Каравелла La Niña (1492) от Amati (Италия) М 1:65

форум по изготовлению моделей парусников из наборов итальянской фирмы Amati

Модераторы: Roman Roganov, FreeLander, Valentin Demin

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
OlegRud
Сообщения: 155
Зарегистрирован: Вт июн 12, 2018 12:33
Откуда: Салехард
Благодарил (а): 15 раз
Поблагодарили: 32 раза

Каравелла La Niña (1492) от Amati (Италия) М 1:65

#1 Сообщение OlegRud »

Доброго времени суток, уважаемые коллеги!

После некоторых раздумий решил разместить на данном уважаемом форуме свой рассказ о постройке каравеллы Х.Колумба La Niña в коробочной версии от Amati.
Надеюсь на конструктивную критику, доброжелательную помощь и поддержку.

Начну с трех почему.
Почему La Niña - небольшой, интересный по конструкции, красивый кораблик, есть много материалов по постройке опытных мастеров, нет точных чертежей (есть несколько вариантов),
что оставляет поле для творчества.
Почему Amati - по отзывам хороший материал для корпуса модели, считается качественным производителем наборов для постройки деревянных кораблей (ИМХО).
Почему не с нуля - нет необходимых станков и места для организации полноценной мастерской, а также запаса пригодного в дело материала.
Набор от Amati изначально планировал использовать как базу для дальнейших изменений и дополнений.
Стройку свою я начал в июне 2019 года, поэтому буду попорядку выкладывать этапы строительства кораблика до состояния на сегодня.

Начнем с фото от Amati того, что должно получиться в итоге (думаю, не факт!), ну и сам набор.

01.jpg
02.jpg

Изучение набора от Amati показало, что килевая рамка из фанеры пошла винтом.

03.jpg
04.jpg

Рассмотрел разные варианты борьбы с этой напастью, и в итоге, остановился на кардинальном - выпилить новую килевую рамку из припасенной липовой ламели 4 мм толщины.
Вот, что у меня получилось:

05.jpg
06.jpg

Аватара пользователя
OlegRud
Сообщения: 155
Зарегистрирован: Вт июн 12, 2018 12:33
Откуда: Салехард
Благодарил (а): 15 раз
Поблагодарили: 32 раза

Re: Каравелла La Niña (1492) от Amati (Италия) М 1:65

#2 Сообщение OlegRud »

И вот как встали штатные шпангоуты на моей рамке:

08.png

Далее, оказалось, что Amati в угоду упрощения сборки, унификации или еще чего-то, отказалась от погиби палуб.
Решил сделать эту самую погибь. И вот, что у меня получилось:

10-1.jpg
10-2.jpg
11-1.jpg
11-2.jpg
12.jpg

Аватара пользователя
OlegRud
Сообщения: 155
Зарегистрирован: Вт июн 12, 2018 12:33
Откуда: Салехард
Благодарил (а): 15 раз
Поблагодарили: 32 раза

Re: Каравелла La Niña (1492) от Amati (Италия) М 1:65

#3 Сообщение OlegRud »

Вклеил шпангоуты на свои места. Дополнительно вырезал и установил липовые упоры для каждого шпангоута по 4 шт., для упрочнения места крепления к килевой рамке, предотвращения сдвига шпангоутов со своих мест при малковке и обшивке корпуса модели. Шпангоут 8 не вклеивал, так как в нем планировал вырезать проемы для двери и окна в кубрик квартердека. Amati предлагает просто приклеить рамки двери и окна на обшитый шпангоут, что на мой взгляд, было бы совсем не серьезно.

17.png
18.png

Чертеж из набора переборки (шпангоут 8) показывает расположение окна посередине палубы, а дверь смещена к борту. На модели Pinta той-же Amati аналогичная переборка выполнена с дверью по середине палубы и окнами к бортам, что, мне кажется, более логично, так как при качке середина палубы - самое безопасное место, и входить, а особенно выходить, из такой двери в шторм будет удобнее. На чертежах из Анатомии кораблей Колумба у La Niña указанной переборки вообще нет, так что это творческий посыл итальянских проектировщиков. Исходя из этих соображений я перенес проем под будущую дверь в середину палубы, а окно передвинул к борту.

19.jpg
20.png

Далее зачернил сеточку в оконный проем (предварительно опалил на свечке) и металлические наличники на окошко и дверь (осторожно! боятся огня).

