Иногда, копая "свою тему", натыкаешься на на параллельный материал, которым при всем своем желании заняться не сможешь, а найденное продолжает волновать и имеет хорошие перспективы для развития.
В 1787 г. к берегам Камчатки подошла французская экспедиция Лаперуза. Это событие произвело эффект разорвавшейся бомбы в Санкт-Петербурге, где только-только была снаряжена секретная Северо-восточная экспедиция Биллингса-Сарычева, фактически, для противодействия английской экспансии в этот район и окончательного закрепления за Россией северо-восточных рубежей. И тут французы!
Правда, еще в самом конце декабря 1786 г. состоялось секретное совещание, на котором принято решение о первой русской кругосветной экспедиции, в задачи которой входила доставка военных грузов на Дальний восток и организация там военно-морских сил. Возглавить экспедицию должен был капитан 1 ранга Григорий Иванович Муловский.
В состав экспедиции включили и срочно стали переоборудовать пять судов: флагманский вооруженный транспорт "Колмогоры" ("Холмогоры"), транспорты "Трухтан" ("Турухтан"), "Соловки", "Сокол" и "Смелый".
"Колмогоры" построен в Архангельске в 1786 г. по присланному из Петербурга чертежу. Размеры: длина по килю128 футов, по нижней палубе 135 футов, ширина 35 футов, глубина интрюма 13,5 футов.
Уже готовой выйти в море экспедиции помешало начало русско-турецкой, а затем русско-шведской войны. Капитан Г.И.Муловский геройски погиб в Эландском сражении со шведским флотом, командуя 74-пушечным "Мстиславом". Перевозил тело славного капитана в Ревель его не состоявшийся флагман, госпитальное судно "Холмогоры".
Обо всем этом более подробно можно почитать в номерах 6 и 7 за 2021 г. журнала "Русский мир.ru", а также в вышедшей в 2021 г. книге д.и.н. Копелева Д.Н. Отмыса Головнина к Земле Александра I.
Если кому-то приглянулась эта тема и он устал от бесконечных "иносранцев", штампуемых на просторах нашего Отечества, то неожиданно обнаружился чертеж "Холмогора", при достаточной настойчивости способный превратиться в достойную реконструкцию.
А вот и его коллеги по экспедиции
Эти чертежи находятся в Государственном историческом музее в Москве. Ф.468, №№94, 95, 96. и доступны для заказа. Посмотреть поближе можно на сайте Госкаталога музейного фонда.
"Холмогоры" - флагман капитана Муловского
Модераторы: FreeLander, Valentin Demin
- Richie
- Сообщения: 760
- Зарегистрирован: Пн сен 24, 2007 22:46
- Откуда: Крансодар
- Благодарил (а): 29 раз
- Поблагодарили: 74 раза
Re: "Холмогоры" - флагман капитана Муловского
Интересно, очень даже. Много ещё не открытых страниц в истории однако.
