Размещение поперечных стыков поясьев деревянной обшивки

Вопросы как оно было на самом деле. Поиск истины в локальном форуме.

Модераторы: FreeLander, Valentin Demin

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Стриж
Сообщения: 137
Зарегистрирован: Пн ноя 16, 2015 17:00
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 2 раза

Размещение поперечных стыков поясьев деревянной обшивки

#1 Сообщение Стриж »

Здравствуйте.
Столкнулся с необходимостью разметки поперечных пазов у палубного настила и ватервейсовых брусьев. (а затем это будет актуально для планширей и обшивки корпуса). На чертежах ничего подобного не отмечено. Главная палуба вдоль бортов, кроме ватервейса, усилена 2-мя поясами толстых брусьев (см. чертеж). Как могут ВЗАИМНО располагаться стыки палубных досок, ватервейсов, планширей, досок наружной обшивки, шпунтовых поясов? От этого напрямую зависит продольная жесткость деревянного парусника, и корабелы всегда уделяли этому внимание. Судно-прототип достаточно длинное, материал - преимущественно сосна, построено в начале 20 века.
Вложения
Снимок экрана 2018-11-08 в 20.14.36.png
Снимок экрана 2018-11-08 в 20.13.39.png

Павел Крук
Сообщения: 1844
Зарегистрирован: Ср дек 14, 2011 9:08
Откуда: Беларусь Минск
Благодарил (а): 51 раз
Поблагодарили: 116 раз

Re: Размещение поперечных стыков поясьев деревянной обшивки

#2 Сообщение Павел Крук »

Скорее всего учитывая период создания (20-й век) и материал (достаточно мягкая сосна) То в основе судна будет железный набор, т.е. смешанная конструкция. Поэтому обшивка и настил уже не несли ту нагрузку что на полностью деревянных кораблях, поэтому можно не особенно заморачиваться и сделать по классическим правилам (например через три доски )
... Летать не умеют. Стрелять тоже... пока не умеют... Но, орлы! /Титаренко/

Я не моделист я только учусь, с уважением Павел

Аватара пользователя
Стриж
Сообщения: 137
Зарегистрирован: Пн ноя 16, 2015 17:00
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 2 раза

Re: Размещение поперечных стыков поясьев деревянной обшивки

#3 Сообщение Стриж »

Павел Крук писал(а): То в основе судна будет железный набор, т.е. смешанная конструкция. Поэтому обшивка и настил уже не несли ту нагрузку что на полностью деревянных кораблях
В том все и дело, что набор деревянный.

Павел Крук
Сообщения: 1844
Зарегистрирован: Ср дек 14, 2011 9:08
Откуда: Беларусь Минск
Благодарил (а): 51 раз
Поблагодарили: 116 раз

Re: Размещение поперечных стыков поясьев деревянной обшивки

#4 Сообщение Павел Крук »

А что за судно? Может по конкретному кораблю найдется кто подскажет.
... Летать не умеют. Стрелять тоже... пока не умеют... Но, орлы! /Титаренко/

Я не моделист я только учусь, с уважением Павел

Аватара пользователя
Стриж
Сообщения: 137
Зарегистрирован: Пн ноя 16, 2015 17:00
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 2 раза

Re: Размещение поперечных стыков поясьев деревянной обшивки

#5 Сообщение Стриж »

В целов разобрался, но возник вопрос.
Кроме ватервейсового бруса, палуба по периметру имеет силовую обвязку из 2-х поясов толстых брусьев (см. приложение). Сами доски палубного настила имеют тонкое сечение, и, как видно, большой роли в продольной прочности не играют. Большая нагрузка ложится на ватервейс и примыкающие к нему брусья. Как думаете, могут ли эти брусья для вящей прочности иметь соединение в замок, и какой вероятнее - вертикальный или горизонтальный? Кто-либо сталкивался с соединением ватервейсового бруса а также планширя на чертежах?
Судно длинное, низкобортное, однопалубное, полностью деревянное.
Вложения
Снимок экрана 2018-11-30 в 16.11.20.png

Аватара пользователя
Alexander Pushkash
Сообщения: 2439
Зарегистрирован: Сб янв 19, 2008 21:55
Откуда: Украина, Днепропетровск
Благодарил (а): 29 раз
Поблагодарили: 160 раз

Re: Размещение поперечных стыков поясьев деревянной обшивки

#6 Сообщение Alexander Pushkash »

