Суда на Байкале в 17-нач.19 веков
Модераторы: FreeLander, Valentin Demin
-
- родоначальник
- Сообщения: 1215
- Зарегистрирован: Сб сен 17, 2005 23:57
- Откуда: С-Петербург
- Благодарил (а): 29 раз
- Поблагодарили: 262 раза
Суда на Байкале в 17-нач.19 веков
"Славное море, священный Байкал..."
Слова эти всем России известны. А что известно судомоделистам России о судах, которые ходили по Байкалу в 17 - начале 19 веков?
Чтобы не повторяться, отсылаю любознательных к замечательной работе А.Сгибнева 1870 г. "Байкал и его судоходство" в Морском сборнике ;;4578 за 1870 г. В сети в том или ином виде эта работа вполне доступна.
А здесь предлагаю всем желающим присоединиться и по мере сил приоткрыть занавес над конкретными судами, построенными или не построенными на Байкале. Многие из них имеют весьма оригинальную архитектуру, а попадающиеся материалы о них имеют реконструкционную перспективу.
Проект 1781 г., созданный учеником Лапиным. К сожалению, не утвержден Адмиралтейств-коллегией. Однако, Лапин по своим проектам строил чуть позже подобные суда, поэтому этот чертеж может быть использован при их реконструкции. Местонахождение: РГА ВМФ. Ф.327. Оп.1. Д.3730
А это часть чертежа: Бот (пакетбот) "Петр и Павел" 1783 г., построенный подмастерьем Острецовым и учеником Лапиным. Местонахождение: ГИМ, Ф.468. Ед.хр.138.
Фрагмент:
Слова эти всем России известны. А что известно судомоделистам России о судах, которые ходили по Байкалу в 17 - начале 19 веков?
Чтобы не повторяться, отсылаю любознательных к замечательной работе А.Сгибнева 1870 г. "Байкал и его судоходство" в Морском сборнике ;;4578 за 1870 г. В сети в том или ином виде эта работа вполне доступна.
А здесь предлагаю всем желающим присоединиться и по мере сил приоткрыть занавес над конкретными судами, построенными или не построенными на Байкале. Многие из них имеют весьма оригинальную архитектуру, а попадающиеся материалы о них имеют реконструкционную перспективу.
Проект 1781 г., созданный учеником Лапиным. К сожалению, не утвержден Адмиралтейств-коллегией. Однако, Лапин по своим проектам строил чуть позже подобные суда, поэтому этот чертеж может быть использован при их реконструкции. Местонахождение: РГА ВМФ. Ф.327. Оп.1. Д.3730
А это часть чертежа: Бот (пакетбот) "Петр и Павел" 1783 г., построенный подмастерьем Острецовым и учеником Лапиным. Местонахождение: ГИМ, Ф.468. Ед.хр.138.
Фрагмент:
-
- родоначальник
- Сообщения: 1215
- Зарегистрирован: Сб сен 17, 2005 23:57
- Откуда: С-Петербург
- Благодарил (а): 29 раз
- Поблагодарили: 262 раза
Re: Суда на Байкале в 17-нач.19 веков
К великому сожалению, в Иркутском музее и архиве никаких бумаг о судостроении на Байкале и Ангаре не сохранилось. Тому виной грандиозный пожар 1879 года, практически уничтоживший город полностью. Правда, на ледоколе "Ангара" хранится построечная документация на судно, которая несколько отличается от общеизвестной на сегодня реконструкции в одном из журналов, и которая широко доступна (реконструкция) в сети. Жаль, что на выставках и конкурсах не приходилось видеть модели этого элегантного 2-трубного ледокола.
И все-таки, в музее есть интересные экспонаты, на которые стоит обратить внимание. На мой взгляд, это модель одной из разновидностей струга. Модель явно весьма старая, что выдает сохранившаяся подлинная окраска. Тут пока определиться трудно, что это, возможно образец, который можно использовать, удлиняя реальный корпус. Отличные фотографии, все как на ладони.
И все-таки, в музее есть интересные экспонаты, на которые стоит обратить внимание. На мой взгляд, это модель одной из разновидностей струга. Модель явно весьма старая, что выдает сохранившаяся подлинная окраска. Тут пока определиться трудно, что это, возможно образец, который можно использовать, удлиняя реальный корпус. Отличные фотографии, все как на ладони.
