Каталонское Нао

Вопросы как оно было на самом деле. Поиск истины в локальном форуме.

Модераторы: FreeLander, Valentin Demin

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
AlexO
Сообщения: 863
Зарегистрирован: Чт дек 06, 2018 11:24
Откуда: Петербург-Москва
Благодарил (а): 188 раз
Поблагодарили: 108 раз

Re: Каталонское Нао

#436 Сообщение AlexO »

eugen.t писал(а): Вт июл 28, 2020 22:04 AlexO кщё пару картинок тебе в копилку...
только это... колеса :D :D :D не надо!
Спасибо, да, с колесами это лишнее, имхо. Но в любом случае - спасибо!
PS
Может кто знает об истории, местонахождении и судьбе "Dunne Model"?
DSC05579.JPG
DSC05580.JPG
А также вот этого произведения из музея Картахены:
5.png
7.png
----------------------------
https://www.youtube.com/watch?v=rCKJM2juNhk
https://www.youtube.com/watch?v=8I_vQHbmmaY
С уважением,
Александр

Аватара пользователя
Kogan
Сообщения: 6012
Зарегистрирован: Вс сен 25, 2011 12:22
Откуда: Казань
Благодарил (а): 258 раз
Поблагодарили: 503 раза

Re: Каталонское Нао

#437 Сообщение Kogan »

Теперь я вижу - не врут изготовители партворков, когда пишут о своем товаре "Модель музейного качества"! Действительно "музейного". Вон в музее в Картахене "Сан Хуан Батиста" стоит :D
Александр, а что для Вас интересного в этих моделях? Это же новоделы, причем как я погляжу очень сомнительного качества...
С уважением, Михаил
Готова: португальская каравелла XV век - http://parus.ucoz.lv/forum/11-286-1
Готова: фламандская каракка XV век - http://parus.ucoz.lv/forum/11-473-1
Готова: "Mary Rose" XVI век - http://www.shipmodeling.ru/phpbb/viewto ... 45&t=71379
На стапеле: галеон "Revenge" XVI век - https://www.shipmodeling.ru/phpbb/viewt ... 83#p457183
Все в мире относительно...

Аватара пользователя
AlexO
Сообщения: 863
Зарегистрирован: Чт дек 06, 2018 11:24
Откуда: Петербург-Москва
Благодарил (а): 188 раз
Поблагодарили: 108 раз

Re: Каталонское Нао

#438 Сообщение AlexO »

Kogan писал(а): Ср июл 29, 2020 7:00 Теперь я вижу - не врут изготовители партворков, когда пишут о своем товаре "Модель музейного качества"! Действительно "музейного". Вон в музее в Картахене "Сан Хуан Батиста" стоит :D
Мне тоже показалось, что это он, вот тут можно рассмотреть подробнее (и то, и другое): https://artsandculture.google.com/stree ... 3126430398
Kogan писал(а): Ср июл 29, 2020 7:00Александр, а что для Вас интересного в этих моделях? Это же новоделы, причем как я погляжу очень сомнительного качества...
Поскольку я сам хотел бы пополнить ряд новоделов :D мне интересно то, как другие обращались с этим историческим материалом. Не обязательно все делать так же, но можно найти интересные идеи.

Первое - фото статьи Portia Takakjian (покойный Александр Добренко выкладывал на красном форуме), судя по всему отсюда: https://www.ebay.co.uk/itm/Model-Shipwr ... 1627535731 то есть это до 90 года, так что относительно старый уже "новодел". Мне он интересен скорее подходом, чем исполнением, но разглядеть его повнимательнее я бы не отказался.

Второе - вообще довольно интересно. В ракурсе спереди можно подумать, что это еще одно нао Матаро, а вот с кормы... Я и сам хотел бы задать немало вопросов, но тут мне интерсно ваше мнение, Михаил, то, на что вы сами прежде всего обратили внимание, за что зацепились и в чем усомнились. Если не трудно :)
----------------------------
https://www.youtube.com/watch?v=rCKJM2juNhk
https://www.youtube.com/watch?v=8I_vQHbmmaY
С уважением,
Александр

Аватара пользователя
Бирюков Славик
Сообщения: 2869
Зарегистрирован: Ср сен 02, 2009 21:39
Откуда: Харьков
Благодарил (а): 305 раз
Поблагодарили: 163 раза

Re: Каталонское Нао

#439 Сообщение Бирюков Славик »

Kogan писал(а): Ср июл 29, 2020 7:00 Вон в музее в Картахене "Сан Хуан Батиста" стоит :D
Стоит задумаццо :twisted:
С ув. Вячеслав.

