Колдершток(kolderstock, whipstaff, vertical tiller)
Модераторы: FreeLander, Valentin Demin
- Бирюков Славик
- Сообщения: 2870
- Зарегистрирован: Ср сен 02, 2009 21:39
- Откуда: Харьков
- Благодарил (а): 305 раз
- Поблагодарили: 163 раза
Колдершток(kolderstock, whipstaff, vertical tiller)
Колдершток. Он же kolderstock или whipstaff(переводчик упорно переводит как кнут или хлыст), или vertical tiller(вертикальный румпель, видимо имея ввиду целостную систему из обычного румпеля и присоединенного к нему вертикально - колдерштоку, и то что оба это по сути - два совмещённых рычага).
Как все мы знаем - штурвал появился не сразу. Возможно впервые штурвал на кораблях упоминается примерно в 1704, впервые упоминается на неком английском строительном чертеже(нужно поинтересоваться на каком именно). По другим данным - в 1703-10 годам, а к 1715 стал стандартом в британском флоте.
В XVI-XVII вв же - большие парусные корабли использовали для управления колдершток, то есть идущий вниз стержень-шест, шток, соединенный с румпелем. Это позволяет управлять колдерштоком влево и вправо, как джойстиком. Есть версия что колдершток впервые произошел на коггах, и от них перекочевал на более поздние корабли.
Пример коддерштека на судне Виктория. ЯТП это видимо судно Маггелана. Степень историчности самой реплики - хз.
Как все мы знаем - штурвал появился не сразу. Возможно впервые штурвал на кораблях упоминается примерно в 1704, впервые упоминается на неком английском строительном чертеже(нужно поинтересоваться на каком именно). По другим данным - в 1703-10 годам, а к 1715 стал стандартом в британском флоте.
В XVI-XVII вв же - большие парусные корабли использовали для управления колдершток, то есть идущий вниз стержень-шест, шток, соединенный с румпелем. Это позволяет управлять колдерштоком влево и вправо, как джойстиком. Есть версия что колдершток впервые произошел на коггах, и от них перекочевал на более поздние корабли.
Пример коддерштека на судне Виктория. ЯТП это видимо судно Маггелана. Степень историчности самой реплики - хз.
Последний раз редактировалось Бирюков Славик Вс апр 02, 2023 21:10, всего редактировалось 1 раз.
С ув. Вячеслав.
- Бирюков Славик
- Сообщения: 2870
- Зарегистрирован: Ср сен 02, 2009 21:39
- Откуда: Харьков
- Благодарил (а): 305 раз
- Поблагодарили: 163 раза
Re: Колдершток(kolderstock, whipstaff)
Странный помост на открытой палубе.
Амарант 1653 и Виллиам Рекс таких помостов не имели.
Амарант 1653 и Виллиам Рекс таких помостов не имели.
С ув. Вячеслав.
- Бирюков Славик
- Сообщения: 2870
- Зарегистрирован: Ср сен 02, 2009 21:39
- Откуда: Харьков
- Благодарил (а): 305 раз
- Поблагодарили: 163 раза
Re: Колдершток(kolderstock, whipstaff)
Реплика Батавии во многом тупо копирует Васу:
С ув. Вячеслав.
- Бирюков Славик
- Сообщения: 2870
- Зарегистрирован: Ср сен 02, 2009 21:39
- Откуда: Харьков
- Благодарил (а): 305 раз
- Поблагодарили: 163 раза
- Бирюков Славик
- Сообщения: 2870
- Зарегистрирован: Ср сен 02, 2009 21:39
- Откуда: Харьков
- Благодарил (а): 305 раз
- Поблагодарили: 163 раза
Re: Колдершток(kolderstock, whipstaff, vertical tiller)
Вариант без шарнира как и в посте выше:
С ув. Вячеслав.
- Бирюков Славик
- Сообщения: 2870
- Зарегистрирован: Ср сен 02, 2009 21:39
- Откуда: Харьков
- Благодарил (а): 305 раз
- Поблагодарили: 163 раза
Re: Колдершток(kolderstock, whipstaff, vertical tiller)
Существует такая вот книга по колдерштоку. Увы пока не скачал, так как раздача замерла. Может у кого-то есть:
Tiller and Whipstaff - The Development of the Sailing Ship, 1400-1700
Tiller and Whipstaff - The Development of the Sailing Ship, 1400-1700
С ув. Вячеслав.