-
- родоначальник
- Сообщения: 3418
- Зарегистрирован: Вт дек 27, 2005 15:22
- Откуда: Север
- Благодарил (а): 2416 раз
- Поблагодарили: 1524 раза
- Контактная информация:
Re: Суда на Байкале в 17-нач.19 веков
Вы имеете в виду чертежи в "Моделисте-Конструкторе"?
В сети есть обзоры по моделям "Ангары"
-
- родоначальник
- Сообщения: 1215
- Зарегистрирован: Сб сен 17, 2005 23:57
- Откуда: С-Петербург
- Благодарил (а): 29 раз
- Поблагодарили: 262 раза
Re: Суда на Байкале в 17-нач.19 веков
Да, "моделистские". Они, говорят, несколько не точные. Обзоры видел, но ходовых что-то не попалось. Да и обзоры-то, всего несколько, странно - ледокол-то прилично смотрится.
- Richie
- Сообщения: 760
- Зарегистрирован: Пн сен 24, 2007 22:46
- Откуда: Крансодар
- Благодарил (а): 29 раз
- Поблагодарили: 74 раза
Re: Суда на Байкале в 17-нач.19 веков
Тема, мне кажется, утерянная в истории на всегда. Лодки эти строились кустарно по памяти - кто как умел, рассчитывать на документацию видимо бессмысленно.
-
- родоначальник
- Сообщения: 1215
- Зарегистрирован: Сб сен 17, 2005 23:57
- Откуда: С-Петербург
- Благодарил (а): 29 раз
- Поблагодарили: 262 раза
Re: Суда на Байкале в 17-нач.19 веков
Все от нас зависит. Отчетную документацию никто не отменял, ибо это деньги, за которые следовало отчитываться. Значит, в центральных учреждениях должны быть следы. Про "кустарные лодки" не очень понял, что именно подразумевается. Если чертежи и проекты утверждались в Адмиралтейств-коллегии, а строили подмастерья и мастера, то о какой кустарщине может быть речь?.
-
- родоначальник
- Сообщения: 1215
- Зарегистрирован: Сб сен 17, 2005 23:57
- Откуда: С-Петербург
- Благодарил (а): 29 раз
- Поблагодарили: 262 раза
Re: Суда на Байкале в 17-нач.19 веков
Зачастую, подлинная приключившаяся история интереснее существующих описаний историков, которые сочиняя свои рассказы иногда отбрасывают мало понятный для них материал как несущественный, тогда как в действительности внимание к этим "мелочам" - как там говорится, "дьявол кроется в деталях"?, - может довольно лихо перевернуть эти самые исторические рассказы.
Вот, казалось бы, весьма понятный сюжет из уже упомянутого Сгибнева:
"В 1777 г. судно «Борис и Глеб», построенное в 1765 г., оказалось уже негодным в плаванию и потому, по распоряжению губернатора, был куплен вместо его досчанник, за 100 р., за счет суммы, собранной за перевозку пассажиров. Но 28 сентября 1780 г. досчанник этот, под командою подштурмана Частухина, был выброшен на берег и поврежден до такой степени, что его продали купцу Дудоровскому за 15 р. 50 к. Исправляющий губернаторскую должность Немцов, опасаясь остановки в перевозке через Байкал почт и ссыльных, предписал секунд–майору Татаринову с подмастерьем Острецовым вновь осмотреть старое судно «Борис и Глеб» в починить его, но Татаринов решительно отказался от починки этого судна, почему в 1778 г. оно и было сожжено, причем собрано железа 36 пуд. 20 фунт.
Оставшееся за тем одно судно «Андриан и Наталия» 22 сентября 1779 г. сорвало с якорей и выкинуло буруном на восточный берег Байкала и потом с наступлением холоднаго времени закидало льдом. И хотя весною 1780 г. оно было исправлено и спущено на воду, но все–таки нельзя было разсчитывать на продолжительность его существования. И потому Татаринов представил губернатору чертежи двух судов, составленные корабельными учениками Острецовым и Лапиным, под личным его наблюдением, прося губернатора отпустить на заготовление материалов для этих судов особую сумму. Губернатор представил эти чертежи в Адмиралтейств–Коллегию, которая 22 июня 1781 г. уведомила его, что по соображению чертежей Татаринова с условиями плавания по Байкалу они оказались негодными, и потому она сочла за нужное, препроводить для руководства свои три чертежа: два гальотских и один палубнаго бота.
Губернатор Кличка предложил Татаринову составить по этим новым чертежам сметы, принимая в расчет вооружение и якоря. Татаринов затребовал от думы цены на все материалы, по коим определил стоимость этих судов, по подрядными ценам: [здесь цены опускаются, они действительно не важны для нас - А.И.]
