Как изгибались доски при постройке

Вопросы как оно было на самом деле. Поиск истины в локальном форуме.

Модераторы: FreeLander, Valentin Demin

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
baboo
Сообщения: 568
Зарегистрирован: Чт июн 02, 2011 9:52
Благодарил (а): 45 раз
Поблагодарили: 31 раз

Re: Как изгибались доски при постройке

#16 Сообщение baboo »

Спасибо всем. Масштабы впечатляющие...
Море - это вечное движение и любовь, вечная жизнь. Жюль Верн
в процессе: Golden Hind, Nina
готов: Шлюпка с парусом

Аватара пользователя
baboo
Сообщения: 568
Зарегистрирован: Чт июн 02, 2011 9:52
Благодарил (а): 45 раз
Поблагодарили: 31 раз

Re: Как изгибались доски при постройке

#17 Сообщение baboo »

Вот картинка которую я нашел.
Как раз из этой темы
Вложения
Scan10010.JPG
Море - это вечное движение и любовь, вечная жизнь. Жюль Верн
в процессе: Golden Hind, Nina
готов: Шлюпка с парусом

Аватара пользователя
Juri
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 1204
Зарегистрирован: Сб фев 12, 2005 21:57
Откуда: Таллин
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 102 раза

Re: Как изгибались доски при постройке

#18 Сообщение Juri »

При правильном расчёте обшивки проблемы с изгибом обшивочных досок не возникает! Распарка досок идёт в особо напряженных местах, что при проектировании старались избегать! К стати этим грешили голландце с их тупорылыми обводами.В идеале- клинкер идёт при хорошем расчете обшивки - в* холодную*
Распарке подвергались как правило брусья\старались эту операцию сводить до минимума\-это и есть искусство проектирования!!!
В свое время отработал в Швеции два месяца на постройке 25 метровой лайба-клинкер,\сдал зкзамен и получил сертификат-timberman, спасибо судомодельной практике\ни одна доска не распаривалась!!!
Предки не дураки были, лишнюю работу делать не любили!
Мораль: думай, потом делай!\семь раз отмерь ,один-отрежь\
Juri

Аватара пользователя
baboo
Сообщения: 568
Зарегистрирован: Чт июн 02, 2011 9:52
Благодарил (а): 45 раз
Поблагодарили: 31 раз

Re: Как изгибались доски при постройке

#19 Сообщение baboo »

Juri писал(а):Распарка досок идёт в особо напряженных местах, что при проектировании старались избегать! К стати этим грешили голландце с их тупорылыми обводами.В идеале- клинкер идёт при хорошем расчете обшивки - в* холодную*
Распарке подвергались как правило брусья\старались эту операцию сводить до минимума\-это и есть искусство проектирования!!!
Не могу не согласится. Потому как давно заметил что планка после распаривания несколько теряет свою былую прочность. И не редко корректировал изгиб после распаривания уже вхолодную просто пальцами. Согнутую я могу разогнуть обратно и планка не треснет. Надо лишь медленно и постепенно. Дерево позволяет. Оно как будто лишается первозданной прочности. А ведь корабельная конструкция постоянно испытывает то изгиб, то сжатие, то скручивание. Что справедливо для модели, то будет актуально и в натуре.
Море - это вечное движение и любовь, вечная жизнь. Жюль Верн
в процессе: Golden Hind, Nina
готов: Шлюпка с парусом

Аватара пользователя
kotbayun
Сообщения: 1421
Зарегистрирован: Ср дек 03, 2008 1:17
Откуда: La Habana
Благодарил (а): 63 раза
Поблагодарили: 79 раз

Re: Как изгибались доски при постройке

#20 Сообщение kotbayun »

FreeLander писал(а):Строился длинный деревянный короб, в который подавался пар, в этом коробе доска обшивки запаривалась, и затем "на горячую" притягивалась крепежом к шпангоутам.
Да, примерно так. Где-то читал за короб и кипяток, в котором "варились" заготовки досок для обшивки. По времени XVIII-XIX в.в., точнее не скажу.
За короб: его могли и не из дерева соорудить. А если медные листы соединяли в желоб( вон до сих пор жестянщики вручную такие "замки" для соединения труб делают), да под ними распаливали костры(в ямах), так только были бы дровишки, поддерживай огонь и в ус не дуй себе. Много ли надо на 8-метровый желоб костров? Главное - "систему раскочегарить" :)