Аватара пользователя
Kogan
Сообщения: 6012
Зарегистрирован: Вс сен 25, 2011 12:22
Откуда: Казань
Благодарил (а): 258 раз
Поблагодарили: 503 раза

Re: Каталонское Нао

#440 Сообщение Kogan »

Александр привет! Да собственно конечно не трудно, но обе модели строены исключительно "по мотивам", поэтому там столько различий с оригинальной моделью, что просто перечислять замучаешься...
Ну хотя бы те же фендерсы, на которые еще и заведены ванты. На оригинале такого явно не было, да и форма фендерсов совершенно другая.
s-l1600.jpg
Про модель из Картахены и говорить не о чем - это совершенно самостоятельная модель, лишь внешне напоминающая Каталонское нао...
На мой взгляд интереснее было бы посмотреть модель, описанную в Model Shipwright #56:
Вложения
model_sgipwright_nr56_1.JPG
model_sgipwright_nr56_2.JPG
model_sgipwright_nr56_3.JPG
С уважением, Михаил
Готова: португальская каравелла XV век - http://parus.ucoz.lv/forum/11-286-1
Готова: фламандская каракка XV век - http://parus.ucoz.lv/forum/11-473-1
Готова: "Mary Rose" XVI век - http://www.shipmodeling.ru/phpbb/viewto ... 45&t=71379
На стапеле: галеон "Revenge" XVI век - https://www.shipmodeling.ru/phpbb/viewt ... 83#p457183
Все в мире относительно...

Аватара пользователя
AlexO
Сообщения: 863
Зарегистрирован: Чт дек 06, 2018 11:24
Откуда: Петербург-Москва
Благодарил (а): 188 раз
Поблагодарили: 108 раз

Re: Каталонское Нао

#441 Сообщение AlexO »

Михаил, извините, уж очень напряженная неделя выдалась, ни до чего :(
Kogan писал(а): Чт июл 30, 2020 7:45 обе модели строены исключительно "по мотивам", поэтому там столько различий с оригинальной моделью, что просто перечислять замучаешься...
Ну хотя бы те же фендерсы, на которые еще и заведены ванты. На оригинале такого явно не было, да и форма фендерсов совершенно другая.
Фендерсы - да, но это (на обложке) не закрытая обшивкой часть модели, поэтому и фендерсы на ней и их форма ничему не соответствуют. Другое дело, что я в этом вижу попытку автора модели решить чисто технологический вопрос: могли ли рымы, проходящие через топтимберсы (как на модели), нести нагрузку от вант. Как я понимаю, автор решил, что фендерс более надежное место крепления, в отсутствие более поздних русленей (которые некоторые производители китов из дерева и пластика не стесняясь предлагают в своих наборах). Тут вопрос - а есть ли (кроме воображения автора Dunne Model) основания для подобного предположения? Есть примеры в изобразительном искусстве, трактатах? Даже если отвергнуть это предположение автора модели, нужно отдать должное самому вопросу, который он задал себе и ответ на который предложил, даже если это плохой ответ. :D
Kogan писал(а): Чт июл 30, 2020 7:45Про модель из Картахены и говорить не о чем - это совершенно самостоятельная модель, лишь внешне напоминающая Каталонское нао...
Да, разумеется, достаточно беглого взгляда, чтобы понять, что это не Нао де Матаро. И мне очевидно, что автор строил что-то другое ("испанское нао", итп), но при этом опирался на модель из Роттердама, ибо кроме рисунков опереться не на что. В этом смысле, это никакая не "самостоятельная модель", а совершенно вторичная по отношению к Каталонскому Нао. И тут совершенно точно есть что обсудить - не как отличия от того, что можно увидеть в Роттердаме или на исторических фото, а как предложенную автором модели трактовку судов того времени.
Kogan писал(а): Чт июл 30, 2020 7:45На мой взгляд интереснее было бы посмотреть модель, описанную в Model Shipwright #56:
Да, знаю, у меня эти сканы есть, и, конечно, я бы не отказался на нее посмотреть. Даже бы заплатил за такую возможность! :D
----------------------------
https://www.youtube.com/watch?v=rCKJM2juNhk
https://www.youtube.com/watch?v=8I_vQHbmmaY
С уважением,
Александр