27.png

Перед тем, как установить на место шпангоут 8 сделал проемы окна и двери с подоконником и порогом. Проем согнул из ореховой рейки 0,5х6 мм (из своих запасов, в наборе нет) подоконник - ореховая рейка 2 мм толщины, порог - ореховая рейка 1 мм толщины. С помощью приспособы из паяльника, после вымачивания в воде 40 мин, удалось согнуть ореховую рейку 0,5х6 мм практически на 180 градусов, для высыхания крепил на шаблон, вырезанный из бальзы.

30.png

Сделал проем окошка и двери в шпангоуте 8. Решил оставить данную в наборе оконную сеточку и приклеил ее с обратной стороны шпангоута 8 на эпоксидный клей.

31.jpg

Вклеил шпангоут 8 по месту.

32.png

Закрасил черной акриловой краской часть шпангоута 9 и килевой рамки, находящихся за окошком.

33.jpg

Так как конфигурация палубы надстройки была изменена из-за выполнения погиби, вырезал и вклеил на транец клинообразную вставку с толщиной по торцу в 2 мм.

34.png

Аватара пользователя
OlegRud
Сообщения: 155
Зарегистрирован: Вт июн 12, 2018 12:33
Откуда: Салехард
Благодарил (а): 15 раз
Поблагодарили: 32 раза

Re: Каравелла La Niña (1492) от Amati (Италия) М 1:65

#4 Сообщение OlegRud »

На палубе надстройки (фанера 1 мм) вырезал отверстия под мачты и проем под рустерную решетку.
Размер и расположение проема под решетку взято с чертежа 1:1 от Amati.

35.jpg

Сделал малковку верхних частей шпангоутов 8-10, покрасил черной краской шпангоуты и килевую рамку под решеткой, приклеил палубу по месту, получился изгиб в двух плоскостях -
поперечной и продольной.

37.jpg

Закончил основной этап черновой обшивки корпуса кораблика. Делал не спеша и вдумчиво. В итоге хотелось бы отметить следующие моменты.

1. Рейки черновой обшивки из липы 1x4 мм отлично гнутся с помощью воды, утюга и ровной деревянной поверхности. Рейку слегка смачивал по всей длине и прогревал утюгом, затем смачивал необходимый участок и с помощью утюга гнул как по плоскости, так и на ребро, и даже винтом. Не сразу, в несколько проходов, но гнется отлично, при обшивке не было сломано ни одной рейки. Качество липовых реек в наборе, на мой взгляд, на высоте.

2. Рейки клеил на клей Titebond II и закреплял гвоздиками и зажимами. Приваривать утюгом на клей ПВА не стал, так как по мнению знающих товарищей, это не лучший способ - клей при сильном нагреве несколько теряет свои свойства. Стоит отметить, что рекомендуемые Amati латунные гвоздики для обшивки корпуса модели подходят не очень хорошо - постоянно гнутся и плохо держат рейку, поэтому, использовал стальные гвоздики. Клей Titebond II показал себя очень хорошо, клеит надежно, клеевой шов получается крепче дерева, после высыхания при небольшом слое становится практически прозрачным, легко убирается до засыхания влажной ватной палочкой.

3. По методике обшивки пошел следующим путем. Так как по технологии постройки верхняя часть шпангоутов после обшивки удаляется для установки палубы, то обшивать начал от предполагаемой линии палубы вниз к килю, положил девять поясов без заужения реек, рейки пришлось довольно сильно изгибать, особенно к корме. Далее стал обшивать корпус от киля, еще семь поясов, здесь пришлось гнуть и заужать рейки в обе стороны. В конце обшил фальшборт и надстройку в корме кораблика - еще шесть поясов. В ходе работы рассчитал заужение реек, получилось что нужно заужать 4 мм рейку до 2 мм в корме и носу, что на шпангоутах без заполнения шпаций делать, на мой взгляд, не совсем правильно и практично, поэтому основные пояса положил без заужения, а примыкающие пояса сужал по месту. После установки всех поясов с внутренней стороны прошел корпус тонким слоем клея, который после высыхания стал практически незаметным.

