Размещение поперечных стыков поясьев деревянной обшивки
Модераторы: FreeLander, Valentin Demin
- Стриж
- Сообщения: 137
- Зарегистрирован: Пн ноя 16, 2015 17:00
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 2 раза
Размещение поперечных стыков поясьев деревянной обшивки
Здравствуйте.
Столкнулся с необходимостью разметки поперечных пазов у палубного настила и ватервейсовых брусьев. (а затем это будет актуально для планширей и обшивки корпуса). На чертежах ничего подобного не отмечено. Главная палуба вдоль бортов, кроме ватервейса, усилена 2-мя поясами толстых брусьев (см. чертеж). Как могут ВЗАИМНО располагаться стыки палубных досок, ватервейсов, планширей, досок наружной обшивки, шпунтовых поясов? От этого напрямую зависит продольная жесткость деревянного парусника, и корабелы всегда уделяли этому внимание. Судно-прототип достаточно длинное, материал - преимущественно сосна, построено в начале 20 века.
Столкнулся с необходимостью разметки поперечных пазов у палубного настила и ватервейсовых брусьев. (а затем это будет актуально для планширей и обшивки корпуса). На чертежах ничего подобного не отмечено. Главная палуба вдоль бортов, кроме ватервейса, усилена 2-мя поясами толстых брусьев (см. чертеж). Как могут ВЗАИМНО располагаться стыки палубных досок, ватервейсов, планширей, досок наружной обшивки, шпунтовых поясов? От этого напрямую зависит продольная жесткость деревянного парусника, и корабелы всегда уделяли этому внимание. Судно-прототип достаточно длинное, материал - преимущественно сосна, построено в начале 20 века.
-
- Сообщения: 1844
- Зарегистрирован: Ср дек 14, 2011 9:08
- Откуда: Беларусь Минск
- Благодарил (а): 51 раз
- Поблагодарили: 116 раз
Re: Размещение поперечных стыков поясьев деревянной обшивки
Скорее всего учитывая период создания (20-й век) и материал (достаточно мягкая сосна) То в основе судна будет железный набор, т.е. смешанная конструкция. Поэтому обшивка и настил уже не несли ту нагрузку что на полностью деревянных кораблях, поэтому можно не особенно заморачиваться и сделать по классическим правилам (например через три доски )
... Летать не умеют. Стрелять тоже... пока не умеют... Но, орлы! /Титаренко/
Я не моделист я только учусь, с уважением Павел
Я не моделист я только учусь, с уважением Павел
- Стриж
- Сообщения: 137
- Зарегистрирован: Пн ноя 16, 2015 17:00
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Размещение поперечных стыков поясьев деревянной обшивки
В том все и дело, что набор деревянный.Павел Крук писал(а): То в основе судна будет железный набор, т.е. смешанная конструкция. Поэтому обшивка и настил уже не несли ту нагрузку что на полностью деревянных кораблях
-
- Сообщения: 1844
- Зарегистрирован: Ср дек 14, 2011 9:08
- Откуда: Беларусь Минск
- Благодарил (а): 51 раз
- Поблагодарили: 116 раз
Re: Размещение поперечных стыков поясьев деревянной обшивки
А что за судно? Может по конкретному кораблю найдется кто подскажет.
... Летать не умеют. Стрелять тоже... пока не умеют... Но, орлы! /Титаренко/
Я не моделист я только учусь, с уважением Павел
Я не моделист я только учусь, с уважением Павел
- Стриж
- Сообщения: 137
- Зарегистрирован: Пн ноя 16, 2015 17:00
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Размещение поперечных стыков поясьев деревянной обшивки
В целов разобрался, но возник вопрос.
Кроме ватервейсового бруса, палуба по периметру имеет силовую обвязку из 2-х поясов толстых брусьев (см. приложение). Сами доски палубного настила имеют тонкое сечение, и, как видно, большой роли в продольной прочности не играют. Большая нагрузка ложится на ватервейс и примыкающие к нему брусья. Как думаете, могут ли эти брусья для вящей прочности иметь соединение в замок, и какой вероятнее - вертикальный или горизонтальный? Кто-либо сталкивался с соединением ватервейсового бруса а также планширя на чертежах?
