Высота надводного борта у торговых парусников
Модераторы: FreeLander, Valentin Demin
- Стриж
- Сообщения: 137
- Зарегистрирован: Пн ноя 16, 2015 17:00
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 2 раза
Высота надводного борта у торговых парусников
Деревянные шхуны-винджаммеры (см. фото) строились даже в первом десятилетии 20 века и активно эксплуатировались до начала Второй Мировой, ценимые за дешевизну фрахта.
Смущает крайне низкая высота надводного борта судов на миделе в грузу. Крайне интересно, чем руководствовались судостроители, когда уже были выработаны строгие стандарты безопасности для конструкции судов? Как суда с таким мизерным запасом борта (значит и плавучести) могли совершать рейсы под парусами, когда крен для парусника под ветер - обычнейшее явление? Как переносили даже легкие шторма?
Смущает крайне низкая высота надводного борта судов на миделе в грузу. Крайне интересно, чем руководствовались судостроители, когда уже были выработаны строгие стандарты безопасности для конструкции судов? Как суда с таким мизерным запасом борта (значит и плавучести) могли совершать рейсы под парусами, когда крен для парусника под ветер - обычнейшее явление? Как переносили даже легкие шторма?
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз
Re: Высота надводного борта у торговых парусников
Дело в остойчивости. Продуманное расположение масс. Шхуны, равно как и клиперы, и многие другие поздние суда, могут уверенно идти под теми углами крена, которые были недоступны старинным кораблям. Ведь у старинных кораблей был ряд проблем: высокое положение масс - орудия на палубах, низкая герметичность корпуса - пушечные порты, тяжелые примитивные мачты и реи. У шхун многие вопросы высоты масс решён. Что ещё сказать про крен. А вот парусные яхты, обычно служат для гонок, они лёгкие, поэтому и крен могут иметь больший, но спасает киль, который шхуне мешал бы. Что касается штормов, высоких волн, то межбортное пространство надёжно герметично закрывается, и вода не проникает внутрь и не меняет массу корабля. Излишки воды уходят с палубы через развитую систему шпигатов. Впрочем, так делали во все времена. А ещё, если задуматься, наоборот, высокий борт мог послужить не спасением, а гибелью для корабля в бурю из-за паразитной парусности.
На фото: экипажи на шхунах нормально воспринимают уровень волн практически у планширя...
На фото: экипажи на шхунах нормально воспринимают уровень волн практически у планширя...
-
- Сообщения: 2455
- Зарегистрирован: Сб авг 16, 2008 12:29
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 199 раз
- Поблагодарили: 311 раз
Re: Высота надводного борта у торговых парусников
Из какого то учебника запомнилась диаграмма Рида для шхуны "Александр Ковалевский", не поверите, но для неё (конкретно этой шхуны) в диаграмме нет угла заката статической остойчивости т.е. при любых углах крена, вплоть до завала мачтами на воду, она имеет положительный восстанавливающий момент. Кроме высоты надводного борта есть ещё множество других факторов...ширина судна, герметичность и объём надстроек, наличие твёрдого балласта....
Ну и сами шхуны были разными
Ну и сами шхуны были разными
- VAGREY
- Сообщения: 1221
- Зарегистрирован: Ср мар 23, 2016 18:31
- Откуда: Астрахань
- Благодарил (а): 179 раз
- Поблагодарили: 363 раза
Re: Высота надводного борта у торговых парусников
У современных круизных яхт угол заката 128 градусов. Мачта полностью уходит под воду и возвращается в исходное положение а иногда полностью совершает переворот на 360 градусов. Но это швертовые а вот у спасателей угол заката 90 градусов судно ложится на борти при этом двигателя продолжают бесперебойно работать.
С уважением Сергей.
- Стриж
- Сообщения: 137
- Зарегистрирован: Пн ноя 16, 2015 17:00
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Высота надводного борта у торговых парусников
Все замечательно, но главный фактор здесь не только остойчивость. Если на миделе в грузу от верхней палубы до водной поверхности всего 70-80 см - судно может легко хлебнуть бортом воды и затонуть. В грузу судно особо не может подниматься на волну.Игорь Куцолаба писал(а):Кроме высоты надводного борта есть ещё множество других факторов...ширина судна, герметичность и объём надстроек, наличие твёрдого балласта....Ну и сами шхуны были разными
Примеры гибели судов с низким надводным бортом - многие американские мониторы времен гражданской войны, балтийский броненосец "Русалка" - были просто накрыты волнами.
- VAGREY
- Сообщения: 1221
- Зарегистрирован: Ср мар 23, 2016 18:31
- Откуда: Астрахань
- Благодарил (а): 179 раз
- Поблагодарили: 363 раза
Re: Высота надводного борта у торговых парусников
Если соблюдена герметичность волна просто перекатится через судно и пойдут дальше волна своей дорогой судно своей.
С уважением Сергей.
- Стриж
- Сообщения: 137
- Зарегистрирован: Пн ноя 16, 2015 17:00
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Высота надводного борта у торговых парусников
Откуда у деревянной посудины с большими грузовыми люками на палубе будет герметичность корпуса?
Интересен момент: эти шхуны в первую очередь адаптировались для торговли лесоматериалами. (на одном из приложенных мной фото даже видны штабеля леса на верхней палубе). Лес - груз с большим погрузочным объемом. С одной стороны, низкий надводный борт позволяет перевозить лес на палубе, не слишком повышая центр тяжести (правда, как при этом управлять шкотами?). С другой - не лучше ли было спроектировать более высокий - вместительный, мореходный корпус?
