Мало кто знает, что Вторая Камчатская экспедиция имела продолжение.
В 1753-1765 годах в бассейне Верхнего Амура и окрестностях озера Байкал производилась Нерчинская экспедиция по поиску наиболее короткого и выгодного водного маршрута из Забайкалья к Тихому океану. Возглавлял секретную экспедицию знаменитый Ф.И.Соймонов по указу от 28 декабря 1743 года. Одной из задач экспедиции было геодезическое и гидрологическое обследование бассейна Верхнего Амура, Шилки, Ингоды и Аргуни в поиске строевого леса и выбора с помощью местных жителей наиболее удобного участка для строительства двух судов, на которых возможно было с грузом провианта пройти по Амуру.
В Тобольске в состав экспедиции были выбраны 10 оставшихся от Второй Камчатской экспедиции участников, а также дан указ о присылке оставшихся в Охотске материалов от строительства судов Беринга.
Соймонов предполагал для плавания по Амуру построить 10 лодок, в которые помещались бы 16 казаков и солдат, 4 или 6 ботов, 2 дощаника для провианта.
Однако, окончательно было решено для строительства судов выбрать реку Хилок из-за возможного отказа китайских властей пропустить русские суда по Амуру. Хилок является притоком Селенги, впадающей в Байкал.
Использовать суда Второй Камчатской экспедиции - 3 пакетбота, бригантина, дубель-шлюпка и два других мелких, - которые предполагалось как-то задействовать, оказались сильно сгнившими и к использованию не подлежащими.
В феврале 1754 года из Кронштадта срочно отправлен ластовых судов подмастерье Алексей Попов, шесть плотников и два конопатчика, в Томске к ним добавили еще несколько человек, в том числе и кузнецы. Подмастерье Попов выполнил чертежи плашкоута, ушкола и транспортного судна для строительства на р.Хилок, рассчитал ведомости потребного материала. Из Иркутска на подводах было отправлено 165 пудов гвоздей и железа, 20 пудов пеньки, 600 аршин холста на парус, 10 фунтов ниток, смоловаренный котел. Для строительства указано заготовить 30 пятисаженных досок толщиной в 3 вершка, 100 толщиной полтора вершка и длиной 4-5 саженей. Грузоподъемность определялась для плашкоута 1000 пудов, ушкола в 200 пудов. Борта обшивались самыми тонкими досками, были устроены шпигаты, обязательный бархоут и мачта с парусом шириной в два корпуса судна, на корме полагались каюты. Снасти объемом 120 саженей толщиной в 3 дюйма в окружности. В 1758 году окончательно были утверждены размеры плашкоута.
На оснастку плашкоута пошло: бечева в 2,5 дюйма длиной 120 саженей, бечева в 2 дюйма 120 саж., трос на ванты и фалы в 2,5 дюйма 60 саж., линь на брасы в 9 нитей 26 саж., линь на шкоты в 12 нитей 15 саж., трос на бурундук в 3 дюйма 10 саж.
На оснастку ушкола: бечева в 2 дюйма 120 саж., бечева 1,5 дюйма 120 саж., линь на брасы в 9 нитей 20 саж., линь на шкоты в 12 нитей 10 саж., трос на бурундук в 2,5 дюйма, линь в 12 нитей на паруса к обоим судам 70 саж.
24 июня 1758 г. оба судна были заложены и вчерне закончены 25 июля. К 22 августа суда были полностью готовы и стояли на берегу в ожидании распоряжений. Однако, только 10 мая 1759 года караван из плашкоута, ушкола, шитика и обласа отправились с ротой капитана Широкова в верховья Хилка. Уровень воды был невысокий, из-за чего однажды угодили на мель. По результатам плавания выполнено описание берегов и фарватера реки геодезистом экспедиции Я.Федоровым. Собственно, Федоров и был руководителем этого плавания.
В походе кроме роты капитана Широкова, на суда загрузились 18 адмиралтейских служителей, казаков, сержант с караульными солдатами, 150 пудов провианта, 80 пудов патронов и огнестрельных припасов и даже офицерская коляска, а на плашкоут 1000 пудов другого груза.
11 мая (или 10 мая?) на бечеве от деревни Харитоновой пошли вверх по реке, но из-за падения уровня реки в 20 верстах встали на мель в одной версте от дер.Паркиной. Снимались с мели восемь дней и 16 августа дошли до зимовья на реке Гарихе. 17 августа разгруженные суда отправили обратно с командой из казаков и местных жителей. Общиая длина пути составила 415 верст.
Более подробно в книжке Березницкого С.В. Нерчинская экспедиция. СПб. 2014.
Там же и найденные автором чертежи А.Попова нерчинским экспедиционным судам.
На мой взгляд, любители речного судостроения вполне могут реконструировать эти суда не просто безымянными речными, а вполне даже с определенной историей по освоению Забайкальского края.
Суда Нерчинской экспедиции
Вопросы как оно было на самом деле. Поиск истины в локальном форуме.
Модераторы: FreeLander, Valentin Demin
Сообщение
Автор
Вернуться в «Исторические вопросы»
Перейти
- Форум моделистов Верфь на столе. Архивы
- ↳ Форум +
- Модели. Форум моделистов сайта shipmodeling.ru
- ↳ Вопросы изготовления
- ↳ Материалы и инструменты
- ↳ Материалы и инструменты "Мастерской Алексея Доманова"
- ↳ Исторические вопросы
- ↳ Scratchbuild (изготовление с нуля)
- ↳ Паровой и современный флот
- ↳ Модели из наборов. Что, где, когда.
- ↳ Модели из наборов
- ↳ Amati
- ↳ Artesania Latina
- ↳ Constructo
- ↳ Corel
- ↳ Euromodel
- ↳ Jotika (Caldercraft)
- ↳ Mamoli
- ↳ Mantua
- ↳ Model Shipways
- ↳ OcCre
- ↳ Чайна-Таун
- ↳ Милания (Мастер-корабел)
- ↳ Фальконет
- ↳ Разное
- ↳ Собутыльники и Миниатюрные модели
- ↳ Модели зданий и сооружений
- ↳ Русское деревянное зодчество
- ↳ Строения Domus и Aedes Ars
- ↳ Партворки (Батиста, Баунти, Бисмарк, Виктория, Черная Жемчужина)
- ↳ 12 Апостолов
- ↳ Корабль Черная жемчужина
- ↳ Парусник Баунти
- ↳ Корабль Виктори (Виктория)
- ↳ Сан-Джованни Батиста
- ↳ Бисмарк история, легенда и модель для сборки
- Жизнь сайта shipmodeling.ru
- ↳ Общие вопросы
- ↳ Обсуждение статей с сайта
- ↳ Ищу земляка
- ↳ Куплю или продам
- ↳ Куплю
- ↳ Продам
- ↳ Конкурс-2010
- Соревнования и выставки судомоделистов
- ↳ Соревнования, выставки, музеи, встречи судомоделистов
- ↳ Федерация судомодельного спорта России
- ↳ Конкурс ФССР и Верфь на столе – 2020
- ↳ Конкурс Верфь на столе – 2012
- ↳ Обсуждение работ
- ↳ Общие вопросы
- Форум моделистов Верфь на столе. Авторские работы
- ↳ Дмитрий Шевелев
- ↳ Ждан Владислав Витальевич
- ↳ Сергей Кутузов
- ↳ Роман Люликов
- ↳ Сергей Трубчанинов