Суда на Байкале в 17-нач.19 веков

Вопросы как оно было на самом деле. Поиск истины в локальном форуме.

Модераторы: FreeLander, Valentin Demin

Сообщение
Автор
А.Иванов
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 1212
Зарегистрирован: Сб сен 17, 2005 23:57
Откуда: С-Петербург
Благодарил (а): 29 раз
Поблагодарили: 262 раза

Re: Суда на Байкале в 17-нач.19 веков

#16 Сообщение А.Иванов »

Как же отреагировали в Иркутске на дважды посланные комплекты документации?
Реакция на первую посылку - в конце 1780 года с чертежами П.Михайлова, - была отрицательная. Она зафиксирована в доношении Иркутской губернской канцелярии (которая просила государственных ассигнований на постройку местного судна) через голову Адмиралтейств-коллегии прямо в Правительствующий сенат: "...предписанныя полученныя ис коллегии чертежи ластовым судам, как то двум иррегулярным галиотам и палубному боту по повелению означеннаго г-на генерал-майора Кличка с морскими служители и ластовых судов учеником Лапиным разсматриваны, коим для Байкал-моря препорция, хотя и положена действительно, но примечается по великости их в том излишно..." Вот так, ни мало, ни много. Вы, мол, там мастерами разрабатываете-разрабатываете, но нам, оказывается, этого не надо, слишком велики. Вопрос, зачем же было вводить коллегию в заблуждение относительно своих потребностей?

