Голландская галера
Модераторы: FreeLander, Valentin Demin
- eugen.t
- Сообщения: 2535
- Зарегистрирован: Вс сен 02, 2007 20:12
- Откуда: Baden-Württemberg
- Благодарил (а): 137 раз
- Поблагодарили: 388 раз
Голландская галера
Всем Привет!
настало время поднять тему галер у нас на форуме, получилось так что мы обделили этот тип судна/корабля. Хочу остановиться именно на голландской галере, тема которой так и осталась не раскрытой, думал Е.Булдаков как то осветит этот процесс, но к сожалению он ударился реконструкцию какой-то торговой галеры якобы голландской, ставшей в последствии торгово- адмиральской галерой. Я уже как то писал если у меня нет информации, опираюсь на ту что имею и буду просто рад если кто-то поделится свежей или информацией из других источников, в случае торговой галеры
всегда думал что они вымерли вместе с финикийцами но ошибался, к примеру Wolfram zu Mondfeld в книге ГАЛЕРЫ ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ пишет в XV в. отмечена попытка построить большие транспортные галеры- Cottonian MS...На длинных переходах вода и провиант для экипажа занимали так много места, что только очень дорогой фрахт мог принести достаточную прибыль. С другой стороны, галеры были слабо вооружены, а пираты многочисленны, поэтому неудивительно, что появившаяся в середине XV в.транспортная галера во второй половине того же века снова исчезла... но тут даже Mondfeld ошибся так как Е.Булдаков утверждает что голландцы так же строили торговые галеры, но как то странно строили- оказалось только для русских адмиралов.
Немного оффтопа тут такое дело голландцы и немцы те ещё приверженцы порядка Ordnung muss sein!, каждой бумажке свое место. Если в Германии после бомбардировок союзников мало что сохранилось то в голландии сохранилось множество материала в различных архивах, такие архивные документы называют в Голландии Besteck- это может быть договор, лист заказа или судебный иск, у меня есть хороший знакомы Вернер Брунс который несколько десятков лет собирает такие вот Besteck's и занимается их транскрипцией, кроме того он изучает и является знатаком голладского кораблестроения. А теперь вернемся к голландской галере, Вернер Брунс передал мне единственный! Besteck Голландской галеры от 1601г.
настало время поднять тему галер у нас на форуме, получилось так что мы обделили этот тип судна/корабля. Хочу остановиться именно на голландской галере, тема которой так и осталась не раскрытой, думал Е.Булдаков как то осветит этот процесс, но к сожалению он ударился реконструкцию какой-то торговой галеры якобы голландской, ставшей в последствии торгово- адмиральской галерой. Я уже как то писал если у меня нет информации, опираюсь на ту что имею и буду просто рад если кто-то поделится свежей или информацией из других источников, в случае торговой галеры
всегда думал что они вымерли вместе с финикийцами но ошибался, к примеру Wolfram zu Mondfeld в книге ГАЛЕРЫ ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ пишет в XV в. отмечена попытка построить большие транспортные галеры- Cottonian MS...На длинных переходах вода и провиант для экипажа занимали так много места, что только очень дорогой фрахт мог принести достаточную прибыль. С другой стороны, галеры были слабо вооружены, а пираты многочисленны, поэтому неудивительно, что появившаяся в середине XV в.транспортная галера во второй половине того же века снова исчезла... но тут даже Mondfeld ошибся так как Е.Булдаков утверждает что голландцы так же строили торговые галеры, но как то странно строили- оказалось только для русских адмиралов.
Немного оффтопа тут такое дело голландцы и немцы те ещё приверженцы порядка Ordnung muss sein!, каждой бумажке свое место. Если в Германии после бомбардировок союзников мало что сохранилось то в голландии сохранилось множество материала в различных архивах, такие архивные документы называют в Голландии Besteck- это может быть договор, лист заказа или судебный иск, у меня есть хороший знакомы Вернер Брунс который несколько десятков лет собирает такие вот Besteck's и занимается их транскрипцией, кроме того он изучает и является знатаком голладского кораблестроения. А теперь вернемся к голландской галере, Вернер Брунс передал мне единственный! Besteck Голландской галеры от 1601г.