Аватара пользователя
AlexO
Сообщения: 863
Зарегистрирован: Чт дек 06, 2018 11:24
Откуда: Петербург-Москва
Благодарил (а): 188 раз
Поблагодарили: 108 раз

Re: Каталонское Нао

#442 Сообщение AlexO »

Михаил, мне правда интересно Ваше мнение. Если Вы написали
Kogan писал(а): Ср июл 29, 2020 7:00Это же новоделы, причем как я погляжу очень сомнительного качества...
значит Вам в глаза бросились детали, которые я очень хотел бы от Вас услышать. :-) Что именно из увиденного Вам показалось "сомнительным"?
Вот, опять же, те же кормовые якоря. Вы, ссылаясь на венецианский манускрипт, писали:
Kogan писал(а): Ср янв 29, 2020 16:56В трактате "Fabrica di Galere" 1410 года описано, что на венецианской коке имелось десять якорей - два из них весом по тысяче фунтов (477 кг) а остальные восемь по 850 фунтов (около 405 кг). Наибольший вес якорей указан для кораблей грузовместимостью от 900 до 1500 ботт. На них размещали по 8-10 якорей весом от 1500 до 3000 фунтов (715-1430 кг) каждый.
Вот эта модель из Картахены как раз претендует на то, что показывает кормовые якоря:
Вложения
7.png
6.png
----------------------------
https://www.youtube.com/watch?v=rCKJM2juNhk
https://www.youtube.com/watch?v=8I_vQHbmmaY
С уважением,
Александр

Аватара пользователя
Kogan
Сообщения: 6012
Зарегистрирован: Вс сен 25, 2011 12:22
Откуда: Казань
Благодарил (а): 258 раз
Поблагодарили: 503 раза

Re: Каталонское Нао

#443 Сообщение Kogan »

Александр привет! Да там все налицо. Ну например:
Dunne Model
1. Фендерсы и способ крепления вант (я уже об этом писал) - форма не та и их должно быть четыре и ванты на них не крепились. 2. Люк и битенг на ахтеркастле. 3.Треугольные юферсы (как и второй пункт их и в помине нет на оригинальной модели, да и быть не могло!). 4. Ограждение форкастля и марс совершенно другие. Опять же якорь без штока (непонятно почему и как он должен при этом работать).
Модель из Картахены:
1. Что с форкастлем вообще не понятно - кат-балки отсутствуют (зато под битенг-балкой какой-то фендерс...), ограждение задней части отсутствует, носовая фигура отсутствует, арка чем-то занавешена... 2. Корма. 3. Битенги на ахтеркастле и у грот-мачты. Трапы, бортовой и на ахтеркастль, откуда-то взялись... 4. Опять же форма фендерсов и их количество.
Марс задрапирован, поэтому не видно что он из себя представляет. И вообще эта модель представляет из себя более крупное судно, чем Матаро... А кормовые якоря это как раз дело обычное. Они на изображениях часто встречаются.
Вообщем повторяю - по отношению к Каталонскому нао обе модели "по мотивам".
С уважением, Михаил
Готова: португальская каравелла XV век - http://parus.ucoz.lv/forum/11-286-1
Готова: фламандская каракка XV век - http://parus.ucoz.lv/forum/11-473-1
Готова: "Mary Rose" XVI век - http://www.shipmodeling.ru/phpbb/viewto ... 45&t=71379
На стапеле: галеон "Revenge" XVI век - https://www.shipmodeling.ru/phpbb/viewt ... 83#p457183
Все в мире относительно...

Аватара пользователя
AlexO
Сообщения: 863
Зарегистрирован: Чт дек 06, 2018 11:24
Откуда: Петербург-Москва
Благодарил (а): 188 раз
Поблагодарили: 108 раз

Re: Каталонское Нао

#444 Сообщение AlexO »

Михаил, спасибо за ответ! :) Я же написал, что понимаю, что это "по мотивам", но таки исходный "мотив" однозначно понятен, а дальше каждый из авторов ушел в свою сторону, в меру своего творческого понимания и трактовки исходной "партитуры". Я не вижу смысла в создании точной копии того, что стоит в Роттердаме - модели в состаренном виде, с утратой большого количества деталей. Она хороша тем, какая она есть и второй точно не надо. Я хочу реконструировать модель такой, какой она могла быть на момент завершения работы над ней в 15 веке, со всей оснасткой, которая необходима реальному судну такого типа (якоря итд) и даже с росписью кормового подзора. Поэтому я понимаю тех, кто в своей реконструкции пришел к тому, что я точно делать не стану, но интересуюсь их ходом мысли.