Оскорбленный отзывом коллегии, Татаринов, при представлении губернатору этих смет, сообщил ему, что присланные из Адмиралтейств–Коллегии чертежи неприменимы для Байкала и составлены без всякаго знания условий здешняго плавания. Суда этой конструкции — писал он,— употребляются только для перевозки значительных грузов, в чем на Байкале весьма редко встречается надобность, а главнейшее назначение байкальских судов заключается в перевозке почт, курьеров, ссыльных и проч. Для перевозки же грузов имеется на Байкале много досчанников, принадлежащих частным лицам. За тем Татаринов убеждал губернатора Кличку, для пользы дела, не обращать внимания на указания коллегии, а принять его чертеж, который будет соответствовать всем условиям, необходимым для байкальских судов. При донесении этом был приложен и самый чертеж, который так восхвалял Татаринов. По чертежу этому длина судна назначена была 50 ф., ширина 15 и глубина интрюма 51/2 ф. По смете стоимость этого судна, кроме вооружения и окраски исчислена была в 976 р. 76 к., а по плакатной цене в 300 р. 65 к. Вооружение и якоря, по подрядным ценам стоило 1745 р. 321/4 к. Постройку судна предполагал он окончить в 150 дней 20 человеками рабочих.
Губернатор Кличка, одобрив все предположения Татаринова, представил их 26 января 1782 г. на утверждено Сената, с просьбою ассигновать на этот предмет особую сумму и определить в Иркутске строителем судов, вместо умершаго подмастерья Острецова, ученика Лапина, с чином Ластоваго подмастерья и с жалованием, положенным бывшему мастеру Попову, т.е. 120 р. в год.
17 октября 1782 г. 4 Департамент Соната, на представление это уведомил губернскую канцелярию, что дело это передано в 5 департамент, но тем и ограничилась эта переписка, несмотря на вторичное представление канцелярии.
Между тем, в перевозных судах встретилась настоятельная надобность, и потому губернская канцелярия распорядилась постройкою судна экономическим образом, не дождавшись разрешения сената. Необходимые на этот предмет расходы предположено было произвести на счет сумм, собранных за перевозку пассажиров; но как их оказалось налицо только 59 р. 94 к., то губернатор разрешил употребить деньги из свободных губернских сумм. Строителем назначен Лапин, под наблюдением Татаринова. Лес заготовлял штурман Бейтон казаками с платою по плакату, который, по указу военной коллегии 17 октября 1769 г., назначался наряжаемым на работы казакам зимою по 21/2 к., а летом по 31/2 к. в день. Лес добывался еловый, в 13 верстах от Иркутска, вниз во Ангаре, против Красноярского зимовья и сосновый по Ангаре же, в 26 верстах от города. Для вывозки леса к Знаменскому монастырю, где находилось адмиралтейство назначены были из кудинскаго коммисарства 50 подвод, и еще несколько подвод от иркутскаго коннаго полка. Самая же постройка судна, которое было названо Св. Петр и Павел, производилась ссыльными из острога.
5 июля 1782 г. губернская канцелярия разрешила употребить на постройку судна остатки суммы, ежегодно отпускаемой на содержание и починку байкальских судов, которой состояло налицо 202 р. 81/2 к.
В мае 1783 г. на новом судне были окончены уже плотничная и конопатная работы. 2 якоря, по 8 пуд каждый, и два дрека: один в 4 пуда, а другой в 3, были заказаны подрядчику из собственнаго его железа.
Августа 10, 1783 г. Татаринов доносил губернатору Ламбу, что судно «Петр и Павел» постройкою окончено, спущено на воду, вооружено и совершенно готово к выходу в море, и что командиром его назначен подштурман Частухин. 24 августа новое судно было приведено бичевою к байкальскому Лиственичному зимовью. Постройка и вооружение его обошлись казне в 652 руб. 6 коп. По приведении в известность всех расходов по этому предмету, генерал–губернатор Якобий, 9 марта 1784 г. просил генерал–прокурора князя Вяземскаго об ассигновании израсходованных денег, для пополнения тех сумм, из которых оне были позаимствованы. Князь Вяземский доложил об этом Императрице, которая Высочайше повелела: «ассигновать толикое ж число из следующих денег в казначейства, для остаточных сумм учрежденныя. А при том предписать о учинении торгов, не согласится ли кто взять упомянутый перевозочный бот в содержание свое, на откуп, на урочные годы по контракту, с платежем за то соразмернаго числа денег в казну, или на сем же основании, содержать свои для перевозу суда, с таковою при том в обоих случаях предосторожностью, дабы не мог подрядчик сбирать с частных людей излишней платы и потому возвышать оную по своему желанию, то на сей раз постановить таксу».