А вот подробности из январского уже 1782 г. доношения самого инициатора этого дела, губернатора Кличко (выключены некоторые куски, касающиеся денежных расчетов): "...Прошлаго 781 года октября 11 дня поданными на имя его превосходительства генерал-майора здешняго губернатора и кавалера Клички и во оную губернскую канцелярию секунд-майор Михайла Татаринов репортом со сметами, так же и доношением прописывал, 1-м, что по повелению ЕП присланные при сообщении из ГАК три чертежа ластовых судов, из них два иррегулярныя галиота длинами один восьмидесяти, другой семидесяти, и третей палубной бот шестидесяти фут, разсматривали, которыя по приличию ево и по мнению обще со штурманом Алексеем Пушкаревым, подштурманом Гаврилою Частухиным и ластовым судов учеником Лапиным по здешнему Байкал-морю препорции, хотя и положена действительно, но как примечается по великости де в том излишно, потому что здесь морския суда должно содержать препорцию меньше по килю не более пятидесяти фут, как и прежде такой же препорции морския суда были; а ГАК, полагая величину на транспортные суда, которыя перевозят всякия тягости, а по здешнему месту в том нужды не составляет, а ежели б составляли великия надобности, то в сием можно исправиться партикулярными дощениками, каковых здесь немалое количество, ходящих в грузу от пяти до двух тысяч пуд, а морския суда только имеются здесь для перевоза куриеров, почталионов и всякаго звания генералитетов, также военных команд ссылочных арестантов и разных посажиров, то за удобные признает, чтоб зделать палубной бот по килю сорока семи фут девяти дюйм, а по палубе пятидесяти фут; на котором все надобности для Байкал-моря без их езды исправится могут;... [Далее, интересные исторические сведения]... по справке в Иркутской губернской канцелярии оказалось в сходность указа из Сибирскаго приказа от 18 апреля 1758 года 7-го пункта для перевоза чрез Байкал-море казенной и партикулярной клади, сверх тогда имеющагося там одного построеннаго еще в 1738 году малого бота ...по присланному от Правительствующаго сената 8 марта 1764 года сюда указу были построены здесь вновь два бота ... по присланному от бывшаго в Тобольске господина губернатора Соймонова наставлению знающими плотничество здешними казаками под смотрением подмастерьев, 1: «Святаго Бориса и Глеба» длиною по килю пятидесяти, чрез штевни пятидесяти семи, шириною чрез на борт пятнатцати, вышиною от киля до балок семи фут июля с 27 1764-го июля ж по 24-е 1765-го ластовых судов подмастерьем Поповым, 2-е: «Святаго Козьмы Святоградца» сентября в –е 1764 по 12 числ октября 1765-го годов бывшим карабельным подмастерьем же Острецовым, ... а между тем построенной в 1738 году обветшалой бот за оказавшеюся по свидетельству подмастерья Острецова всеконечною неспособностию 1761 года 9-го июня созжен ...; из означенных же вновь построенных двух судов «Святаго Козьмы Святоградца» от великаго в мореплавания шторма по разбитии ... и по причине на доношение бывшаго здесь губернатора господина генерал-порутчика и ковалера Бриля присланным к нему ис Правительствующего сената от 22 генваря 1773 года указом ... велено вместо за разбитием с означенного «Святаго Козьмы Святоградца» судна для перевоза на том же Байкал-море к имеющимуся тогда другому морскому судну «С. Бориса и Глеба» построить еще вновь шхойт или дощеник из наличной суммы ...; вследствие чего по поданной к нему господину губернатору Брилю от подмастерья Попова смете построен в 1775 году транспортной эверс «Святых Андреяна и Наталии» длиною чрез штевни пятидеся пяти, шириною четырнатцати, глубиною шести с половиною фут, ...; за повреждением же втораго «Святаго Бориса и Глеба» судна и по всеконечной негодности оного за созжением ... в сходность бывшаго здесь властию губернаторскою бригадира Немирова 1777 года 25 июля предложения купленой у иркутского градского головы купца Протасова дощаник за сто рублей из собираемой за перевоз на трех судах суммы, которой 1780 года 18 августа за негодностию к морскому вояжированию продан иркутскому ж купцу Дударовскому за пятнатцать рублей пятьдесят копеек, ... ис которых судов на Байкал-море находится ныне только один эверс «С.Андрияна и Наталии» ...; и того ради по указу ЕИВ в Иркутской губернской канцелярии определено как ныне состоящее на Байкал-море судно эверс «С.Андрияна и Наталии» приходит в обветшалость, как и поданным секунд-майор Татаринов в репорте от штурмана Бейтона доношением прописывает, что действовать оное может не более одного лета, а к постройке вновь назначаемого упоминаемым майором Татариновым судна по неймению особливой на то суммы губернии сама собою без представления приступить не можно, пока новым обстоятельством дабы по ветхости того судна в летнее время в перевозе проезжающих разного звания людей казенной клади и почт не могло последовать остановки; и для того в Правительствующий сенат с приложением представленного сюда от майора Татаринова по здешнему транспорту палубному боту чертежа представить доношением и просить не соблаговолит ли по непрочности оного, дабы не последовало в перевозе и вовсе остановок и задержания, для постройки ко оному вновь другаго по вышеозначенному чертежу палубного бота, отколь принадлежит ассигновать сумму и ко оному строению по неимению здесь для постройки таковых судов мастера как по оному, так и впредь к таковым судам строениям определить оставшего по смерти карабельнаго подмастерья Острецова ученика ево Василья Лапина по ево о строении знанию ластовых судов подмастерьем с таковым же жалованьем, как и бывшей подмастерье Попов получал в каждой год по сту по дватцати рублей, что все предав могла оное Правительствующему сенату разсмотрение испрашивать на оное повелительного ЕИВ указа; ..."

Вот так, ответственность возложена на Адмиралтейств-коллегию, мол, недопоняла, что нам требуется. Никакого крупного грузооборота по Байкалу и не производится, людей на строительство нет, денег тоже, но вот некий бот для собственных "казенных" нужд мы хотели бы иметь. Дайте денег! Да и ученику присвойте подмастерья, ибо ученик строить не может (это почему?).

