Шебека на арабский манер

форум по изготовлению моделей парусников из наборов итальянской фирмы Amati

Модераторы: Roman Roganov, FreeLander, Valentin Demin

Сообщение
Автор
L-tSchmidt
Сообщения: 127
Зарегистрирован: Вт май 07, 2019 20:50
Благодарил (а): 31 раз
Поблагодарили: 6 раз

Re: Шебека на арабский манер

#16 Сообщение L-tSchmidt »

Отличная модель получилась!

Не могли бы вы выложить более подробное фото по реализации крышек пушечных портов?

Аватара пользователя
Игорь Крысанов
Сообщения: 715
Зарегистрирован: Сб апр 26, 2008 22:42
Откуда: Рязань
Благодарил (а): 83 раза
Поблагодарили: 50 раз

Re: Шебека на арабский манер

#17 Сообщение Игорь Крысанов »

Там все просто. Три полоски латуни вокруг 0,5 проволоки и пайка
Ругань не делает карту лучше, а ветер попутным. Дж.Лондон

Аватара пользователя
Игорь Крысанов
Сообщения: 715
Зарегистрирован: Сб апр 26, 2008 22:42
Откуда: Рязань
Благодарил (а): 83 раза
Поблагодарили: 50 раз

Re: Шебека на арабский манер

#18 Сообщение Игорь Крысанов »

Твёрдым припоем
Ругань не делает карту лучше, а ветер попутным. Дж.Лондон

Аватара пользователя
Игорь Крысанов
Сообщения: 715
Зарегистрирован: Сб апр 26, 2008 22:42
Откуда: Рязань
Благодарил (а): 83 раза
Поблагодарили: 50 раз

Re: Шебека на арабский манер

#19 Сообщение Игорь Крысанов »

А сами крышки — склейка из падука и груши. Из алюминиевой пластины сделал кондуктор, просверлил все крышки и имитировал гвозди
Ругань не делает карту лучше, а ветер попутным. Дж.Лондон

L-tSchmidt
Сообщения: 127
Зарегистрирован: Вт май 07, 2019 20:50
Благодарил (а): 31 раз
Поблагодарили: 6 раз

Re: Шебека на арабский манер

#20 Сообщение L-tSchmidt »

То есть они приклеены внешней стороной к борту с имитацией петель?

Аватара пользователя
Игорь Крысанов
Сообщения: 715
Зарегистрирован: Сб апр 26, 2008 22:42
Откуда: Рязань
Благодарил (а): 83 раза
Поблагодарили: 50 раз

Re: Шебека на арабский манер

#21 Сообщение Игорь Крысанов »

Да. И на штифтах
Ругань не делает карту лучше, а ветер попутным. Дж.Лондон

Аватара пользователя
OlegRud
Сообщения: 155
Зарегистрирован: Вт июн 12, 2018 12:33
Откуда: Салехард
Благодарил (а): 15 раз
Поблагодарили: 33 раза

Re: Шебека на арабский манер

#22 Сообщение OlegRud »

Игорь, добрый день!
Шикарная модель у вас получилась, исполнение просто филигранно, образец шебеки из набора.
Несколько вопросов - сколько времени у вас ушло на изготовление модели и какие основные замены по материалу и конструкции сделаны в отличии от набора?
Нет ли на корабельных форумах этапов постройки вашей модели?
Заранее благодарю за ответ.

С уважением, Олег Рудановский.