-
- родоначальник
- Сообщения: 1215
- Зарегистрирован: Сб сен 17, 2005 23:57
- Откуда: С-Петербург
- Благодарил (а): 29 раз
- Поблагодарили: 262 раза
Re: "Холмогоры" - флагман капитана Муловского
Вот что пишут в Материалах для истории русского флота, Ч.XIII. С142-143:
23 сентября (1785 г.). По представлению интендантской экспедиции, коллегиею приказали: 1) построить у города Архангельского при собственной подрядчика верфи транспортное судно, как в пропорции, так и во всем расположении противу присланнаго из коллегии чертежа и положенной на оном пропорции, длиною по килю 128, по гондек-палубе 135, шириною без досок 35 фут, глубиною интрюм 13 фут 6 дюйм, о двух деках со шханцами и баком; на опер-деке по 13 пушек на стороне, из собственных его сосновых, а где потребуется дубовых и лиственичных, как в самой о том ведомости значит, лесов, материалов и припасов с потребными железными и другими креплениями, с мачтами, стеньгами и реями и всеми мачтмакерскими настоящими и запасными припасами и в корпусе судна блокмакерскими вещами и юферсами и со всеми принадлежащими к тому корпусу по другим мастерствам прочными и чистыми работами, его работными людьми и инструментами; 2) строение того судна производить как выше сказано по чертежу и по показанию мастера, или того кто от конторы главного командира определен к тому будет; 3) леса в строение судна не прежде употреблять как по свидетельствовании в годности определеннаго от казенной стороны человека, по настоящим по их званиям пропорциям, здоровые, сухие, без фаутов и засок, а также мачты, мачтмакерские вещи и другия принадлежащия в корпус судна вещи делать по данным пропорциям и ведомостям и в дело употреблять годныя с апробации определенных же от казенной стороны людей; 4) саленги, красписы, эзельгофты и юферсы сделать дубовые, нагиля в корпус лиственичные, а болты и другия железныя вещи принадлежащия в корпус судна из сибирскаго железа; 5) сделать камбуз кирпичный с железными решетками и укреплениями, окромя котла; 6) построить в срок будущаго 1786 г. к июню месяцу, дабы с эскадрою к отправлению в море было готово, и к сему по пропорции данной один барказ и один ял, с мачтами и веслами; 7) на воду спустить и к адмиралтейству доставить в настоящее время подрядчиковыми людьми и все принадлежащее к спуску и к проводке до адмиралтейства подрядчику иметь свое; деньги выдавать смотря по работе, имея в казне на случай неисправности не менее 5-й части; 9) в исправном построении на срок судна представить надежных порук, и в том заключить контракт.
Какое внимание к качествам судна!
А вот на стр. 240 того же тома:
15 декабря (1787 г.). Слушали рапорт главнаго командира архангелогородскаго порта, коим доносит, что во исполнение сей коллегии указа архангелогородскому купцу Семену Крылову (кстати, потомок известных конкурентов Бажениных! - А.И.) два транспортныя судна, по присланному от сей коллегии в 1785 г. чертежу (по которому судно "Холмогоры" построено) в построение при собственной его Быковской верфи, из всех сосновых, а по корабельной и мачтовой должностям дубовых лесов и материалов, со употреблением листенничных нагилей, за просимую им цену, за каждое по 10 000 рублей отданы, и что те суда минувшаго ноября 24 числа заложены, длиною по килю 126, по гондек-палубе по 135, шириною без досок по 35, а глубиною по 13 фут 6 дюймов; для смотрения ж над тем строением со стороны казенной определены из адмиралтейских мастеровых, и сверх того велено иметь наблюдение корабельному мастеру.
Кстати, это знаменитый транпорт "Боец" (его модель есть в ЦВММ) и менее известный "Наян".
Кстати еще раз. Содержание этих записок из МИРФ прямо указывает, что дополнительные материалы, ведомости описание строительства и прочее находится в РГА ВМФ. Ф.330. Дела Архангелогородской конторы над портом. Кому интересно - а я там много по своей теме просматривал, - фонд огромный и не описанный, материалов практических по строительству очень много.
23 сентября (1785 г.). По представлению интендантской экспедиции, коллегиею приказали: 1) построить у города Архангельского при собственной подрядчика верфи транспортное судно, как в пропорции, так и во всем расположении противу присланнаго из коллегии чертежа и положенной на оном пропорции, длиною по килю 128, по гондек-палубе 135, шириною без досок 35 фут, глубиною интрюм 13 фут 6 дюйм, о двух деках со шханцами и баком; на опер-деке по 13 пушек на стороне, из собственных его сосновых, а где потребуется дубовых и лиственичных, как в самой о том ведомости значит, лесов, материалов и припасов с потребными железными и другими креплениями, с мачтами, стеньгами и реями и всеми мачтмакерскими настоящими и запасными припасами и в корпусе судна блокмакерскими вещами и юферсами и со всеми принадлежащими к тому корпусу по другим мастерствам прочными и чистыми работами, его работными людьми и инструментами; 2) строение того судна производить как выше сказано по чертежу и по показанию мастера, или того кто от конторы главного командира определен к тому будет; 3) леса в строение судна не прежде употреблять как по свидетельствовании в годности определеннаго от казенной стороны человека, по настоящим по их званиям пропорциям, здоровые, сухие, без фаутов и засок, а также мачты, мачтмакерские вещи и другия принадлежащия в корпус судна вещи делать по данным пропорциям и ведомостям и в дело употреблять годныя с апробации определенных же от казенной стороны людей; 4) саленги, красписы, эзельгофты и юферсы сделать дубовые, нагиля в корпус лиственичные, а болты и другия железныя вещи принадлежащия в корпус судна из сибирскаго железа; 5) сделать камбуз кирпичный с железными решетками и укреплениями, окромя котла; 6) построить в срок будущаго 1786 г. к июню месяцу, дабы с эскадрою к отправлению в море было готово, и к сему по пропорции данной один барказ и один ял, с мачтами и веслами; 7) на воду спустить и к адмиралтейству доставить в настоящее время подрядчиковыми людьми и все принадлежащее к спуску и к проводке до адмиралтейства подрядчику иметь свое; деньги выдавать смотря по работе, имея в казне на случай неисправности не менее 5-й части; 9) в исправном построении на срок судна представить надежных порук, и в том заключить контракт.