Интересен момент: эти шхуны в первую очередь адаптировались для торговли лесоматериалами. (на одном из приложенных мной фото даже видны штабеля леса на верхней палубе). Лес - груз с большим погрузочным объемом. С одной стороны, низкий надводный борт позволяет перевозить лес на палубе, не слишком повышая центр тяжести (правда, как при этом управлять шкотами?). С другой - не лучше ли было спроектировать более высокий - вместительный, мореходный корпус?
- Dedal
- родоначальник
- Сообщения: 2477
- Зарегистрирован: Сб дек 30, 2006 18:05
- Откуда: С.-Петербург
- Благодарил (а): 4 раза
- Поблагодарили: 66 раз
- Контактная информация:
Re: Высота надводного борта у торговых парусников
Ответ в слове "торговые" и "рекордные".Стриж писал(а):Деревянные шхуны-винджаммеры (см. фото) строились даже в первом десятилетии 20 века и активно эксплуатировались до начала Второй Мировой, ценимые за дешевизну фрахта.
Смущает крайне низкая высота надводного борта судов на миделе в грузу. Крайне интересно, чем руководствовались судостроители, когда уже были выработаны строгие стандарты безопасности для конструкции судов? Как суда с таким мизерным запасом борта (значит и плавучести) могли совершать рейсы под парусами, когда крен для парусника под ветер - обычнейшее явление? Как переносили даже легкие шторма?
У парусника всё что ниже ватерлинии - повышает остойчивость, Всё что выше - уменьшает её. Соответственно, высота надводного борта - на грани фола.
Т.е. нагрузка от парусов съедает увеличение фальшборта. Увеличение высоты борта приводило к уменьшению площади парусов и уменьшению остойчивости, т.е. уменьшению скорости и потерям от торгоборота.
В этом разница парусного судна и самоходного.
Всё зависело от умения капитана.
Нередкость парусники с рекордными парусами, в зависимости от силы ветра парусность регулировалась - в этом весь секрет.
В очень сильный шторм никто галсами, естественно, не ходил, предпочитали дрейфовать по ветру, соответственно крен минимальный.
Но была другая опасность - нагонная волна. У американских клиперов делали ложкоообразную корму с малым запасом плавучести - опять же из-за рекордности, поэтому большая волна могла догнать клипер и захлестнуть корму. Корабль терял остойчивость и тонул.
Все нюансы описаны в старой книжке "Чайные клипера"
Гибель клипера в шторм
- Стриж
- Сообщения: 137
- Зарегистрирован: Пн ноя 16, 2015 17:00
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Высота надводного борта у торговых парусников
С клипером сравнивать такую шхуну мягко говоря, некорректно. У нее скорость узлов 8-10, от силы. Эти шхуны пришли уже на смену клиперам и ценились за дешевизну в эксплуатации, простоту парусной оснастки, требующей малочисленного экипажа. Все это обуславливало низкую себестоимость фрахта и позволяло парусникам конкурировать с пароходами почти до середины 20 века.
Это вообще нормально? У парусного судна длиной 60 м конструктивный надводный борт на миделе (на чертеже модели) всего 1,2 м, а в реале, глядя на фото, пригружали и сильнее.
Вот еще фото (очевидно, легендарный 6-мачтовый "Вайоминг"). Судно тяжело нагружено, сидит фактически по верхнюю палубу. Как оно способно держаться на воде и переносить волнение?
Это вообще нормально? У парусного судна длиной 60 м конструктивный надводный борт на миделе (на чертеже модели) всего 1,2 м, а в реале, глядя на фото, пригружали и сильнее.
Вот еще фото (очевидно, легендарный 6-мачтовый "Вайоминг"). Судно тяжело нагружено, сидит фактически по верхнюю палубу. Как оно способно держаться на воде и переносить волнение?
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз
- VAGREY
- Сообщения: 1221
- Зарегистрирован: Ср мар 23, 2016 18:31
- Откуда: Астрахань
- Благодарил (а): 179 раз
- Поблагодарили: 363 раза
Re: Высота надводного борта у торговых парусников
Разницы нет какая скорость. Герметичность и грамотное размещение и крепление груза от его смещения и все.На клипере скорее всего перегрузили корму чтобы нос не "рыл" и не рыскал дабы увеличить скорость. На парусном флоте решетки и прочие "дыры" максимально закрывали парусиной и крепко обвязывали.Есть суда с высотой борта 6 метров от воды но с четвертым классом мореходности а есть 0.7 метра от главной палубы до воды но с первым классом мореходности. Я бы вышел в море на втором. Налейте в бутылку воды но не до горлышка оставьте немного воздуха зкрутите крепко крышкой и бросьте в воду она не утонет если вы даже принудительно захотите утопить она всплывет.
С уважением Сергей.
- Стриж
- Сообщения: 137
- Зарегистрирован: Пн ноя 16, 2015 17:00
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Высота надводного борта у торговых парусников
Здравствуйте! Возможно ли как-либо связаться с изготовителем вот этой модели: https:
https://gallery.shipmodeling.ru/from_sc ... __/album62 ?
https://gallery.shipmodeling.ru/from_sc ... __/album62 ?