Но сколько досок надо было сильно гнуть? Видимо только "носовые и кормовые", у самых штевней. Или там где поверхность шла "пропеллером". Да и то, наверно выше (КВЛ). Все же дерево - достаточно гибкий материал.
Длина досок обшивки примерно была метров 5-7 или до 24-х футов(шпация- фут-полтора). С шириной и толщиной многие знакомы так, что процедура "вываривания" досок была не таким уж архисложным или затратным мероприятием.
Возможно в то время всё упрощалось "до полного безобразия".
И за корабельные леса. Вот фото леса в Польше. Как видите, лес здравствует до сих пор, и нас ещё переживёт :) Обзывают лес "Кривой". Рядом находилась(до исторического материализма) фабрика, клепавшая мебель, стулья например, "венские". С судостроением было аналогично. Ведь корабли из дерева строили на протяжении сотен лет.
Вложения
кривой-лес-польша.jpg
В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,
Не вынеся тягот, под скрежет якорей,
Мы всходим на корабль, и происходит встреча
Безмерности мечты с предельностью морей.

Аватара пользователя
Bon4
Сообщения: 666
Зарегистрирован: Ср май 05, 2010 13:48
Откуда: Москва
Благодарил (а): 29 раз
Поблагодарили: 21 раз

Re: Как изгибались доски при постройке

#21 Сообщение Bon4 »

kotbayun писал(а):За короб: его могли и не из дерева соорудить. А если медные листы соединяли в желоб( вон до сих пор жестянщики вручную такие "замки" для соединения труб делают), да под ними распаливали костры(в ямах), так только были бы дровишки, поддерживай огонь и в ус не дуй себе. Много ли надо на 8-метровый желоб костров? Главное - "систему раскочегарить" :)
Обычный паровой ящик тогда использовали и сейчас используют.
Bon4 = Бонч

Аватара пользователя
Стриж
Сообщения: 137
Зарегистрирован: Пн ноя 16, 2015 17:00
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 2 раза

Re: Как изгибались доски при постройке

#22 Сообщение Стриж »

Любопытно, как избегали деформации набора судна при пришпиливании к шпангоутам обшивочных досок? Ведь доски стремяться выпрямиться, и могут корежить набор в непредсказуемых направлениях!

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6853
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 68 раз
Поблагодарили: 1157 раз

Re: Как изгибались доски при постройке

#23 Сообщение Игорь Тараканов »

Доски, испытывающие значительную деформацию, оставляли сохнуть в специальном кондукторе, где задан необходимый профиль. Так снимались напряжения, и доска сохраняла форму. Вопрос деформации снимался.

На фото: один из вариантов, демонстрирующийся в Морском Музее Гринвича
large (23).jpg

векло
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 1775
Зарегистрирован: Вт янв 17, 2006 23:17
Откуда: ЦФО
Благодарил (а): 48 раз
Поблагодарили: 118 раз

Re: Как изгибались доски при постройке

#24 Сообщение векло »

Вариантов масса
Вложения
IMG_3635.JPG

векло
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 1775
Зарегистрирован: Вт янв 17, 2006 23:17
Откуда: ЦФО
Благодарил (а): 48 раз
Поблагодарили: 118 раз

Re: Как изгибались доски при постройке

#25 Сообщение векло »

Ещё
Вложения
Image.jpg

векло
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 1775
Зарегистрирован: Вт янв 17, 2006 23:17
Откуда: ЦФО
Благодарил (а): 48 раз
Поблагодарили: 118 раз

Re: Как изгибались доски при постройке

#26 Сообщение векло »

И ещё
Вложения
Image (4).jpg

Аватара пользователя
Стриж
Сообщения: 137
Зарегистрирован: Пн ноя 16, 2015 17:00
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 2 раза

Re: Как изгибались доски при постройке

#27 Сообщение Стриж »

Возник вопрос: ведь форма судового корпуса тоже должна хоть немного "идти навстречу" обшивочной доске. Под слишком крутым углом гнуть доски нереально, да и незачем - их прочность падает. Доски, стремясь распрямиться, могут неслабо деформировать, косячить шпангоутный набор. Но, к примеру, голландские парусники имеют очень сильно закругленные в плане обводы (вспомните тот же ботик Петра 1-го). Неужели простой распаркой досок это достигалось? Наверняка у корабелов прошлых веков были свои, недошедшие до нас методики проектировки теоретических обводов, обеспечивающих более-менее оптимальный изгиб обшивочной доски?

Ответить

Вернуться в «Исторические вопросы»