Адмиралтейств-коллегия дала свое согласие и на постройку этого бота - стройте, чего хотите!, - и на повышение Лапина чином до подмастерья. Сенат дал свое согласие и переслал в соответствующий департамент - московский (пятый департамент Сената), который и отвечал за ведение иркутских дел. Но деньги на строительство было указано изыскать на месте, из казенных сумм, оставшихся от сожженных судов и сборов за перевоз на них частных кладей, почт и пассажиров. Государственных денег правительство решило не выделять, содержание флота на Байкале, видимо, считалось не столь насущным вопросом.

А.Иванов
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 1212
Зарегистрирован: Сб сен 17, 2005 23:57
Откуда: С-Петербург
Благодарил (а): 29 раз
Поблагодарили: 262 раза

Re: Суда на Байкале в 17-нач.19 веков

#17 Сообщение А.Иванов »

Так как Кличка отправил свое донесение (см выше) прямо в Правительствующий сенат, то в Адмиралтейств-коллегию оно попало на рассмотрение только в сентября 1782 г., а положительное решение по нему состоялось аж в декабре. При этом коллегия мудро и обосновано постановила, что так как положительное решение уже принял сенат, то и коллегия с ним согласна и своего решения принять не может. Другими словами, раз вы там в сенате решили сами разруливать, то и рулите дальше, хоть в 4-м, хоть в 5-м департаментах. Кстати, пересылка всех этих рапортов в сопровождении указов сената и определений коллегии из одного департамента, географически находящегося в Петербурге, в другой, который располагался в Москве неминуемо привело к тому, что только к декабрю 1783 г. она дошла до Иркутска, а сообщение о принятии к исполнению пришло из Иркутска аж летом 1784 г. Просторы-с! Волокита-с!! Расея-с!!! Так и живем.))

Да, по поводу чертежа Лапина, на сей раз 50-футовому боту, которым, собственно все дело и закончилось в практическом плане. Этот чертеж в деле оказался, снял его кусками, склеил как мог, но чистить, господа, увольте. Кому есть желание, почистите и опубликуйте, не сочтите за труд.
Бот 1784 Ф135_2_195.JPG

Аватара пользователя
Alexey Loginov
Сообщения: 1071
Зарегистрирован: Вс июн 19, 2005 23:55
Откуда: Регион 53
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 201 раз

Re: Суда на Байкале в 17-нач.19 веков

#18 Сообщение Alexey Loginov »

Добавлю.
Теоретический чертеж в 3-х проекциях пакетбота для озера Байкал. Источник: Государственный Исторический музей.
Вложения
Теоретический-чертеж-в-3-х-проекциях-пакетбота-для-озера-Байкал..jpg
Господа англичане, стреляйте первыми!

Аватара пользователя
Alexey Loginov
Сообщения: 1071
Зарегистрирован: Вс июн 19, 2005 23:55
Откуда: Регион 53
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 201 раз

Re: Суда на Байкале в 17-нач.19 веков

#19 Сообщение Alexey Loginov »

Поправка.
Вот чертеж байкальского бота.
Чертеж выложенный выше - кончебас.
Вложения
Пакетбот, Байкал.jpg
Господа англичане, стреляйте первыми!

А.Иванов
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 1212
Зарегистрирован: Сб сен 17, 2005 23:57
Откуда: С-Петербург
Благодарил (а): 29 раз
Поблагодарили: 262 раза

Re: Суда на Байкале в 17-нач.19 веков

#20 Сообщение А.Иванов »

Публиковал уже (по правилам) выше - "Петр и Павел".

А.Иванов
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 1212
Зарегистрирован: Сб сен 17, 2005 23:57
Откуда: С-Петербург
Благодарил (а): 29 раз
Поблагодарили: 262 раза

Re: Суда на Байкале в 17-нач.19 веков

#21 Сообщение А.Иванов »