Но желающих принять на себя обязательную перевозку пассажиров через Байкал не явилось, и потому 7 июля 1785 г. казенная палата постановила: содержать перевоз через Байкал, по–прежнему, казенным судам."
Вывод: бездушные чинуши Адмиралтейства и болеющий за дело секунд-майор Татаринов "со товарищи". (На дворе 1870 год!).
Так ли это?
Вот, казалось бы, весьма понятный сюжет из уже упомянутого Сгибнева:
"В 1777 г. судно «Борис и Глеб», построенное в 1765 г., оказалось уже негодным в плаванию и потому, по распоряжению губернатора, был куплен вместо его досчанник, за 100 р., за счет суммы, собранной за перевозку пассажиров. Но 28 сентября 1780 г. досчанник этот, под командою подштурмана Частухина, был выброшен на берег и поврежден до такой степени, что его продали купцу Дудоровскому за 15 р. 50 к. Исправляющий губернаторскую должность Немцов, опасаясь остановки в перевозке через Байкал почт и ссыльных, предписал секунд–майору Татаринову с подмастерьем Острецовым вновь осмотреть старое судно «Борис и Глеб» в починить его, но Татаринов решительно отказался от починки этого судна, почему в 1778 г. оно и было сожжено, причем собрано железа 36 пуд. 20 фунт.
Оставшееся за тем одно судно «Андриан и Наталия» 22 сентября 1779 г. сорвало с якорей и выкинуло буруном на восточный берег Байкала и потом с наступлением холоднаго времени закидало льдом. И хотя весною 1780 г. оно было исправлено и спущено на воду, но все–таки нельзя было разсчитывать на продолжительность его существования. И потому Татаринов представил губернатору чертежи двух судов, составленные корабельными учениками Острецовым и Лапиным, под личным его наблюдением, прося губернатора отпустить на заготовление материалов для этих судов особую сумму. Губернатор представил эти чертежи в Адмиралтейств–Коллегию, которая 22 июня 1781 г. уведомила его, что по соображению чертежей Татаринова с условиями плавания по Байкалу они оказались негодными, и потому она сочла за нужное, препроводить для руководства свои три чертежа: два гальотских и один палубнаго бота.
Губернатор Кличка предложил Татаринову составить по этим новым чертежам сметы, принимая в расчет вооружение и якоря. Татаринов затребовал от думы цены на все материалы, по коим определил стоимость этих судов, по подрядными ценам: [здесь цены опускаются, они действительно не важны для нас - А.И.]
Оскорбленный отзывом коллегии, Татаринов, при представлении губернатору этих смет, сообщил ему, что присланные из Адмиралтейств–Коллегии чертежи неприменимы для Байкала и составлены без всякаго знания условий здешняго плавания. Суда этой конструкции — писал он,— употребляются только для перевозки значительных грузов, в чем на Байкале весьма редко встречается надобность, а главнейшее назначение байкальских судов заключается в перевозке почт, курьеров, ссыльных и проч. Для перевозки же грузов имеется на Байкале много досчанников, принадлежащих частным лицам. За тем Татаринов убеждал губернатора Кличку, для пользы дела, не обращать внимания на указания коллегии, а принять его чертеж, который будет соответствовать всем условиям, необходимым для байкальских судов. При донесении этом был приложен и самый чертеж, который так восхвалял Татаринов. По чертежу этому длина судна назначена была 50 ф., ширина 15 и глубина интрюма 51/2 ф. По смете стоимость этого судна, кроме вооружения и окраски исчислена была в 976 р. 76 к., а по плакатной цене в 300 р. 65 к. Вооружение и якоря, по подрядным ценам стоило 1745 р. 321/4 к. Постройку судна предполагал он окончить в 150 дней 20 человеками рабочих.
Губернатор Кличка, одобрив все предположения Татаринова, представил их 26 января 1782 г. на утверждено Сената, с просьбою ассигновать на этот предмет особую сумму и определить в Иркутске строителем судов, вместо умершаго подмастерья Острецова, ученика Лапина, с чином Ластоваго подмастерья и с жалованием, положенным бывшему мастеру Попову, т.е. 120 р. в год.
17 октября 1782 г. 4 Департамент Соната, на представление это уведомил губернскую канцелярию, что дело это передано в 5 департамент, но тем и ограничилась эта переписка, несмотря на вторичное представление канцелярии.
