Пакетбот "Соломбал" 1738 г.

Вопросы как оно было на самом деле. Поиск истины в локальном форуме.

Модераторы: FreeLander, Valentin Demin

Ответить
Сообщение
Автор
А.Иванов
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 1212
Зарегистрирован: Сб сен 17, 2005 23:57
Откуда: С-Петербург
Благодарил (а): 29 раз
Поблагодарили: 262 раза

Пакетбот "Соломбал" 1738 г.

#1 Сообщение А.Иванов »

К удивлению, не нашел этого судна ни у Веселаго, ни у Чернышева. Скромный трудяга-пакетбот... И все-таки, забывать его не стоит, тем более, что имеет неплохие шансы на достойную реконструкцию отечественными судомоделистами - наше, родное, "квасное", да еще и по своему оригинальное.

Итак, 14 января 1738 года сарваер Соломбальской верфи (это Архангельск, если кто не помнит) корабельный мастер В.Батаков (а это ученик самого Р.Козенца, кто не знает, скончался от чахотки в 44 года, в 1747 г.) подал в Архангелогородскую контору над портом (это по типу местного Адмиралтейства) рапорт с мнением, что старый пакетбот, длиной всего 47 футов, выполнявший роль брандвахты при Архангельске, совсем плох, поэтому он сочинил два чертежа новому пакетботу, но с длиной 70 футов. Контора поставила своё "одобрямс", заслала в С.-Петербург - там не возражали, - и 9 марта 1738 года В.Батаков заложил новый пакетбот. В рапорте о закладке Батаков указал его размеры - длина по палубе 70, ширина без досок 19.8, глубина интрюма 9.10. Интересно, что цифры Батаков написал прописью, как тогда ведалось, с надстрочными выносными буквами и писарь, который производил запись в протоколе конторы, заблюдился в прочтении и вместо "деветнатцать" вписал "12", а вместо "деветь" - "10". Вот как бывает.
Соломбал 1738 г.jpg
Чертеж сохранился, видимо потому и два нарисованы Батаковым. РГА ВМФ.Ф.327.Оп.1.Д.3728.

К сожалению, обширные подробности как-то не попали, но желающие могут напрячься и поискать в Ф.330 самостоятельно и потом здесь добавить.

А вот что попалось мне, публикую в надежде, что кому-нибудь "глянется" этот маленький соломбальский трудяга.

На пакетботе были: шпиль (не брашпиль), 6-весельная шлюпка и бот английской маниры длиной по борту 19.10, шириной 6.6 футов. Чертеж последнего сочинил подмастерье Джон Сутерланд (кто не знает, это младший сын известного Вилима Сутерланда, автора книги "Пособие судостроителя...").

А.Иванов
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 1212
Зарегистрирован: Сб сен 17, 2005 23:57
Откуда: С-Петербург
Благодарил (а): 29 раз
Поблагодарили: 262 раза

Re: Пакетбот "Соломбал" 1738 г.

#2 Сообщение А.Иванов »

Вынужден продолжить отдельно из-за особенностей "движка" на форуме.

Итак, блоковый мастер Иван Леонтьев выполнил на пакетбот "Соломбал" следующие блоки (пишу как в самом тексте, без разъяснений):
Окованных:
- грот-стень-вынтреп 1-шхивный на топ 13" - 1 шт.;
- фор-стень-вынтреп, топ 12" - 1;
- грот-стень-вынтреп 2-шх. на фал 11" - 1;
- фор-стень-вынтреп, фал (видимо, тоже 2-шх.) 10" - 1;
- гафель-блок 2-шх. 13" - 1;
- дирик-фал-блок 1-шх. 13" - 1;
- на геренц 2-шх. с противн. 12" - 4;
- грота-шхот 2-шх. 9" - 1;
- грота-шхот 1-шх. 9" - 1;
Юферсов окованных:
- грот-марса-путинсы 7" - 8 шт.;
- фор-марса-путинсы 6" - 6;
(Ранее отдельным рапортом:
Юферсов в руслени:
- 9" - 10 шт;
- 8" - 2;
- 6" - 2.)
Блоков не окованных:
- грот-марса-шхот 1-шх. на нок 13" - 2 шт.;
- фор-марса-шхот на нок 12" - 2;
- фор-марса-гитов 1-шх. 7" - 4;
- гафель к грот-сейлю на гитов 3-шх 7" - 2;
- гафель к грот-сейлю 2-шх 7" - 2;
- грот-кардель 2-шх. 14" - 1;
- фор-кардель 13" - 1;
- фор-стень-вынтреп-фао 3-шх. 10" - 1;
- фор-стень (?!) на утлегарь 3-шх. 5" - 1;
- гондек блоков круглых 2-шх. 8" - 2;
- то же 7" - 2;
- ганапуть блоков 1-шх. на грот-марс 17" - 1;
- то же на фор-марс 15" - 1;
- такельблок 2-шх. и против. пар 17" - 6;
- то же 16" - 6;
- то же 15" - 6;
- блоков одношхивных 11" - 6;
- то же 10" - 8;
- то же 5" - 60;
Юферсов в стропы:
- 9" - 12 шт.;
- 8" - 12;
- 7" - 16;
- 6" - 14;
- 5" - 12;
Вантклотов 40 шт.
Тонбуев 2 шт.
Яблоков флажных 4 шт.
Анкер-клотов 2 шт.

Пока все.

Ответить

Вернуться в «Исторические вопросы»