Медная обшивка английских парусных линкоров
Модераторы: FreeLander, Valentin Demin
- alex_leraje
- Сообщения: 18
- Зарегистрирован: Вт фев 04, 2014 2:08
- Откуда: Беларусь
- Благодарил (а): 5 раз
- Поблагодарили: 3 раза
- Контактная информация:
Медная обшивка английских парусных линкоров
Всех приветствую. Строю HMS Leopard 1790г. Обшил днище корабля медью, как показано на анатомии Беллоны (ну и фотках музейной модели). Остался киль, и тут у меня много вопросов. Я так понимаю торец киля зашивался или медью, или свинцовыми пластинами, и тут нужно несколько уточнений:
1) На носу и киле зашивалось внахлест на пластины на корпусе? На киле после этого набивался фальшкиль или нет?
2) Торец киля сзади, тот что прячется за рулем (извиняюсь, не силен в терминологии), тоже внахлест на пластины корпуса, или под ними? Медью или нет?
3) Сам руль висит ровно с килем или фальшкилем при его наличии?
4) Петли руля зашивались медью с какой-нибудь прокладкой (какой мне не принципиально для модели), насколько мне удалось найти. Мне интересно как именно. Сами петли вырезались по контуру, и потом внахлест зашивались медными листами? Как это сейчас сделано на Виктори в Портсмуте?
В силу своей неграмотности готов дополнить рисунками собственного начертания
Или может у кого есть материал по всем тонкостям медной обшивки?
1) На носу и киле зашивалось внахлест на пластины на корпусе? На киле после этого набивался фальшкиль или нет?
2) Торец киля сзади, тот что прячется за рулем (извиняюсь, не силен в терминологии), тоже внахлест на пластины корпуса, или под ними? Медью или нет?
3) Сам руль висит ровно с килем или фальшкилем при его наличии?
4) Петли руля зашивались медью с какой-нибудь прокладкой (какой мне не принципиально для модели), насколько мне удалось найти. Мне интересно как именно. Сами петли вырезались по контуру, и потом внахлест зашивались медными листами? Как это сейчас сделано на Виктори в Портсмуте?
В силу своей неграмотности готов дополнить рисунками собственного начертания
Или может у кого есть материал по всем тонкостям медной обшивки?
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз
Re: Медная обшивка английских парусных линкоров
1) На носу и киле зашивалось внахлест на пластины на корпусе? На киле после этого набивался фальшкиль или нет? 2) Торец киля сзади, тот что прячется за рулем (извиняюсь, не силен в терминологии), тоже внахлест на пластины корпуса, или под ними? Медью или нет?
- На носу (форштевне) - внахлёст на пластины корпуса. На ахтерштевне - пластины корпуса были положены поверх пластин ахтерштевня. Принцип простой: вода не должна срывать медные пластины (пролема срыва медных пластин так и не была решена до самого скончания эры медной обшивки), поэтому мастера верфей делали нахлёсты по принципу наименьшего гидродинамического сопротивления. Аналогично рыбьей чешуе. Итак, сначала зашивали "торец" ахтерштевня, потом обшивали корпус (вы наверняка читали, что обшивку делали с кормы в нос и сверху вниз), последним этапом шёл волнорез форштевня.
Фальшкиль обшивался медью отдельно и при помощи скоб ставился на тоже уже обшитый киль. Скобы и остатки независимой медной обшивки вы наверняка видели на Виктори.
Так же желательно не имитировать свинцовые пластины: они больше характерны для ранних экспериментов, прижился свинец только во французском и испанском флотах, англичане отказались от свинца из-за электрохимической "вражды" меди и свинца в морской воде.
А вопрос, как обшивка киля (именно киля, я понял ваш вопрос) сопрягается с обшивкой корпуса, видимо, возник только из-за масштаба модели. На корабле шпунтовый пояс не имеет таких резких переходов углов и перегибов, из-за которых надо как-то особо резать медные пластины, как на модели. Настоящая медная обшивка гнётся, как бумага и прекрасно облегает любые сложные участки, вспомним упомянутые вами петли руля на Виктори - медь "промята" под каждый болтик. На фото: медная обшивка положена независимо от того, где и как проходит киль и штевни - на реальном корабле их изгибы не критичны для тонкой меди.
(на корабле с фотографии отсутствует фальшкиль, будьте внимательны)
3) Сам руль висит ровно с килем или фальшкилем при его наличии?
На нижней грани пера руля тоже прибивалась защитная планка, аналогичная фальшкилю. Она была такого же размера, как и фальшкиль, и служила такой же цели. Исторический чертёж Леопарда ясно и чётко даёт понять, что МакКей не ошибся: у Леопарда (конкретно у этого корабля, были и другие варианты, это не всеобщее правило) перо руля имело защитную планку, на одной линии с фальшкилем. Как и фальшкиль, планка обшивалась отдельно от пера и прибивалась позже.
4) Петли руля зашивались медью с какой-нибудь прокладкой (какой мне не принципиально для модели), насколько мне удалось найти. Мне интересно как именно. Сами петли вырезались по контуру, и потом внахлест зашивались медными листами? Как это сейчас сделано на Виктори в Портсмуте?
- Картоном. На Виктори тоже самое. Были разработаны и испытаны различные способы изоляции, но с 1778 года "узаконили" наиболее удовлетворительный вариант: между железными элементами и медной обшивкой англичане ставили специально обработанную бумагу, которую я смело называю более поздним термином "картон". Этот "картон" выхаживал столько же, сколько и сама обшивка, от пары месяцев до года, а то и больше, в зависимости от эксплуатации корабля. Обычно - полугодие, год - и обшивку меняли.
Картон не применялся, если петли руля были бронзовые. Бронзовые петли были для 1790 года самым обычным явлением. Я склонен к мнению, что Леопард скорее всего имел бронзовые петли. Помимо способа "медные пластины поверх петель", и для железных, и для бронзовых петель существовал вариант "медные пластины обрезаются и подгоняются под форму петли" - то есть, петля не закрыта медью. Именно так показана обшивка на отреставрированной Катти Сарк - подгонка столь тщательная, что создаётся полное впечатление, что петли положены поверх медных листов, но это не так. Увеличьте фото. Кстати, передняя "грань" пера руля обшита так же, как и форштевень - внахлёст, чтобы не оторвала вода. На отреставрированном клипере выполнено исторически верное покрытие корабля мюнц-металлом, пусть вас не смущает отсутствие зелёного цвета меди.
Ну и до кучи:
- На носу (форштевне) - внахлёст на пластины корпуса. На ахтерштевне - пластины корпуса были положены поверх пластин ахтерштевня. Принцип простой: вода не должна срывать медные пластины (пролема срыва медных пластин так и не была решена до самого скончания эры медной обшивки), поэтому мастера верфей делали нахлёсты по принципу наименьшего гидродинамического сопротивления. Аналогично рыбьей чешуе. Итак, сначала зашивали "торец" ахтерштевня, потом обшивали корпус (вы наверняка читали, что обшивку делали с кормы в нос и сверху вниз), последним этапом шёл волнорез форштевня.
Фальшкиль обшивался медью отдельно и при помощи скоб ставился на тоже уже обшитый киль. Скобы и остатки независимой медной обшивки вы наверняка видели на Виктори.
Так же желательно не имитировать свинцовые пластины: они больше характерны для ранних экспериментов, прижился свинец только во французском и испанском флотах, англичане отказались от свинца из-за электрохимической "вражды" меди и свинца в морской воде.
А вопрос, как обшивка киля (именно киля, я понял ваш вопрос) сопрягается с обшивкой корпуса, видимо, возник только из-за масштаба модели. На корабле шпунтовый пояс не имеет таких резких переходов углов и перегибов, из-за которых надо как-то особо резать медные пластины, как на модели. Настоящая медная обшивка гнётся, как бумага и прекрасно облегает любые сложные участки, вспомним упомянутые вами петли руля на Виктори - медь "промята" под каждый болтик. На фото: медная обшивка положена независимо от того, где и как проходит киль и штевни - на реальном корабле их изгибы не критичны для тонкой меди.
(на корабле с фотографии отсутствует фальшкиль, будьте внимательны)
3) Сам руль висит ровно с килем или фальшкилем при его наличии?
На нижней грани пера руля тоже прибивалась защитная планка, аналогичная фальшкилю. Она была такого же размера, как и фальшкиль, и служила такой же цели. Исторический чертёж Леопарда ясно и чётко даёт понять, что МакКей не ошибся: у Леопарда (конкретно у этого корабля, были и другие варианты, это не всеобщее правило) перо руля имело защитную планку, на одной линии с фальшкилем. Как и фальшкиль, планка обшивалась отдельно от пера и прибивалась позже.