Судно длинное, низкобортное, однопалубное, полностью деревянное.
Кроме ватервейсового бруса, палуба по периметру имеет силовую обвязку из 2-х поясов толстых брусьев (см. приложение). Сами доски палубного настила имеют тонкое сечение, и, как видно, большой роли в продольной прочности не играют. Большая нагрузка ложится на ватервейс и примыкающие к нему брусья. Как думаете, могут ли эти брусья для вящей прочности иметь соединение в замок, и какой вероятнее - вертикальный или горизонтальный? Кто-либо сталкивался с соединением ватервейсового бруса а также планширя на чертежах?
Судно длинное, низкобортное, однопалубное, полностью деревянное.
- Alexander Pushkash
- Сообщения: 2439
- Зарегистрирован: Сб янв 19, 2008 21:55
- Откуда: Украина, Днепропетровск
- Благодарил (а): 29 раз
- Поблагодарили: 160 раз
Re: Размещение поперечных стыков поясьев деревянной обшивки
Штуки толстых брусьев (они называются привальные) соединяются вертикальными замками длиной 5-6 футов в каждом из которых размещаются 4 кокса; расположения замков приходятся на бимсы. Ватервейсы соединяются простыми стыками между бимсами и под стыки подводится бортовой карленгс.Стриж писал(а):Большая нагрузка ложится на ватервейс и примыкающие к нему брусья. Как думаете, могут ли эти брусья для вящей прочности иметь соединение в замок, и какой вероятнее - вертикальный или горизонтальный?
Не плыви по течению, не плыви против течения. Плыви туда, куда тебе надо...
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Текущий проект (он же первый) San Martin
Реконструкционные проекты - бот Св. Гавриил, пакетбот Св.Петр, шхуна Измаил (автор чертежей)
----------------------------
С уважением
Александр
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Текущий проект (он же первый) San Martin
Реконструкционные проекты - бот Св. Гавриил, пакетбот Св.Петр, шхуна Измаил (автор чертежей)
----------------------------
С уважением
Александр
-
- Сообщения: 189
- Зарегистрирован: Ср апр 08, 2015 4:14
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 34 раза
Re: Размещение поперечных стыков поясьев деревянной обшивки
Приветствую.
Александр уже ответил, чуть уточню.
Судно по-всему не российское, но возможно поможет "букварь" корабельного инженера Токаревского, издание 1902 года — Практическиiя данныя по деревянному судостроению.
При нем Атлас, 115 рисунков.
Ищется легко, успехов.
На прочих языках скорее всего множество подобных изданий начала XX века, сам не искал.
Найдете, плз, наводку в студию.
Александр уже ответил, чуть уточню.
Судно по-всему не российское, но возможно поможет "букварь" корабельного инженера Токаревского, издание 1902 года — Практическиiя данныя по деревянному судостроению.
При нем Атлас, 115 рисунков.
Ищется легко, успехов.
На прочих языках скорее всего множество подобных изданий начала XX века, сам не искал.
Найдете, плз, наводку в студию.
- Стриж
- Сообщения: 137
- Зарегистрирован: Пн ноя 16, 2015 17:00
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Размещение поперечных стыков поясьев деревянной обшивки
Спасибо!Alexander Pushkash писал(а):Штуки толстых брусьев (они называются привальные) соединяются вертикальными замками длиной 5-6 футов в каждом из которых размещаются 4 кокса; расположения замков приходятся на бимсы. Ватервейсы соединяются простыми стыками между бимсами и под стыки подводится бортовой карленгс.
- Стриж
- Сообщения: 137
- Зарегистрирован: Пн ноя 16, 2015 17:00
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Размещение поперечных стыков поясьев деревянной обшивки
Спасибо, интересная информация.Михаил Васильевич писал(а): возможно поможет "букварь" корабельного инженера Токаревского, издание 1902 года — Практическиiя данныя по деревянному судостроению. При нем Атлас, 115 рисунков.
-
- Сообщения: 189
- Зарегистрирован: Ср апр 08, 2015 4:14
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 34 раза
Re: Размещение поперечных стыков поясьев деревянной обшивки
Хм...
И все-таки, и по Окуневу и по Токаревскому, в красном овале (см. рисунок выше) - вариант нарубного пояса.