- eugen.t
- Сообщения: 2535
- Зарегистрирован: Вс сен 02, 2007 20:12
- Откуда: Baden-Württemberg
- Благодарил (а): 137 раз
- Поблагодарили: 388 раз
Re: Голландская галера
я сразу хочу извиниться за ошибки... во первых у меня тастатура с наклеиными русским буквами которые почти стерлись тут исправлюсь подыскиваю с двойным алфавитом
во вторых долго живу в Германии с 1993г...
а теперь отвечу участнику flex:
сразу оговорюсь насчет реконструкции чертежей, пока не запланированно, может позже когда закончу с текущими проектами
во вторых долго живу в Германии с 1993г...
а теперь отвечу участнику flex:
постараюсь заработать несколько плюсов! Вы не поверете... вчера вечером получил емайл от Вернера Брунса он мне перевел на немецкий голландский текст с Besteckа там такой стороголландский текс что ни один онлайн переводчик не поможет. так что буду переведить и выставлять тут1. Уважаемый ...eugen.t...а я Вас просил ...когда-то не надрываться и открыть отдельную ветку по этому вопросу..извините.. Вам ...минус
сразу оговорюсь насчет реконструкции чертежей, пока не запланированно, может позже когда закончу с текущими проектами
- eugen.t
- Сообщения: 2535
- Зарегистрирован: Вс сен 02, 2007 20:12
- Откуда: Baden-Württemberg
- Благодарил (а): 137 раз
- Поблагодарили: 388 раз
Re: Голландская галера
Besteck галеры от 1601г
Длина Kиля=107' 8"
Длина между штевнями=120'
ширина=20'
глубина трюма= 7 1/2'
Корабельнай мастер: Simon Hubrechtssen Been, Vlissingen
Количество страниц Besteckа= 17 (часть из них размещаю)
находится в архиве
Zeeuws Archief Middelburg, Rekenkamer C:
Admiralität Middelburg in Zeeland/ Niederlande
Zugangsnummer: 508
Findnummer: 6355
Длина Kиля=107' 8"
Длина между штевнями=120'
ширина=20'
глубина трюма= 7 1/2'
Корабельнай мастер: Simon Hubrechtssen Been, Vlissingen
Количество страниц Besteckа= 17 (часть из них размещаю)
находится в архиве
Zeeuws Archief Middelburg, Rekenkamer C:
Admiralität Middelburg in Zeeland/ Niederlande
Zugangsnummer: 508
Findnummer: 6355
- eugen.t
- Сообщения: 2535
- Зарегистрирован: Вс сен 02, 2007 20:12
- Откуда: Baden-Württemberg
- Благодарил (а): 137 раз
- Поблагодарили: 388 раз
Re: Голландская галера
надеюсь... тема галер всегда интересовала но она довольно сложная, тут надо подойти вдумчиво и со знанием дела
- eugen.t
- Сообщения: 2535
- Зарегистрирован: Вс сен 02, 2007 20:12
- Откуда: Baden-Württemberg
- Благодарил (а): 137 раз
- Поблагодарили: 388 раз
Re: Голландская галера
и так...
Besteck этот предназначен для постройки четырех или пяти галер
одной на верфях в Dordrecht как головной. Одной галеры в Rotterdamе под руководством мастера Joos Arentssen. Так же одной галеры в Amsterdamе и одна или две галеры в Westfriesland.
Но галеры не предпологается строить однотипно, возможны небольшие отклонения исходя от доступности материала имеется ввиду размеры доступного дерева* von Holz und Maß.
(1)
во первых галеры должны иметь длину между штевнями 120 футов *формулировка „binnen de Steven“ может так же означать- по внутреней кромки штевней
Besteck этот предназначен для постройки четырех или пяти галер
одной на верфях в Dordrecht как головной. Одной галеры в Rotterdamе под руководством мастера Joos Arentssen. Так же одной галеры в Amsterdamе и одна или две галеры в Westfriesland.
Но галеры не предпологается строить однотипно, возможны небольшие отклонения исходя от доступности материала имеется ввиду размеры доступного дерева* von Holz und Maß.
(1)
во первых галеры должны иметь длину между штевнями 120 футов *формулировка „binnen de Steven“ может так же означать- по внутреней кромки штевней
-
- Сообщения: 2457
- Зарегистрирован: Сб авг 16, 2008 12:29
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 201 раз
- Поблагодарили: 311 раз
Re: Голландская галера
Может будет интересно...голландская галера из "Альбом рисунков и чертежей по голландскому кораблестроению конца XVII - первой половины XVIII века" (ЦВММ)
Альбом большой, а галера только одна и без размеров
Альбом большой, а галера только одна и без размеров
- eugen.t
- Сообщения: 2535
- Зарегистрирован: Вс сен 02, 2007 20:12
- Откуда: Baden-Württemberg
- Благодарил (а): 137 раз
- Поблагодарили: 388 раз
Re: Голландская галера
далее...
(2)
Что касается ширины корабля, то она составляет 20 футов. На галерах должны быть удобно размещены 7 орудий. 3 орудия должны находиться на баке в галерее, в корме две. И с каждого борта по одной. Глубина трюма измеряется от верхней кромки киля и составляет „sevendalve“ 7 1/2. Фут равен 11 дюймов. Так же галеры должны иметь длинный Flach на котором должны быть оборудованны Quartiere/каюты так, как на галерах принято. Мачты должны ложиться, *применено выражение должна быть возможность их покрасить, нести они должны латинский или прямой парус
(2)
Что касается ширины корабля, то она составляет 20 футов. На галерах должны быть удобно размещены 7 орудий. 3 орудия должны находиться на баке в галерее, в корме две. И с каждого борта по одной. Глубина трюма измеряется от верхней кромки киля и составляет „sevendalve“ 7 1/2. Фут равен 11 дюймов. Так же галеры должны иметь длинный Flach на котором должны быть оборудованны Quartiere/каюты так, как на галерах принято. Мачты должны ложиться, *применено выражение должна быть возможность их покрасить, нести они должны латинский или прямой парус
- eugen.t
- Сообщения: 2535
- Зарегистрирован: Вс сен 02, 2007 20:12
- Откуда: Baden-Württemberg
- Благодарил (а): 137 раз
- Поблагодарили: 388 раз
Re: Голландская галера
(3)
„vlecken vyerdalve“ под этим выражением скорее всего скрывается конструкции для уключин, установленная на выносных кронштейнах, которая равна 3 1/2 ф.
(4)
Киль должен быть изготовлен из двух частей соединенных замком равным 5 или 6 ф. Высота киля должна составлять 10 дюймов,
ширина середины киля должна быть 14 дюймов которая ссужается к краям на толщину штевней
„vlecken vyerdalve“ под этим выражением скорее всего скрывается конструкции для уключин, установленная на выносных кронштейнах, которая равна 3 1/2 ф.
(4)
Киль должен быть изготовлен из двух частей соединенных замком равным 5 или 6 ф. Высота киля должна составлять 10 дюймов,
ширина середины киля должна быть 14 дюймов которая ссужается к краям на толщину штевней
- eugen.t
- Сообщения: 2535
- Зарегистрирован: Вс сен 02, 2007 20:12
- Откуда: Baden-Württemberg
- Благодарил (а): 137 раз
- Поблагодарили: 388 раз
Re: Голландская галера
(5)
Длина форшетевня 14 ф. Он так же получит 2 ф. bochts** и свес в 9 ф.
