Высота надводного борта у торговых парусников

Вопросы как оно было на самом деле. Поиск истины в локальном форуме.

Модераторы: FreeLander, Valentin Demin

Ответить
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Стриж
Сообщения: 137
Зарегистрирован: Пн ноя 16, 2015 17:00
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 2 раза

Высота надводного борта у торговых парусников

#1 Сообщение Стриж »

Деревянные шхуны-винджаммеры (см. фото) строились даже в первом десятилетии 20 века и активно эксплуатировались до начала Второй Мировой, ценимые за дешевизну фрахта.
Смущает крайне низкая высота надводного борта судов на миделе в грузу. Крайне интересно, чем руководствовались судостроители, когда уже были выработаны строгие стандарты безопасности для конструкции судов? Как суда с таким мизерным запасом борта (значит и плавучести) могли совершать рейсы под парусами, когда крен для парусника под ветер - обычнейшее явление? Как переносили даже легкие шторма?
Вложения
30_G.jpg
08_06_005646.jpg
Снимок экрана 2017-05-18 в 15.28.37.png

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6853
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 68 раз
Поблагодарили: 1157 раз

Re: Высота надводного борта у торговых парусников

#2 Сообщение Игорь Тараканов »

Дело в остойчивости. Продуманное расположение масс. Шхуны, равно как и клиперы, и многие другие поздние суда, могут уверенно идти под теми углами крена, которые были недоступны старинным кораблям. Ведь у старинных кораблей был ряд проблем: высокое положение масс - орудия на палубах, низкая герметичность корпуса - пушечные порты, тяжелые примитивные мачты и реи. У шхун многие вопросы высоты масс решён. Что ещё сказать про крен. А вот парусные яхты, обычно служат для гонок, они лёгкие, поэтому и крен могут иметь больший, но спасает киль, который шхуне мешал бы. Что касается штормов, высоких волн, то межбортное пространство надёжно герметично закрывается, и вода не проникает внутрь и не меняет массу корабля. Излишки воды уходят с палубы через развитую систему шпигатов. Впрочем, так делали во все времена. А ещё, если задуматься, наоборот, высокий борт мог послужить не спасением, а гибелью для корабля в бурю из-за паразитной парусности.

На фото: экипажи на шхунах нормально воспринимают уровень волн практически у планширя...
02-Pride-of-Baltimore2-2000.jpg
gafelnaya-shhuna_5.jpg

Игорь Куцолаба
Сообщения: 2449
Зарегистрирован: Сб авг 16, 2008 12:29
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 195 раз
Поблагодарили: 311 раз

Re: Высота надводного борта у торговых парусников

#3 Сообщение Игорь Куцолаба »

Из какого то учебника запомнилась диаграмма Рида для шхуны "Александр Ковалевский", не поверите, но для неё (конкретно этой шхуны) в диаграмме нет угла заката статической остойчивости :o т.е. при любых углах крена, вплоть до завала мачтами на воду, она имеет положительный восстанавливающий момент. Кроме высоты надводного борта есть ещё множество других факторов...ширина судна, герметичность и объём надстроек, наличие твёрдого балласта....
Ну и сами шхуны были разными :)
Вложения
Schooner_'Thomas_W._Lawson'_1902-1907a.jpg

Аватара пользователя
VAGREY
Сообщения: 1221
Зарегистрирован: Ср мар 23, 2016 18:31
Откуда: Астрахань
Благодарил (а): 179 раз
Поблагодарили: 363 раза

Re: Высота надводного борта у торговых парусников

#4 Сообщение VAGREY »

У современных круизных яхт угол заката 128 градусов. Мачта полностью уходит под воду и возвращается в исходное положение а иногда полностью совершает переворот на 360 градусов. Но это швертовые а вот у спасателей угол заката 90 градусов судно ложится на борти при этом двигателя продолжают бесперебойно работать.
С уважением Сергей.

Аватара пользователя
Стриж
Сообщения: 137
Зарегистрирован: Пн ноя 16, 2015 17:00
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 2 раза

Re: Высота надводного борта у торговых парусников

#5 Сообщение Стриж »

Игорь Куцолаба писал(а):Кроме высоты надводного борта есть ещё множество других факторов...ширина судна, герметичность и объём надстроек, наличие твёрдого балласта....Ну и сами шхуны были разными :)
Все замечательно, но главный фактор здесь не только остойчивость. Если на миделе в грузу от верхней палубы до водной поверхности всего 70-80 см - судно может легко хлебнуть бортом воды и затонуть. В грузу судно особо не может подниматься на волну.
Примеры гибели судов с низким надводным бортом - многие американские мониторы времен гражданской войны, балтийский броненосец "Русалка" - были просто накрыты волнами.

Аватара пользователя
VAGREY
Сообщения: 1221
Зарегистрирован: Ср мар 23, 2016 18:31
Откуда: Астрахань
Благодарил (а): 179 раз
Поблагодарили: 363 раза

Re: Высота надводного борта у торговых парусников

#6 Сообщение VAGREY »

Если соблюдена герметичность волна просто перекатится через судно и пойдут дальше волна своей дорогой судно своей.
С уважением Сергей.