4) Петли руля зашивались медью с какой-нибудь прокладкой (какой мне не принципиально для модели), насколько мне удалось найти. Мне интересно как именно. Сами петли вырезались по контуру, и потом внахлест зашивались медными листами? Как это сейчас сделано на Виктори в Портсмуте?
- Картоном. На Виктори тоже самое. Были разработаны и испытаны различные способы изоляции, но с 1778 года "узаконили" наиболее удовлетворительный вариант: между железными элементами и медной обшивкой англичане ставили специально обработанную бумагу, которую я смело называю более поздним термином "картон". Этот "картон" выхаживал столько же, сколько и сама обшивка, от пары месяцев до года, а то и больше, в зависимости от эксплуатации корабля. Обычно - полугодие, год - и обшивку меняли.
Картон не применялся, если петли руля были бронзовые. Бронзовые петли были для 1790 года самым обычным явлением. Я склонен к мнению, что Леопард скорее всего имел бронзовые петли. Помимо способа "медные пластины поверх петель", и для железных, и для бронзовых петель существовал вариант "медные пластины обрезаются и подгоняются под форму петли" - то есть, петля не закрыта медью. Именно так показана обшивка на отреставрированной Катти Сарк - подгонка столь тщательная, что создаётся полное впечатление, что петли положены поверх медных листов, но это не так. Увеличьте фото. Кстати, передняя "грань" пера руля обшита так же, как и форштевень - внахлёст, чтобы не оторвала вода. На отреставрированном клипере выполнено исторически верное покрытие корабля мюнц-металлом, пусть вас не смущает отсутствие зелёного цвета меди.
Ну и до кучи:
-
- Сообщения: 189
- Зарегистрирован: Ср апр 08, 2015 4:14
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 34 раза
Re: Медная обшивка английских парусных линкоров
Хм...
попалось тут, почти в тему. Журнал мануфактур и торговли, 1830 год, так сказать - последние достижения Науки -И-Техники.
(За картон-VS-войлок разговор отдельный).
попалось тут, почти в тему. Журнал мануфактур и торговли, 1830 год, так сказать - последние достижения Науки -И-Техники.
(За картон-VS-войлок разговор отдельный).
-
- Сообщения: 189
- Зарегистрирован: Ср апр 08, 2015 4:14
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 34 раза
Re: Медная обшивка английских парусных линкоров
Не в тему.
Мой Питер.
Стрелка ВО.
Необычный вид.
Достижения Науки-И-Техники за 1829 год.
Мой Питер.
Стрелка ВО.
Необычный вид.
Достижения Науки-И-Техники за 1829 год.
-
- Сообщения: 189
- Зарегистрирован: Ср апр 08, 2015 4:14
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 34 раза
Re: Медная обшивка английских парусных линкоров
Штоб два раза не заходить...
За защиту медью поговорить конечно любопытно, но коли копать, встречаются не менее интересные вещи
За защиту медью поговорить конечно любопытно, но коли копать, встречаются не менее интересные вещи
-
- Сообщения: 189
- Зарегистрирован: Ср апр 08, 2015 4:14
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 34 раза
Re: Медная обшивка английских парусных линкоров
До кучи.
Вдруг кому любопытно.
Не просто строгать-клеить, а узнать, как оно было?
Тот же Журнал мануфактур и торговли.
Вдруг кому любопытно.
Не просто строгать-клеить, а узнать, как оно было?
Тот же Журнал мануфактур и торговли.
-
- Сообщения: 50
- Зарегистрирован: Сб фев 05, 2011 11:27
- Благодарил (а): 5 раз
- Поблагодарили: 6 раз
Re: Медная обшивка английских парусных линкоров
Добрый день ! Когда в России впервые начали применять обшивку медью? Вызвало сомнение обшивка линейного "город Архангельск" постройки 1760 г. медью.
Семёныч
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз
Re: Медная обшивка английских парусных линкоров
Официально - с 23 октября 1781 года, по Повелению императрицы Екатерины II.
Дело, правда, не заладилось в виду скудности финансирования Флота.
Но есть ещё один важный момент.
"Город Архангельск" был построен на Соломбальской верфи. Корабли, построенные в Архангельске, не покрывались медью вообще до самого окончания 18 века, и лишь благодаря адмиралу Алексею Самуиловичу Грейгу дело шатко-валко зашевелилось, и к так называемой эпохе Наполеоновских войн заметное количество русских линейных кораблей всё-таки получило медную обшивку днища, в том числе и архангельские детища.