В середине XIX века по Сибири и Байкалу путешествовал журналист Н.В.Ушаров, который оставил любопытные записки, часть из них опубликована в Морском сборнике за 1865 г. №6 под названием "На Байкале: из путевых записок по Восточной Сибири". Сами записки дают колоритные картины жизни на Байкале того времени и их стоит почитать полностью. Но, что касается описания традиционных судов, строившихся там, посчитал нужным выхватить из текста и поместить здесь отдельно. Эти выдержки позволяют интересующимся в полной мере провести собственную реконструкцию, опираясь на указанные автором размеры и описание, и на изображения и фотографии из Иркутского музея.
Ушаров_1.jpg
Ушаров_2.jpg
Ушаров_3.jpg
Ушаров_4.jpg
Ушаров_5.jpg
Ушаров_6.jpg
Вот, можно сравнить эти описания с этими изображениями
2-1.jpg
2-5.jpg

Герасимович Андрей
Сообщения: 19
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2020 1:13
Поблагодарили: 10 раз

Re: Суда на Байкале в 17-нач.19 веков

#22 Сообщение Герасимович Андрей »

Хочу добавить некоторую информацию по байкальским ботам, но период – немного более ранний, нежели описывает создатель данной темы. И относится он ко времени Второй Камчатской экспедиции.
13 мая 1737г. руководитель Камчатской экспедиции капитан-командор Витус Беринг пишет рапорт в Государственную Адмиралтейскую коллегию с предложением определить ботового мастера Козлова к постройке судов для плаваний по Байкалу, так как: «…чрезь Байкал-моря имеют перевоз на барках на гребле, отчего в перевозе немалое продолжение и остоновка купецким людем бывает» (Вторая Камчатская экспедиция. Документы 1737–1738. Морские отряды, стр. 161).
29 декабря 1737 г. Адмиралтейская коллегия направляет Берингу указ о назначении мастера Козлова строить суда на Байкале.
10 апреля 1739 г. мастер Козлов прибывает из Якутска, где в 1735-м году он построил бот с палубой «Иркутск» для Восточно-Ленского отряда, в Иркутск и по требованию Иркутской канцелярии составляет сметы на строительство ботов с палубой длинною 55, 46 и 40 футов.
Адмиралтейская коллегия требовала строить боты из лиственничного леса. Первоначально, лес мастер Козлов искал по берегам Ангары, на западном берегу Байкала, однако ему не удалось найти лиственниц годных на кокоры так, как они в этих местах росли на каменистой почве.
В сентябре месяце 1739 года Федор Козлов направляется на восточный берег Байкала, вверх по Селенге для «обыскания тамошних лесов и осмотра, описания и освидетельствования удобного места» для строения судов.
По указу Иркутской провинциальной канцелярии, первоначально, Козлов должен был построить один бот, длинною в 40 футов.
По прибытии в Селенгинск, мастер Козлов заготовил весь необходимый лес, в том числе и кокоры, для бота и нашел удобное для строительства место поблизости от Посольского Спасо-Преображенского монастыря, о чем он сообщает в Государственную Адмиралтейскую коллегию своим рапортом от 13 февраля 1740 года (ГРА ВМФ ф.216, оп.1, д.22, л.258-258об).