37-b1.jpg
37-b2.jpg
37-b3.jpg
37-b4.jpg
37-b5.jpg
37-b6.jpg
37-b8.jpg
37-b9.jpg

Аватара пользователя
OlegRud
Сообщения: 155
Зарегистрирован: Вт июн 12, 2018 12:33
Откуда: Салехард
Благодарил (а): 15 раз
Поблагодарили: 32 раза

Re: Каравелла La Niña (1492) от Amati (Италия) М 1:65

#5 Сообщение OlegRud »

Для шпаклевания корпуса кораблика использовал акриловую шпатлевку по дереву VGT. Хочется отметить, что данная шпатлевка ложится хорошо, сохнет быстро, обрабатывается легко.

38.jpg

Верхние части шпангоутов (топтимберсы) по технологии постройки корпуса удалены для установки основной палубы. Места вырезов топтимберсов прошпаклеваны, также как и фальшборта (тонким слоем) для придания дополнительной жесткости планкам после удаления поддерживающей части шпангоутов.

39.jpg

Далее был прошпаклеван с последующей шлифовкой корпус кораблика с внешней стороны, особое внимание уделялось форштевню и килю кораблика.

40.jpg
41.jpg
42.jpg

После окончания шпаклевания корпуса обшита для придания прочности внутренняя часть фальшборта липовой рейкой 0,5 x 4 мм (в наборе отсутствует, из своих запасов).

43.jpg

Аватара пользователя
OlegRud
Сообщения: 155
Зарегистрирован: Вт июн 12, 2018 12:33
Откуда: Салехард
Благодарил (а): 15 раз
Поблагодарили: 32 раза

Re: Каравелла La Niña (1492) от Amati (Италия) М 1:65

#6 Сообщение OlegRud »

Основную палубу из фанеры 1 мм толщины пришлось немного уменьшить как по длине, так и по ширине.

44.jpg

Фанера никак не хотела гнуться в поперечном и продольном направлении одновременно, поэтому решил сделать упоры из бальзы вдоль фальшбортов и дополнительные рейки из липы по верхней части килевой рамки и по 2 и 3 шпангоуту от носа кораблика.

45.jpg
46.jpg
47.jpg

После высыхания клея стальные гвоздики были извлечены, планки и кусочки бальзы тщательно ошкурены и палуба приклеена на полученные дополнительные упоры. В итоге вышла палуба с выраженной погибью и седловатостью. Сразу после того, как клей высох, прошпаклевал и прошкурил места стыковки палубы и фальшбортов.

48.jpg
49.jpg
50.jpg

Аватара пользователя
OlegRud
Сообщения: 155
Зарегистрирован: Вт июн 12, 2018 12:33
Откуда: Салехард
Благодарил (а): 15 раз
Поблагодарили: 32 раза

Re: Каравелла La Niña (1492) от Amati (Италия) М 1:65

#7 Сообщение OlegRud »

Вырезал участок основной палубы под рустерной решёткой, закрасил в черный цвет части силового набора корпуса под ней.

52.jpg

Сделал вариант настила палубы рейками танганьики с имитацией конопатки и наглевания.

53.jpg

Выполнил настил палубы квартердека рейками танганьики. Реки предварительно слегка шкурил с лицевой стороны, снимал наждачкой фаску и красил карандашом рейки с боковых сторон и торца, и клеил на Момент 1 - Классик.

56.jpg
57.jpg
58.jpg
59.jpg
60.jpg

Затем обработал получившуюся поверхность палубы вот такой металлической щёткой.

61.jpg

Получилась фактурная структура дерева на палубных досках.

62.jpg

Палубу пока ничем не покрывал, планирую в дальнейшем обработать тиковым маслом.

Аватара пользователя
OlegRud
Сообщения: 155
Зарегистрирован: Вт июн 12, 2018 12:33
Откуда: Салехард
Благодарил (а): 15 раз
Поблагодарили: 32 раза

Re: Каравелла La Niña (1492) от Amati (Италия) М 1:65

#8 Сообщение OlegRud »

С удовольствием хочу представить окончание этапа настила палуб кораблика рейками танганьики. Работа кропотливая и осторожная, но результат меня порадовал.

63.jpg
64.jpg
65.jpg
66.jpg
67.jpg
68.jpg
69.jpg

Палубы пока ничем не покрыты, далее будут обработаны маслом.