Я согласен с Вами по всем пунктам, но это именно те пункты, которые вызывают у "реконструкторов" наибольшие затруднения.
1) Количество фендерсов: вроде можно сойтись на том, что один был в носовой части, в районе битенг-балки и по 4 по стронам ахтеркасля, хотя сохранились они не все. Крепление вант к фендерсам имхо ерунда, но я, опять же, вижу, что такое крепление как на исходной модели вызывает у разработчиков наборов (разумеется, всерьез не обсуждаю) недоверие - от того же крепления к фендерсам у Амати https://www.shipmodeling.ru/shop/modeli ... ca_AM0570/ до обычных русленей у Вуди Джо https://www.shipmodeling.ru/shop/modeli ... 35150-RUS/ и пластиковом (кажется) Heller. Мне кажется, чтобы городить такую ерунду, нужно очень сильно сомневаться в том простом и естественном варианте, что мы видим на реальном Матаро.
2) Катбалка под форкаслем - на самом деле не вполне очевидна как именно катбалка (хотя я вслед за Вами так считаю), и Картахенская модель это не единственный пример, когда ее посчитали фендерсом или опорой форкасля - без шкива и без использования в качестве катбалки.
3) Кнехт фала. Мы с Вами обсуждали, что для проводки фала мог использоваться средний кнехт со шкивом, являющийся как и два боковых частью ограждения ахтеркасля, которые заметно больше соседних без шкивов. Это не очевидно было авторам первых реконструкций, которые уверенно вотнкули кнехт для фала рея за грот-мачту (Винтер, Нольдт) - с тех пор это традиция. На самом деле на исходной модели это невозможно, так как румпель почти касается грот-мачты - ни трапов на ахтеркасль, ни кнехтов и битенгов под палубой быть не могло:
P1010072.JPG
Вопрос о назначении двух боковых кнехтов для меня остается открытым - топенанты не слишком нагруженные снасти.
4) Трапы. Довольно сложно представить, что судно могло эксплуатироваться (а значит модель могла выглядеть достоверно) без трапов на форкасль ахтеркасль. Вот авторы этих моделей и разработчики наборов и пытаются выкрутиться. На мой взгляд - тут мне очень интересно Ваше мнение - что эти трапы вполне могли быть веревочными с дощатыми ступеньками, как и трап на марс в отсутствие выбленок, как на многих изображениях, которые постились в этой теме. В таком случае, трап мог свисать с ахтеркасля, а в случае, скажем, нападения, подниматься наверх, на палубу ахтеркасля, буквально превращая его в замок. Как Вы считаете?
----------------------------
https://www.youtube.com/watch?v=rCKJM2juNhk
https://www.youtube.com/watch?v=8I_vQHbmmaY
С уважением,
Александр

Аватара пользователя
AlexO
Сообщения: 863
Зарегистрирован: Чт дек 06, 2018 11:24
Откуда: Петербург-Москва
Благодарил (а): 188 раз
Поблагодарили: 108 раз

Re: Каталонское Нао

#445 Сообщение AlexO »

PS А по поводу кормовых якорей особено интересно. Михаил, я знаю, у Вас большая подборка средневековых изображений судов. Можете поделиться примерами?
----------------------------
https://www.youtube.com/watch?v=rCKJM2juNhk
https://www.youtube.com/watch?v=8I_vQHbmmaY
С уважением,
Александр

Аватара пользователя
Kogan
Сообщения: 6012
Зарегистрирован: Вс сен 25, 2011 12:22
Откуда: Казань
Благодарил (а): 258 раз
Поблагодарили: 503 раза

Re: Каталонское Нао

#446 Сообщение Kogan »

