - Беллона. То, что музей "не в теме", я понял по чертежу, что представил НММ. Сколько времени и нервов я на него потратил, ведь я даже представить не мог, что лучший в мире морской музей присылает фикцию.
А что же Брайан Лэвери? Он, конечно же, заметил несоответствие, но в 1985 году, видимо, не стал заморачиваться. Чертежи для Анатомии он использовал "ранние", что верно, а вот деталировку и экстерьер "срисовал" с подаренной королю модели. Но чертежи перестроек Лэвери мудро перерисовывает с чертежей Элефанта и ему подобных. А в 2003 году Лэвери вообще упоминает "подарочную модель" только "мимоходом", не уделяя ей внимания. И опять не комментирует ничего.
Осталось найти корабль.
"А есть такой же, только с перламутровыми пуговицами? Жаль! Будем искать!"
Сейчас я пытаюсь найти прототип корабля, модель которого послужила в качестве "лже-Беллоны". Если удастся найти изображение кормы, это будет подлинным счастьем: можно будет утверждать точно, как выглядели скульптуры Беллоны, если мастер Мидллтона их заменил... или наоборот.
А что же Национальный Морской Музей в Гринвиче? Неужели не знают? Судя по сухой информации, что выдаёт НММ, этот музей ничем не отличается от остальных музеев мира: такое же отсутствие внимания к своим сокровищницам. Есть два факта, и они для НММ незыблемы: существуют две модели, и они обе - Беллона. То, что музей "не в теме", я понял по чертежу, что представил НММ. Сколько времени и нервов я на него потратил, ведь я даже представить не мог, что лучший в мире морской музей присылает фикцию.
А что же Брайан Лэвери? Он, конечно же, заметил несоответствие, но в 1985 году, видимо, не стал заморачиваться. Чертежи для Анатомии он использовал "ранние", что верно, а вот деталировку и экстерьер "срисовал" с подаренной королю модели. Но чертежи перестроек Лэвери мудро перерисовывает с чертежей Элефанта и ему подобных. А в 2003 году Лэвери вообще упоминает "подарочную модель" только "мимоходом", не уделяя ей внимания. И опять не комментирует ничего.
Осталось найти корабль.
"А есть такой же, только с перламутровыми пуговицами? Жаль! Будем искать!"
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз
- Adamus
- Сообщения: 423
- Зарегистрирован: Ср янв 07, 2009 11:21
- Откуда: Тюмень
- Благодарил (а): 24 раза
- Поблагодарили: 11 раз
Re: HMS Bellona
Прямо детектив без продолжения. Или без хеппи энда.
Глаза боятся, а руки делают. Глаза бы не видели что делают эти руки!
Закончен: VIRGINIA 1819 1:41. 28.02.2009-14.05.2012гг.
Отдыхает: ASTROLABE 1:50
Начат Феникс.
Закончен: VIRGINIA 1819 1:41. 28.02.2009-14.05.2012гг.
Отдыхает: ASTROLABE 1:50
Начат Феникс.
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз
Re: HMS Bellona
Но хотя бы теперь отпали многие вопросы о несоответствии моделей! И неразбериха с чертежами прекратилась. А что касается хэппи-энда... увы, люди во все времена были одинаковы! Кого подсластить, кого уважить... где-бы что-нибудь урвать... Хорошо, когда это оборачивается на пользу государству!Adamus писал(а):Прямо детектив без продолжения. Или без хеппи энда.
- Alex-x-x-andr
- Сообщения: 540
- Зарегистрирован: Вс июн 24, 2007 2:24
- Откуда: Белгород
- Благодарил (а): 7 раз
- Поблагодарили: 68 раз
- Контактная информация:
Re: HMS Bellona
Срочно нужно добавить кнопочку "Жму руки", "Бью челом" или что-то подобное. "Спасибо" уже как-то не так описывает величину благодарности . Материал очень хорош. И по содержанию, и по оформлению. Прямо странички из книги по истории. Кстати, может стоит продублировать это как отдельный топик с выкладыванием в исторической части форума. Это будет весьма интересно не только интересующимся этой моделью. Не просто какой-то там факт, так оно и будет на самом деле. СПАСИБО вам, Игорь!
...пожалуйста, исправляйте мои глупые ошибки, но оставляйте мои умные ошибки...
В прямом эфире: переделка наборной адмиралтейки "Druid"
здесь блог на Кораблике
здесь я могу принять заказ на резьбу
В прямом эфире: переделка наборной адмиралтейки "Druid"
здесь блог на Кораблике
здесь я могу принять заказ на резьбу
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз