Как изгибались доски при постройке
Модераторы: FreeLander, Valentin Demin
- baboo
- Сообщения: 568
- Зарегистрирован: Чт июн 02, 2011 9:52
- Благодарил (а): 45 раз
- Поблагодарили: 31 раз
Re: Как изгибались доски при постройке
Спасибо всем. Масштабы впечатляющие...
Море - это вечное движение и любовь, вечная жизнь. Жюль Верн
в процессе: Golden Hind, Nina
готов: Шлюпка с парусом
в процессе: Golden Hind, Nina
готов: Шлюпка с парусом
- baboo
- Сообщения: 568
- Зарегистрирован: Чт июн 02, 2011 9:52
- Благодарил (а): 45 раз
- Поблагодарили: 31 раз
Re: Как изгибались доски при постройке
Вот картинка которую я нашел.
Как раз из этой темы
Как раз из этой темы
Море - это вечное движение и любовь, вечная жизнь. Жюль Верн
в процессе: Golden Hind, Nina
готов: Шлюпка с парусом
в процессе: Golden Hind, Nina
готов: Шлюпка с парусом
- Juri
- родоначальник
- Сообщения: 1208
- Зарегистрирован: Сб фев 12, 2005 21:57
- Откуда: Таллин
- Благодарил (а): 21 раз
- Поблагодарили: 104 раза
Re: Как изгибались доски при постройке
При правильном расчёте обшивки проблемы с изгибом обшивочных досок не возникает! Распарка досок идёт в особо напряженных местах, что при проектировании старались избегать! К стати этим грешили голландце с их тупорылыми обводами.В идеале- клинкер идёт при хорошем расчете обшивки - в* холодную*
Распарке подвергались как правило брусья\старались эту операцию сводить до минимума\-это и есть искусство проектирования!!!
В свое время отработал в Швеции два месяца на постройке 25 метровой лайба-клинкер,\сдал зкзамен и получил сертификат-timberman, спасибо судомодельной практике\ни одна доска не распаривалась!!!
Предки не дураки были, лишнюю работу делать не любили!
Мораль: думай, потом делай!\семь раз отмерь ,один-отрежь\
Распарке подвергались как правило брусья\старались эту операцию сводить до минимума\-это и есть искусство проектирования!!!
В свое время отработал в Швеции два месяца на постройке 25 метровой лайба-клинкер,\сдал зкзамен и получил сертификат-timberman, спасибо судомодельной практике\ни одна доска не распаривалась!!!
Предки не дураки были, лишнюю работу делать не любили!
Мораль: думай, потом делай!\семь раз отмерь ,один-отрежь\
Juri
- baboo
- Сообщения: 568
- Зарегистрирован: Чт июн 02, 2011 9:52
- Благодарил (а): 45 раз
- Поблагодарили: 31 раз
Re: Как изгибались доски при постройке
Не могу не согласится. Потому как давно заметил что планка после распаривания несколько теряет свою былую прочность. И не редко корректировал изгиб после распаривания уже вхолодную просто пальцами. Согнутую я могу разогнуть обратно и планка не треснет. Надо лишь медленно и постепенно. Дерево позволяет. Оно как будто лишается первозданной прочности. А ведь корабельная конструкция постоянно испытывает то изгиб, то сжатие, то скручивание. Что справедливо для модели, то будет актуально и в натуре.Juri писал(а):Распарка досок идёт в особо напряженных местах, что при проектировании старались избегать! К стати этим грешили голландце с их тупорылыми обводами.В идеале- клинкер идёт при хорошем расчете обшивки - в* холодную*
Распарке подвергались как правило брусья\старались эту операцию сводить до минимума\-это и есть искусство проектирования!!!
Море - это вечное движение и любовь, вечная жизнь. Жюль Верн
в процессе: Golden Hind, Nina
готов: Шлюпка с парусом
в процессе: Golden Hind, Nina
готов: Шлюпка с парусом
- kotbayun
- Сообщения: 1421
- Зарегистрирован: Ср дек 03, 2008 1:17
- Откуда: La Habana
- Благодарил (а): 63 раза
- Поблагодарили: 79 раз
Re: Как изгибались доски при постройке
Да, примерно так. Где-то читал за короб и кипяток, в котором "варились" заготовки досок для обшивки. По времени XVIII-XIX в.в., точнее не скажу.FreeLander писал(а):Строился длинный деревянный короб, в который подавался пар, в этом коробе доска обшивки запаривалась, и затем "на горячую" притягивалась крепежом к шпангоутам.