На странице 162, во «Вторая Камчатская экспедиция. Документы 1737–1738. Морские отряды» указано, что Федор Козлов «…построил на Байкале бот длиной 40 футов, который был отдан Селенгинской воеводской канцелярии»).
К сожалению ссылки, на источник данной информации нет.
Сколько точно было построено ботов Козловым для Байкала, мне пока установить не удалось, однако в Доношении Государственной Адмиралтейской коллегии Правительствующему Сенату от 6 ноября 1740 года сказано:
«Того ради Правителствующему Сенату Адмиралтейств-колегия доносит, что на вышеобъявленном море Байкале два бота к перевоске купецких людей по предложению капитана-командора Беринга в какую препорцию по усмотрению тамошняго моря за благо Иркуцкою канцеляриею разсуждено будет, построить надлежит» (Вторая Камчатская экспедиция. Документы 1739–1740. Морские отряды, стр. 788).
В этом же Доношении сообщается:
«А по постройке для дела такелажу и протчих припасов мастеровых людей подлежащее число, тако ж для обучения в хождении на тех ботах впредь морских служителей на первой случай определить ис команды Камчатской экспедиции от капитана-командора Беринга, а имянно морских квартермейстера одного, матрозов двух человек» (там же).
Так или иначе, но мастер Козлов, закончив строительство судов (судна) прибыл 18 сентября 1741 года в Санкт-Петербург, где снова поступил на службу в Адмиралтейство.
В дальнейшем, в 1742 году капитаном бота был назначен боцман Трубицин с двумя матросами из экипажа Алексея Ильича Чирикова, после возвращения с Камчатки по завершении плавания в Аляске в 1741 году (http://baik-info.ru/sm/2005/46/014001.html). Но мне кажется, что эта информация не совсем достоверна, так как там же указаны не верное время спуска на воду байкальского бота (1738 год) и такие же не верные данные о биографии Федора Козлова, да и не успел бы боцман Трубицин с двумя матросами из команды «Святого Павла» в 1742 году очутиться на Байкале, так как пакетбот «Святой Павел» Алексея Чирикова вернулся в Охотск только 17 августа 1742 года.
Что можно еще сказать о мастере Козлове?
Ботовых дел мастер Федор Федотович Козлов (умер 3 декабря 1756 г.), выходец из детей боярских, поступил в Школу математических и навигацких наук в 1710 г. По предложению от Адмиралтейств-коллегии участвовал в Первой Камчатской экспедиции как «ботового и шлюпочного дела ученик». В первой половине 1728-м году он построил в Ушках на Камчатке бот с палубой «Святой архангел Гавриил». Участвовал во второй Камчатской экспедиции, в 1735-м году в Якутске построил бот с палубой «Иркутск» для Восточно-Ленского отряда (Вторая Камчатская экспедиция. Документы 1739–1740. Морские отряды, стр. 179).
Чертежей байкальских ботов не сохранилось. Но к Доношению из Иркутской провинциальной канцелярии в Государственную адмиралтейскую коллегию от 13 декабря 1739 года (ГРА ВМФ ф.216, оп.1, д.22, лл. 248-257) была приложена точная копия смет, составленных мастером Козловым на боты длинною в 55, 46 и 40 футов.
Вот они:
55 футов
л248.jpg
л248об.jpg
л249.jpg
л249об.jpg
л250.jpg
л251.jpg
Последний раз редактировалось Герасимович Андрей Сб май 20, 2023 16:33, всего редактировалось 1 раз.

