Заранее скажу, что для меня модель из Матаро сама по себе исторический документ и историческое свидетельство. Я исхожу из гипотезы, что она создана автором, хорошо знавшим кораблестроение в его краях и делавшим модель на основе реального прототипа (или как обобщение нескольких близких по конструкции). В этом смысле, для меня наличие или отсутствие чего-то на этой модели является критерием - то есть, если что-то в конструкции модели противоречит рисунку того времени, я скорее склонен поверить модели. Я понимаю, что это спорно, но мне хочется реконструировать модель такой, какой она могла быть в реальности на момент завершения, а не такой, как ей следовало бы быть, опираясь на доступные нам источники. Примером обратного подхода служит сама модель в ее нынешнем виде, когда убрано все, кроме совершенно точно достоверного с точки зрения сторонних источников.
Как пример свидетельств самой модели - палубный настил. Можно думать, что автор "не парился" и закрыл палубу как попало, можно думать, что у него в 1400 лохматом году не было минициркулярки, но я вижу в этом четкую
технологию. Как минимум при создании модели, и, возможно, прототипа. Суть технологии в том, что широкая доска ставится вдоль искривленного борта и максимально точно вырезается до точного примыкания, без изгиба. Обратная сторона остается прямой (зачастую не параллельно ДП). Результатом является то, что:
- вдоль борта нет стыков палубных досок (или их число минимально)
- нет необходимости гнуть доски, вырезать сложные профили или крепить острые концы досок у борта
- все последующие доски можно класть на палубу вдоль прямой линии и пилить их тоже только по прямым линиям.
Условность модели в этом случае в количестве таких досок: 7 досок в районе миделя маловато, даже если предположить ширину в 5 метров, все равно доски слишком широки. Скорее всего на реальном нао их могло быть около 10, как у Боттичелли, и тогда это вполне практичная технология установки настила.
Kogan писал(а): ↑Вс янв 26, 2020 10:03
А они и не упираются друг в друга! Поскольку фок-мачта тех времен не должна быть толстой и особенно высокой, ширина отверстия вполне позволяет разместить их рядом (крест-накрест)
Ну вот не влезает у меня.
Я на изображении
https://www.shipmodeling.ru/phpbb/downl ... ?id=167360 специально перенес красную окружность - грот-мачту у главной палубы и зеленую окружность - предполагаемую бизань. Фок-мачта толщиной с бизань еще влезает, но поставить их накрест с бушпритом - почти нет места. Другой момент, если провести бушприт как на этой картинке, он фактически упрется в битенг-балку, а оба элемента рангоута должны иметь соответствующие отверстия в палубе. Причем бушпритное должно быть довольно хорошо заметно снаружи, через арку над битенг-балкой. Вообще,
если кто-то из просматривающих тему располагает изображениями главной палубы ПОД форкаслем и квартердеком - это был бы огромный шаг вперед. Известно, что когда она изучалась автором из Mariners Mirror, использовались стоматологические зеркала и тп, чтобы заглянуть внутрь, но вот фото и тп нет, а самому заглянуть проблематично!
Еще один момент. Если так накрест просунуть бушприт, то он будет сильно не параллелен ДП, и, чтобы его верхний конец оказался в районе ДП, должен будет быть совсем коротким. Более того, на форкасле стоит столб с резной головой, причем находится он ниже предполагаемого бушприта. В "бушпритных" реконструкциях он носит сугубо декоративный смысл, а вот на трехмачтовой фотографии используется при проводке такелажа. По сути это кнехт с отверстием (см. ниже), в которое проходил трос, кольцо, рым или рымы. Существование над ним бушприта и одновременная проводка такелажа через бушприт и кнехт в одном и том же пространстве - странное дело. Во всяком случае те булини, для проводки которых единственно используется бушприт, вполне могут быть проведены через этот кнехт
Kogan писал(а): ↑Вс янв 26, 2020 10:03
AlexO писал(а): ↑Сб янв 25, 2020 23:12Желтым выделен шкив, который еще предстоит обсудить
С ним-то как раз все ясно
Вроде ясно, да не совсем. Пазы для найтовов мне разглядеть не удалось, но дело даже не в этом. На картинке с предложенной реконструкции, кат-балка стоит посередине между теми положениями, на которых она стоит на реальной модели, по-разному на правый и на левый борт:
Kogan писал(а): ↑Вс янв 26, 2020 10:03
Да, сейчас на него заведен фал. Второй свободен. По идее, раз их сделано два, то пустовать не должны оба...
Фал всего один. Возможно второй предназначен для среднего шкота? Или оба предназначены для проводки топенатов...
Возможно, одна из гипотез в том, что отломанная часть палубного настила за грот-мачтой на квартердеке была отломана вместе с кнехтом, через который изначально проходил фал.