О способе соединения вдоль ничего не сказано, но не вижу причин, чем эти стыки могут отличается от ватервейса или собсно палубных досок.
Не думаю, что конструкции разных школ сильно отличались, но коли это "американец", логично смотреть US-первоисточники начала XX века, нюансы то налицо - у Окунева брусья заподлицо с палубной обшивкой, на рисунке Lockstrakes выступают вверх.
Впрочем, возможно дело в разной древесине и соответственно в разных размерах брусьев.
И все-таки, и по Окуневу и по Токаревскому, в красном овале (см. рисунок выше) - вариант нарубного пояса.
О способе соединения вдоль ничего не сказано, но не вижу причин, чем эти стыки могут отличается от ватервейса или собсно палубных досок.
Не думаю, что конструкции разных школ сильно отличались, но коли это "американец", логично смотреть US-первоисточники начала XX века, нюансы то налицо - у Окунева брусья заподлицо с палубной обшивкой, на рисунке Lockstrakes выступают вверх.
Впрочем, возможно дело в разной древесине и соответственно в разных размерах брусьев.
- Стриж
- Сообщения: 137
- Зарегистрирован: Пн ноя 16, 2015 17:00
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Размещение поперечных стыков поясьев деревянной обшивки
Корабли разные по назначению, школам и периодам постройки, но общие тенденции в деревянном судостроении одинаковы. Главный мой вопрос - в разбежке стыков, их взаимном перекрытии у разных элементов (ватервейс, нарубные поясья, планширь, и т. д.), порядок которой диктуется соображениями прочности корпуса. Найти прямых сведений об этом пока не удается. А еще судно почему-то не имеет медной обшивки, поэтому придется делать стыковые замки на киле! Наверняка их расположение тоже определенно связано со стыками ватервейсов.Михаил Васильевич писал(а):Не думаю, что конструкции разных школ сильно отличались
-
- Сообщения: 189
- Зарегистрирован: Ср апр 08, 2015 4:14
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 34 раза
Re: Размещение поперечных стыков поясьев деревянной обшивки
Вот, буквально со второго клика:
THE ELEMENTS OF WOOD SHIP CONSTRUCTION
BY W. H. CURTIS
McGRAW-HILL BOOK COMPANY, NEW YORK, 1919
См. стр 146-147, замки и на ватервейсе и на нарубных поясах.
Про размер пишут в общем виде - зависит от длины имеющихся брусьев, их сечения, кривизны обводов в носу/корме.
Так что или по "окуневу" - встык на карленсах, или штудировать инженерные справочники, искать оригинальные чертежи.
Раскладка стыков? Можно список авторов, где ответ не найден?
Успехов.
THE ELEMENTS OF WOOD SHIP CONSTRUCTION
BY W. H. CURTIS
McGRAW-HILL BOOK COMPANY, NEW YORK, 1919
См. стр 146-147, замки и на ватервейсе и на нарубных поясах.
Про размер пишут в общем виде - зависит от длины имеющихся брусьев, их сечения, кривизны обводов в носу/корме.
Так что или по "окуневу" - встык на карленсах, или штудировать инженерные справочники, искать оригинальные чертежи.
Раскладка стыков? Можно список авторов, где ответ не найден?
Успехов.
- Стриж
- Сообщения: 137
- Зарегистрирован: Пн ноя 16, 2015 17:00
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Размещение поперечных стыков поясьев деревянной обшивки
Спасибо, знаю книгу эту Кёртиса.
Но пока ни один доступный источник не дает четкого ответа. Длина штук дерева, из которых по длине составлены ватервейсовые пояса, а так же планширь и киль, длина обшивочной доски. По-любому, стыки должны как можно больше перекрывать друг друга для равномерности нагрузки на корпус. Имели ли нарубные пояса свою систему разбежки, отличающуюся от разбежки "рядовой" палубной и обшивочной доски? Отличалась ли их длина от палубной доски? Как зависело положение стыков от положения мачт и люков?
Где-то здесь была тема о палубном настиле французского фрегата, не могу найти. Там, помню, подобные вопросы хорошо обсуждались.