Герасимович Андрей
Сообщения: 19
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2020 1:13
Поблагодарили: 10 раз

Re: Суда на Байкале в 17-нач.19 веков

#23 Сообщение Герасимович Андрей »

46 футов:
л251об.jpg
л252.jpg
л252об.jpg
л253.jpg
л253об.jpg
л254.jpg

Герасимович Андрей
Сообщения: 19
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2020 1:13
Поблагодарили: 10 раз

Re: Суда на Байкале в 17-нач.19 веков

#24 Сообщение Герасимович Андрей »

40 футов:
л254об.jpg
л255.jpg
л255об.jpg
л256.jpg
л256об.jpg
л257.jpg
Пока это все, что мне удалось найти о строительстве ботов на Байкале во времена Второй Камчатской экспедиции.

Герасимович Андрей
Сообщения: 19
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2020 1:13
Поблагодарили: 10 раз

Re: Суда на Байкале в 17-нач.19 веков

#25 Сообщение Герасимович Андрей »

Как я понял, недостоверная информация о годе спуска на воду бота - родом из "Байкал и его судоходство" А.Сгибнева.

Герасимович Андрей
Сообщения: 19
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2020 1:13
Поблагодарили: 10 раз

Re: Суда на Байкале в 17-нач.19 веков

#26 Сообщение Герасимович Андрей »

Всем доброго здоровья!
Вот что еще удалось найти по байкальским ботам:
Рапорт капитана Шпанберга в Адмиралтейств коллегию от 12 октября 1744г.
"...
по прибытии моем в ускуцкую пристань, флота капитан Чириков, июля от 15 дня 1744 году сообщением ко мне, с прописанием вышеписанного, полученного им Ее Императорского Величества, и оной Государственной адмиралтейской коллегии Указу, объявил, отравил он в Иркуцкую провинциальную канцелярию из команды своей с Ускут, морских боцман мата Григория Трубицина, которой еще состоит на прежнем квартермейстерском окладе, матроза первой статьи Петра Киселева, да из мастеровых адмиралтейскаго третьего класа прядильщика Петра Крючкова. А к тому в добавок к вышеписанным посланым от него, капитана Чирикова, отправил же из команды своей, посиле вышеписанного, ЕЕИВ из ГАК Указу, в тое Иркуцкую правинциальную {канцелярию} июля 19 числа сего 1744 году матроза первой статьи Семена Щербакова, которой состоял во управлении квартирмейстерской должности, да из мастеровых прядильщика второга класа Евдокима Лютина, о чем ГАК благоволя быть известна."
Так что люди из команды Алексея Чирикова на Байкал попали не ранее 1744г.

А.Иванов
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 1212
Зарегистрирован: Сб сен 17, 2005 23:57
Откуда: С-Петербург
Благодарил (а): 29 раз
Поблагодарили: 262 раза

Re: Суда на Байкале в 17-нач.19 веков

#27 Сообщение А.Иванов »

В 1732 г по указу Воинской морской комиссии ученики и подмастерья должны были выполнить и представить в Адмиралтейскую коллегию модели различных судов с чертежами. В Описи модель-камеры 1737-1738 годов под соответствующим заголовком показаны модели ботов и шлюпок, выполненные в соответствие этому указу. В частности, боты: подмастерья Козлова в 55 футов, подмастерья Таптыкова в 51 фут, подмастерья Попова в 36 фут, ученика Чегодаева в 32 фута и шлюпок: ученика Селиванова 10-вес, его же ялботовая 4-вес, ученика Гудовского 8-вес, ученика Дмитриева 10-вес, ученика Каратаева 10-вес и его же венецианский бот в 40 футов.
Насколько помнится, именно в 1732 г. Козлов и Каратаев отправились в Камчатскую экспедицию, следовательно вся группа моделей ботов и шлюпок сдана в модель-камеру именно в 1732 г. Практически все модели сохранились, но модель бота Козлова не выявлена. Однако, сохранилась одновременная модель "однокашника" Козлова - подмастерья Таптыкова, только меньше размером. Поэтому, архитектура ботов Козлова вряд ли была чем-то отличной от архитектуры бота Таптыкова. Последнюю можно использовать для реконструкции.
13.jpg
51-футовый бот Таптыкова, РГА.Д.4571
4.jpg
Модель бота Таптыкова. ЦВММ КП-730/2. Модель реставрирована в 2018 г., переатрибутирована в 2022 г.

Герасимович Андрей
Сообщения: 19
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2020 1:13
Поблагодарили: 10 раз

Re: Суда на Байкале в 17-нач.19 веков

#28 Сообщение Герасимович Андрей »

Всем доброго здоровья!
Невнимательно прочитал предыдущие посты в этой теме :oops:
Значит недостоверная информация о годе строительства бота мастером Козловым идет от губернатора Кличко из его январского, 1782г. доношения ".
А.Иванов писал(а): Ср ноя 30, 2022 15:45 [Далее, интересные исторические сведения]... по справке в Иркутской губернской канцелярии оказалось в сходность указа из Сибирскаго приказа от 18 апреля 1758 года 7-го пункта для перевоза чрез Байкал-море казенной и партикулярной клади, сверх тогда имеющагося там одного построеннаго еще в 1738 году малого бота ...
Как понятно, бот был построен позднее, так как Козлов только 10 апреля 1739 г. прибывает из Якутска и Иркутск. Сожжен же бот был, после осмотра ссыльным, бывшим корабельным подмастерьем Козьмой Острецовым, 9-го июня 1761 года (см. в том же посте А.Иванова). Железо и такелаж (такелаж за гнилостью и негодностью к новому строению годен был только на конопать) пошли на строительство новых ботов, которые, как писал уже в этой теме ее создатель, «Святаго Бориса и Глеба» строил ластовых судов подмастерье Попов, а «Святаго Козьмы Святоградца» вышеупомянутый бывший корабельный подмастерье Острецов.

