Наконец нашел ответы на вопросы, поставленные в начале темы - чей это корабль, испанский или португальский, и галеон это или нао?
Alves Salgado, Augusto A. The galleons of the Crown of Portugal in the period of the Philips. Influences and characteristics.
Здесь только выжимки из статьи, перевод мой, прошу не кидать помидоры.
"В 1619 и 1622 гг. в Португалии идет дискуссия о том, какой тип корабля должен использоваться в Карьере Индии: 4-х палубные нао или 3-х палубные галеоны. Эти вопросы были связанны с защитой и самообороной Португальских судов, особенно на Востоке, а также в Атлантике.
Вопрос решился в пользу использования кораблей с 3 палубами, которые выиграли спор, но пришлось увеличить грузоподъемность этих военно-морских средств, за счет увеличения глубины трюма с 3 - 4 метров, до 5 - 6 метров. Это изменение, никоим образом не способствовало улучшению боевых возможностей обслуживаемых кораблей, однако, увеличило грузоподъемность судов, потому что именно там корабли несли специи. Это увеличение высоты трюма делает осадку галеонов равной 4-х палубным нао, что возвращает их к тому недостатку, что корабли должны частично выходить из-под защиты крепостей. Интересно, что в документе упоминается необходимость внесения некоторых изменений, а именно размещение артиллерийских орудий на носу и корме, в дополнение к окрашиваемой в цвета и золото шпоре (гальюн?).
Именно в этот момент Португальские галеоны имеют очень похожие пропорции на корабли Короны Кастилии. Они будут поддерживать свои характеристики до 1640 года, когда впервые появился «военный корабль». Этот новый тип корабля имел лучшие морские характеристики (соотношение длины и ширины почти 4: 1 по сравнению с обычным 3: 1, что дало ему большую скорость), чем предыдущие галеоны, но, вероятно, с более простой конструкцией и, следовательно, менее дорогой.
Таким образом, мы можем сказать, что галеон Португальской короны эволюционировал из исключительно боевого корабля, который нуждался в некоторой модификации для адаптации к транспортировке груза, до «смешанного» корабля (боевое судно с разумными возможностями нести груз), аналогично тому, что случилось с галеонами короны Кастилии.
Первоначально и до 1920-х годов 17-го века, была необходима некоторая адаптация, чтобы увеличить его способность транспортировать груз, хотя всегда в меньших количествах, чем нао. Одна из модификаций, например, заключалась в закрытии некоторых люков (пушечных портов?) галеонов, таким образом позволяя поместить груз там. Эти виды преобразований были просты для проведения, хотя они были связаны с определенными затратами для исполнения.
Именно в 1618 году были опубликованы указы, которые устранили большинство недостатков предыдущих. Интересно, что уже в следующем 1619 году в Португалии, впервые обсуждается спорный вопрос об использовании в Карьере Индии 4-х палубных нао или 3-х палубных галеонов.
Мы знаем, что это обсуждение продолжалось в течение следующих нескольких лет, и что многие моряки радикально изменили свое мнение до окончательного принятия 3-х палубных галеонов за счет 4 –х палубных кораблей, как это уже имело место в Кастилии.
Также мы знаем, что размеры новых португальских галеонов были определены в «постановлениях», которые были согласованы и что наиболее заметным изменением было увеличение их грузоподъемности. Можно видеть то, что из Постановлений 1618 года характеристики галеонов обеих Корон очень похожи, как и их соответствующие миссии (см. Также Таблица I).
ВЫВОДЫ.
Нельзя отрицать, что мореплаватели и мастера судостроители обоих иберийских корон были знакомы с судами другой стороны. Именно это взаимное знание, вместе с опытом и необходимостью действовать совместно в Атлантике, а затем и в соответствующих зарубежных империях, приводит к приближению строительных характеристик иберийских галеонов.
На более высоком уровне представляется, что королевская воля или, по крайней мере, Мадридский суд, по-видимому, стандартизирует строительство судов этого типа, возможно, чтобы облегчить его использование обеими Коронами, в зависимости от ситуации. Это единообразие было предпринято путем принятия военно-морских постановлений.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что португальский галеон эволюционировал из корабля, в основном приспособленного для войны, и в итоге стал смешанным кораблем, но сохранил свои основные боевые характеристики."
Таблица I