AlexO писал(а): Пт авг 07, 2020 0:16 PS А по поводу кормовых якорей особено интересно. Михаил, я знаю, у Вас большая подборка средневековых изображений судов. Можете поделиться примерами?
Александр привет! Ну вот на пример на скорую руку:
Вложения
ny_yag_yorag_1355_624x544.jpg
breydenbach_1486_corfu_b.jpg
463994849.jpg
3234869.jpg
1520.jpg
37c35d531db7c849cbd05fa7b1bb5d50.jpg
16-0.jpg
«_Le_Livre_des_faiz_[...]_btv1b6000784s_76.jpg
С уважением, Михаил
Готова: португальская каравелла XV век - http://parus.ucoz.lv/forum/11-286-1
Готова: фламандская каракка XV век - http://parus.ucoz.lv/forum/11-473-1
Готова: "Mary Rose" XVI век - http://www.shipmodeling.ru/phpbb/viewto ... 45&t=71379
На стапеле: галеон "Revenge" XVI век - https://www.shipmodeling.ru/phpbb/viewt ... 83#p457183
Все в мире относительно...

Аватара пользователя
eugen.t
Сообщения: 2532
Зарегистрирован: Вс сен 02, 2007 20:12
Откуда: Baden-Württemberg
Благодарил (а): 137 раз
Поблагодарили: 388 раз

Re: Каталонское Нао

#447 Сообщение eugen.t »

AlexO у нас на немецком форуме хороший человек выставил фото в большом размере
Вложения
f22t5362p185035n16_edCrQOEj.jpg
f22t5362p185035n15_qiZzpRNv.jpg
f22t5362p185035n14_JXiTjpwb.jpg
f22t5362p185035n12_iuaUFHCs.jpg
f22t5362p185035n11_TOzSbhUf.jpg
f22t5362p185035n6_jlSWmKDC.jpg
f22t5362p185035n5_jxzpglhZ.jpg
f22t5362p185035n4_XtsDRCJW.jpg
f22t5362p185035n3_IGYjuNzd.jpg
f22t5362p185035n2_bvWClRJY.jpg
Изображение

Аватара пользователя
eugen.t
Сообщения: 2532
Зарегистрирован: Вс сен 02, 2007 20:12
Откуда: Baden-Württemberg
Благодарил (а): 137 раз
Поблагодарили: 388 раз

Re: Каталонское Нао

#448 Сообщение eugen.t »

две не вместились
Вложения
f22t5362p185035n18_EzSOiXtv.jpg
f22t5362p185035n17_zZpCFSoB.jpg
Изображение

Аватара пользователя
AlexO
Сообщения: 863
Зарегистрирован: Чт дек 06, 2018 11:24
Откуда: Петербург-Москва
Благодарил (а): 188 раз
Поблагодарили: 108 раз

Re: Каталонское Нао

#449 Сообщение AlexO »

eugen.t писал(а): Пт авг 28, 2020 19:52 AlexO у нас на немецком форуме хороший человек выставил фото в большом размере
Спасибо большое! Видимо, самое интересное можно снять только сняв с модели защитный колпак. :D Я имею в виду палубу под форкаслем, как если бы снимать с середины высоты грот-мачты поверх битенг-балки.
Такую бы, но в хорошем разрешении
Такую бы, но в хорошем разрешении
На самом деле вопрос не праздный, он о том, была-ли фок мачта и куда крепилась. Есть мнение (основанное на радиоуглеродном анализе) что модель, первоначально построенная в конце 14 века как одномачтовая, была перестроена в середине 15 века как трехмачтовая. Если принять эту гипотезу, то для меня "новодел" середины 15 века - не новодел, а вполне себе исторический памятник, за давностью лет. :) В любом случае - спасибо, вот бы мне добраться туда, снять колпак и пофоткать...
----------------------------
https://www.youtube.com/watch?v=rCKJM2juNhk
https://www.youtube.com/watch?v=8I_vQHbmmaY
С уважением,
Александр

Leo krutilin
Сообщения: 150
Зарегистрирован: Пн мар 02, 2020 16:25
Благодарил (а): 13 раз
Поблагодарили: 1 раз

Re: Каталонское Нао

#450 Сообщение Leo krutilin »

.... А а что необычного мы сможем увидеть под палубой форкастля?...... до музейной реконструкции ФОК мачта была.... Тот кто её устанавливал (не важно в какое время )каким-то образом её закрепил, скорее всего на главной палубе........ И там , вероятнее всего, от неё осталось некая метка: пятно , дырка, отверстие , царапины и тд.

Ответить

Вернуться в «Исторические вопросы»