Между тем, в перевозных судах встретилась настоятельная надобность, и потому губернская канцелярия распорядилась постройкою судна экономическим образом, не дождавшись разрешения сената. Необходимые на этот предмет расходы предположено было произвести на счет сумм, собранных за перевозку пассажиров; но как их оказалось налицо только 59 р. 94 к., то губернатор разрешил употребить деньги из свободных губернских сумм. Строителем назначен Лапин, под наблюдением Татаринова. Лес заготовлял штурман Бейтон казаками с платою по плакату, который, по указу военной коллегии 17 октября 1769 г., назначался наряжаемым на работы казакам зимою по 21/2 к., а летом по 31/2 к. в день. Лес добывался еловый, в 13 верстах от Иркутска, вниз во Ангаре, против Красноярского зимовья и сосновый по Ангаре же, в 26 верстах от города. Для вывозки леса к Знаменскому монастырю, где находилось адмиралтейство назначены были из кудинскаго коммисарства 50 подвод, и еще несколько подвод от иркутскаго коннаго полка. Самая же постройка судна, которое было названо Св. Петр и Павел, производилась ссыльными из острога.
5 июля 1782 г. губернская канцелярия разрешила употребить на постройку судна остатки суммы, ежегодно отпускаемой на содержание и починку байкальских судов, которой состояло налицо 202 р. 81/2 к.
В мае 1783 г. на новом судне были окончены уже плотничная и конопатная работы. 2 якоря, по 8 пуд каждый, и два дрека: один в 4 пуда, а другой в 3, были заказаны подрядчику из собственнаго его железа.
Августа 10, 1783 г. Татаринов доносил губернатору Ламбу, что судно «Петр и Павел» постройкою окончено, спущено на воду, вооружено и совершенно готово к выходу в море, и что командиром его назначен подштурман Частухин. 24 августа новое судно было приведено бичевою к байкальскому Лиственичному зимовью. Постройка и вооружение его обошлись казне в 652 руб. 6 коп. По приведении в известность всех расходов по этому предмету, генерал–губернатор Якобий, 9 марта 1784 г. просил генерал–прокурора князя Вяземскаго об ассигновании израсходованных денег, для пополнения тех сумм, из которых оне были позаимствованы. Князь Вяземский доложил об этом Императрице, которая Высочайше повелела: «ассигновать толикое ж число из следующих денег в казначейства, для остаточных сумм учрежденныя. А при том предписать о учинении торгов, не согласится ли кто взять упомянутый перевозочный бот в содержание свое, на откуп, на урочные годы по контракту, с платежем за то соразмернаго числа денег в казну, или на сем же основании, содержать свои для перевозу суда, с таковою при том в обоих случаях предосторожностью, дабы не мог подрядчик сбирать с частных людей излишней платы и потому возвышать оную по своему желанию, то на сей раз постановить таксу».
Но желающих принять на себя обязательную перевозку пассажиров через Байкал не явилось, и потому 7 июля 1785 г. казенная палата постановила: содержать перевоз через Байкал, по–прежнему, казенным судам."
Вывод: бездушные чинуши Адмиралтейства и болеющий за дело секунд-майор Татаринов "со товарищи". (На дворе 1870 год!).
Так ли это?
-
- родоначальник
- Сообщения: 1215
- Зарегистрирован: Сб сен 17, 2005 23:57
- Откуда: С-Петербург
- Благодарил (а): 29 раз
- Поблагодарили: 262 раза
Re: Суда на Байкале в 17-нач.19 веков
Давайте попробуем восстановить последовательность событий и содержание тех документов, на которые ссылается Сгибнев.