Аватара пользователя
FreeLander
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 12035
Зарегистрирован: Пн авг 14, 2006 12:04
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1278 раз
Поблагодарили: 698 раз
Контактная информация:

Re: Шебека на арабский манер

#23 Сообщение FreeLander »

Такая красота получилась из обычного аматиевского набора. Круто, Игорь, поздравляю.
С уважением, Пётр
Мой блог

voldents
Сообщения: 113
Зарегистрирован: Чт фев 26, 2009 10:59
Откуда: Рязань
Благодарил (а): 28 раз
Поблагодарили: 7 раз

Re: Шебека на арабский манер

#24 Сообщение voldents »

А когда видишь эту модель вживую, голову сносит начисто))) Поэтому я уже больше года хожу без головы, и на своих моделях сделать что-то удобоваримое просто не способен)))
Спущен на воду: "Канонерский йол" 1:72 от Милании, "Дуббель-шлюпка" 1:72 от Милании, бот "Святой Архангел Гавриил" 1:72 от Милании, катер "Дагмар" 1:48 от Фальконет.
На стапеле: бригантина "Феникс" 1:72 от Милании, шхуна "Полоцк" 1:72 от Милании, тендер "Авось" 1:72 от Милании.

Аватара пользователя
Игорь Крысанов
Сообщения: 715
Зарегистрирован: Сб апр 26, 2008 22:42
Откуда: Рязань
Благодарил (а): 83 раза
Поблагодарили: 50 раз

Re: Шебека на арабский манер

#25 Сообщение Игорь Крысанов »

OlegRud писал(а): Ср фев 03, 2021 8:38
Несколько вопросов - сколько времени у вас ушло на изготовление модели и какие основные замены по материалу и конструкции сделаны в отличии от набора?
Нет ли на корабельных форумах этапов постройки вашей модели?
Заранее благодарю за ответ.

С уважением, Олег Рудановский.
Делал я ее лет семь с перерывами на год, когда на полтора. Там с масштабом заявленным не все стусовывалось. Потом с пушками проблемы были. Я позже расскажу. Просто у меня комп в ремонте, а с планшета большие тексты писать не айс.
Про материалы и замены. Там из набора остался корпусной каркас, нижние поясья обшивки, те которые из ореха, якоря, фальконеты, палубные детали, показанные на фото стрелками (не знаю как их называют). Остальное делал сам. А, еще клеванты Аматиевские. Только я самшит затонировал, а то он слишком лимонный был.
Вложения
стрелки.jpg
Ругань не делает карту лучше, а ветер попутным. Дж.Лондон

Аватара пользователя
Игорь Крысанов
Сообщения: 715
Зарегистрирован: Сб апр 26, 2008 22:42
Откуда: Рязань
Благодарил (а): 83 раза
Поблагодарили: 50 раз

Re: Шебека на арабский манер

#26 Сообщение Игорь Крысанов »

OlegRud писал(а): Ср фев 03, 2021 8:38
Нет ли на корабельных форумах этапов постройки вашей модели?

С уважением, Олег Рудановский.
Пока не размещал. У меня фоты есть с самого нуля. Их штук 200. Надо собрать воедино и отредактировать, если это кому интересно
Ругань не делает карту лучше, а ветер попутным. Дж.Лондон

Аватара пользователя
Игорь Крысанов
Сообщения: 715
Зарегистрирован: Сб апр 26, 2008 22:42
Откуда: Рязань
Благодарил (а): 83 раза
Поблагодарили: 50 раз

Re: Шебека на арабский манер

#27 Сообщение Игорь Крысанов »

FreeLander писал(а): Ср фев 03, 2021 9:42 Такая красота получилась из обычного аматиевского набора. Круто, Игорь, поздравляю.
Петр, ты меня вдохновил своей недостроенной. Я по твоему пути пошел и увеличил число пушек. Из-за них и были перебои в постройке. Комп из ремонта заберу -- расскажу подробнее, а то пишу с планшета. Не очень удобно
Ругань не делает карту лучше, а ветер попутным. Дж.Лондон

Аватара пользователя
FreeLander
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 12035
Зарегистрирован: Пн авг 14, 2006 12:04
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1278 раз
Поблагодарили: 698 раз
Контактная информация:

Re: Шебека на арабский манер

#28 Сообщение FreeLander »

Я аж как-то сностальгировал по своей :) Всё-таки красивый кораблик, огромная морская бабочка)
Именно такой итоговый вариант (по очертаниям, цветовой гамме, деталировке) я себе и рисовал в воображении. Ровно то что нужно имхо :)
С уважением, Пётр
Мой блог