Но пока ни один доступный источник не дает четкого ответа. Длина штук дерева, из которых по длине составлены ватервейсовые пояса, а так же планширь и киль, длина обшивочной доски. По-любому, стыки должны как можно больше перекрывать друг друга для равномерности нагрузки на корпус. Имели ли нарубные пояса свою систему разбежки, отличающуюся от разбежки "рядовой" палубной и обшивочной доски? Отличалась ли их длина от палубной доски? Как зависело положение стыков от положения мачт и люков?
Где-то здесь была тема о палубном настиле французского фрегата, не могу найти. Там, помню, подобные вопросы хорошо обсуждались.
- Alexander Pushkash
- Сообщения: 2439
- Зарегистрирован: Сб янв 19, 2008 21:55
- Откуда: Украина, Днепропетровск
- Благодарил (а): 29 раз
- Поблагодарили: 160 раз
Re: Размещение поперечных стыков поясьев деревянной обшивки
Ответы на большинство Ваших вопросов можно найти в книге Окунева, ссылку на которую я привожу ниже.
https://drive.google.com/file/d/0BxempC ... sp=sharing
Там есть закладки по составляющим деталям корпуса, читайте, и вопросы Ваши, я надеюсь, разъясняться. Хотя книга датируется 1869 годом, она не утратила актуальности и в начале 20-го века.
https://drive.google.com/file/d/0BxempC ... sp=sharing
Там есть закладки по составляющим деталям корпуса, читайте, и вопросы Ваши, я надеюсь, разъясняться. Хотя книга датируется 1869 годом, она не утратила актуальности и в начале 20-го века.
Не плыви по течению, не плыви против течения. Плыви туда, куда тебе надо...
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Текущий проект (он же первый) San Martin
Реконструкционные проекты - бот Св. Гавриил, пакетбот Св.Петр, шхуна Измаил (автор чертежей)
----------------------------
С уважением
Александр
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Текущий проект (он же первый) San Martin
Реконструкционные проекты - бот Св. Гавриил, пакетбот Св.Петр, шхуна Измаил (автор чертежей)
----------------------------
С уважением
Александр
-
- Сообщения: 189
- Зарегистрирован: Ср апр 08, 2015 4:14
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 34 раза
Re: Размещение поперечных стыков поясьев деревянной обшивки
Александр, это из серии "вредные советы"!
При всем почтении к создателю российского судостроения из железа (а в последствии и броненосного флота), какое отношение его многотомное наследие имеет к практике американских "деревянных" верфей начала XX века?
Изучить III том безусловно полезно и даже нужно. IV-ый, коего нет в сети, не менее интересен, НО...
Пара примеров, относительно элементов, упомянутых выше.
О замках привальных брусьев, Финчам в переводе Михельсона, 1841 год (§211). Знакомый текст?
В оригинале 1825 года §212.
О нарубном поясе, Ромм в переводе Шишкова, 1793, стр. 385.
Понятно, откуда ноги растут?
По теме начала XX века мне мало что известно, но беглый поиск дает просто неимоверное количество литературы. Только ленивый может жаловаться на недостаток информации.
Надеюсь автор темы отложит в долгий ящик "строгать", разберется в особенностях судостроения начала XX века и расскажет нам о нововведениях практичных американцев.
Уважаемый Михаил Михайлович Окунев здесь не поможет
При всем почтении к создателю российского судостроения из железа (а в последствии и броненосного флота), какое отношение его многотомное наследие имеет к практике американских "деревянных" верфей начала XX века?
Изучить III том безусловно полезно и даже нужно. IV-ый, коего нет в сети, не менее интересен, НО...
Пара примеров, относительно элементов, упомянутых выше.
О замках привальных брусьев, Финчам в переводе Михельсона, 1841 год (§211). Знакомый текст?
В оригинале 1825 года §212.
О нарубном поясе, Ромм в переводе Шишкова, 1793, стр. 385.
Понятно, откуда ноги растут?
По теме начала XX века мне мало что известно, но беглый поиск дает просто неимоверное количество литературы. Только ленивый может жаловаться на недостаток информации.
Надеюсь автор темы отложит в долгий ящик "строгать", разберется в особенностях судостроения начала XX века и расскажет нам о нововведениях практичных американцев.
Уважаемый Михаил Михайлович Окунев здесь не поможет