Итак, 15 февраля 1780 г. Иркутский губернатор Ф.Кличка (вот ведь ирония истории с этими фамилиями, так и напрашивается аналогия с известным персонажем современной истории) сообщил в коллегию, что к нему обратился командир Охотского порта с рапортом, которым представил модель и чертеж 32-пушечного фрегата, выполненные тамошним ластовым подмастерьем Бубновым с тем, чтобы произвести его аттестование в мастерский чин. Дело, в целом, обычное для того времени. Под рукой у Иркутского губернатора был только весьма престарелый и почти слепой корабельный подмастерье Кузьма Острецов, весьма примечательная фигура, ученик (с 1715 г!) самого Федосея Моисеевича Скляева (!), сосланный в Иркутск за какие-то свои прегрешения. К.Острецов представленные модель и чертежи раскритиковал, однако из-за того, что для Кличка он, видимо, авторитетом не представлялся, губернатор решил отправить все это дело, да и отзыв Острецова, в Петербург, мол, смотрите сами. Заодно, воспользовавшись случаем, Кличка приложил три проекта, выполненные иркутским учеником Михайлом Суторминым под смотрением того же Острецова судам, которые предполагал построить взамен пришедших в негодность, а особенно, что подчеркнуто в рапорте, "по случаю открывавшагося ныне с китайцами торгу и частых надобностей для скорейшаго перевозу купеческих кладей". Одновременно была прислана карта Байкала с показом глубин тех мест, где предполагались маршруты судов. Другое место в рапорте Кличка также весьма показательно: "планы и сметы, которые ими учинены и представлены ко мне, но я не полагаясь на том их прожекте... Адмиралтейскую коллегию прошу оныя разсмотреть..."
Что из себя представляли эти иркутские проекты? Из трех чертежей в РГА сохранилось два.
Первым был некий "флагманский бот" длиной меж штевнями 56 футов, шириной на миделе 15 футов 7 дюймов, глубиной в интрюме 6 футов 3 дюйма. Этот чертеж не отыскан, но сохранилась ведомость на него самого К.Острецова. Вторым проектом был коч, или как иногда в документах именуется "коча". Любопытно, что своеобразное написание "ч" подвело прежних историков к ошибке, что это собственное имя судна "Коса". Так и зафиксировано в 327 фонде РГА. На самом деле это "кочъ", Д.4520. Размеры судна - длина по палубе 63 фута, ширина на миделе 16 футов, глубина интрюма 7 футов 5 дюймов.
К нему тем же К.Острецовым также составлена интересная ведомость. Третий проект - "иррегулярный галиот" длиной меж штевнями 54 фута, шириной на миделе 15 футов, глубиной интрюм 6 футов 9 дюймов. Этот чертеж в РГА - Д.3819 К чертежу также прилагалась ведомость.
Итак, 15 февраля 1780 г. Иркутский губернатор Ф.Кличка (вот ведь ирония истории с этими фамилиями, так и напрашивается аналогия с известным персонажем современной истории) сообщил в коллегию, что к нему обратился командир Охотского порта с рапортом, которым представил модель и чертеж 32-пушечного фрегата, выполненные тамошним ластовым подмастерьем Бубновым с тем, чтобы произвести его аттестование в мастерский чин. Дело, в целом, обычное для того времени. Под рукой у Иркутского губернатора был только весьма престарелый и почти слепой корабельный подмастерье Кузьма Острецов, весьма примечательная фигура, ученик (с 1715 г!) самого Федосея Моисеевича Скляева (!), сосланный в Иркутск за какие-то свои прегрешения. К.Острецов представленные модель и чертежи раскритиковал, однако из-за того, что для Кличка он, видимо, авторитетом не представлялся, губернатор решил отправить все это дело, да и отзыв Острецова, в Петербург, мол, смотрите сами. Заодно, воспользовавшись случаем, Кличка приложил три проекта, выполненные иркутским учеником Михайлом Суторминым под смотрением того же Острецова судам, которые предполагал построить взамен пришедших в негодность, а особенно, что подчеркнуто в рапорте, "по случаю открывавшагося ныне с китайцами торгу и частых надобностей для скорейшаго перевозу купеческих кладей". Одновременно была прислана карта Байкала с показом глубин тех мест, где предполагались маршруты судов. Другое место в рапорте Кличка также весьма показательно: "планы и сметы, которые ими учинены и представлены ко мне, но я не полагаясь на том их прожекте... Адмиралтейскую коллегию прошу оныя разсмотреть..."
Что из себя представляли эти иркутские проекты? Из трех чертежей в РГА сохранилось два.
Первым был некий "флагманский бот" длиной меж штевнями 56 футов, шириной на миделе 15 футов 7 дюймов, глубиной в интрюме 6 футов 3 дюйма. Этот чертеж не отыскан, но сохранилась ведомость на него самого К.Острецова. Вторым проектом был коч, или как иногда в документах именуется "коча". Любопытно, что своеобразное написание "ч" подвело прежних историков к ошибке, что это собственное имя судна "Коса". Так и зафиксировано в 327 фонде РГА. На самом деле это "кочъ", Д.4520. Размеры судна - длина по палубе 63 фута, ширина на миделе 16 футов, глубина интрюма 7 футов 5 дюймов.