Аватара пользователя
OlegRud
Сообщения: 155
Зарегистрирован: Вт июн 12, 2018 12:33
Откуда: Салехард
Благодарил (а): 15 раз
Поблагодарили: 33 раза

Re: Шебека на арабский манер

#29 Сообщение OlegRud »

Игорь Крысанов писал(а): Ср фев 03, 2021 12:14 Пока не размещал. У меня фоты есть с самого нуля. Их штук 200. Надо собрать воедино и отредактировать, если это кому интересно
Игорь, добрый вечер!
Конечно, очень интересно, думаю со временем руки дойдут и до этой очень красивой модели. Я понимаю, что обработать и разместить 200 фотографий - это не простая задача, и по времени долго. Если нет желания заморачиваться, то можно скинуть архивом на эл. почту, я разберу, привык строить свои модели, в том числе, и по фотографиям удачных вариантов построек. Эл. почта oleg.rud.1967@mail.ru.

С уважением, Олег Рудановский.

Аватара пользователя
Игорь Крысанов
Сообщения: 715
Зарегистрирован: Сб апр 26, 2008 22:42
Откуда: Рязань
Благодарил (а): 83 раза
Поблагодарили: 50 раз

Re: Шебека на арабский манер

#30 Сообщение Игорь Крысанов »