Какое внимание к качествам судна!
А вот на стр. 240 того же тома:
15 декабря (1787 г.). Слушали рапорт главнаго командира архангелогородскаго порта, коим доносит, что во исполнение сей коллегии указа архангелогородскому купцу Семену Крылову (кстати, потомок известных конкурентов Бажениных! - А.И.) два транспортныя судна, по присланному от сей коллегии в 1785 г. чертежу (по которому судно "Холмогоры" построено) в построение при собственной его Быковской верфи, из всех сосновых, а по корабельной и мачтовой должностям дубовых лесов и материалов, со употреблением листенничных нагилей, за просимую им цену, за каждое по 10 000 рублей отданы, и что те суда минувшаго ноября 24 числа заложены, длиною по килю 126, по гондек-палубе по 135, шириною без досок по 35, а глубиною по 13 фут 6 дюймов; для смотрения ж над тем строением со стороны казенной определены из адмиралтейских мастеровых, и сверх того велено иметь наблюдение корабельному мастеру.
Кстати, это знаменитый транпорт "Боец" (его модель есть в ЦВММ) и менее известный "Наян".
Кстати еще раз. Содержание этих записок из МИРФ прямо указывает, что дополнительные материалы, ведомости описание строительства и прочее находится в РГА ВМФ. Ф.330. Дела Архангелогородской конторы над портом. Кому интересно - а я там много по своей теме просматривал, - фонд огромный и не описанный, материалов практических по строительству очень много.
-
- родоначальник
- Сообщения: 1215
- Зарегистрирован: Сб сен 17, 2005 23:57
- Откуда: С-Петербург
- Благодарил (а): 29 раз
- Поблагодарили: 262 раза
Re: "Холмогоры" - флагман капитана Муловского
Вдогонку.
РГА ВМФ. Ф.327. Оп.1. Дела №:
3539 - 26-пушечный транспорт 135х35х13.6, Масальский, 1796 г.
3540 - 26-пушечный транспорт 135х35х13.6, Игнатьев, 1796 г.
3543 - рангоут и паруса 26-пушечного транспорта, Путилов, год не означен
3657 - типовой "Боец" и "Наян", Масальский, 1785 г.
3667 - сравнительный боковой вид транспортов "Соловки", "Трухтан", "Сокол", "Холмогоры", Леман, 1787 г.
Так что, много чего есть, нет рисковых.))
РГА ВМФ. Ф.327. Оп.1. Дела №:
3539 - 26-пушечный транспорт 135х35х13.6, Масальский, 1796 г.
3540 - 26-пушечный транспорт 135х35х13.6, Игнатьев, 1796 г.
3543 - рангоут и паруса 26-пушечного транспорта, Путилов, год не означен
3657 - типовой "Боец" и "Наян", Масальский, 1785 г.
3667 - сравнительный боковой вид транспортов "Соловки", "Трухтан", "Сокол", "Холмогоры", Леман, 1787 г.
Так что, много чего есть, нет рисковых.))