Суда Нерчинской экспедиции

Вопросы как оно было на самом деле. Поиск истины в локальном форуме.

Модераторы: FreeLander, Valentin Demin

Ответить
Сообщение
Автор
А.Иванов
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 1212
Зарегистрирован: Сб сен 17, 2005 23:57
Откуда: С-Петербург
Благодарил (а): 29 раз
Поблагодарили: 262 раза

Суда Нерчинской экспедиции

#1 Сообщение А.Иванов »

Мало кто знает, что Вторая Камчатская экспедиция имела продолжение.
В 1753-1765 годах в бассейне Верхнего Амура и окрестностях озера Байкал производилась Нерчинская экспедиция по поиску наиболее короткого и выгодного водного маршрута из Забайкалья к Тихому океану. Возглавлял секретную экспедицию знаменитый Ф.И.Соймонов по указу от 28 декабря 1743 года. Одной из задач экспедиции было геодезическое и гидрологическое обследование бассейна Верхнего Амура, Шилки, Ингоды и Аргуни в поиске строевого леса и выбора с помощью местных жителей наиболее удобного участка для строительства двух судов, на которых возможно было с грузом провианта пройти по Амуру.
В Тобольске в состав экспедиции были выбраны 10 оставшихся от Второй Камчатской экспедиции участников, а также дан указ о присылке оставшихся в Охотске материалов от строительства судов Беринга.
Соймонов предполагал для плавания по Амуру построить 10 лодок, в которые помещались бы 16 казаков и солдат, 4 или 6 ботов, 2 дощаника для провианта.
Однако, окончательно было решено для строительства судов выбрать реку Хилок из-за возможного отказа китайских властей пропустить русские суда по Амуру. Хилок является притоком Селенги, впадающей в Байкал.
Использовать суда Второй Камчатской экспедиции - 3 пакетбота, бригантина, дубель-шлюпка и два других мелких, - которые предполагалось как-то задействовать, оказались сильно сгнившими и к использованию не подлежащими.
В феврале 1754 года из Кронштадта срочно отправлен ластовых судов подмастерье Алексей Попов, шесть плотников и два конопатчика, в Томске к ним добавили еще несколько человек, в том числе и кузнецы. Подмастерье Попов выполнил чертежи плашкоута, ушкола и транспортного судна для строительства на р.Хилок, рассчитал ведомости потребного материала. Из Иркутска на подводах было отправлено 165 пудов гвоздей и железа, 20 пудов пеньки, 600 аршин холста на парус, 10 фунтов ниток, смоловаренный котел. Для строительства указано заготовить 30 пятисаженных досок толщиной в 3 вершка, 100 толщиной полтора вершка и длиной 4-5 саженей. Грузоподъемность определялась для плашкоута 1000 пудов, ушкола в 200 пудов. Борта обшивались самыми тонкими досками, были устроены шпигаты, обязательный бархоут и мачта с парусом шириной в два корпуса судна, на корме полагались каюты. Снасти объемом 120 саженей толщиной в 3 дюйма в окружности. В 1758 году окончательно были утверждены размеры плашкоута.
На оснастку плашкоута пошло: бечева в 2,5 дюйма длиной 120 саженей, бечева в 2 дюйма 120 саж., трос на ванты и фалы в 2,5 дюйма 60 саж., линь на брасы в 9 нитей 26 саж., линь на шкоты в 12 нитей 15 саж., трос на бурундук в 3 дюйма 10 саж.
На оснастку ушкола: бечева в 2 дюйма 120 саж., бечева 1,5 дюйма 120 саж., линь на брасы в 9 нитей 20 саж., линь на шкоты в 12 нитей 10 саж., трос на бурундук в 2,5 дюйма, линь в 12 нитей на паруса к обоим судам 70 саж.
24 июня 1758 г. оба судна были заложены и вчерне закончены 25 июля. К 22 августа суда были полностью готовы и стояли на берегу в ожидании распоряжений. Однако, только 10 мая 1759 года караван из плашкоута, ушкола, шитика и обласа отправились с ротой капитана Широкова в верховья Хилка. Уровень воды был невысокий, из-за чего однажды угодили на мель. По результатам плавания выполнено описание берегов и фарватера реки геодезистом экспедиции Я.Федоровым. Собственно, Федоров и был руководителем этого плавания.
В походе кроме роты капитана Широкова, на суда загрузились 18 адмиралтейских служителей, казаков, сержант с караульными солдатами, 150 пудов провианта, 80 пудов патронов и огнестрельных припасов и даже офицерская коляска, а на плашкоут 1000 пудов другого груза.
11 мая (или 10 мая?) на бечеве от деревни Харитоновой пошли вверх по реке, но из-за падения уровня реки в 20 верстах встали на мель в одной версте от дер.Паркиной. Снимались с мели восемь дней и 16 августа дошли до зимовья на реке Гарихе. 17 августа разгруженные суда отправили обратно с командой из казаков и местных жителей. Общиая длина пути составила 415 верст.
Более подробно в книжке Березницкого С.В. Нерчинская экспедиция. СПб. 2014.
Там же и найденные автором чертежи А.Попова нерчинским экспедиционным судам.
Ушкол и платшхоут 1758.jpg
транспорт 1761.jpg
На мой взгляд, любители речного судостроения вполне могут реконструировать эти суда не просто безымянными речными, а вполне даже с определенной историей по освоению Забайкальского края.

Ответить

Вернуться в «Исторические вопросы»