- Бирюков Славик
- Сообщения: 2870
- Зарегистрирован: Ср сен 02, 2009 21:39
- Откуда: Харьков
- Благодарил (а): 305 раз
- Поблагодарили: 163 раза
Re: Разработка и постройка модели испанского галеона на основании Ordenanzas 1618 г в масштабе 1:100.
Просьба модераторов все посты касаемые обсуждения колдерштоку - перенести в соответствующую тему:
viewtopic.php?f=3&t=75504&p=480831#p480831
viewtopic.php?f=3&t=75504&p=480831#p480831
С ув. Вячеслав.
- Бирюков Славик
- Сообщения: 2870
- Зарегистрирован: Ср сен 02, 2009 21:39
- Откуда: Харьков
- Благодарил (а): 305 раз
- Поблагодарили: 163 раза
Re: Колдершток(kolderstock, whipstaff, vertical tiller)
Обратите внимание что на Батавии и Васа - в настиле сделаны пропилы- так как шток на крайних углах укладывался вплотную к настилу. Хз - типично это или нет:
С ув. Вячеслав.
-
- родоначальник
- Сообщения: 1775
- Зарегистрирован: Вт янв 17, 2006 23:17
- Откуда: ЦФО
- Благодарил (а): 48 раз
- Поблагодарили: 118 раз
Re: Колдершток(kolderstock, whipstaff, vertical tiller)
Попробуйте эту ссылкуБирюков Славик писал(а): ↑Вс апр 02, 2023 22:33 Существует такая вот книга по колдерштоку. Увы пока не скачал, так как раздача замерла. Может у кого-то есть:
Tiller and Whipstaff - The Development of the Sailing Ship, 1400-1700
https://transfiles.ru/v719n
Качество не очень,но ознакомиться хватит,про колдершток не нашел
- Бирюков Славик
- Сообщения: 2870
- Зарегистрирован: Ср сен 02, 2009 21:39
- Откуда: Харьков
- Благодарил (а): 305 раз
- Поблагодарили: 163 раза
Re: Колдершток(kolderstock, whipstaff, vertical tiller)
Да, спасибо - скачал. Правда схем нет - будто и не об названии книга.векло писал(а): ↑Пн апр 03, 2023 8:29 Попробуйте эту ссылку
https://transfiles.ru/v719n
Качество не очень,но ознакомиться хватит,про колдершток не нашел
С ув. Вячеслав.
- Бирюков Славик
- Сообщения: 2870
- Зарегистрирован: Ср сен 02, 2009 21:39
- Откуда: Харьков
- Благодарил (а): 305 раз
- Поблагодарили: 163 раза
Re: Колдершток(kolderstock, whipstaff, vertical tiller)
Штоки моделей Амарант 1653 и Виллиам Рекс.
Изогнутый шток и жердочка у Амаранта и обычный шток-шест у Рекса. Длинный паз у обоих, в котором перемещается сам шток.
Я так понимаю это для двухдечных кораблей когда шток проходит не сквозь одну а сквозь две палубы(?):
Изогнутый шток и жердочка у Амаранта и обычный шток-шест у Рекса. Длинный паз у обоих, в котором перемещается сам шток.
Я так понимаю это для двухдечных кораблей когда шток проходит не сквозь одну а сквозь две палубы(?):
С ув. Вячеслав.
- AlexeyLob
- Сообщения: 139
- Зарегистрирован: Чт окт 23, 2008 19:36
- Откуда: Феодосия
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Колдершток(kolderstock, whipstaff, vertical tiller)
Интересно, сколько народу нужно, чтобы переложить руль, а главное удержать его в крайнем положении за такую длинную палку и при таком коротком рычаге?
- Бирюков Славик
- Сообщения: 2870
- Зарегистрирован: Ср сен 02, 2009 21:39
- Откуда: Харьков
- Благодарил (а): 305 раз
- Поблагодарили: 163 раза
Re: Колдершток(kolderstock, whipstaff, vertical tiller)
ЯТП что много людей стояли у румпеля. Не помню где была информация, поищу. Вопрос интересный.
Кое-где упоминается что колдершток поворачивал с лёгкостью а для больших углов использовались румпель-тали.
С ув. Вячеслав.
- AlexeyLob
- Сообщения: 139
- Зарегистрирован: Чт окт 23, 2008 19:36
- Откуда: Феодосия
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Колдершток(kolderstock, whipstaff, vertical tiller)
Вот и я о том же. Когда появились первые штурвалы, у них минимум двоих ставили, а то и по шесть человек при маневрировании. А тут как-то не понятно. Ну, в нулевом положении рычаг длинный, а при повороте длина рычага уменьшается, реакция на нем огромная... И как?