Дело, правда, не заладилось в виду скудности финансирования Флота.
Но есть ещё один важный момент.
"Город Архангельск" был построен на Соломбальской верфи. Корабли, построенные в Архангельске, не покрывались медью вообще до самого окончания 18 века, и лишь благодаря адмиралу Алексею Самуиловичу Грейгу дело шатко-валко зашевелилось, и к так называемой эпохе Наполеоновских войн заметное количество русских линейных кораблей всё-таки получило медную обшивку днища, в том числе и архангельские детища.
Re: Медная обшивка английских парусных линкоров
К 1805 г. медью были обшиты:
БФ:
Ростислав 100 1784
Елена 74 1785
Св. Николай 100 1789
Принц Карл 66 1790
Эмгейтен 66 1790
Ретвизан 66 1790
Санкт Петр 74 1799
Москва 74 1799
Ярослав 74 1799
Зачатие Св. Анны 70 1600
Архистратиг Михаил 66 1800
Гавриил 110 1802
Рафаил 80 1802
Уриил 80 1802
Селафаил 74 1803
Сильной 66 1805
Венус 44 1789
Меркуриус 22 1783
Автрол 24 1789
ЧФ:
Параскевия 74 1799
Ягудиил 110 1800
Ратный 110 1802
БФ:
Ростислав 100 1784
Елена 74 1785
Св. Николай 100 1789
Принц Карл 66 1790
Эмгейтен 66 1790
Ретвизан 66 1790
Санкт Петр 74 1799
Москва 74 1799
Ярослав 74 1799
Зачатие Св. Анны 70 1600
Архистратиг Михаил 66 1800
Гавриил 110 1802
Рафаил 80 1802
Уриил 80 1802
Селафаил 74 1803
Сильной 66 1805
Венус 44 1789
Меркуриус 22 1783
Автрол 24 1789
ЧФ:
Параскевия 74 1799
Ягудиил 110 1800
Ратный 110 1802
Re: Медная обшивка английских парусных линкоров
В кампанию 1778 г. линкоры Кеппела медной обшивки еще не имели.
В кампанию 1779 г. 8 ЛК флота Харди уже имели медную обшивку.
В кампанию 1780 г. все ЛК флота Канала Гири были с медной обшивкой.
В кампанию 1779 г. 8 ЛК флота Харди уже имели медную обшивку.
В кампанию 1780 г. все ЛК флота Канала Гири были с медной обшивкой.
- Richie
- Сообщения: 760
- Зарегистрирован: Пн сен 24, 2007 22:46
- Откуда: Крансодар
- Благодарил (а): 29 раз
- Поблагодарили: 74 раза
Re: Медная обшивка английских парусных линкоров
Эти два взятые у Выборга, у шведов тоже были с медью?Ted писал(а):К 1805 г. медью были обшиты:
БФ:
Эмгейтен 66 1790
Ретвизан 66 1790
Re: Медная обшивка английских парусных линкоров
Я так понял из шведских текстов, что в войну 1788-90 гг. по крайней мере новые корабли и фрегаты уже имели медную обшивку.
- Richie
- Сообщения: 760
- Зарегистрирован: Пн сен 24, 2007 22:46
- Откуда: Крансодар
- Благодарил (а): 29 раз
- Поблагодарили: 74 раза
Re: Медная обшивка английских парусных линкоров
Мда, слишком поздно до меня дошла эта информация Сделал без неё, опираясь на музейные моделиTed писал(а):Я так понял из шведских текстов, что в войну 1788-90 гг. по крайней мере новые корабли и фрегаты уже имели медную обшивку.
Re: Медная обшивка английских парусных линкоров
Список составлен Вами, или есть соответствующий источник (просьба, указать его) ?Ted писал(а):К 1805 г. медью были обшиты:
БФ: Ростислав 100 1784 Елена 74 1785 Св. Николай 100 1789 Принц Карл 66 1790 Эмгейтен 66 1790 Ретвизан 66 1790 Санкт Петр 74 1799 Москва 74 1799 Ярослав 74 1799 Зачатие Св. Анны 70 1600 Архистратиг Михаил 66 1800 Гавриил 110 1802 Рафаил 80 1802 Уриил 80 1802 Селафаил 74 1803 Сильной 66 1805 Венус 44 1789 Меркуриус 22 1783 Автрол 24 1789
ЧФ: Параскевия 74 1799 Ягудиил 110 1800 Ратный 110 1802