Ширина должна равняться 1 1/2 ф. Толщина по внутреней кромки будет 8 дюймов. Вперед будет соответственно утонщаться, насколько позволят условия при постройки
** под словом bochts в 2ф. тут речь скорее всего о типично голландском стиле постройки...
форштевень по Cornelius van Yk, bochts обозначен красной линией оригинальный текст:
Den Voorsteven lanck te maken XIIII voet, met
twee voeten bochts, ende neghen voet vallens,
anderhalve voet breet, dick de binnencant acht
duym, ende voor wel
toeghehouwen nae den eysch
van t’werck
Длина форшетевня 14 ф. Он так же получит 2 ф. bochts** и свес в 9 ф.
Ширина должна равняться 1 1/2 ф. Толщина по внутреней кромки будет 8 дюймов. Вперед будет соответственно утонщаться, насколько позволят условия при постройки
** под словом bochts в 2ф. тут речь скорее всего о типично голландском стиле постройки...
форштевень по Cornelius van Yk, bochts обозначен красной линией оригинальный текст:
Den Voorsteven lanck te maken XIIII voet, met
twee voeten bochts, ende neghen voet vallens,
anderhalve voet breet, dick de binnencant acht
duym, ende voor wel
toeghehouwen nae den eysch
van t’werck
- eugen.t
- Сообщения: 2535
- Зарегистрирован: Вс сен 02, 2007 20:12
- Откуда: Baden-Württemberg
- Благодарил (а): 137 раз
- Поблагодарили: 388 раз
Re: Голландская галера
(6)
Высота ахтерштевня под прямым улом должна состовлять 12ф. Свес от киля равняется 3футов 3дюймов, так же должен иметь bochts в 10дюймов и иметь толщину в 8дюймов по внутреней кромки
Галеры получат транец с фашенписом, который будет расположен на высоте 4 футов от верхней кромки киля и будет утоплен в ахтерштевень. Пушечные порты транца должны быть установлены
на высоте 8футов 4 дюйма от верхней кромки киля. Размеры деталей транца выполняются в соответствии с установленными судовым мастером условиям.
Высота ахтерштевня под прямым улом должна состовлять 12ф. Свес от киля равняется 3футов 3дюймов, так же должен иметь bochts в 10дюймов и иметь толщину в 8дюймов по внутреней кромки
Галеры получат транец с фашенписом, который будет расположен на высоте 4 футов от верхней кромки киля и будет утоплен в ахтерштевень. Пушечные порты транца должны быть установлены
на высоте 8футов 4 дюйма от верхней кромки киля. Размеры деталей транца выполняются в соответствии с установленными судовым мастером условиям.
- eugen.t
- Сообщения: 2535
- Зарегистрирован: Вс сен 02, 2007 20:12
- Откуда: Baden-Württemberg
- Благодарил (а): 137 раз
- Поблагодарили: 388 раз
Re: Голландская галера
(7)
Het Heck sal lanck wesen XI voeten, breet ende
dick neghen duymen en viercant, met vyf duymen
bochts nae den eysch van t’werck
скорее всего речь идет о кормовой балке, названной просто... Корма которая должна иметь 11фут, ширина и толщина 9 дюймов как квадрат, также иметь bochts в 5 дюймов и адаптированна к условиям постройки.
встречается выражение адаптации или подгонки к условиям постройки, конечно сложно представить без чертежа но я так понимаю. что это кормовая балка квадрат в 9 дюймов и от середины к краям имеет прямую по 5 дюймов которая затем ссужается и имеено это ссужение подгоняется по усмотрению корабельного мастера. может и ошибаюсь но примерно тоже встречется и у форштевня
который ссужается или утонщаеться в своей передней части
Het Heck sal lanck wesen XI voeten, breet ende
dick neghen duymen en viercant, met vyf duymen
bochts nae den eysch van t’werck
скорее всего речь идет о кормовой балке, названной просто... Корма которая должна иметь 11фут, ширина и толщина 9 дюймов как квадрат, также иметь bochts в 5 дюймов и адаптированна к условиям постройки.