К нему тем же К.Острецовым также составлена интересная ведомость. Третий проект - "иррегулярный галиот" длиной меж штевнями 54 фута, шириной на миделе 15 футов, глубиной интрюм 6 футов 9 дюймов. Этот чертеж в РГА - Д.3819 К чертежу также прилагалась ведомость.
-
- родоначальник
- Сообщения: 1215
- Зарегистрирован: Сб сен 17, 2005 23:57
- Откуда: С-Петербург
- Благодарил (а): 29 раз
- Поблагодарили: 262 раза
Re: Суда на Байкале в 17-нач.19 веков
Кстати, нашлись и ведомости, составленные Василием Лапиным на ранее показанный проект "морского судна наподобие пакетбота" - Д.3730. Показываю их, т.к. они представляют интерес с точки зрения судостроения вообще.
-
- родоначальник
- Сообщения: 1215
- Зарегистрирован: Сб сен 17, 2005 23:57
- Откуда: С-Петербург
- Благодарил (а): 29 раз
- Поблагодарили: 262 раза
Re: Суда на Байкале в 17-нач.19 веков
Адмиралтейств-коллегия поручила Интендантской экспедиции рассмотреть присланные проекты и дать свое заключение. Т.е. дело приняло вполне обычный для того времени оборот - проекты рассматривались специалистами, согласовывались и после этого утверждались в коллегии. Интендантская коллегия поручила дать заключение самого обер-сарваера бригадира Ламбе Ямеса. Уж опытнее и профессиональней него придумать было сложно. Это к вопросу о чиновничьем беспределе Адмиралтейства. Ямес тщательно обсчитал полученные проекты и пришел к выводу, что они никуда не годятся из-за ошибки расчетов осадки и грузоподъемности. Одновременно он рассмотрел и карту Байкала и поручил еще одному опытнейшему на тот момент ластовому мастеру Прокофию Михайлову, который и подготовил три проекта - палубного бота 60 футов, галиота малой пропорции в 70 футов, галиота средней пропорции в 80 футов, - примеряясь к глубинам Байкала.
Вот, что докладывала Интендантская экспедиция на присланные из Иркутска проекты: "...присланныя оттуда для построения к плаванию по Байкал-морю четыре чертежа оказались в разположени в сравнение их длины, ширина и глубина нимало не препорциональна, также и во всех члены разположены с регулою несходственны, а потому и к построению судов не удобны, а сверх того, хотя на чертежах и показано, что по оным суда з грузом в воде ход свой иметь могут, одно судно 4 фута 1 дюйм, другое 3 фута 9 дюйм, третие 3 фута 6 дюйм, четвертое 4 фута, но сия глубина показана без киля, а с килем ходить будут глубже..."
Несмотря на то, что полностью черновик Ямеса расшифровать не удалось - частично он выполнен карандашем и почти стерся от времени, - имеет смысл его опубликовать.
Вот, что докладывала Интендантская экспедиция на присланные из Иркутска проекты: "...присланныя оттуда для построения к плаванию по Байкал-морю четыре чертежа оказались в разположени в сравнение их длины, ширина и глубина нимало не препорциональна, также и во всех члены разположены с регулою несходственны, а потому и к построению судов не удобны, а сверх того, хотя на чертежах и показано, что по оным суда з грузом в воде ход свой иметь могут, одно судно 4 фута 1 дюйм, другое 3 фута 9 дюйм, третие 3 фута 6 дюйм, четвертое 4 фута, но сия глубина показана без киля, а с килем ходить будут глубже..."
Несмотря на то, что полностью черновик Ямеса расшифровать не удалось - частично он выполнен карандашем и почти стерся от времени, - имеет смысл его опубликовать.
-
- родоначальник
- Сообщения: 1215
- Зарегистрирован: Сб сен 17, 2005 23:57
- Откуда: С-Петербург
- Благодарил (а): 29 раз
- Поблагодарили: 262 раза
Re: Суда на Байкале в 17-нач.19 веков
Не забываем, между прочим, что Ямес был занят разработкой трех проектов фрегатов для Охотска, составлением всевозможных ведомостей для них, расмотром присланной оттуда модели. В целом, работа была проделана огромная, без отрыва от своего строительства. Укорять коллегию в равнодушии не стоит, она сделала все, что смогла.
Подготовленные П.Михайловым проекты были снабжены всевозможными ведомостями. К сожалению, чертеж палубного бота в 60 футов не отыскался. А вот галиоты сохранились. Эти чертежи и сопровождающие их ведомости предоставляют хороший материал для тех, кто вознамерится реконструировать подобные русские суда, в большом количестве - а на это указывают дела Олонецкие и Архангельские, - строившиеся для купеческого и транспортного флотов России в 70-80 годы.