Итак, поехали. Отвечу подробно на все вопросы и в ветке, и в личке, и постараюсь упредить будущие.
На шебеку как на тип корабля я запал еще в юные годы. Мне всегда нравились «неквадратные» парусники. Потому люблю экзотику типа шебек, полинезийских проа, китайских джонок. Петр Фрилендер начал в своем блоге рассказывать о шебеке от Амати. И меня вдохновил. Я тоже захотел этот набор.
Сразу решил, что она будет арабской. Потому что почти в каждом описании шебеки как типа Средиземноморского судна указывается, что она родилась на Северном побережье Африки и так досаждала христианским странам, что и французы, и испанцы, и венецианцы, и генуэзцы, и прочие Королевства Обеих Сицилий вынуждены были закладывать такие же корабли, чтобы подобное могло противостоять подобному. Согласитесь, что оригинал ценнее копии, поэтому я определил родиной моей шебеки Магриба.
Вскоре в одном документальном фильме (вроде по National Geographic, а может по какому-то Discovery Channel или Viasat History) увидел, как было названо в закадровом тексте, тартану, у которой на фоке был нарисован полумесяц с несколькими звездами, одна из которых была шестиконечной. Мне это очень понравилось, так как добавляло кораблю индивидуальности. Вот только смутила шестиконечная звезда. Щит Давида у меня четко ассоциировался только с Израилем.
Нашел выход на главного рязанского муллу. Позвонил, представился, обозначил проблему. Он оказался молодым и очень интеллигентным человеком и объяснил, что шестиконечная звезда имеет полные права у мусульман, так как ими почитаем исламский пророк Дауд, соответствующий библейскому царю Давиду.
Немного в сторону уйду, -- а мне это свойственно, я малый говорливый, такая профессия, -- после разговора с муллой я вспомнил Старика Хоттабыча. Его в сосуд заточил Сулейман ибн Дауд. Таким образом, я на шестом десятке лет понял, что это Соломон сын Давида!
Ну а дальше начал строить. Чертежи у Амати очень условные и архитектура весьма упрощена. Многое я стырил с чертежей "Le Requin". И расшивку палубы, и устройство весельных и пушечных портов, рангоут, такелаж, люк на кормовой решетке, все сейчас не упомню. Но главное – я увеличил количество пушек до двадцати. По примеру Петра Фрилендера. Одна пушка с каждого борта оказалась под кормовой надстройкой; ее, надстройку, я про себя называл квартердек. Выходит, пока не поставишь пушки, квартердек лепить нельзя.
Первая мысль была просто повернуть вверх ногами пушки из набора, чтобы герб на казенной части не европеизировал мою будущую восточную красавицу. И закрасить неважнецкое омеднение черной матовой Тамией. Но я слишком много смотрю познавательных каналов. Точнее говоря, я только их и смотрю.
Так вот. Смотрю как-то фильм про Карфагенские войны, и мне показывают крепость-музей в Тунисе. Вдоль стен выставлены старинные разномастные пушки на лафетах и без. И крупным планом я вижу казенную часть бронзовой пушки, где треугольником барельефы трех полумесяцев. Опаньки! Заманился. Решил и дальше омусульманивать шебеку. Сначала обратился к приятелю-кузнецу, который и литейкой занимается. Он обещал отлить из латуни. Я одну пушку шлифанул, под лупой выточил, как мог, из листовой латуни три крохотульных полумесяца, приклеил их цианокрилатом. Попробовали отлить. Говно вышло. Я расстроился. Шебека стала долгостроем и была накрыта полиэтиленом. Года два она пылилась. Я сбацал две метательных машины, скорпиона и онагра, замастырил паровоз Adler.
Более того, превратил одну из комнат в полномасштабную мастерскую с каменным полом, пятьюдесятью розетками, трехметровым столом во всю стену с портами для пылесоса, навесными шкафами, катающимися тумбами о пяти выдвижных ящиках, кожаным диваном, чтоб пыль протиралась, -- целое лето ушло! А шебека все стояла.
Как-то я пришел по делам к тому самому кузнецу-литейщику, а у него парень в шикарном ремне с литыми украшулями в варяжском стиле. Оказалось, что ремень – его рук дело, а сам он ювелир. Слово за слово, вспомнили я про мои пушки. И сотворил он мне мастер-модель. Маленькое произведение искусства. Под микроскопом делал. Такие полумесяцы, что залюбуешься. Да еще он рельеф всех поясов подправил, потому что у базовой Аматиевской пушки на поясах были микрораковины.