Герасимович Андрей
Сообщения: 19
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2020 1:13
Поблагодарили: 10 раз

Re: Суда на Байкале в 17-нач.19 веков

#29 Сообщение Герасимович Андрей »

Также известны некоторые детали по строительству, конструкции и парусному вооружению ботов.
Так Сибирский Губернатор и тайный советник Федор Соймонов, в своем рапорте в Сибирский приказ от 6 ноября 1760г. сообщает:
"И по бытности моей в морской службе, что до постройки тех судов принадлежало, о том ему генерал майору Вульфу приказано учинить. ...тем двум судам надлежит быть величиною а имянно по килю не больше пятидесяти фут, шириною двенатцать, вышиною по препорци, маниром как делаются торм шхоиты з дюком и с люками, аснаске на оных быть ботовой, парус з гафелем и з гиком или как водится, на тех торм шхоитах парусу быть шпрынтому по которому парус растягивается такелем, другой парус фок а третей топсель, с которыми б во время противных ветров лавировать а паче от опасных мест отходить возможно было. К строению ж тех судов за одолжением у строения подмастерья Попова судов по Лиске реке я за способного признаваю из присыльных корабельного подмастерья Острецова, которого из нынешняго места где он определен, то есть из Еравинского острогу, велено ему генерал майору взять в Ыркуцк и определить к тому строению..."

В своем рапорте в Сибирский приказ от 12 декабря 1763 г., генерал-майор, сибирский вице-губернатор и губернатор Иркутской губернии Иван Вульф докладывает:
"...По тому он [Острецов] 5 февраля [1762г.] репортом объявил что по ево осмотру на той стороне моря к строению тех судов способных мест и лесов не явилось, а усмотрены оные по Ангаре реке где и прежде казенные дощаники строились, да и он з данными ему дватцатью человеками в работу казаками лесов заготовлять начал. А сколько чего к тому судов строению по ныне им заготовлено о том с поданного от него 762 году 11 декабря репорта приложена при сем репорте копия). А имеющей де при ангарском устье старой бот по осмотре ево за гнилостью к морскому плаванию весьма не годен. А имеюшее в нем железо с переплавкою на вновь строить повеленные суда годно быть может а такелаж и протчее с того бота чрез долговременное на оном бытье за тленностью разве на конопать будет годен. И за тою негодностью оный бот в том же 761-м году в июне месяце созжен[,] а такелаж и все железные припасы взяты к построению оных вновь строющихся дву судов"

В вышеупомянутом рапорте, от 11 декабря 1762г., Острецов пишет:
"...на морские два судна килей по пятидесяти футов которые и на места положены и утверждены, два форштевней, два ахтор штевней, два фальш штевней, два кнопов, четыре брусов з двух сторон отесано на быкштыки и опланы шездесят четыре, еловых кокор на сетерсы выправлено под нитку сто восмнатцать[,] сетерсовых брусков двенатцать[,] досок четырех пяти и шести сажень сто шеснатцать ис которых несколько употреблено к строюшемуся плашхоуту[.] Для оных двух корпусов зделаны надлежащие стаявли?. В чертежном сарае делан с чертежа на обыкновенной фут план и профиль с которого надлежащие малы с протчими принадлежностями яко ватер пасы наугольники разные правила отвесныя для изыскания оризонталов и для снятия обвелингов[.]"