встречается выражение адаптации или подгонки к условиям постройки, конечно сложно представить без чертежа но я так понимаю. что это кормовая балка квадрат в 9 дюймов и от середины к краям имеет прямую по 5 дюймов которая затем ссужается и имеено это ссужение подгоняется по усмотрению корабельного мастера. может и ошибаюсь но примерно тоже встречется и у форштевня
который ссужается или утонщаеться в своей передней части
- eugen.t
- Сообщения: 2535
- Зарегистрирован: Вс сен 02, 2007 20:12
- Откуда: Baden-Württemberg
- Благодарил (а): 137 раз
- Поблагодарили: 388 раз
Re: Голландская галера
(8)
Доски наружней и внутреней обшивки должны быть толщиной в 2 1/4 дюйма. Доска скулового пояса и клямс должен быть толщиной в 4 дюйма, наружные кромки доски скулового пояса должны быть закруглены. Наружняя и внутреняя обшивка должна быть изготовленой из дерева из германского города Wesel или возможны доски из Königsberg'а.
Длина досок обшивки должна быть так расчитана чтобы было как меньше замков/стыков
(9)
бархоуты галер должны быть 9 дюймов шириной и в 1/2 фут толщиной. Нижняя кромка должна иметь фаску, по верхней кромке будут распологаться шпигаты
Доски наружней и внутреней обшивки должны быть толщиной в 2 1/4 дюйма. Доска скулового пояса и клямс должен быть толщиной в 4 дюйма, наружные кромки доски скулового пояса должны быть закруглены. Наружняя и внутреняя обшивка должна быть изготовленой из дерева из германского города Wesel или возможны доски из Königsberg'а.
Длина досок обшивки должна быть так расчитана чтобы было как меньше замков/стыков
(9)
бархоуты галер должны быть 9 дюймов шириной и в 1/2 фут толщиной. Нижняя кромка должна иметь фаску, по верхней кромке будут распологаться шпигаты
-
- родоначальник
- Сообщения: 1215
- Зарегистрирован: Сб сен 17, 2005 23:57
- Откуда: С-Петербург
- Благодарил (а): 29 раз
- Поблагодарили: 262 раза
Re: Голландская галера
Возможно, "внутри штевней". А так как "штевни", в смысле теории, есть отвесы по внешней своей грани, то "внутри штевней" не противоречит привычному "между штевнями" - "over steven". Но, это надо проверять на прорисовке.
Возможен вариант "семь без половины", т.е. 6 1/2. Такое встречается в русских документах, проверяется при прорисовке.
Может быть "флак"? - т.е. какая-то плоскота внутри галеры.
К концам?
Нет, вероятнее всего речь именно о плоскоте (флаке). При ширине 20 футов, по 3,5 фута на сторону + ширина киля = ширина флака. Вполне подходящая для 20 футов. Но, нужно графически проверять. Кстати, сравним "vyerdalve" (3 1/2) и "sevendalve" (толи 7 1/2, толи действительно 6 1/2).
"bochts" - изгиб, у нас "бухт", речь о величине выгиба штевня в середине.
"Свес" - у нас "либо "уклон", либо "увал". Последнее, по старой терминологии.
Речь, все-таки думаю, не о длине штевня, а скорее о его высоте, т.к. высота ахтерштевня показана примерно такая же - 12 футов.
Это очень интересно, тем более, если предполагается транцевая корма (плоская).
Что-то с переводом или с нашим представлением не так. У "транцевой" (плоской) кормы нет фашенписов, но есть ранценгоуты, а фашенписы как раз у "круглой" кормы. Что-то не так.
Гекбалк (аналог винтранца) длиной вовсю 11 футов, шириной и толщиной 9 дюймов четвероугольно, с 5 дюймами погиби (на каждую сторону, т.е. вдоль и поперек судна) ... (?).
кимвегерс?
Может речь о том, что подворот от плоского днища (флака) к оплангам должен быть плавным? Как по голландски написано? Потому, что скашивать кромки скуловых досок - в этом нет смысла. Зачем их заваливать?