Отлили штук тридцать, чтоб с запасом на брак. Получилось, что надо лить их в центрифуге: у части вингард в непроливе, у другой части – цапфы, да еще у всех дульное отверстие гуляло. Доводил его на фрезерном станке, но все одно, центр плавал. И еще одна проблема выскочила, но тут уже мои тараканы. Кузнец-литейщик по ему ведомой необходимости в латунь при плавке добавлял часть алюминия. В итоге пушки вышли очень желтыми. Ну, никак не бронза. Опять пауза-зарауза.
Ладно, укорачиваю словеса. Нашел ребят, которые льют из бронзы мелкую пластику: амулеты, перстни, обереги, фенечки. Объяснил, рассказал, увлек, тксзть. Они мне пушки в этой самой центрифуге и отлили. Идеальные. Как мастер-модель. И цену назначили разумную, даже малую. Двадцать четыре пушки со всеми резинками, восковками, формами и материалом мне обошлись тысячи в три с половиной. Ура! И еще осталась возможность снова отлить такие же, рублей по сто за штуку.
Тех, кто захочет повторить этот опыт, должен предупредить о том, что при литье металл дает усадку на 8-10 процентов. Так что мои пушки (мастер-модель плюс собственно отливка) оказались меньше Аматиевских, 25,5 мм и 28 мм соответственно. Длина ладно, а вот то, что диаметры сильно ушли, это проблема так проблема. А лафеты я к тому времени уже сделал. Переделывать их являлось для меня адским адом. Оставил как есть. Поначалу мне бросалось в глаза, что диаметр казенки, и, что критичнее, диаметр цапф маловаты для лафета, но пока никто на это внимания не обратил. Я и успокоился.
Какие еще засады были? Масштаб с заявленным расходился. Переделывал многое.
Решетки раза четыре переделывал. Ячейка в 1 мм показалось очень крупной. Ждал, когда концевые фрезы 0,8 и 0,6 придут из Поднебесной.
На корме решетку в ватервейсы и нижний транец врезал. Тоже еще те танцы с бубном. Под углом резать под расчески понравилось, но не с первого раза получилось. Зря я в школе синусами-косинусами манкировал. Но вышло же. Даже не видны заходы.
С верхним транцем тоже затыки были. Сначала не знал, что на нем изобразить. Та шняга из пластика, что в наборе, даже не рассматривалась. Ночью в клубе за рюмахой познакомился с молодым парнем, который оказался военным переводчиком-арабистом, приехавшим в отпуск из Сирии. Я свою проблему ему описал. Он говорит:
-- И не сомневайся. Все мусульмане везде пишут шахаду. У них даже ее написание – целое искусство арабской каллиграфии. Найдешь в Интернете.
И прислал мне этот кораблик, что сейчас на транце. Это не просто красивая картинка, а та самая шахада. Арабской вязью значится «Ашхаду ан ла илаха илла Ллаху ва ашхаду анна Мух̣аммадан Расалу-Ллахи», что по-русски будет «говорю, что нет божества достойного поклонения, кроме единого Бога Аллаха, и ещё свидетельствую, что Мухаммед — посланник Аллаха». Я для пущей уверенности еще раз позвонил мулле. Он все одобрил. Толковый оказался парень-переводчик.
Делали транец лазерной гравировкой. Он был весь в выжженном дереве. Этакая угольная хрень вместо фона. Почистил щеткой, потом отбелил по технологии перекись водорода плюс нашатырь. В слабой концентрации и долго. Ламель 1.5 мм, да еще клееная в торец. Потому в струбцинах, чтоб не повело. Угли-зола растворились, а цвет груши почти не изменился. Получилось как резьба из дерева. Ну, мне так кажется.
Кормовое ограждение из набора предлагалось сделать из ажурной латунной полоски. В топку! Нашел несложный и подходящий геометрический арабеск. В вектор его перевел, разбил на элементы. Потом соединил повторяющийся мотив с проекцией стоек квартердека. Получившуюся основу подогнал под кривизну палубы.
У меня есть товарищ, который работает на лазерной резке. Он с интересом помогает мне в моих экспериментах. И мы с ним сначала из фанеры 0,6 мм вырезали основы-подложки. Потом из шпона клена, падука и груши нарезали элементы арабеска. Я их собрал на монтажную пленку. А потом по одному элементу клеил. Да, собственно, на фотке все будет понятно. Одним словом, идея удалась.
ограждение.JPG
Что еще? Материалы. Из набора я использовал только ореховые рейки на нижнюю обшивку. Они прекрасны. Дальше пояс из клена. Выше – падук. Но только там. Рейки в наборе очень рыхлые оказались. Внутренние поверхности я обшивал из строганного шпона падука. Приобрел по случаю. Надо было брать больше))). Я жадный и люблю, когда запасы безмерны.
Палуба – клен 1 мм. Нагели из сточенных березовых зубочисток. Палубу закрывал матовым акриловым лаком. Очень не хотелось, чтоб она потемнела, как было на ранней модели: через два года танганика на палубе стала по цвету такой же, как обшивка бортов из ореха((((. Для пущей матовости шлифовал ее абразивной губкой 1000 грит и стальной ватой.