За короб: его могли и не из дерева соорудить. А если медные листы соединяли в желоб( вон до сих пор жестянщики вручную такие "замки" для соединения труб делают), да под ними распаливали костры(в ямах), так только были бы дровишки, поддерживай огонь и в ус не дуй себе. Много ли надо на 8-метровый желоб костров? Главное - "систему раскочегарить"
Но сколько досок надо было сильно гнуть? Видимо только "носовые и кормовые", у самых штевней. Или там где поверхность шла "пропеллером". Да и то, наверно выше (КВЛ). Все же дерево - достаточно гибкий материал.
Длина досок обшивки примерно была метров 5-7 или до 24-х футов(шпация- фут-полтора). С шириной и толщиной многие знакомы так, что процедура "вываривания" досок была не таким уж архисложным или затратным мероприятием.
Возможно в то время всё упрощалось "до полного безобразия".
И за корабельные леса. Вот фото леса в Польше. Как видите, лес здравствует до сих пор, и нас ещё переживёт Обзывают лес "Кривой". Рядом находилась(до исторического материализма) фабрика, клепавшая мебель, стулья например, "венские". С судостроением было аналогично. Ведь корабли из дерева строили на протяжении сотен лет.
В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,
Не вынеся тягот, под скрежет якорей,
Мы всходим на корабль, и происходит встреча
Безмерности мечты с предельностью морей.
Не вынеся тягот, под скрежет якорей,
Мы всходим на корабль, и происходит встреча
Безмерности мечты с предельностью морей.
- Bon4
- Сообщения: 666
- Зарегистрирован: Ср май 05, 2010 13:48
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 29 раз
- Поблагодарили: 21 раз
Re: Как изгибались доски при постройке
Обычный паровой ящик тогда использовали и сейчас используют.kotbayun писал(а):За короб: его могли и не из дерева соорудить. А если медные листы соединяли в желоб( вон до сих пор жестянщики вручную такие "замки" для соединения труб делают), да под ними распаливали костры(в ямах), так только были бы дровишки, поддерживай огонь и в ус не дуй себе. Много ли надо на 8-метровый желоб костров? Главное - "систему раскочегарить"
Bon4 = Бонч
- Стриж
- Сообщения: 137
- Зарегистрирован: Пн ноя 16, 2015 17:00
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Как изгибались доски при постройке
Любопытно, как избегали деформации набора судна при пришпиливании к шпангоутам обшивочных досок? Ведь доски стремяться выпрямиться, и могут корежить набор в непредсказуемых направлениях!
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз
Re: Как изгибались доски при постройке
Доски, испытывающие значительную деформацию, оставляли сохнуть в специальном кондукторе, где задан необходимый профиль. Так снимались напряжения, и доска сохраняла форму. Вопрос деформации снимался.
На фото: один из вариантов, демонстрирующийся в Морском Музее Гринвича
На фото: один из вариантов, демонстрирующийся в Морском Музее Гринвича
- Стриж
- Сообщения: 137
- Зарегистрирован: Пн ноя 16, 2015 17:00
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Как изгибались доски при постройке
Возник вопрос: ведь форма судового корпуса тоже должна хоть немного "идти навстречу" обшивочной доске. Под слишком крутым углом гнуть доски нереально, да и незачем - их прочность падает. Доски, стремясь распрямиться, могут неслабо деформировать, косячить шпангоутный набор. Но, к примеру, голландские парусники имеют очень сильно закругленные в плане обводы (вспомните тот же ботик Петра 1-го). Неужели простой распаркой досок это достигалось? Наверняка у корабелов прошлых веков были свои, недошедшие до нас методики проектировки теоретических обводов, обеспечивающих более-менее оптимальный изгиб обшивочной доски?