Герасимович Андрей
Сообщения: 19
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2020 1:13
Поблагодарили: 10 раз

Re: Суда на Байкале в 17-нач.19 веков

#30 Сообщение Герасимович Андрей »

О строительстве ластовых судов подмастерьем Поповым «Святаго Бориса и Глеба» мне ни чего найти не удалось (если его действительно строил Попов, т.к. видно из предыдущего поста, лес на оба бота заготавливал именно Острецов с командою из иркуцких казаков), а вот строительство «Святаго Козьмы Святоградца» Острецовым шло долго и не просто.

В соответствии с резолюцией иркутского вице-губернатора И.Вульфа на поданном коллежским асессором Иркутской канцелярии Сумороковым сообщении, 25 октября 1763г. пример-майор и губернаторской товарищ Ветлицкий со "...знающия плотянное и дощаничное мастерства иркуцкой разночинец Никифор Опрелков да посацкой Дмитрей Булатов", "...для осмотру и освидетельства строющагося вниз Ангары реки на берегу бывшим корабельным подмастерьем Острецовым судна... ездили".

По результатам осмотра иркутский посадский Дмитрий Булатов в своей сказке показал выявленные ими недостатки в строящемся боте.
Приведу эту сказку целиком.

"1763 году октября 31 дня иркуцкой посадской Дмитрей Зотев сын Булатов против поданного от г-дина губернаторского товарыща пример маэора Ветлицккого сообщения, сею скаскою показал: достраивающееся казенное судно под смотрением бывшего карабельного дела подмастерья Острецова оной Булатов обще с ыркуцким разночинцом Никифором Ивановым Опрелковым при оном г-дине губернаторском товарище осматривали. А по смотру явилось каковым моделям то судно построено таковым данным он Булатов во всю свою здесь при морских вояжах чрез тритцать лет бытность не видывал и как оное назвать не знает, ибо оное против протчих здесь строящихся и чрез Байкал море плавающих судов во всем не малую имеет отмену, да и кроме того в оном оказалось

1-е носовой корчь х которому прибиваются боковые доски зделан двойной а не одинакой и сколочен только на дву[х] железных и несколько деревянных нагилей, ис которых с самого носу с вонной стороны к воде набивка по здешнему водяному ходу, а паче от много каменистых мест весьма не прочна, ибо в случае тем носом от быстрой воды о камень удару, та прибивка вскоре отшибится может и от того носом в судно течь последует.

2-е к тому ж носу боковые доски прибиваны против здешних судов толщиною гораздо так что почти в половину тонще на железные не толстые болты и по той тех досок не толстоте когда в плаву о камень крепко судно теми боковыми досками ударится, то от того тем доскам в своих местах устоять весьма будет трудно или и совсем переломятся и из места вышибиться могут, от чего и всего имевшей в том судне клади едва от потопления сохранить будет возможно.

3-е всего судна по дну положены брусья а между оными сверх ставлены з боков кокоры которые по дну длинняком пущены весьма против здешних судов коротки, так что не дольше оны будут аршина, а иные и того короче да и к тем доски прибиваны на четыре на три и на два деревянные нагиля, а вносу оны кокоры поделаны весьма ретко и в том во всем в морском ходу от бывающих на Байкал море волн данной крепости кроме опасности ни какой быть не может.

4-е во всем том судне нагили как по дну так и по боковым доскам вколочены бес шляп бес которых иные по их видимости боковые доски от кокор с тех нагилей отдаются, а впредь и того боле оны от своих мест отходить будут.

5-е в носу ж с правой стороны на одной доске которая всегда в воде быть должна имеется излом где и ныне к спуску на воду без ставки пробки будет нельзя.

И за тем всем оного судна к безопасному водяному ходу, он Булатов, одобрить не может и в том подписуется к сей скаске. Вместо посацкого Дмитея Булатова ево прошением иркуцкой казак Андреян Рысев руку приложил.

А с иркуцкого разночинца Никифора Опрелкова в вышеписанной сим подписки не взято для того он г-дином губернаторским товарыщем Ветлицким оставлен у достройки объявленного судна на плотбище.
Подписи"

Ответить

Вернуться в «Исторические вопросы»