Все остальное – груша и черный граб. Только планширь у шлюпки крашеный (поленился граб гнуть). И Реи крашеные. Не оказалось граба достаточной длины. Сделал из клена (у меня его завались) и тушью покрасил.
Отделка. Масло + воск на падуке, чтоб поры закрыть. В других случаях – только масло. Первый слой разбавлен 1:1 скипидаром, потом просто масло. Датское, Rustins. После полимеризации масла проходил подразведенным битумным лаком, а после высыхания кромки и выпуклости обрабатывал стальной ватой 000. На первый взгляд этого не видно, но такая отделка очень подчеркивает красоту натуральной древесины.
Такелаж из мононити Gütermann для оверлога 80, 160, 240. Col №722. Они идеальны. Забавный эпизод. Нашел я их в фирме из Калиниграда. Девушка-менеджер, обсуждая со мной цвет, спросила:
-- Вы для корабликов покупаете?
Я опешил:
-- Как догадались?
-- А у нас эти артикулы только моделисты покупают. Берите 722, он по цвету ближе всего к веревке.
После свивки я их пропускал через жидкий столярный клей с черной тушью Koh-i-Noor. Отечественная тушь не прокатила, не укрывистая. Вынимаешь грязно-черную и вонючую свивку и пропускаешь сквозь руку в рабочей перчатке. Канатик становится своего же цвета, что и был, но стренги получаются на загляденье. Так на модели не увидишь, но когда обработанный и обычный канат сравнишь, то небо и земля. Эту технологию я почерпнул в одном из видеоуроков Жадана.
Паруса не мои. Эти великолепные паруса сделал Харон. И по моей просьбе прислал еще кусочек ткани для экспериментов. Надо мне было без проб, сразу нанести на фок полумесяц и звезды. В итоге технология такая. Я купил в Леонардо по совету девушки-продавщицы водорастворимый грунт для ткани. Покрыл им необходимую площадь. Вырезанные на плоттере трафареты совметил с двух сторон. Тампонированием маленькими, еда заметными слоями нанес краску для ткани. Когда цвет меня устроил, отлепил трафареты, прогладил рисунок, простирал его, чтобы грунт, который сделал ткань весьма жесткой, растворился. Получилось. Повторил то же самое на парусе. Вышло – загляденье! А брат увидел и сказал:
-- Что-то не то. Словно на принтере отпечатано. Какую-то неровность надо вставить. Ведь наверняка это от руки малевали.
Я, дебил, взял кисточку, забыв, что грунт смыт, и попробовал луч одной из звезд «подкривить». Капля расплылась. Больше я не трогал паруса. Только снизу сделал расплывы от якобы высохшей морской воды, забрызгивающей нижние шкаторины.
Вот, собственно, и все, что хотелось рассказать.
Эта модель не состоялась бы без участия большого количества людей, которым я обязан сказать спасибо.
В первую очередь Елене Кирияковой. Это она подарила мне на День рождения эту итальянскую коробку с чертежами и материалами.
Геннадий Барыкин. Его люди моего круга знают как певца и основателя группы «Горпарк». Но в повседневной жизни он руководит большим столярным производством. Поэтому у меня нет проблем со шпоном, ламелями, деревянным массивом ценных пород. Что для Гены отходы, для меня – изобилие материала. Я теперь затарен на всю жизнь. А еще в какие-то фантастические сроки он сделал для корабля витрину из груши.
Мастер-модель пушки – ювелир Иван Ягодкин.
Литье из латуни – Михаил Раткин.
Бронзовое литье – Александр Литвинов, «Рязанская литейная мастерская».
Паруса мне под заказ изготовил Олег Серёгин из Ульяновска. Лучший мастер по парусам .
Чертежи и дополнительные схемы проводки такелажа мне предоставил Сергей из Карелии. Не знаю его фамилии, он на сайте так и значится: Сергей, Карелия.
Теперь переходим к компании «Альтернативные Системы», как они себя (и верно) позиционируют, «№1 на рекламном рынке Рязани». Андрею Маслову спасибо за общую поддержку и предоставленную долгосрочную возможность пользоваться оборудованием не в коммерческих целях, а для постройки модели.
Дмитрию Панфилову -- за долгие и в итоге всегда успешные эксперименты с лазерной резкой. И конечно его старшему коллеге Андрею Викторовичу Ельяшевичу.
Спасибо Вадиму Алёшину за огромное количество разных больших и малых услуг, и особенно за подсветку витрины.
И еще нашим рязанцам Вадиму Жигуну, Алексею Фошину, Диме-Капитану и украинско-рязанскому другу Стасу Кушниру за то, что они члены нашей секты))))
Конечно же, фотографии, качество которых удивительно и выше всяких похвал. Сессию и обработку провел Александр Коноводов.
Ругань не делает карту лучше, а ветер попутным. Дж.Лондон

Ответить

Вернуться в «Amati»