Стриж писал(а):Большая нагрузка ложится на ватервейс и примыкающие к нему брусья. Как думаете, могут ли эти брусья для вящей прочности иметь соединение в замок, и какой вероятнее - вертикальный или горизонтальный?
Штуки толстых брусьев (они называются привальные) соединяются вертикальными замками длиной 5-6 футов в каждом из которых размещаются 4 кокса; расположения замков приходятся на бимсы. Ватервейсы соединяются простыми стыками между бимсами и под стыки подводится бортовой карленгс.
Не плыви по течению, не плыви против течения. Плыви туда, куда тебе надо...
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Текущий проект (он же первый) San Martin
Реконструкционные проекты - бот Св. Гавриил, пакетбот Св.Петр, шхуна Измаил (автор чертежей)
----------------------------
С уважением
Александр

Михаил Васильевич
Сообщения: 189
Зарегистрирован: Ср апр 08, 2015 4:14
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 34 раза

Re: Размещение поперечных стыков поясьев деревянной обшивки

#7 Сообщение Михаил Васильевич »

Приветствую.

Александр уже ответил, чуть уточню.

Судно по-всему не российское, но возможно поможет "букварь" корабельного инженера Токаревского, издание 1902 года — Практическиiя данныя по деревянному судостроению.
При нем Атлас, 115 рисунков.

Ищется легко, успехов.

На прочих языках скорее всего множество подобных изданий начала XX века, сам не искал.
Найдете, плз, наводку в студию.
Вложения
Токаревский, стр.25
Токаревский, стр.25
Токаревский, стр.33
Токаревский, стр.33

Аватара пользователя
Стриж
Сообщения: 137
Зарегистрирован: Пн ноя 16, 2015 17:00
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 2 раза

Re: Размещение поперечных стыков поясьев деревянной обшивки

#8 Сообщение Стриж »

Alexander Pushkash писал(а):Штуки толстых брусьев (они называются привальные) соединяются вертикальными замками длиной 5-6 футов в каждом из которых размещаются 4 кокса; расположения замков приходятся на бимсы. Ватервейсы соединяются простыми стыками между бимсами и под стыки подводится бортовой карленгс.
Спасибо!

Аватара пользователя
Стриж
Сообщения: 137
Зарегистрирован: Пн ноя 16, 2015 17:00
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 2 раза

Re: Размещение поперечных стыков поясьев деревянной обшивки

#9 Сообщение Стриж »

Михаил Васильевич писал(а): возможно поможет "букварь" корабельного инженера Токаревского, издание 1902 года — Практическиiя данныя по деревянному судостроению. При нем Атлас, 115 рисунков.
Спасибо, интересная информация.

Михаил Васильевич
Сообщения: 189
Зарегистрирован: Ср апр 08, 2015 4:14
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 34 раза

Re: Размещение поперечных стыков поясьев деревянной обшивки

#10 Сообщение Михаил Васильевич »

Хм...
И все-таки, и по Окуневу и по Токаревскому, в красном овале (см. рисунок выше) - вариант нарубного пояса.
О способе соединения вдоль ничего не сказано, но не вижу причин, чем эти стыки могут отличается от ватервейса или собсно палубных досок.

Не думаю, что конструкции разных школ сильно отличались, но коли это "американец", логично смотреть US-первоисточники начала XX века, нюансы то налицо - у Окунева брусья заподлицо с палубной обшивкой, на рисунке Lockstrakes выступают вверх.

Впрочем, возможно дело в разной древесине и соответственно в разных размерах брусьев.
Вложения
112-113 Нарубной пояс ТиПр К-я ч III 1869.jpg
Рис 72 лист 6.jpg

Аватара пользователя
Стриж
Сообщения: 137
Зарегистрирован: Пн ноя 16, 2015 17:00
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 2 раза

Re: Размещение поперечных стыков поясьев деревянной обшивки

#11 Сообщение Стриж »

Михаил Васильевич писал(а):Не думаю, что конструкции разных школ сильно отличались
Корабли разные по назначению, школам и периодам постройки, но общие тенденции в деревянном судостроении одинаковы. Главный мой вопрос - в разбежке стыков, их взаимном перекрытии у разных элементов (ватервейс, нарубные поясья, планширь, и т. д.), порядок которой диктуется соображениями прочности корпуса. Найти прямых сведений об этом пока не удается. А еще судно почему-то не имеет медной обшивки, поэтому придется делать стыковые замки на киле! Наверняка их расположение тоже определенно связано со стыками ватервейсов.

Михаил Васильевич
Сообщения: 189
Зарегистрирован: Ср апр 08, 2015 4:14
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 34 раза

Re: Размещение поперечных стыков поясьев деревянной обшивки

#12 Сообщение Михаил Васильевич »

Вот, буквально со второго клика:

THE ELEMENTS OF WOOD SHIP CONSTRUCTION
BY W. H. CURTIS
McGRAW-HILL BOOK COMPANY, NEW YORK, 1919

См. стр 146-147, замки и на ватервейсе и на нарубных поясах.
Про размер пишут в общем виде - зависит от длины имеющихся брусьев, их сечения, кривизны обводов в носу/корме.

Так что или по "окуневу" - встык на карленсах, или штудировать инженерные справочники, искать оригинальные чертежи.

Раскладка стыков? Можно список авторов, где ответ не найден?

Успехов.
Вложения
p 146-147 Elemennts of wood ship contruction.jpg

Аватара пользователя
Стриж
Сообщения: 137
Зарегистрирован: Пн ноя 16, 2015 17:00
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 2 раза

Re: Размещение поперечных стыков поясьев деревянной обшивки

#13 Сообщение Стриж »

Спасибо, знаю книгу эту Кёртиса.

Но пока ни один доступный источник не дает четкого ответа. Длина штук дерева, из которых по длине составлены ватервейсовые пояса, а так же планширь и киль, длина обшивочной доски. По-любому, стыки должны как можно больше перекрывать друг друга для равномерности нагрузки на корпус. Имели ли нарубные пояса свою систему разбежки, отличающуюся от разбежки "рядовой" палубной и обшивочной доски? Отличалась ли их длина от палубной доски? Как зависело положение стыков от положения мачт и люков?
Где-то здесь была тема о палубном настиле французского фрегата, не могу найти. Там, помню, подобные вопросы хорошо обсуждались.

Аватара пользователя
Alexander Pushkash
Сообщения: 2439
Зарегистрирован: Сб янв 19, 2008 21:55
Откуда: Украина, Днепропетровск
Благодарил (а): 29 раз
Поблагодарили: 160 раз

Re: Размещение поперечных стыков поясьев деревянной обшивки

#14 Сообщение Alexander Pushkash »

Ответы на большинство Ваших вопросов можно найти в книге Окунева, ссылку на которую я привожу ниже.
https://drive.google.com/file/d/0BxempC ... sp=sharing
Там есть закладки по составляющим деталям корпуса, читайте, и вопросы Ваши, я надеюсь, разъясняться. Хотя книга датируется 1869 годом, она не утратила актуальности и в начале 20-го века.
Не плыви по течению, не плыви против течения. Плыви туда, куда тебе надо...
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Текущий проект (он же первый) San Martin
Реконструкционные проекты - бот Св. Гавриил, пакетбот Св.Петр, шхуна Измаил (автор чертежей)
----------------------------
С уважением
Александр

Михаил Васильевич
Сообщения: 189
Зарегистрирован: Ср апр 08, 2015 4:14
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 34 раза

Re: Размещение поперечных стыков поясьев деревянной обшивки

#15 Сообщение Михаил Васильевич »

Александр, это из серии "вредные советы"!

При всем почтении к создателю российского судостроения из железа (а в последствии и броненосного флота), какое отношение его многотомное наследие имеет к практике американских "деревянных" верфей начала XX века?

Изучить III том безусловно полезно и даже нужно. IV-ый, коего нет в сети, не менее интересен, НО...

Пара примеров, относительно элементов, упомянутых выше.

О замках привальных брусьев, Финчам в переводе Михельсона, 1841 год (§211). Знакомый текст?
В оригинале 1825 года §212.

О нарубном поясе, Ромм в переводе Шишкова, 1793, стр. 385.
Понятно, откуда ноги растут?

По теме начала XX века мне мало что известно, но беглый поиск дает просто неимоверное количество литературы. Только ленивый может жаловаться на недостаток информации.

Надеюсь автор темы отложит в долгий ящик "строгать", разберется в особенностях судостроения начала XX века и расскажет нам о нововведениях практичных американцев.

Уважаемый Михаил Михайлович Окунев здесь не поможет :(
Вложения
стр 74 Финчам (Михельсон) 1741.jpg
p83 Fincham 1825.jpg
стр 385 нарубной пояс Шишков (Ромм) Морское искусство 1793.jpg

Ответить

Вернуться в «Исторические вопросы»