РГА ВМФ.Ф.327.Оп1.Д.3806 РГА ВМФ.Ф.327.Оп.1.Д.3791
Подготовленные П.Михайловым проекты были снабжены всевозможными ведомостями. К сожалению, чертеж палубного бота в 60 футов не отыскался. А вот галиоты сохранились. Эти чертежи и сопровождающие их ведомости предоставляют хороший материал для тех, кто вознамерится реконструировать подобные русские суда, в большом количестве - а на это указывают дела Олонецкие и Архангельские, - строившиеся для купеческого и транспортного флотов России в 70-80 годы.
РГА ВМФ.Ф.327.Оп1.Д.3806 РГА ВМФ.Ф.327.Оп.1.Д.3791
-
- родоначальник
- Сообщения: 1215
- Зарегистрирован: Сб сен 17, 2005 23:57
- Откуда: С-Петербург
- Благодарил (а): 29 раз
- Поблагодарили: 262 раза
Re: Суда на Байкале в 17-нач.19 веков
Продолжим...
Расчет рангоута 60-футового бота (чертежа не найдено) В июне 1781 г. Адмиралтейств-коллегия, получив из Интендантской экспедиции все проекты Ямеса и Михайлова, постановила отправить всю документацию в Иркутск. Только благодаря тому, что приказано было снять копии для хранения, эти материалы в основном сохранились. В Иркутске же в 1870 г. (если не ошибаюсь) все сгорело подчастую вместе со всем городом, до тла. Но это не столь важно в поднятом вопросе, как то, каким образом эти материалы были использованы на практике.
Расчет рангоута 60-футового бота (чертежа не найдено) В июне 1781 г. Адмиралтейств-коллегия, получив из Интендантской экспедиции все проекты Ямеса и Михайлова, постановила отправить всю документацию в Иркутск. Только благодаря тому, что приказано было снять копии для хранения, эти материалы в основном сохранились. В Иркутске же в 1870 г. (если не ошибаюсь) все сгорело подчастую вместе со всем городом, до тла. Но это не столь важно в поднятом вопросе, как то, каким образом эти материалы были использованы на практике.
-
- родоначальник
- Сообщения: 1215
- Зарегистрирован: Сб сен 17, 2005 23:57
- Откуда: С-Петербург
- Благодарил (а): 29 раз
- Поблагодарили: 262 раза
Re: Суда на Байкале в 17-нач.19 веков
Дааа, чуть не забыл, ведь при чертежах были подробные ведомости. Вот несколько из них, копии которых счастливо сохранились для потомков.
-
- родоначальник
- Сообщения: 1215
- Зарегистрирован: Сб сен 17, 2005 23:57
- Откуда: С-Петербург
- Благодарил (а): 29 раз
- Поблагодарили: 262 раза
Re: Суда на Байкале в 17-нач.19 веков
В октябре 1781 г. губернатор Кличка сообщал, что .: «Сочиненныя ГАК к построению судов для разъездов по Байкал-морю и перевозов разных тягостей три чертежа я с моим удовольствием имел честь получить…"
Однако, Адмиралтейств-коллегия на этом не успокоилась и, получив известие от губернатора, указала "изобрести" чертежи типовые различным грузовым судам, снабдить их практическими ведомостями и все это отправить для руководства в Иркутск и Охотск. И такие чертежи были сделаны (они не обнаружены, видимо, копий с них не снималось), а заодно и подробная ведомость. Причем, этим делом занимался уже другой видный строитель судов, галерный мастер Г.Корчебников.
Однако, Адмиралтейств-коллегия на этом не успокоилась и, получив известие от губернатора, указала "изобрести" чертежи типовые различным грузовым судам, снабдить их практическими ведомостями и все это отправить для руководства в Иркутск и Охотск. И такие чертежи были сделаны (они не обнаружены, видимо, копий с них не снималось), а заодно и подробная ведомость. Причем, этим делом занимался уже другой видный строитель судов, галерный мастер Г.Корчебников.
-
- родоначальник
- Сообщения: 1215
- Зарегистрирован: Сб сен 17, 2005 23:57
- Откуда: С-Петербург
- Благодарил (а): 29 раз
- Поблагодарили: 262 раза
Re: Суда на Байкале в 17-нач.19 веков
Яков Иванов, мачтовый подмастерье, рассчитал рангоут на эти образцовые проекты.