Аватара пользователя
OlegRud
Сообщения: 155
Зарегистрирован: Вт июн 12, 2018 12:33
Откуда: Салехард
Благодарил (а): 15 раз
Поблагодарили: 32 раза

Re: Каравелла La Niña (1492) от Amati (Италия) М 1:65

#9 Сообщение OlegRud »

Приступил к чистовой обшивке корпуса. Начал с транца. Рейки темного ореха 0,5 х 3 мм из набора, на мой взгляд, как и весь обшивочный материал Amati, вполне приличного качества. Рейки тонкие, практически шпон, аккуратно делал фаску на боковых поверхностях, чернил карандашом, клеил на Момент-1 Классик, протирал сверху уайт-спиритом для снятия остатков клея, и хорошенько обрабатывал металлической щеткой для придания фактуры поверхности. Ну вот, то что у меня получилось в итоге.

70.jpg
71.jpg
72.jpg
73.jpg
74.jpg
75.jpg

Аватара пользователя
OlegRud
Сообщения: 155
Зарегистрирован: Вт июн 12, 2018 12:33
Откуда: Салехард
Благодарил (а): 15 раз
Поблагодарили: 32 раза

Re: Каравелла La Niña (1492) от Amati (Италия) М 1:65

#10 Сообщение OlegRud »

Из рейки темного ореха 2 х 4 мм изготовил форштевень, киль и ахтерштевень. Форштевень имеет крутой изгиб, рейку гнул с помощью паяльника с цилиндрической насадкой вымачивая в воде. На модель клеил клеем Titebond II и скреплял стальными гвоздиками.

76.jpg
77.jpg
78.jpg
79.jpg
80.jpg

Аватара пользователя
OlegRud
Сообщения: 155
Зарегистрирован: Вт июн 12, 2018 12:33
Откуда: Салехард
Благодарил (а): 15 раз
Поблагодарили: 32 раза

Re: Каравелла La Niña (1492) от Amati (Италия) М 1:65

#11 Сообщение OlegRud »

Движемся по намеченному курсу. Впереди возникла необходимость исполнить шпигаты. Ибо куда же без шпигатов при переходе кораблика через Атлантику!

81.jpg
82.jpg

А затем начал изготовление и установку бархоутов.

83.jpg
84.jpg
85.jpg
86.jpg

Аватара пользователя
OlegRud
Сообщения: 155
Зарегистрирован: Вт июн 12, 2018 12:33
Откуда: Салехард
Благодарил (а): 15 раз
Поблагодарили: 32 раза

Re: Каравелла La Niña (1492) от Amati (Италия) М 1:65

#12 Сообщение OlegRud »

Добрый вечер, коллеги!
Закончил установку бархоутов на модель.
PicsArt_04-05-02.17.56.jpg
PicsArt_04-05-02.23.42.jpg
PicsArt_04-05-02.26.46.jpg
PicsArt_04-05-02.27.19.jpg
PicsArt_04-05-02.29.46.jpg
Начал чистовую обшивку корпуса между бархоутами рейками темного ореха 0,5 × 3 мм.
PicsArt_04-05-06.19.57.jpg
PicsArt_04-05-06.21.00.jpg
PicsArt_04-05-06.21.51.jpg
С уважением,
Олег Рудановский.

Аватара пользователя
Иван Карпушкин
Сообщения: 1392
Зарегистрирован: Ср авг 15, 2012 18:51
Благодарил (а): 545 раз
Поблагодарили: 235 раз

Re: Каравелла La Niña (1492) от Amati (Италия) М 1:65

#13 Сообщение Иван Карпушкин »

Красота! И фотки отличные :)

Аватара пользователя
OlegRud
Сообщения: 155
Зарегистрирован: Вт июн 12, 2018 12:33
Откуда: Салехард
Благодарил (а): 15 раз
Поблагодарили: 32 раза

Re: Каравелла La Niña (1492) от Amati (Италия) М 1:65

#14 Сообщение OlegRud »

Добрый вечер, Иван.

Спасибо за положительную оценку, очень приятно и важно для меня.

С уважением,
Олег Рудановский.

Аватара пользователя
Pavel N
Сообщения: 583
Зарегистрирован: Пн июл 10, 2017 18:12
Благодарил (а): 33 раза
Поблагодарили: 105 раз

Re: Каравелла La Niña (1492) от Amati (Италия) М 1:65

#15 Сообщение Pavel N »

Отличная работа ! Так держать! Ветку ведете обстоятельно , читать и смотреть фото очень приятно и интересно . Продолжайте в том же духе .
Хобби - лекарство от будней !

Ответить

Вернуться в «Amati»