Аватара пользователя
Стриж
Сообщения: 137
Зарегистрирован: Пн ноя 16, 2015 17:00
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 2 раза

Re: Высота надводного борта у торговых парусников

#7 Сообщение Стриж »

Откуда у деревянной посудины с большими грузовыми люками на палубе будет герметичность корпуса?
Интересен момент: эти шхуны в первую очередь адаптировались для торговли лесоматериалами. (на одном из приложенных мной фото даже видны штабеля леса на верхней палубе). Лес - груз с большим погрузочным объемом. С одной стороны, низкий надводный борт позволяет перевозить лес на палубе, не слишком повышая центр тяжести (правда, как при этом управлять шкотами?). С другой - не лучше ли было спроектировать более высокий - вместительный, мореходный корпус?

Аватара пользователя
Dedal
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 2477
Зарегистрирован: Сб дек 30, 2006 18:05
Откуда: С.-Петербург
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 66 раз
Контактная информация:

Re: Высота надводного борта у торговых парусников

#8 Сообщение Dedal »

Стриж писал(а):Деревянные шхуны-винджаммеры (см. фото) строились даже в первом десятилетии 20 века и активно эксплуатировались до начала Второй Мировой, ценимые за дешевизну фрахта.
Смущает крайне низкая высота надводного борта судов на миделе в грузу. Крайне интересно, чем руководствовались судостроители, когда уже были выработаны строгие стандарты безопасности для конструкции судов? Как суда с таким мизерным запасом борта (значит и плавучести) могли совершать рейсы под парусами, когда крен для парусника под ветер - обычнейшее явление? Как переносили даже легкие шторма?
Ответ в слове "торговые" и "рекордные".
У парусника всё что ниже ватерлинии - повышает остойчивость, Всё что выше - уменьшает её. Соответственно, высота надводного борта - на грани фола.
Т.е. нагрузка от парусов съедает увеличение фальшборта. Увеличение высоты борта приводило к уменьшению площади парусов и уменьшению остойчивости, т.е. уменьшению скорости и потерям от торгоборота.
В этом разница парусного судна и самоходного.
Всё зависело от умения капитана.
Нередкость парусники с рекордными парусами, в зависимости от силы ветра парусность регулировалась - в этом весь секрет.
В очень сильный шторм никто галсами, естественно, не ходил, предпочитали дрейфовать по ветру, соответственно крен минимальный.
Но была другая опасность - нагонная волна. У американских клиперов делали ложкоообразную корму с малым запасом плавучести - опять же из-за рекордности, поэтому большая волна могла догнать клипер и захлестнуть корму. Корабль терял остойчивость и тонул.
Все нюансы описаны в старой книжке "Чайные клипера"

Гибель клипера в шторм
Изображение

Аватара пользователя
Стриж
Сообщения: 137
Зарегистрирован: Пн ноя 16, 2015 17:00
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 2 раза

Re: Высота надводного борта у торговых парусников

#9 Сообщение Стриж »

С клипером сравнивать такую шхуну мягко говоря, некорректно. У нее скорость узлов 8-10, от силы. Эти шхуны пришли уже на смену клиперам и ценились за дешевизну в эксплуатации, простоту парусной оснастки, требующей малочисленного экипажа. Все это обуславливало низкую себестоимость фрахта и позволяло парусникам конкурировать с пароходами почти до середины 20 века.

Это вообще нормально? У парусного судна длиной 60 м конструктивный надводный борт на миделе (на чертеже модели) всего 1,2 м, а в реале, глядя на фото, пригружали и сильнее.

Вот еще фото (очевидно, легендарный 6-мачтовый "Вайоминг"). Судно тяжело нагружено, сидит фактически по верхнюю палубу. Как оно способно держаться на воде и переносить волнение?
Вложения
Снимок экрана 2017-09-22 в 19.45.41.png

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6853
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 68 раз
Поблагодарили: 1157 раз

Re: Высота надводного борта у торговых парусников

#10 Сообщение Игорь Тараканов »

То есть, все ответы по новому кругу печатать?

Аватара пользователя
VAGREY
Сообщения: 1221
Зарегистрирован: Ср мар 23, 2016 18:31
Откуда: Астрахань
Благодарил (а): 179 раз
Поблагодарили: 363 раза

Re: Высота надводного борта у торговых парусников

#11 Сообщение VAGREY »

Разницы нет какая скорость. Герметичность и грамотное размещение и крепление груза от его смещения и все.На клипере скорее всего перегрузили корму чтобы нос не "рыл" и не рыскал дабы увеличить скорость. На парусном флоте решетки и прочие "дыры" максимально закрывали парусиной и крепко обвязывали.Есть суда с высотой борта 6 метров от воды но с четвертым классом мореходности а есть 0.7 метра от главной палубы до воды но с первым классом мореходности. Я бы вышел в море на втором. Налейте в бутылку воды но не до горлышка оставьте немного воздуха зкрутите крепко крышкой и бросьте в воду она не утонет если вы даже принудительно захотите утопить она всплывет.
С уважением Сергей.

Аватара пользователя
Стриж
Сообщения: 137
Зарегистрирован: Пн ноя 16, 2015 17:00
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 2 раза

Re: Высота надводного борта у торговых парусников

#12 Сообщение Стриж »

Здравствуйте! Возможно ли как-либо связаться с изготовителем вот этой модели: https:
https://gallery.shipmodeling.ru/from_sc ... __/album62 ?

Аватара пользователя
Juri
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 1204
Зарегистрирован: Сб фев 12, 2005 21:57
Откуда: Таллин
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 102 раза

Re: Высота надводного борта у торговых парусников

#13 Сообщение Juri »

Возможно!
Какие проблемы?
Juri

Ответить

Вернуться в «Исторические вопросы»